Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение Класс 2 в
Автор УМК : по литературному чтению под редакцией Свиридовой
Тема урока : Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула».
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели урока: сформировать умение выражать основную мысль (идею) прямо сформулированной или провести её с помощью соответствующего отбора деталей; формирование умения работать с текстом.
Планируемые результаты:
предметные:
-ученик получит возможность научиться:
-выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
1.2.3. Планируемые личностные результаты освоения ООП
-понимать чувства других людей и сопереживать им
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
- понимать причины успеха в учебной деятельности
1.2.4. Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.
Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа
Коммуникативные УУД : формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.
.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация Цель: -мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; -осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Цель: Психологический настрой. -Добрый день ребята, уважаемые гости! Я очень рада видеть вас на уроке. Ребята, подравняйтесь, настройтесь на урок! Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь друг другу, присаживайтесь. Я приглашаю вас отправиться в одно очень увлекательное путешествие по морям – по волнам. (слайд № 2 ) А для того, чтобы нам отправиться в путь, нам нужно взять с собой карту и хорошее настроение. | Эмоциональное слушание Работа в группах Нужно составить из букв слова и прочитать их. Начинается работа в паре ЬТАТИЧ (слайд № 3 ) ЬТАДЮЛБНА | Потребность в общении с одноклассниками (Л) |
2.Актуализация знаний Цель: - актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; -актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение | Ребята, смотрите, а вот и первое задание. Вам нужно прочитать слова по слогам. Не все хором, а по рядам. Первое слово читает вслух - первый ряд, второе слово - второй ряд, третье слово - третий ряд и т.д. - Сколько слогов в каждом слове? -Сколько всего слов с двумя слогами? (6) - Прочитаем хором все слова целиком. -Ребята, кто из вас может сказать, из какого произведения эти слова? (слайд № 7 ) -Кто автор этого произведения? (слайд № 8 ) - Какие произведения Льва Николаевича вы читали? Вам знакомы? | Работа по рядам Индивидуальное сообщение учащегося Ответы учащихся «Прыжок» (Л.Н. Толстой) (Басни «Отец и сын», «Лгун», рассказ «Филиппок»). Физминутка. | Извлечение необходимой информации из сообщения (П) Логические действия (П) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Самоопределение (Л) |
3. Постановка проблемы: а) создание проблемной ситуации; б) постановка проблемы | Определение темы урока (слайд18) 1. Загадка. В бинокль злюку разгляжу - Что вам известно об этой грозной обитательнице многих морей и океанов | Отгадывание загадки. Индивидуальное сообщение учащегося | Извлечение необходимой информации из сообщения (П) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Самоопределение (Л) Формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (Р) |
4.Формулирование цели урока. Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям. | Исходя из формулировки темы, определите, какова цель урока? - Ребята, кто из вас уже догадался, о чём будет идти речь на уроке? - А цель нашего урока: будем учиться воспринимать произведение на слух и продолжать работать по учебнику. | Формулировка цели (целей урока) | Целеполагание (Р) |
5.Формирование новых знаний Цель: учить актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ,
| Словарная работа. (слайд № 19-24 ) -Чтобы лучше понять рассказ, я предлагаю вам познакомимся с новыми словарными словами. Артиллерист - это военнослужащий человек, стреляющий из пушки. (слайд № 19 Пустыня - большое песчаное незаселенное пространство. (слайд № 20 ) Африка – второй по величине после Евразии материк. (слайд № 21 ) В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Африка это тёплый материк, температура там летом +25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+16 градусов). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго. (слайд № 22 ) Ропот - неясные, негромкие голоса. (слайд № 23 ) Застлал - закрыл туманом. Хобот - упирающаяся в землю задняя часть пушки. Фитиль - шнур для поджигания пороха. (1-2 человека читают все слова) (слайд № 24 ) |
Работа со словарем ,работа с картой.
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа (П)
|
6. «Открытие» детьми нового знания. Цель: - мотивировать учащихся к деятельности; - координировать деятельность учащихся; | 3. Первичное знакомство с произведением а. Работа с иллюстрацией в учебнике к рассказу - с.42. - Что мы видим? Верно, на ней изображены большие парусные корабли, которые в давние времена служили основным средством дальних морских плаваний. Корабль, изображённый на переднем плане рисунка, стоит на якоре, который на очень длинной цепи опущен на дно. Это военный корабль. У него на вооружении много орудий - корабельных пушек. Чтобы выстрелить из такой пушки, надо было поднести фитиль с огнём к стволу (хоботу) и у специального отверстия поджечь порох. Пушки обслуживали матросы – артиллеристы. Ими командовал офицер. Об истории, случившейся однажды на таком корабле и рассказал Л.Н. Толстой. б. Просмотр видеофайла до слов «Акула плыла прямо на мальчика…» -Отодвиньте учебник в сторону, но не закрывайте, так как текст сначала мы будем не читать ,а слушать. -А так же подумайте и скажите, где происходят события в произведении? Постарайтесь прочувствовать всё, что услышите. Первая остановка. -Ребята, как вы считаете, что будет дальше? -Чем закончится рассказ? в. Слушание рассказа до конца. Беседа по первым впечатлениям. Где разворачиваются события в произведении Л.Н.Толстого «Акула»? ( показ Африки на карте) - Какая угроза нависла над мальчиками? - Как можно было избежать её с самого начала? - Ребята, какие вы испытали чувства при прослушивании этого рассказа? Чувство радости… Чувство тревоги, когда заметили акулу с палубы. Чувство опасности, волнения, когда мальчики старались уплыть от акулы. Чувство страха, когда артиллерист выстрелил) -Ребята, перечислите героев данного произведения?
-Подготовьтесь прочитать текст и постарайтесь ответить на вопрос, кто был главным героем произведения?(чтение текста) -Вот мы и прочитали текст Л.Н.Толстого «Акула». Кто главный герой рассказа? . |
(Корабли) Просмотр видеофайла «Акула», с остановками. Предположение окончания рассказа . Ответы на вопросы, работа с картой. Работа по учебнику стр.42-43 | Постановка и формулирование проблемы (П) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Извлечение необходимой информации из произведения (П) Самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.(П) |
7. Включение в систему знаний Цель: мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся;
| Анализ прочитанного. -Кто был главным героем данного произведения? -Подумайте, кто из героев участвует почти во всех эпизодах? (артиллерист) - Как артиллерист отнесся к забавам своего сына? - Как он ведет себя в момент опасности? (стр. 43 прочитайте) -Что он крикнул? - Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец одного из них стоял на палубе и ничего не предпринимал, хотя отдал приказ вернуться? - Какие же чувства он переживает на протяжении всего рассказа? - Какие качества, черты характера старого артиллериста проявились в данном рассказе. -Так кто же на самом деле главный герой рассказа? - Зачем нужны остальные действующие лица в рассказе? - Каковы могли быть последствия выстрела? - Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение? - Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека. - Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя? |
Выборочное чтение | Способность действовать с учётом позиций других (К) Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание. (К) |
8. Оценочно-рефлексивный этап Цель: оценить результаты собственной деятельности
| -Понравилось ли оно вам? Чем? - Вот и подошло к концу наше путешествие на корабле. Я предлагаю вам вернуться с корабля в класс и записать домашнее задание. (слайд № 26 ) - Ребята, обратите внимание на слайд (слайд № 27 ) Я вам сейчас оглашу три варианта домашнего задания, вы выберите один из вариантов и отметьте его. Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Благодарит за работу. Оценивает ответы. | Самооценка детьми собственной деятельности. | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)
|
Самоанализ урока литературного чтения, проведённого учителем начальных классов
Черепановой Ю.В
Урок литературного чтения был проведён во 2 классе согласно календарно-тематическому планированию
Тема урока: Исследуем законы рассказа Л. Н. Толстого «Акула».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Сформировать умение выражать основную мысль (идею) прямо сформулированной или провести её с помощью соответствующего отбора деталей; формирование умения работать с текстом.
Задачи урока:
-Создать условия для знакомства с сюжетом произведения (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте), обучение вдумчивому повторному прочтению произведения.
- Формировать умение понимать авторский замысел.
- Совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.
- Формирование умения делать сравнительный анализ двух произведений.
На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:
- деятельностного подхода;
- здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);
- личностно – ориентированная (работа в паре)
- проблемное обучение (частично - поисковое)
- информационно – коммуникативная технология (использование мультимедийных средств обучения)
Методы:
словесный: сообщение новой темы, беседа;
наглядный: работа с презентацией;
практический: работа с текстом, чтение правил, практическое выполнение заданий в тетрадях, на карточках, в презентации.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Структура урока
Соответствие урока требованиям ФГОС:
1. Ориентация на новые образовательные результаты
2. Нацеленная деятельность на формирование УУД
Планируемые результаты:
предметные:
-ученик получит возможность научиться:
-выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Планируемые личностные результаты освоения
-понимать чувства других людей и сопереживать им
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
- понимать причины успеха в учебной деятельности
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию
Ученик
- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учится планировать пути решения поставленной проблемы;
- учится оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа
ученик
- перерабатывает полученную информацию: делает выводы на основе обобщения знаний;
- делает отбор информации для решения задачи;
-делает выводы о результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД : формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.
ученик
- высказывает свою точку зрения и пытается её обосновать;
- умеет работать в парах;
- слушает и понимает речь других.
Личностные УУД: как понимание чувств других людей и сопереживание к им.
Основные понятия: Поведение и переживания главного героя, поступки которого определяются его чувствами.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор (презентация, видеофайл)
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.
При планировании данного урока были учтены психологические и физиологические особенности детей. Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности. Дети были активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно выполняли задания, проверяли их. В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремлённость, ответственность. Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения. Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку. С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлеченности и погружения в учебную деятельность. На уроке происходит развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, классифицировать и делать выводы. На протяжении всего урока происходит формирование УУД.
На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности. Использованы различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель. Перегрузки учащихся на уроке не было, т.к. проведена музыкальная физминутка, чередовались задания.
Содержание урока: Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Этапы урока | Результат | Форма достижения |
1. Мотивация Цель: -мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; -осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Готовность к деятельности всех учащихся, положительная эмоциональная направленность. | Улыбка для гостей |
2.Актуализация знаний Цель: - актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; -актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций Составление слов Работа в парах | Выполнение по рядам заданий – чтение слов -читать -думать -наблюдать (групповая работа) Исследовательская деятельность, |
3. Постановка проблемы: а) создание проблемной ситуации; б) постановка проблемы | ||
4.Формулирование цели урока. Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям. | Формулировка учебной задачи как темы урока | |
5.Формирование новых знаний Цель: учить актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ,
| Умение объяснять словарные слова, закрепление умений работать с картой |
Работа со словарем, работа с картой. |
6. «Открытие» детьми нового знания. Цель: - мотивировать учащихся к деятельности; - координировать деятельность учащихся; | Умение работать с иллюстрациями учебника, выдвигать свои предположения, понимать прочитанное | Просмотр видеофайла «Акула», с остановками, работа с учебником |
7. Включение в систему знаний Цель: мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; | Умение анализировать поступки героев, давать оценку поступкам и поведению героев | исследовательская деятельность работа с текстом учебника составление характеристик, сравнение, анализ, слушание |
8. Оценочно-рефлексивный этап Цель: оценить результаты собственной деятельности | Оценка собственной деятельности. | Подведение итогов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Изображение героев в рассказе Л. Н. Толстого "Акула"
1. Урок направлен на развитие речи, эмоциональной сферы, воображения, умения работать в группах, воспитания чувства сопереживания, умения ...
Тема: «Кульминационные моменты в рассказе Л.Н. Толстого «Акула»
На уроке продолжается знакомство с творчеством Л. Н. Толстого. Обучающиеся учатся находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героя, его по...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/09/picture-266955-1376050833.jpg)
Литературно - методический анализ и конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» УМК «Школа России»
Работа включает в себя литературно-методический анализ и конспект урока для 3 класса. Работа будет полезна учителям начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-294430-1379442563.jpg)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-333326-1389287942.jpg)
Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»
Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/25/picture-1490907-1700933464.jpg)
Конспект урока "Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»"
Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»....