Методическая разработка урока литературного чтения. 2 класс. Исследуем законы волшебных сказок. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» Урок- путешествие.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока литературного чтения
в 2 классе на тему:
Составила Братышева Е.Л.,
учитель начальных классов.
Тема: Исследуем законы волшебных сказок.
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»
Урок- путешествие.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Основные задачи:
- воспитывать осознанное восприятие содержания текста;
- овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;
- участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения;
- углубить представления о понятиях: сказка, законы волшебной сказки;
- познакомиться с фактами биографии А. Пушкина, сказками;
- развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства;
- воспитывать любовь к поэтическому слову.
Личностные универсальные учебные действия
– эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе;
– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
– способность осознавать свою этническую идентичность.
– представлений о глубине и разнообразии внутреннего мира человека, отраженного в литературе разных времен и народов;
– начальных представлений об отраженных в литературных текстах нравственных понятиях, таких как родной дом, родители, малая родина, ответственность за родных, природу, любовь к родному дому, малой родине;
– ответственности за свое дело, понятий о коллективизме, верности в дружбе;
– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;
– стремления к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним, планировать и контролировать этапы своей работы;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;
– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
Познавательные универсальные учебные действия
– корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку;
– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями и хрестоматией во внеурочное время;
– выбирать книги для внеклассного чтения.
– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
– подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;
– понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
– подбирать слова-определения для характеристики героев;
– выполнять первоначальный анализ художественного текста;
Коммуникативные универсальные учебные действия
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;
– реализовывать потребность в общении со сверстниками;
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
– понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников.
– уважать мнение собеседников;
– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
– корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
– понимать контекстную речь взрослых;
– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Оборудование:
- Учебник «Литературное чтение»
- Тематические творческие работы детей «Сказки в рисунках и загадках»
- «В гостях у сказки», муз. В.Дашкевича, сл. Ю. Кима
- Изображение дерева – дуба большого размера.
- Карточки с заданиями и знаками «?»
- Тест по теме.
Ход урока.
- Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: мотивирование и включение учащихся в учебную деятельность.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 . Вначале урока звучит песня «В гостях у сказки», муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима, приглашая к уроку. (4 мин)
- Ребята, я надеюсь, что эта песня подняла вам настроение и подсказала, что сегодня у нас непростой урок литературного чтения, а урок-путешествие в волшебную страну. Жителями этой страны являются дети, есть и взрослые, но только те, которые не забыли дорогу в эту замечательную страну. А как она называется, Вы уже, наверное, догадались.
- Мне кажется, что эта страна называется «Сказка».
- Совершенно верно! Я приглашаю вас отправиться в путешествие по стране сказок и волшебства.
- Проверка домашнего задания.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2. Игра «Сказка о рыбаке и рыбке ». ( 5 мин) 18 вопросов.
Ответы на вопросы в учебнике.
- Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Какие сказки и стихи А. С. Пушкина вам читали дома? Какие вы прочитали самостоятельно? Всего сказок у А. С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», « Сказка о золотом петушке».
- Вспомните, в сказках указано, где находятся волшебные государства?
- Эти государства находятся за тридевять земель.
- Правильно! Мы сегодня оказались в этой волшебной стране , она здесь - на этом дереве (изображение на доске). Что это за дерево?
- Оно похоже на дуб.
- Конечно же, это дуб. Ребята, подскажите, что есть в любой стране?
- В любой стране есть города и жители.
Ответьте на вопрос: Почему у огромного дуба обитает вся сказочная сила? Заира подготовила ответ на этот вопрос. Давайте послушаем её.
Заира : Древние люди весь окружающий мир населяли духами, с которыми очень хотели подружиться. Особенно опасными местами они считали лес и воду (озера, реки, моря). По их мнению, высокие мощные деревья соединяли Средний мир (в нем жили люди вместе со своими домашними животными) с Верхним, небесным миром, так как крона дерева уходила в облака. В Верхнем мире находились небесные светила и стихии. Корни дерева уходили под землю, в Нижний мир, где обитали подземные звери и духи. Так у всех народов мира появилось представление о Мировом дереве, которое стоит в центре земли и соединяет собой все три мира: небесный, земной и подземный.
- Спасибо, Заира, очень интересное сообщение. Ребята, сказка - это не просто развлекательная вымышленная история, в сказке отражаются представления древнего человека о мире.
- Но на дереве мы видим только листочки с вопросительными знаками.
Мы не знаем, какие сказки живут на этом дереве. Хотите узнать?
- Да, хотим.
- Дерево это волшебное и просто так не раскрывает своих секретов.
- Как вы думаете, что для этого нужно сделать?
- Ответить на вопросы на дереве.
- Вы, наверняка помните, что во многих сказках герои проходят испытания. Так и нам, чтобы попасть в эту страну нужно выполнить волшебные задания. Эти задания мы найдем на дереве .
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 3.(5 мин)
- СЛЕД.
2 СЛЕД.
3 СЛЕД.
4 СЛЕД
- Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
- Вспомните, сказки каких авторов мы называли.
- Мы называли русские народные сказки и сказки А.С. Пушкина.
- Совершенно верно. Вы упомянули имя А.С. Пушкина – великого русского поэта.
- Как вы думаете, чему будет посвящен наша основная часть урока?
- Может быть, мы будем говорить о А.С. Пушкине?
- Верно! Кто дополнит ответ?
- Познакомимся с другими сказками А.С. Пушкина.
- Молодцы, ребята!
- «Открытие нового знания».
Этап изучения новых знаний и способов действий.
- А сегодня вы познакомитесь с отрывком из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья». В ней рассказывается, как Киевский князь Владимир выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг, веселье прерывается: раздаются сильные удары грома, воцаряется тьма. Когда снова становиться светло все, с ужасом, замечают, что Людмила исчезла! Это злой волшебник, Черномор, похитил её и унёс в свой, заколдованный замок. Руслан и трое тайно влюбленных в Людмилу и, ненавидящих Руслана, воинов отправляются на поиски пропавшей красавицы. На пути они встречают испытания боем, ложью, предательством и волшебством. Не все остаются в живых. Но сказочная поэма хорошо заканчивается. Поэма _- это большое стихотворное произведение. Вы обязательно прочтете ее, когда станете чуть старше.
-Я буду читать, а вы следите по тексту, прислушиваясь, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 4.(3 мин)
- Понравился отрывок? Напоминает ли наше дерево дуб из этого произведения?
- Наш дуб похож на дуб А.С. Пушкина, только не хватает некоторых персонажей.
- Определить, кого и чего не хватает на нашем дубе.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 5.(4 мин)
- Физминутка.
- Можете поменяться рабочими местами.
- Сравните наш дуб и дуб из отрывка «У лукоморья». Определить, кого и чего не хватает на нашем дубе.
Словарная работа в группах.
- а теперь (по группам) прочтите заданные вам строки. Выберите из них:
А) незнакомые или не совсем понятные слова;
Б) слова или выражения, которые делают это произведение волшебной сказкой.
1 группа – первые 6 строк, заканчивая словами «…Налево – сказку говорит»
- группа – со слов «Там чудеса…» до «Стоит без окон и дверей»
- группа - со слов «Там лес и дол…» до «И с ними дядька их морской»
- группа – со слов «Там королевич мимоходом…» до «А бурый волк ей верно служит»
- группа – со слов «Там ступа с Бабою-ягой…» до конца.
- Начнем с выступления 1 группы. Назовите и попробуйте объяснить незнакомые слова.
Лукоморье - изогнутый, как лук, берег моря.(Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут берег моря – ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив.).
«Златая» - старое, вышедшее из употребления форма слова золотая.
2 группа:
Леший – лесной дух. (Он любит качаться на деревьях. Леший свистит, ухает, хохочет, пугая людей, умеет подражать голосам животных и птиц. Ему подчиняются все ленные обитатели. Осенью он бушует в лесу, ломает деревья, гонит зверей).
Русалка – девушка-рыба живёт на озёрах, болотах. По ночам песни поёт, заманивает в болото путников.
Неведомых - незнакомых.
3 группа
Дол – долина.
О заре- на заре.
Прихлынут – набегут на берег.
Брег – берег.
Витязь – воин, солдат.
Чредой – чередой, по очереди.
Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в дворянской семье. (Наш дядька не простой солдат, а морской).
4 группа.
Мимоходом – по пути, проходя мимо.
Пленяет – берёт в плен.
Колдун – человек, который владеет волшебством.
Богатырь – герой русских былин, воин, который отличается небывалой силой, мужеством, умом.
Темница – тёмное помещение без окон.
Тужит - грустит, страдает.
5 группа
Ступа – тяжёлый металлический, деревянный или каменный сосуд в виде большого стакана, бочки
Кощей- бессмертный царь, колдун. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.
Чахнуть – сохнуть, изводить себя, страдать.
- Умницы! С первой частью задания вы справились. Так почему эту поэмой считают сказкой?
- В этой поэме так много волшебства.
- Есть существа, которых нет в настоящей жизни, поэтому эта поэма – сказка.
-Хорошо, приведите примеры.
1 гр.- Кот, который рассказывает сказки.
2 гр. «Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
…Избушка там на курьих ножках…»
3 гр.«И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных»
4 гр. «Там в облаках … колдун несет богатыря»;
«…бурый волк ей верно служит»;
5 гр. «Там ступа с Бабою-ягой
Идет, бредет сама собой»
«царь кощей над златом чахнет»
- Замечательно. Теперь кого нет на нашем дубе?.
- Мы заметили, что на нашем дереве нет золотой цепи, и кота, который по ней гулял, королевича, мимоходом пленяющего царя, колдуна, несущего богатыря; царевны в темнице.
- Хочу обратить ваше внимание на золотую цепь на кота.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
- Золотая цепь - это и символ Солнца, которое по кругу ходит возле земного мира, и символ волшебной силы потому, что она золотая (золотые предметы в сказках обладают волшебной силой). Вспомните, в одной из сказок мы уже встречали цепь на огромном дубе.
- Дуб, на котором на цепи висит сундук, где смерть Кощея Бессмертного.
- Почему по цепи ходит именно кот? То, что он ходит по кругу, по золотой цепи, обозначает смену дня и ночи, смену правды и вымысла; «песнь», которую он «заводит», связана с правой стороной, с правдой; «сказка» - с левой стороной, с выдумкой.
Из всех домашних животных кот всегда считался не просто умным, но связанным с миром предков. Заселяясь дом, в него сначала запускали кошку, оказав, таким образом, уважение предкам, чтобы впредь заручиться их поддержкой. У народов всего мира кот - излюбленный персонаж. Назовите сказки, где кот – главный герой.
- «Кот в сапогах», «Кот и лиса», «Кот, петух и лиса».
- Закрепление. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 666 .( 4 мин)
- А теперь, представьте как бы рассказала этот отрывок из поэмы няня Пушкина А.С.- Арина Радионовна, на этот раз карандашом отметьте паузы и ударения, которые услышите.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6.
Выразительное чтение учащимися по частям.(3 мин)
- Рефлексия учебной деятельности.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
- Наш урок подходит к концу. Оглядываясь назад, вспомните, какие задачи мы перед собой ставили в начале урока. Выполнили то, что хотели? На листочках выполните задания теста по сегодняшней теме.
- Кто автор строк «У лукоморья дуб зеленый…»? ( 3 мин)
- Иван Крылов;
б) А.С. Пушкин;
в) К.И. Чуковский
- Почему эту поэмой считают сказкой?
- поэме много волшебства, сказочных персонажей;
б) в поэме много непонятных слов;
в) все, о чем говориться в поэме – выдумка.
- Объясните значение слова «лукоморье»
- изогнутый, как лук, берег моря;
б) море лука;
в) не знаю
Домашнее задание.
Выучить наизусть первые 12 строк отрывка« У лукоморья дуб зеленый…»
Нарисовать иллюстрацию к этому отрывку. Подготовить сообщения. «Что такое Лукоморье? Где оно?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-124654-1350224884.jpg)
Методическая разработка по литературному чтению к обобщающему уроку "Я и мои друзья"
Литературная викторина к обобщающему уроку "Я и мои друзья"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-166378-1416234753.jpg)
Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс
Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/12/picture-657503-1505228916.jpg)
Исследуем законы волшебных сказок. А. С. Пушкин "У Лукоморья дуб зелёный" 2 класс.
Конспект и презентация (2 части) к уроку литературного чтения по теме "Исследуем законы волшебных сказок. А. С. Пушкин "У Лукоморья дуб зелёный" 2 класс....
«Исследуем законы волшебных сказок. Ю. Мориц «Песенка про сказку»
Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Исследуем законы волшебных сказок. Ю. Мориц "Песека про сказку"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-1359433-1635663532.jpg)
Методическая разработка урока литературного чтения. Валентина Александровна Осеева «Волшебное слово»
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В.А. Осеевой «Волшебное слово»; закреплять умение работать с текстомЗадачи урока:Образовательные: обеспечить полноценное восприятие текст...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/17/picture-1364415-1637136186.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Технология продуктивного чтения в начальной школе, как средство реализации требований в ФГОС НОО на примере урока литературного чтения в 4 классе по теме «К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»
Данная разработка включает в себя краткое теоретическое изложение материала по теме «Технология продуктивного чтения» и развернутую технологическую карту урока литературного чтения в 4 кла...
Методическая разработка по литературному чтению «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках чтения в первом классе.«.
Школьники сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей современного общества.Ре...