Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Д. Самойлов «Красная осень». УМК ПНШ.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Попова О.В.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Данное произведение  относится к разделу «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека» в учебнике Н.А. Чураковой «Литературное чтение» 4 класс.

 

В структуре урока выделены следующие этапы:

1.     Организационный этап.

2.     Постановка цели. Актуализация знаний.

3.     Работа над новым материалом:

- художественное восприятие произведения

- художественный анализ произведения

-художественное исполнение

4.     Обобщение изученного материала:

-художественное творчество

5.     Рефлексия. Домашнее задание.

 

Цель урока: создать условия для формирования умения видеть красоту поэтического слова, воспитания любви к природе и русской словесности, развития  образного мышления путем проникновения в художественный замысел автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs_popova_o.v.docx36.53 КБ
Файл osen05.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Д. Самойлов «Красная осень».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Данное произведение  относится к разделу «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека» в учебнике Н.А. Чураковой «Литературное чтение» 4 класс.

В структуре урока выделены следующие этапы:

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели. Актуализация знаний.
  3. Работа над новым материалом:

- художественное восприятие произведения

- художественный анализ произведения

-художественное исполнение

  1. Обобщение изученного материала:

-художественное творчество

  1. Рефлексия. Домашнее задание.

Цель урока: создать условия для формирования умения видеть красоту поэтического слова, воспитания любви к природе и русской словесности, развития  образного мышления путем проникновения в художественный замысел автора.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся выразительно читать; передавать переживания, выраженные поэтом в лирическом произведении; объяснять смысл слов в контексте произведения; получат возможность научиться воспринимать художественную литературу как вид искусства.

Метапредметные  универсальные учебные действия (УУД): 

Регулятивные: строят устные высказывания с учетом учебной задачи.

Познавательные: эмоционально и осознанно воспринимают поэтический текст; определяют тему произведения. Коммуникативные: обосновывают строчками из текста заявленное «чужое» мнение; участвуют в диалоге. Личностные: понимают и оценивают состояние одноклассников и собственные переживания.

Оборудование: учебник для 4 класс  «Литературное чтение», автор - Н.А.Чуракова, презентация, диск с записью музыки П.Чайковского «Четыре времени года. Осень», альбомные листы с нарисованными листьями, плакаты с картинами осенней природы, портрет поэта- Д.Самойлова.

Давид Самойлов «КРАСНАЯ ОСЕНЬ»


Внезапно в зелень вкрался красный лист,
Как будто сердце леса обнажилось,
Готовое на муку и на риск.

Внезапно в чаще вспыхнул красный куст,
Как будто бы на нем расположилось
Две тысячи полураскрытых уст.

Внезапно красным стал окрестный лес,
И облако впитало красный отсвет.
Светился праздник листьев и небес
В своем спокойном благородстве.


Пояснительная записка

   Как обычный урок сделать необычным? Как с современными детьми говорить на современном языке? Эти вопросы сегодня являются актуальными для учителя. На помощь приходят новые образовательные технологии. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания.

   На уроке использовались следующие технологии или их элементы:

  1.  Технология проблемного обучения 

Актуальность технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности.

На этапе актуализации знаний задаётся вопрос: где живёт красота? Рассуждение по данному вопросу оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создают благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей.

При проверке первичного восприятия произведения с целью мотивировать учащихся на последующий  анализ текста задаётся проблемный вопрос: как узнать, какие чувства испытывал поэт при написании стихотворения, что хотел показать нам?  Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.

  1. Технология сотрудничества

Учитель и учащиеся на уроке совместно вырабатывают цели, дают оценки результатам совместной деятельности, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

  1. Информационно-коммуникативные технологии

Использование ИКТ в процессе обучения позволяет сделать урок современным, интересным, познавательным. Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроке использовались презентация, диск с записью музыки П.Чайковского «Четыре времени года. Осень».

  1. Здоровьесберегающие технологии

Свои уроки стараюсь проводить, ставя перед собой и учениками цель: как сохранить  и укрепить здоровье? Для этого использую приёмы: эмоциональный настрой  в начале урока ( улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку окружающим), создание ситуации успеха на уроке ( одобрение, поддержка, доброжелательность), использование приёмов рефлексии ( что произвело наибольшее впечатление, над чем хочется поразмышлять, кому захотелось сделать комплимент), проведение физминутки.

  1. Технология формирования типа правильной читательской деятельности

Данная технология обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста( использовалась на этапе работы над новым материалом).

  1. Элементы исследовательской технологии

На уроке были включены задания поискового характера: докажи, объясни, предположи.

  1. Приём составления синквейна относится к технологии развития критического мышления.

         Данный прием можно успешно применять при работе над любой темой и на любом этапе обучения.                               На уроке прием используется на этапе обобщения изученного материала.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1.Организацион-ный этап.

- Здравствуйте, ребята. Я  рада вас приветствовать.

- Улыбнитесь друг другу, нам предстоит сегодня интересная работа – нужно улыбкой поддержать друг друга.

Что есть прекрасного в обычном?

Мир этот полон красоты!

И то, что кажется привычным,

Иначе вдруг увидишь ты!

- Проверьте, всё ли готово у вас для успешной работы.

- Покажите своё настроение фишками:

 красный цвет -хорошее,

 жёлтый –плохое

- Я рада, что на урок вы пришли с хорошим настроением, надеюсь, что к концу урока оно не изменится.

- Показывают своё настроение фишками:

 красный цвет -хорошее,

 жёлтый –плохое

Регулятивные УУД:

организация  рабочего места
Личностные УУД:

самоопределение в учебной деятельности

2.Постановка цели. Актуализация знаний.

- Скажите, какой урок сейчас будет?

- Для чего нам нужны уроки литературного чтения?

- Начнём мы наш урок с вопроса: Где живёт красота?

- Когда человек появился на земле и впервые увидел, услышал, почувствовал красоту, ему захотелось передать это другим людям.

- А как он мог это сделать?

Так родилось искусство слова, живопись.

- Ребята, когда вы слышите, видите, чувствуете красоту, какое настроение у вас возникает?

- Кто нам помогает увидеть, услышать, понять красоту окружающего мира?

- С произведениями какой главы учебника мы начали работать?

- Какую цель мы поставили себе при изучении художественных произведений данного раздела?

- Каким образом мы можем достичь поставленную цель?

- Отгадайте загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это ….»   (осень).

Предложение на доске:

Кружат осенние листья.

- Как произнесёт эту фразу человек, которому безразлично данное событие?

- Которому неприятно это событие?

-Который рад круговороту осенних листьев?

- А если вы хотите поделиться своей радостью со всем миром?

-Урок литературного чтения

- Высказывают свои предположения

- Красота живёт на земле.

- Высказывают предположения

- Художники, поэты, композиторы

- Раздел называется «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»

- Высказывают своё мнение

- Поставленную цель можно достичь, знакомясь с произведениями данного раздела

- Произносят фразу с различными интонациями.

Регулятивные УУД

Регулятивные УУД: целеполагание.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, учёт разных мнений.

3.Работа над новым материалом.

- Подготовка к восприятию стихотворения

 Художественное восприятие стихотворения

- Проверка первичного восприятия

 Художественный анализ произведения

-Художественное исполнение

- Проверка вторичного восприятия текста

- Кто из вас любит осень? За что?

- Сегодня мы познакомимся с отрывком из стихотворения «Красная осень». Найдите в учебнике .

- Кто автор стихотворения?

- Знакомы ли вы с творчеством поэта?

Немного из биографии.  (Приложение№1)

- Предположите, о чём пойдёт речь?

- Как узнать, кто прав?

- В стихотворении встречаются слова, которые мы с вами не используем в речи. Дома вы выяснили значение данных слов, предлагаю послушать.

- Чтение стихотворения учителем.

- Что вам представилось?

- Что удивило?

- Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас?

- Ребята, как узнать, какие чувства испытывал поэт при написании стихотворения, что хотел показать нам?

-С помощью какого цвета поэт передаёт своё переживание красоты осени?

- Есть ли в этом что-то необычное?

- В какой цветовой гамме, как правило, представляют осень?

- Мне показалось, что красный цвет здесь потихоньку завоёвывает всё пространство леса. Вы согласны?

- Каким образом поэт передаёт это постепенное вторжение красного?

Прочитайте первые строки каждой строфы. Есть ли в этой красоте что-то тревожное?

- Страшно ли для леса наступление осени?

- Почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков- с полураскрытыми устами?

- Какой приём использует поэт?

- Давайте узнаем мнение Маши и Миши  (чтение диалога ребят на странице 102).

- Чья точка зрения тебе ближе: тревожно-настороженная у Миши или лирическая у Маши?

- Что ты представляешь, когда читаешь первую строфу? Вторую строфу?

- Чем отличается настроение в первой и третьей строфах?

- Процитируй строчки и слова, которые подтверждают твоё мнение.

- Повторному  чтению стихотворения предшествует подготовка – работа в парах.

 После прослушивания:

- Как вы считаете, если бы поэт, рисуя картину разрастающейся осени, использовал бы другой присущий осени цвет, например, жёлтый, смысл стихотворения изменился бы?

- Какие разные чувства порождает этот необыкновенный красный цвет?

ФИЗМИНУТКА

- Высказывают предположения.

- Рассказывает ученик

- Объясняют лексическое значение следующих слов: обнажилось, мука, уста, окрестный, отсвет.

- Проанализировать стихотворение

- Поэт передаёт красоту осени не золотисто-жёлтой гаммой, а красным цветом.

- Осень наступает постепенно, подтверждая строчками из стихотворения: вкрался красный лист, вспыхнул красный куст, красным стал окрестный лес.

- Здесь чувствуется что-то тревожное, однако для осени наступление леса не страшно.

- Приём олицетворения и контраста.

- Высказывают своё мнение, подтверждая строчками из текста.

- Высказывают предположения.

- С одной стороны, красный цвет вызывает чувство тревожности, с другой стороны он очень торжественный, праздничный.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные УУД.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД: самоконтроль

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

4. Обобщение изученного материала

Художественное творчество

   - Хотелось бы вам узнать, как заканчивается стихотворение?  (чтение учителем последней строфы стихотворения).

И это был такой большой закат,
Какого видеть мне не доводилось.
Как будто вся земля переродилась
И я по ней шагаю наугад.

- Ожидали ли вы такого окончания стихотворения или что-то вас удивило?

- Ребята, не только поэтов, но и композиторов вдохновляет осень.

Пётр Ильич Чайковский написал удивительную музыку «Октябрь».

- Почему именно эту мелодию я предлагаю вам послушать, есть предположения?

- Закройте глазки, послушайте музыку.

- Поделитесь своими чувствами с нами.

-Предлагаю и вам сегодня стать поэтами.

Задание: создать своё стихотворение-синквейн, выразите в нём своё отношение к прочитанному.

- Работать будем группами ( повторяем правила работы в группах, если есть необходимость, при составлении синквейна используется подсказка со слайда).

- Выслушаем ваше произведение

- Высказывают предположения

- Каждая группа представляет свою работу

Личностные УУД;

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД;

Регулятивные УУД;

Коммуникативные УУД

5.Рефлексия.

Домашнее задание

- С каким стихотворением мы познакомились сегодня на уроке?
- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?  

- Удалось ли понять и почувствовать, что побудило автора к созданию этого стихотворения?

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

-Над чем хочется поразмыслить?

- Кому захотелось сделать комплимент?

- На доске за время нашего урока появилось  осеннее дерево. Выразите своё настроение   на уроке с помощью осеннего листика.

Красный – урок понравился, мне было интересно.

Оранжевый - мало узнал на уроке, только время потерял

Жёлтый - урок не понравился, мне было скучно.

- Я согласна с оцениванием  своей работы…….за урок ребята получают «5» , «4» (получают ребята, у которых были неточности в ответах).

Домашнее задание (по выбору) : выразительное чтение стихотворения или выучить наизусть, рисунок по теме.

- Спасибо за урок.

-Дети называют цель, которую ставили в начале  урока

-Ответы детей

- Показывают настроение

Регулятивные УУД;

Коммуникативные УУД

Приложение №1

Давид Самуилович Самойлов – настоящая фамилия Кауфман родился 1 июня 1920 года в Москве, в еврейской семье. С детства его, как ребёнка из интеллегентной семьи, обучали французскому, немецкому языкам и музыке. 21-летний Давид Самойлов ушёл на войну. Прошёл путь от Волхова и до Берлина, служил в пулемётном расчёте, был разведчиком, получил ранения, был удостоен боевых наград, но никогда не хвастался этим. Война оставила неизгладимый след в памяти поэта.

В его стихах преобладают трагические ноты, отразился страшный опыт 20 столетия. Автор знаменитого « Сороковые, роковые…». Он, однако, не стал « автором одного стихотворения». В его стихах есть и светлая радость победы. Он оставил потомкам стихи, проникнутые своими мыслями, чувствами и переживаниями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения

Слайд 2

Кружат осенние листья.

Слайд 3

«Красная осень» Давид Самойлов

Слайд 4

Давид Самуилович Самойлов (1920 – 1990)

Слайд 5

обнажилось мука уста окрестный отсвет

Слайд 7

синквейн 1 строка 2 строка 4 строка 3 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Слайд 8

И это был такой большой закат, Какого видеть мне не доводилось. Как будто вся земля переродилась И я по ней шагаю наугад.

Слайд 9

Меня удивило… Мне понравилось… Мне запомнилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....

Урок литературного чтения 3 класс, по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое».

Урок литературного чтения 3 класс,  по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое».  По учебнику Л.Ф. Климановой УМК «Школа России»учитель начальных классов Л...