Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Д. Самойлов «Красная осень». УМК ПНШ.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Тип урока: урок изучения нового материала.
Данное произведение относится к разделу «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека» в учебнике Н.А. Чураковой «Литературное чтение» 4 класс.
В структуре урока выделены следующие этапы:
1. Организационный этап.
2. Постановка цели. Актуализация знаний.
3. Работа над новым материалом:
- художественное восприятие произведения
- художественный анализ произведения
-художественное исполнение
4. Обобщение изученного материала:
-художественное творчество
5. Рефлексия. Домашнее задание.
Цель урока: создать условия для формирования умения видеть красоту поэтического слова, воспитания любви к природе и русской словесности, развития образного мышления путем проникновения в художественный замысел автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs_popova_o.v.docx | 36.53 КБ |
osen05.pptx | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Д. Самойлов «Красная осень».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Данное произведение относится к разделу «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека» в учебнике Н.А. Чураковой «Литературное чтение» 4 класс.
В структуре урока выделены следующие этапы:
- Организационный этап.
- Постановка цели. Актуализация знаний.
- Работа над новым материалом:
- художественное восприятие произведения
- художественный анализ произведения
-художественное исполнение
- Обобщение изученного материала:
-художественное творчество
- Рефлексия. Домашнее задание.
Цель урока: создать условия для формирования умения видеть красоту поэтического слова, воспитания любви к природе и русской словесности, развития образного мышления путем проникновения в художественный замысел автора.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся выразительно читать; передавать переживания, выраженные поэтом в лирическом произведении; объяснять смысл слов в контексте произведения; получат возможность научиться воспринимать художественную литературу как вид искусства.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: строят устные высказывания с учетом учебной задачи.
Познавательные: эмоционально и осознанно воспринимают поэтический текст; определяют тему произведения. Коммуникативные: обосновывают строчками из текста заявленное «чужое» мнение; участвуют в диалоге. Личностные: понимают и оценивают состояние одноклассников и собственные переживания.
Оборудование: учебник для 4 класс «Литературное чтение», автор - Н.А.Чуракова, презентация, диск с записью музыки П.Чайковского «Четыре времени года. Осень», альбомные листы с нарисованными листьями, плакаты с картинами осенней природы, портрет поэта- Д.Самойлова.
Давид Самойлов «КРАСНАЯ ОСЕНЬ»
Внезапно в зелень вкрался красный лист,
Как будто сердце леса обнажилось,
Готовое на муку и на риск.
Внезапно в чаще вспыхнул красный куст,
Как будто бы на нем расположилось
Две тысячи полураскрытых уст.
Внезапно красным стал окрестный лес,
И облако впитало красный отсвет.
Светился праздник листьев и небес
В своем спокойном благородстве.
Пояснительная записка
Как обычный урок сделать необычным? Как с современными детьми говорить на современном языке? Эти вопросы сегодня являются актуальными для учителя. На помощь приходят новые образовательные технологии. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания.
На уроке использовались следующие технологии или их элементы:
- Технология проблемного обучения
Актуальность технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности.
На этапе актуализации знаний задаётся вопрос: где живёт красота? Рассуждение по данному вопросу оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создают благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей.
При проверке первичного восприятия произведения с целью мотивировать учащихся на последующий анализ текста задаётся проблемный вопрос: как узнать, какие чувства испытывал поэт при написании стихотворения, что хотел показать нам? Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.
- Технология сотрудничества
Учитель и учащиеся на уроке совместно вырабатывают цели, дают оценки результатам совместной деятельности, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
- Информационно-коммуникативные технологии
Использование ИКТ в процессе обучения позволяет сделать урок современным, интересным, познавательным. Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроке использовались презентация, диск с записью музыки П.Чайковского «Четыре времени года. Осень».
- Здоровьесберегающие технологии
Свои уроки стараюсь проводить, ставя перед собой и учениками цель: как сохранить и укрепить здоровье? Для этого использую приёмы: эмоциональный настрой в начале урока ( улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку окружающим), создание ситуации успеха на уроке ( одобрение, поддержка, доброжелательность), использование приёмов рефлексии ( что произвело наибольшее впечатление, над чем хочется поразмышлять, кому захотелось сделать комплимент), проведение физминутки.
- Технология формирования типа правильной читательской деятельности
Данная технология обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста( использовалась на этапе работы над новым материалом).
- Элементы исследовательской технологии
На уроке были включены задания поискового характера: докажи, объясни, предположи.
- Приём составления синквейна относится к технологии развития критического мышления.
Данный прием можно успешно применять при работе над любой темой и на любом этапе обучения. На уроке прием используется на этапе обобщения изученного материала.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
1.Организацион-ный этап. | - Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать. - Улыбнитесь друг другу, нам предстоит сегодня интересная работа – нужно улыбкой поддержать друг друга. Что есть прекрасного в обычном? Мир этот полон красоты! И то, что кажется привычным, Иначе вдруг увидишь ты! - Проверьте, всё ли готово у вас для успешной работы. - Покажите своё настроение фишками: красный цвет -хорошее, жёлтый –плохое - Я рада, что на урок вы пришли с хорошим настроением, надеюсь, что к концу урока оно не изменится. | - Показывают своё настроение фишками: красный цвет -хорошее, жёлтый –плохое | Регулятивные УУД: организация рабочего места самоопределение в учебной деятельности |
2.Постановка цели. Актуализация знаний. | - Скажите, какой урок сейчас будет? - Для чего нам нужны уроки литературного чтения? - Начнём мы наш урок с вопроса: Где живёт красота? - Когда человек появился на земле и впервые увидел, услышал, почувствовал красоту, ему захотелось передать это другим людям. - А как он мог это сделать? Так родилось искусство слова, живопись. - Ребята, когда вы слышите, видите, чувствуете красоту, какое настроение у вас возникает? - Кто нам помогает увидеть, услышать, понять красоту окружающего мира? - С произведениями какой главы учебника мы начали работать? - Какую цель мы поставили себе при изучении художественных произведений данного раздела? - Каким образом мы можем достичь поставленную цель? - Отгадайте загадку: Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» - спросим. Нам ответят: «Это ….» (осень). Предложение на доске: Кружат осенние листья. - Как произнесёт эту фразу человек, которому безразлично данное событие? - Которому неприятно это событие? -Который рад круговороту осенних листьев? - А если вы хотите поделиться своей радостью со всем миром? | -Урок литературного чтения - Высказывают свои предположения - Красота живёт на земле. - Высказывают предположения - Художники, поэты, композиторы - Раздел называется «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека» - Высказывают своё мнение - Поставленную цель можно достичь, знакомясь с произведениями данного раздела - Произносят фразу с различными интонациями. | Регулятивные УУД Регулятивные УУД: целеполагание. |
3.Работа над новым материалом. - Подготовка к восприятию стихотворения Художественное восприятие стихотворения - Проверка первичного восприятия Художественный анализ произведения -Художественное исполнение - Проверка вторичного восприятия текста | - Кто из вас любит осень? За что? - Сегодня мы познакомимся с отрывком из стихотворения «Красная осень». Найдите в учебнике . - Кто автор стихотворения? - Знакомы ли вы с творчеством поэта? Немного из биографии. (Приложение№1) - Предположите, о чём пойдёт речь? - Как узнать, кто прав? - В стихотворении встречаются слова, которые мы с вами не используем в речи. Дома вы выяснили значение данных слов, предлагаю послушать. - Чтение стихотворения учителем. - Что вам представилось? - Что удивило? - Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас? - Ребята, как узнать, какие чувства испытывал поэт при написании стихотворения, что хотел показать нам? -С помощью какого цвета поэт передаёт своё переживание красоты осени? - Есть ли в этом что-то необычное? - В какой цветовой гамме, как правило, представляют осень? - Мне показалось, что красный цвет здесь потихоньку завоёвывает всё пространство леса. Вы согласны? - Каким образом поэт передаёт это постепенное вторжение красного? Прочитайте первые строки каждой строфы. Есть ли в этой красоте что-то тревожное? - Страшно ли для леса наступление осени? - Почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков- с полураскрытыми устами? - Какой приём использует поэт? - Давайте узнаем мнение Маши и Миши (чтение диалога ребят на странице 102). - Чья точка зрения тебе ближе: тревожно-настороженная у Миши или лирическая у Маши? - Что ты представляешь, когда читаешь первую строфу? Вторую строфу? - Чем отличается настроение в первой и третьей строфах? - Процитируй строчки и слова, которые подтверждают твоё мнение. - Повторному чтению стихотворения предшествует подготовка – работа в парах. После прослушивания: - Как вы считаете, если бы поэт, рисуя картину разрастающейся осени, использовал бы другой присущий осени цвет, например, жёлтый, смысл стихотворения изменился бы? - Какие разные чувства порождает этот необыкновенный красный цвет? ФИЗМИНУТКА | - Высказывают предположения. - Рассказывает ученик - Объясняют лексическое значение следующих слов: обнажилось, мука, уста, окрестный, отсвет. - Проанализировать стихотворение - Поэт передаёт красоту осени не золотисто-жёлтой гаммой, а красным цветом. - Осень наступает постепенно, подтверждая строчками из стихотворения: вкрался красный лист, вспыхнул красный куст, красным стал окрестный лес. - Здесь чувствуется что-то тревожное, однако для осени наступление леса не страшно. - Приём олицетворения и контраста. - Высказывают своё мнение, подтверждая строчками из текста. - Высказывают предположения. - С одной стороны, красный цвет вызывает чувство тревожности, с другой стороны он очень торжественный, праздничный. | Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные УУД Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД: самоконтроль Коммуникативные УУД Личностные УУД |
4. Обобщение изученного материала Художественное творчество | - Хотелось бы вам узнать, как заканчивается стихотворение? (чтение учителем последней строфы стихотворения). И это был такой большой закат, - Ожидали ли вы такого окончания стихотворения или что-то вас удивило? - Ребята, не только поэтов, но и композиторов вдохновляет осень. Пётр Ильич Чайковский написал удивительную музыку «Октябрь». - Почему именно эту мелодию я предлагаю вам послушать, есть предположения? - Закройте глазки, послушайте музыку. - Поделитесь своими чувствами с нами. -Предлагаю и вам сегодня стать поэтами. Задание: создать своё стихотворение-синквейн, выразите в нём своё отношение к прочитанному. - Работать будем группами ( повторяем правила работы в группах, если есть необходимость, при составлении синквейна используется подсказка со слайда). - Выслушаем ваше произведение | - Высказывают предположения - Каждая группа представляет свою работу | Личностные УУД; Коммуникативные УУД Познавательные УУД; Регулятивные УУД; Коммуникативные УУД |
5.Рефлексия. Домашнее задание | - С каким стихотворением мы познакомились сегодня на уроке? - Как вы считаете, достигли ли мы цели урока? - Удалось ли понять и почувствовать, что побудило автора к созданию этого стихотворения? - Что на вас произвело наибольшее впечатление? -Над чем хочется поразмыслить? - Кому захотелось сделать комплимент? - На доске за время нашего урока появилось осеннее дерево. Выразите своё настроение на уроке с помощью осеннего листика. Красный – урок понравился, мне было интересно. Оранжевый - мало узнал на уроке, только время потерял Жёлтый - урок не понравился, мне было скучно. - Я согласна с оцениванием своей работы…….за урок ребята получают «5» , «4» (получают ребята, у которых были неточности в ответах). Домашнее задание (по выбору) : выразительное чтение стихотворения или выучить наизусть, рисунок по теме. - Спасибо за урок. | -Дети называют цель, которую ставили в начале урока -Ответы детей - Показывают настроение | Регулятивные УУД; Коммуникативные УУД |
Приложение №1
Давид Самуилович Самойлов – настоящая фамилия Кауфман родился 1 июня 1920 года в Москве, в еврейской семье. С детства его, как ребёнка из интеллегентной семьи, обучали французскому, немецкому языкам и музыке. 21-летний Давид Самойлов ушёл на войну. Прошёл путь от Волхова и до Берлина, служил в пулемётном расчёте, был разведчиком, получил ранения, был удостоен боевых наград, но никогда не хвастался этим. Война оставила неизгладимый след в памяти поэта.
В его стихах преобладают трагические ноты, отразился страшный опыт 20 столетия. Автор знаменитого « Сороковые, роковые…». Он, однако, не стал « автором одного стихотворения». В его стихах есть и светлая радость победы. Он оставил потомкам стихи, проникнутые своими мыслями, чувствами и переживаниями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кружат осенние листья.
«Красная осень» Давид Самойлов
Давид Самуилович Самойлов (1920 – 1990)
обнажилось мука уста окрестный отсвет
синквейн 1 строка 2 строка 4 строка 3 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)
И это был такой большой закат, Какого видеть мне не доводилось. Как будто вся земля переродилась И я по ней шагаю наугад.
Меня удивило… Мне понравилось… Мне запомнилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....
Урок литературного чтения 3 класс, по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое».
Урок литературного чтения 3 класс, по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое». По учебнику Л.Ф. Климановой УМК «Школа России»учитель начальных классов Л...