Рабочая программа по обучению грамоте, 1 - 4 кл., УМК "Школа 2100"
рабочая программа по чтению на тему
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой. О.В.Прониной «Обучение грамоте» Образовательная система «Школа 2100». (Сборник программ. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – С. 96-105).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 90.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос.Литовко
Амурского муниципального района Хабаровского края
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № _______ от «____»_________2014 года Руководитель ШМО ________/_________ роспись Ф.И.О | Согласовано Заместитель директора по УВР ______/____________ роспись Ф.И.О. | Утверждено Директор МБОУ СОШ пос. Литовко _______ Н.Н. Максимец |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
"ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ"
название
1 - 4 класс
класс
Рабочая программа составлена на основе программы "Обучение грамоте". Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. М.: Просвещение, 2010г
Срок реализации программы 2014 - 2015 г.
Составитель: Таскина Марина Валерьевна
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой. О.В.Прониной «Обучение грамоте» Образовательная система «Школа 2100». (Сборник программ. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – С. 96-105).
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
В рабочей программе нашли отражение задачи обучения грамоте:
- формирование навыков чтения у детей, которые до школы не читали (с учетом индивидуальных способностей ребенка) и совершенствование этого навыка у читающих детей.
- развитие интереса к чтению и желания читать. Здесь большую роль играют методика работы с текстом, формирование у детей правильной читательской деятельности, и тексты, предлагаемые для чтения, их содержание, структура, язык.
- пропедевтическое ознакомление детей с рядом языковых направлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии, значительное обогащение словарного запаса детей.
- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности);
- развитие умений слушания и говорения;
- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
- овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
- приобретение и систематизация знаний о русском языке;
- раскрытие для детей красоты и богатства русского, языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
- формирование у детей чувства языка.
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
- звуковой состав и обозначение звуков буквами;
- состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов с помощью приставок);
- грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
- лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).
Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.
В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части. При работе с текстами «Азбуки» и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.
Описание места учебного предмета
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент образования и составлена в соответствии с материалом учебника «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики»,
Программа предусматривает 216 часов.
Письмо рассчитано на 5 часов в неделю , всего 120 часов; чтение рассчитано на 4 часа в неделю, всего - 96 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, посту- пай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни чело- века, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Результаты освоения учебного предмета «Обучение грамоте»
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Обучения грамоте»
является сформированность следующих умений:
-осознавать основные различия всех звуков и букв русского языка (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
- правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.
- составлять небольшой текст (3—4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя.
Содержание учебного предмета "Обучение грамоте"
1. Добуквенный период.
Задачи добуквенного периода — развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. Вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т. д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы. В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв). Цель первого раздела («Говорим, рассказываем») ~ подготовка к чтению, развитие умения слышать звучащее слово, развитие устной речи детей. Рисунки на первых страницах азбуки задают тему беседы, побуждают детей к размышлениям и свободным высказываниям. Уже на первых уроках вводится схематическое изображение слова и предложения, начала и конца предложения. Дети учатся соотносить предмет и слово, которое его называет, слышать звуки, из которых состоит слово, узнают новые сведения о звуках и словах, предложении, тексте, знакомятся с понятиями слог и ударение.
2. Букварный период.
В букварный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию речи. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учетом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, ш, д, в, буквы е, ё, б, з, я, х, ж, й, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ.
После введения и закрепления общего позиционного принципа чтения дети наблюдают отступления от установленной закономерности (при изучении букв х, ж, ч, щ, ц, йотированных гласных, букв ь и ъ). В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который дает возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, т. е. заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.
Содержание второго раздела «Азбуки» («Учим буквы - учимся читать») направлено на достижение целей обучения, перечисленных выше.
В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква: сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.
В этом курсе предложена особая последовательность введения букв. Эта последовательность определяется:
- необходимостью системно представить позиционный принцип чтения;
- частотностью употребления этих букв в словах;
- особенностями начертания букв;
- возможностью сразу составлять и читать слоги и простые одно- и двусложные слова.
Проводятся комбинированные уроки чтения и письма, дети параллельно усваивают печатный и письменный образ буквы, видеть логику своей учебной деятельности.
Обучение чтению ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Принцип чтения позиционный. Поэтому значительное место на страницах прописей и «Азбуки» отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов. Значение этого упражнения трудно переоценить: оно способствует лучшему пониманию прочитанного, развитию фонематического слуха и умению правильно писать.
На страницах «Азбуки» предлагается много материала для упражнений в технике чтения: столбики слогов для чтения, составленные по принципу от простого к сложному (от открытых слогов - к слогам и словам, где имеется стечение нескольких согласных); столбики слов, предложения, небольшие тексты. Перечислим некоторые виды упражнений в технике чтения: прочитать слог; добавить к слогу одну букву, чтобы получилось слово; добавить к слогу другой слог, чтобы получилось слово; найти в словах определенные слоги; из нескольких слогов составить новое слово; работа со слоговой таблицей - составление из букв слогов и слов. Упражнения в чтении предусмотрены и на страницах прописей.
3. Система языка.
Фонетика:
- звуки речи в сопоставлении с буквами;
- звуки гласные и согласные;
- гласные звуки: ударные и безударные;
- слог; слогообразующая роль гласных звуков;
- ударение; ударный и безударный слог;
- согласные звуки: звонкие и глухие;
- согласные звуки: твердые и мягкие;
- обозначение мягкости согласных звуков на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и);
- ъ и ъ разделительные;
- наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания жи - ши, ча ~ ща, чу — щу).
Лексика:
- лексическое значение слова (что обозначает слово);
-слова, у которых несколько значений;
-наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке; работа над правильным словоупотреблением.
Словообразование:
- корень слова;
- однокоренные слова;
- приставка;
- суффикс;
- графическое обозначение частей слова.
Морфология.
Предварительное знакомство с частями речи без введения понятий:
- слово; слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?
- слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?);
- местоимения он, она, оно, они;
- слова в единственном и множественном числе (один предмет - много предметов);
- предлоги; различение предлогов и приставок.
Синтаксис и пунктуация:
- понятие о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение - законченная мысль);
- интонация повествовательная, вопросительная, восклицательная и ее коммуникативная значимость;
- точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие в конце предложения;
- практическое знакомство с обращением;
- общее понятие о тексте.
Орфография:
- заглавная буква в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
- начало формирования орфографической зоркости.
4. Работа с текстом
На материале текстов «Букваря» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) - системы приемов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:
1. Работа с текстом до чтения.
- Дети самостоятельно читают ключевые слова и словосочетания, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.
- Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.
2. Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).
- Выявление первичного восприятия (короткая беседа).
3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведет «диалог с автором», включая в него детей; использует прием комментированного чтения.
3. Работа с текстом после чтения.
- Смысловые вопросы учителя ко всему тексту. Обобщающая беседа.
- Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
- Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ
Наименование раздела | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Раздел 1. Говорим, рассказываем. | 17 | Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Практическая работа составить режим дня. Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации. Познакомиться с новым учебником «Букварь». Учиться находить нужную страницу, иллюстрацию. Ориентироваться на развороте «Букваря». Осознавать цель и ситуацию устного общения. Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании. Различать времена года по признакам, объяснять и рассказывать. Различать, перечислять календарные праздники. Классифицировать животных и растения. Сопоставлять признаки предметов, с помощью которых они узнаются. Обозначать слово схемой. Сопоставлять схемы и слова, сравнивать и различать. Составлять схемы предложений. Выбирать нужный знак конца предложения. Определять признаки текста, смысловое единство предложений в тексте. Выбирать заглавие текста. Устанавливать последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста. Читать схему текста. Составлять схему текста. Определять основную мысль текста, передавать его содержание по вопросам. Различать речевые и неречевые звуки. Характеризовать гласные звуки русского языка (ударные, безударные). Делить слово на слоги, обозначать ударный слог. Классифицировать предложения по цели высказывания. Выбирать нужную интонацию. Составлять текст по серии сюжетных картинок. Перечислять названия известных сказок, сказочных героев, сказочных предметов. Объяснять правила поведения в театре. Называть театральные профессии. Рассказывать и инсценировать известные сказки по картинкам и по памяти. Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Учиться диалогической форме речи. Определять диалог (спор, беседа). Выражать собственное мнение. Использовать связные высказывания на определённую тему. Слышать, выделять гласные звуки, обозначать их схемой. Определять количество слогов в слове. Определять, на какой слог падает ударение, обозначать ударный слог в схеме слова. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать за многозначными словами. |
Раздел 2. Учим буквы - учимся читать и писать. | 79 | Выделять звук (звуки) в слове. Находить слова с заданным звуком. Различать звуки и буквы: буква как знак звука. Различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков. Обозначать букву соответствующей схемой. Определять парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки. Делить слова на слоги. Соотносить слова со слогоударными схемами. Овладевать начертанием письменных букв. Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. Соотносить прочитанные слова и картинки. Находить слово в группе слов по его лексическому значению. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Наблюдать над значением слова. Различать слова и предложения. Работать с предложением: выделять слова, изменять их порядок, распространять и сокращать предложения. Понимать прослушанный и прочитанный текст. Составлять рассказы по серии сюжетных картинок. Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Определять и объяснять значение слова в тексте. Понимать и объяснять значения суффиксов и приставок. Образовывать новые слова (однокоренные) с помощью суффиксов и при- ставок. Овладевать диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Устанавливать последовательность предложений в тексте; последовательность частей текста (абзацев). Работать над структурой текста: озаглавливать, корректировать и редактировать порядок предложений и частей текста (абзацев). Отвечать на вопросы автора текста. Задавать вопросы автору текста с помощью учителя. Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала. Находить информацию, заданную в тексте в явном виде. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Запоминать названия и последовательность букв русского алфавита. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПИСЬМУ
Наименование раздела | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Раздел 1. Говорим, рассказываем | Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации. Учиться находить нужную страницу, иллюстрацию. Осознавать цель и ситуацию устного общения. Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании. Обозначать слово схемой. Сопоставлять схемы и слова, сравнивать и различать. Составлять схемы предложений. Выбирать нужный знак конца предложения. Определять признаки текста, смысловое единство предложений в тексте. Выбирать заглавие текста. Устанавливать последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста. Читать схему текста. Составлять схему текста. Определять основную мысль текста, передавать его содержание по вопросам. Характеризовать гласные звуки русского языка (ударные, безударные). Делить слово на слоги, обозначать ударный слог. Классифицировать предложения по цели высказывания. Выбирать нужную интонацию. Составлять текст по серии сюжетных картинок. Слышать, выделять гласные звуки, обозначать их схемой. Определять количество слогов в слове. Определять, на какой слог падает ударение, обозначать ударный слог в схеме слова. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать за многозначными словами. Определять направление движения при письме различных письменных элементов. Овладевать разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Различать и использовать разные виды штриховки. Ориентироваться на странице прописи и на строке прописи. | |
Раздел 2. Учим буквы - учимся читать и писать. | Выделять звук (звуки) в слове. Находить слова с заданным звуком. Различать звуки и буквы: буква как знак звука. Различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков. Обозначать букву соответствующей схемой. Определять парные и непарные по звон- кости – глухости согласные звуки. Делить слова на слоги. Соотносить слова со слогоударными схемами. Овладевать начертанием письменных букв. Писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм. Писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с произношением. Усваивать приёмы и последовательность правильного списывания текста. Понимать функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца). Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. Воспроизводить звуковую форму слога и слова по его буквенной записи (чтение). Соотносить прочитанные слова и картинки. Находить слово в группе слов по его лексическому значению. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Наблюдать над значением слова. Различать слова и предложения. Работать с предложением: выделять слова, изменять их порядок, распространять и сокращать предложения. Запоминать правила правописания и применять их при письме: обозначение букв гласных после шипящих в позиции под ударением (ча–ща, чу–щу, жи–ши); заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; раздельное написание слов; перенос слов без стечения согласных по слогам; знаки препинания в конце предложения. Использовать на письме разделительный ь и ъ. Понимать прослушанный и прочитанный текст. Сокращать, изменять текст повествовательного характера из прописи или «Букваря». Определять и объяснять значение слова в тексте. Различать однозначные и многозначные слова. Различать прямое и переносное значение слов. Сопоставлять синонимы и антонимы: наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи. Различать однокоренные слова. Выделять в слове корень, приставку, суффикс. Понимать и объяснять значения суффиксов и приставок. Образовывать новые слова (однокоренные) с помощью суффиксов и при- ставок. Разбирать доступные слова по составу. Классифицировать слова по вопросам (кто? что? какой?... что делать?...) Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». Распознавать имена собственные. Различать слова мужского, женского и среднего рода. Изменять слова по числам (один – много). Отличать слова-местоимения от других слов. Распознавать предлоги. Запомнить наиболее употребительные предлоги. Отличать предлоги от приставок. Различать предложения, словосочетания, слова (понимать их сходства и различия). Самостоятельно составлять предложения. Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Овладевать диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Устанавливать последовательность предложений в тексте; последовательность частей текста (абзацев). Запоминать названия и последовательность букв русского алфавита. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ
№ | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Отметка об использовании ИКТ | Дата проведения | Примечание | |
Раздел 1. Говорим, рассказываем. | ||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с букварем. | 1 | ||||
2 | Календарь и календарные праздники. | 1 | ||||
3 | Животные и растения вокруг нас. Слова-названия. | 1 | ||||
4 | Природа вокруг нас. Знакомство с предложением. | 1 | ||||
5 | Летом в деревне. Составление предложений. | 1 | ||||
6 | Кто помогает в саду и в огороде? Знакомство с текстом. | 1 | ||||
7 | Звуки вокруг нас. Звуки речи. Составление текста с опорой на рисунки. | 1 | ||||
8 | Цирк. Составление предложений и текста. | 1 | ||||
9 | На рыбалке. Предложение. Текст. Составление рассказа по сюжетным картинкам. | 1 | ||||
10 | Сказочные герои. Сказочные предметы. Предложение. Текст. | 1 | ||||
11 | Театр. Составление рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц. | 1 | ||||
12 | Гласные звуки | 1 | ||||
13 | Мои игрушки. Деление слова на слоги. | 1 | ||||
14 | Наши занятия. Ударение. | 1 | ||||
15 | Повторение. Деление слова на слоги, ударный и безударные слоги. | 1 | ||||
16 | Повторение. О чем рассказывает текст. | 1 | ||||
17 | Повторение основных понятий | 1 | ||||
Раздел 2. Учим буквы - учимся читать и писать. | ||||||
18 | Звуки, обозначаемые буквами г, п, и. | 1 | ||||
19 | Звуки, обозначаемые буквами м, р. | 1 | ||||
20 | Гласный звук [о], буква о. | 1 | ||||
21 | Чтение слогов и слов с изученными буквами | 1 | ||||
22 | Заглавная буква О. | 1 | ||||
23 | Гласный звук [а], буква а. | 1 | ||||
24 | Гласный звук [ы], буква ы. | 1 | ||||
25 | Заглавные буквы Г, П, Т, Р. | 1 | ||||
26 | Заглавная буква И. | 1 | ||||
27 | Согласные звуки [н], [н.], буква н. Чтение слогов с слов с буквой н. | 1 | ||||
28 | Согласные звуки [к], [к.], буква к. Чтение слогов с слов с буквой к. | 1 | ||||
29 | Упражнения в чтении слогов, слов с изученными буквами | 1 | ||||
30 | Знакомство с местоимениями он, она, оно, они, их роль в речи | 1 | ||||
31 | Гласный звук [у], буква У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у. | 1 | ||||
32 | Работа над интонацией. | 1 | ||||
33 | Согласные звуки [с], [с.], буква с. Чтение слогов с слов с буквой с. | 1 | ||||
34 | Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. | 1 | ||||
35 | Работа с текстом. | 1 | ||||
36 | Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как? | 1 | ||||
37 | Согласные звуки [л], [л.], [м], [м.],строчные буквы л,м. | 1 | ||||
38 | Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении. | 1 | ||||
39 | Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях. | 1 | ||||
40 | Заглавные буквы К, Н. Работа с текстом. | 1 | ||||
41 | Заглавная и строчная буква С, с. Однокоренные слова | 1 | ||||
42 | Работа с деформированным текстом | 1 | ||||
43 | Многоточие. | 1 | ||||
44 | Заглавная буква М. | 1 | ||||
45 | Заглавная буква в словах и предложениях | 1 | ||||
46 | Урок развития речи. Упражнения в чтении и анализе текста | 1 | ||||
47 | Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш. | 1 | ||||
48 | Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш. | 1 | ||||
49 | Заглавная буква Ш. | 1 | ||||
50 | Чтение слов, предложений, текста. | 1 | ||||
51 | Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. | 1 | ||||
52 | Различение звуков[с] и [ш] при чтении | 1 | ||||
53 | Заглавная буква А | 1 | ||||
54 | Проверка техники чтения | 1 | ||||
55 | Согласные звуки [д], [д.], буква д. | 1 | ||||
56 | Слова с парными согласными звуками на конце слова | 1 | ||||
57 | Согласные звуки [в], [в.], буква в. | 1 | ||||
58 | Заглавная буква Д | 1 | ||||
59 | Заглавная буква В | 1 | ||||
60 | Буква е. | 1 | ||||
61 | Работа с текстом | 1 | ||||
62 | Буква ё | 1 | ||||
63 | Заглавные буквы Е,Ё | 1 | ||||
64 | Согласные звуки [б], [б.], буква б. | 1 | ||||
65 | Чтение слов и предложений | 1 | ||||
66 | Заглавная буква Б | 1 | ||||
67 | Работа с текстом | 1 | ||||
68 | Согласные звуки [з], [з.], буква з. | 1 | ||||
69 | Заглавная буква З | 1 | ||||
70 | Строчная буква я | 1 | ||||
71 | Заглавная буква Я | 1 | ||||
72 | Согласные звуки [х], [х.], буква х. | 1 | ||||
73 | Согласный звук [ж], буквы ж, х | 1 | ||||
74 | Заглавные буквы Х и Ж | 1 | ||||
75 | Развитие речи. Работа с текстом | 1 | ||||
76 | Строчная и заглавная буквы й, Й | 1 | ||||
77 | Согласный звук [ч.], буква ч | 1 | ||||
78 | Заглавная буква Ч | 1 | ||||
79 | Согласные звуки [ц], [щ.], буквы ц, щ | 1 | ||||
80 | Заглавные буквы Ц, Щ | 1 | ||||
81 | Согласные звуки [ф], [ф.], буква ф. | 1 | ||||
82 | Заглавная буква Ф | 1 | ||||
83 | Гласный звук [э], буква э. Строчная буква э | 1 | ||||
84 | Заглавная буква Э | 1 | ||||
85 | Внеклассное чтение. Н.Сладков "Лесные сказки" | 1 | ||||
86 | Буква ю и ее звуки | 1 | ||||
87 | Заглавная буква Ю | 1 | ||||
88 | Буква ь | 1 | ||||
89 | Разделительный ь, его роль в слове | 1 | ||||
90 | Буква ъ, разделительный ъ | 1 | ||||
91 | Работа с текстом | 1 | ||||
92 | Алфавит | 1 | ||||
93 | Чтение текста | 1 | ||||
94 | Работа с текстом | 1 | ||||
95 | Проверка техники чтения | 1 | ||||
96 | Праздник "Прощание с букварем" | 1 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПИСЬМУ
№ | Тема учебного занятия | Кол-во час | Отметка об использовании ИКТ | Дата проведения | Примечание |
Раздел 1. Говорим, рассказываем. | |||||
1 | Вводный урок. Знакомство с прописями. | 1 | |||
2 | Обучение штриховке и обведению по контуру. | 1 | |||
3 | Правила письма | 1 | |||
4 | Написание вертикальных линий | 1 | |||
5 | Написание вертикальных линий | 1 | |||
6 | Обведение по контуру, штриховка | 1 | |||
7 | Обведение по контуру, штриховка | 1 | |||
8 | Обведение по контуру, штриховка | 1 | |||
9 | Обведение по контуру и написание овалов. | 1 | |||
10 | Обведение по контуру и написание овалов. | 1 | |||
11 | Написание наклонных линий и овалов | 1 | |||
12 | Написание наклонных с петлей внизу и вверху | 1 | |||
13 | Упражнения в обведении по контуру и штриховке | 1 | |||
14 | Написание прямой наклонной линии. | 1 | |||
15 | Написание прямой наклонной линии. | 1 | |||
16 | Написание е-образных элементов. | 1 | |||
17 | Написание е-образных элементов и элементов с закруглением вверху и внизу. | 1 | |||
18 | Написание основных графических элементов. | 1 | |||
19 | Написание основных графических элементов. | 1 | |||
20 | Написание основных графических элементов. | 1 | |||
21 | Закрепление изученных графических элементов букв | 1 | |||
Раздел 2. Учим буквы - учимся читать и писать. | |||||
22 | Строчные буквы г, п, и. | 1 | |||
23 | Строчные буквы м, р. | 1 | |||
24 | Заглавная и строчная буква О,о. | 1 | |||
25 | Закрепление написания изученных букв. | 1 | |||
26 | Соединение изученных букв в слоги и слова | 1 | |||
27 | Письмо заглавной буквы О в соединении с изученными буквами | 1 | |||
28 | Строчная буква а, соединения с различными буквами. | 1 | |||
29 | Строчная буква ы, соединения с различными буквами. | 1 | |||
30 | Закрепление написания изученных букв. | 1 | |||
31 | Написание заглавных букв Г, П, Т,Р. | 1 | |||
32 | Написание заглавной буквы И. | 1 | |||
33 | Строчная буква н, соединения с различными буквами, написание слов. | 1 | |||
34 | Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов. | 1 | |||
35 | Закрепление написания изученных букв. | 1 | |||
36 | Упражнения в письме слогов и слов | 1 | |||
37 | Написание слогов и слов | 1 | |||
38 | Написание заглавной и строчной буквы У,у. | 1 | |||
39 | Написание слов и предложений с изученными буквами | 1 | |||
40 | Написание слов и предложений с изученными буквами | 1 | |||
41 | Написание букв, слогов и слов с буквой с | 1 | |||
42 | Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами. | 1 | |||
43 | Обучение списыванию текста с печатного и письменного образца | 1 | |||
44 | Написание слогов, слов, предложений. | 1 | |||
45 | Написание слогов, слов, предложений. | 1 | |||
46 | Написание заглавных и строчных букв Л, л, М, м. | 1 | |||
47 | Написание слогов и слов с заглавными буквами Л, М. | 1 | |||
48 | Написание заглавных букв К, Н. Обучение списыванию с печатного образца | 1 | |||
49 | Написание слов с заглавными буквами К, Н. | 1 | |||
50 | Написание слогов, слов, предложений. | 1 | |||
51 | Написание заглавной и строчной буквы С, с | 1 | |||
52 | Написание слогов, слов с изученными буквами. | 1 | |||
53 | Написание предложений с изученными буквами. | 1 | |||
54 | Написание слов с заглавными буквами | 1 | |||
55 | Написание слов с заглавными буквами | 1 | |||
56 | Написание слов и предложений с заглавной буквы | 1 | |||
57 | Упражнения в списывании текста | 1 | |||
58 | Написание строчной буквы ш. | 1 | |||
59 | Написание строчной буквы ш. | 1 | |||
60 | Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами | 1 | |||
61 | Написание заглавной буквы Ш. | 1 | |||
62 | Написание слов, предложений с изученными буквами | 1 | |||
63 | Написание слов, предложений с изученными буквами | 1 | |||
64 | Написание предложений, текстов с изученными буквами | 1 | |||
65 | Выборочное списывание | 1 | |||
66 | Написание слов, предложений с заглавной буквой А. | 1 | |||
67 | Самостоятельная работа по письму | 1 | |||
68 | Согласные звуки [д], [д.], буква д. | 1 | |||
69 | Слова с парными согласными звуками на конце слова | 1 | |||
70 | Согласные звуки [в], [в.], буква в. | 1 | |||
71 | Заглавная буква Д | 1 | |||
72 | Заглавная буква В | 1 | |||
73 | Написание слогов и слов. | 1 | |||
74 | Буква е | 1 | |||
75 | Работа с текстом | 1 | |||
76 | Написание слогов и слов с буквой ё | 1 | |||
77 | Написание заглавных букв Е, Ё | 1 | |||
78 | Списывание печатного образца | 1 | |||
79 | Списывание печатного образца | 1 | |||
80 | Написание строчной буквы б, слогов, слов с буквой б | 1 | |||
81 | Выборочное творческое списывание текста | 1 | |||
82 | Написание заглавной буквы Б, слогов, слов с буквой Б | 1 | |||
83 | Написание слов, предложений с изученными буквами. | 1 | |||
84 | Написание строчной буквы з, слогов, слов с буквой з. | 1 | |||
85 | Написание слов, предложений с изученными буквами. | 1 | |||
86 | Написание слогов и слов с заглавной буквы З | 1 | |||
87 | Написание слогов и слов со строчной буквы я | 1 | |||
88 | Написание слов с заглавной буквы Я | 1 | |||
89 | Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х | 1 | |||
90 | Написание слов, предложений с изученными буквами. | 1 | |||
91 | Написание строчной буквы ж | 1 | |||
92 | Написание заглавных букв Ж, Х | 1 | |||
93 | Списывание с печатного образца | 1 | |||
94 | Написание строчной и заглавной буквы й, Й | 1 | |||
95 | Написание слов, предложений с изученными буквами. | 1 | |||
96 | Написание слогов и слов со строчной буквы ч | 1 | |||
97 | Написание слов и предложений с заглавной буквы Ч | 1 | |||
98 | Написание строчных букв ц и щ | 1 | |||
99 | Написание заглавных Ц, Щ, | 1 | |||
100 | Списывание с печатного текста | 1 | |||
101 | Написание слов и соединений со строчной буквой ф | 1 | |||
102 | Написание заглавной буквы Ф, слогов и слов с буквой Ф | 1 | |||
103 | Написание строчной буквы э, слогов, слов и предложений с буквой э | 1 | |||
104 | Написание слов и соединений с заглавной буквой Э | 1 | |||
105 | Написание слов, предложений с изученными буквами. | 1 | |||
106 | Написание слов, предложений с изученными буквами. | 1 | |||
107 | Написание строчной буквы ю, слогов, соединений. | 1 | |||
108 | Написание заглавной буквы Ю | 1 | |||
109 | Написание буквы ь, слов с мягким знаком на конце и в середине слова | 1 | |||
110 | Списывание с печатного текста | 1 | |||
111 | Написание слов с разделительным ь | 1 | |||
112 | Написание буквосочетаний с разделительным ъ | 1 | |||
113 | Списывание слов и предложений с печатного образца | 1 | |||
114 | Написание букв русского алфавита | 1 | |||
115 | Списывание слов и предложений с печатного образца | 1 | |||
116 | Письмо текста под диктовку | 1 | |||
117 | Списывание текста с печатного образца | 1 | |||
118 | Письмо текста под диктовку | 1 | |||
119 | Проверочная работа по письму | 1 | |||
120 | Работа над ошибками | 1 |
Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методическая литература для учителя
- Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. О.В.Пронина «Букварь»- Учебник для 1 класса. Москва: Баласс, 2011.
- О.В.Пронина:. - Москва: Баласс, 2011. «Мои волшебные пальчики» Тетради к «Букварю»
- Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. О.В.Пронина. Уроки обучения грамоте. Методические рекомендации для учителя к «Букварю» тетрадям по письму. - Москва: Баласс, 2011
Учебная литература для учащихся
- Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. О.В.Пронина. «Букварь» Учебник для 1 класса. Москва: Баласс, 2007
- О.В.Пронина. «Мои волшебные пальчики». Тетради к «Букварю». Москва: Баласс, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте "Школа 2100"
Рабочая программа по обучению грамоте составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по обучению грамоте,УМК "Школа 2100", 2011-2012 уч. год
Рабочая программа по обучению грамоте составлена в соответствии с ФГОС, содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование....
Рабочая программа курса "Обучение грамоте" (1 кл ОС "Школа 2100")
Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно - тематическое планирование, содержание тем курса обучения грамоте и развития речи, требования к уровню подготовки уч -ся, обучающихся по данно...
Рабочая программа по обучению грамоте с УУД. 1 класс ОС "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте в 1 классе соответствует требованиям ФГОС. ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса. Образовательная система "Школа 2100"
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы ...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс. Образовательная система " Школа 2100".
Рабочая программа и календарно тематическое планирование по обучению грамоте составлены в соответствии с ФГОС на 2012- 2013 учебный год...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс "ШКОЛА 2100"
Рабочая программа по обучению грамоте в 1 классе по программе "ШКОЛА 2100"...