Рабочая программа курса "Обучение грамоте" (1 кл ОС "Школа 2100")
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно - тематическое планирование, содержание тем курса обучения грамоте и развития речи, требования к уровню подготовки уч -ся, обучающихся по данной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 46.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ – средняя общеобразовательная школа
с.Кипцы Екатериновского района Саратовской области
Рабочая программа
курса «Обучение грамоте»
(1 класс ОС «Школа 2100» )
Работа учителя начальных классов
Калядиной Елены Владимировны
Программа
курса «Обучение грамоте»
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
- авторской учебной программы А. А.Леонтьева, ОС «Школа 2100»
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по разделам курса.
Программа курса обучения грамоте и развития речи рассчитана на 207 ч
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебником «Букварь»– авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина и прописями «Мои волшебные пальчики», автор О.В. Пронина
Обучение грамоте - составная часть непрерывного авторского курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. В курсе обучения грамоте выделяются определенные направления (линии) развития детей в рамках предмета "русский язык", которые реализуются на доступном для детей уровне:
- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения;
- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
- овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
- приобретение и систематизация знаний о русском языке;
- раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
- формирование у детей чувства языка.
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем "Слово", "Предложение", "Текст".
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
1) звуковой состав и обозначение звуков буквами;
2) состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов - с помощью приставок);
3) грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
4) лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).
Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.
В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.
При работе с текстами Азбуки и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.
Учебно – тематический план
Добуквенный период (36 часов) | |||||||
№ | Чтение | Стр. учебника | Письмо | Стр. тетради | Дата План Факт | ||
Календарь и календарные праздники. 1 сентября – День знаний. | 2-5 | Зн-во с прописью. Раскрашивание. | 0 | ||||
Животные и растения вокруг нас. Слово. Слова – названия. | 6-7 | Раскрашивание рисунка. Штриховка. | 1 | ||||
Живая и неживая природа вокруг нас. Слова – названия. Знакомство с предложением. | 8-9 | Раскрашивание рисунка. Штриховка. | 2-3 | ||||
Летом в деревне. Слово и предложение. Состав предложений. | 10-11 | Подготовка руки к письму. Штриховка в разных направлениях. | 4-5 | ||||
Кто помогает человеку в саду и в огороде? Слово и предложение. Знакомство с понятием «текст». | 12-13 | Штриховка и раскрашивание рисунков. | 6-7 | ||||
Речевые и неречевые звуки. Слово, предложение, текст. Составление текста с опорой на рисунок. | 14-15 | Штриховка и раскрашивание рисунков. | 8-9 | ||||
Цирк, цирковое представление. Слово. Подбор тематических групп слов. Предложение. Составление предложений и текста. Речевые и неречевые звуки. | 16-17 | Штриховка и раскрашивание рисунков. | 10-11 | ||||
На рыбалке. Речевые и неречевые звуки. Составление текста по серии сюжетных картинок. | 18-19 | Штриховка и раскрашивание рисунков. | 12-13 | ||||
Сказочные герои и сказочные предметы. Речевые и неречевые звуки. Тематические группы слов. Предложение. | 20-21 | Обведение по контуру, штриховка. | 14-15 | ||||
Театр. Повторение основных понятий. Составление текста рассказа по сюжетным картинкам с введением действующих лиц. | 22-23 | Обведение по контуру, штриховка. | 16-17 | ||||
Гласные звуки | 24-25 | Обведение по контуру, штриховка. | 18-19 | ||||
Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. | 26-27 | Обведение по контуру, штриховка. | 20-21 | ||||
Ударение. Беседа о поделках из природного материала. | 28-29 | Обведение по контуру. Штриховка. | 22-23 | ||||
Деление слова на слоги, ударение. Наблюдение над значением слова. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 30-31 | Написание е- образных элементов. | 24-25 | ||||
Повторение. Наблюдение над значением слова. Глухие и звонкие согласные звуки. | 32 | Написание прямых и наклонных линий разных размеров. | 26-27 | ||||
Повторение основных понятий. | Упражнение в письме. | 28-29 | |||||
Повторение основных понятий. | Упражнение в письме. | 30-31 | |||||
Повторение основных понятий. | Упражнение в письме. | ||||||
Букварный период (171 час) | |||||||
№ | Чтение (76 час.) | Письмо (95 час.) | Тетр.2 | ||||
Знакомство со звуками[и, г, п, т, р ] и буквами и, г, п, т, р. Разграничение понятий звук – буква. | 34-35 | Написание букв и, г, п, т, р. | 1 | ||||
Чтение слогов и слов с буквами г, п, т, р, и. | 36-37 | Тренировка в написании букв г, п, т, р, и. | 2-3 | ||||
Гласный звук [о ], буква о. | 38-39 | Строчная буква о. | 4-5 | ||||
Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 40-41 | Письмо слогов и слов с изученными буквами | 6-7 | ||||
Заглавная буква О. Написание заглавной буквы в именах людей. Упр. в чтении. | 42-43 | Заглавная буква О. | 8-9 | ||||
Гласный звук [ а ], буква а. | 44-45 | Строчная буква а. | 10-11 | ||||
Звук [ы ], гласная буква ы. Понятие о словах в ед. и мн. числе. | 46-47 | Строчная буква ы. | 12-13 | ||||
Заглавные буквы Г, П, Т, Р. Заглавная буква в географических названиях. | 48-49 | Заглавные буквы Г, П, Т, Р. | 14-15 | ||||
Заглавная буква И. Большая буква в географических названиях и именах. | 50-51 | Заглавная буква И. | 16-17 | ||||
Звуки [н], [н], буква н. | 52-53 | Строчная буква н. | 18-19 | ||||
Звуки [к], [к], буква к. | 54-55 | Строчная буква к. | 20-21 | ||||
Упр. в чтении слов и предложений. Работа над лексическим значением слов. | 56-57 | Упр. в написании изученных букв. | 22-23 | ||||
Упр. в чтении. Местоимения он, она, оно, они. | 56-57 | Упр. в написании слов с изученными буквами. | 24-25 | ||||
Звук [у], буквы У, у. | 58-59 | Строчная и заглавная буквы у, У. | 26-27 | ||||
Упр. в чтении слогов, слов, предложений и текста с изученными буквами. Работа над интонацией. · ? ! знаки в конце предложений. | 60-61 | К/ р. Упр. в письме слогов, слов, предложений с изученными буквами. | 28-29 | ||||
Звуки [с], [с], буква с. | 62-63 | Строчная буква с. | Тетр.3 0-1 | ||||
Упр. в чтении с изученными буквами. | 64-65 | Упр. в письме слов, предложений с изученными буквами. | 2-3 | ||||
Упр. в чтении с изученными буквами. | 64-65 | Упр. в письме слов, предложений с изученными буквами. | 4-5 | ||||
Знакомство с предлогами. Упр. в чтении. | 66-67 | Упр. в письме слов, предложений с изученными буквами. | 6-7 | ||||
Упр. в чтении слов, которые отвечают на вопрос как ? | 66-67 | Упр. в написании слов с изученными буквами. | 8-9 | ||||
Звуки [л], [л], [м], [м], буквы л, м. | 68-69 | Строчные буквы л, м. | 10-11 | ||||
Упр. в чтении | 70-71 | Упр. в написании изученных букв. Заглавные буквы Л, М, К. | 12 | ||||
Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавных букв в словах – географических названиях. | 72-73 | Заглавные буквы К, Н. | 13 | ||||
Упр. в чтении | 73 | Упр. в написании слов с изученными буквами. | 14-15 | ||||
Упр. в чтении. Наблюдение над однокоренными словами. Буквы С, с. | 74-75 | Заглавные и строчные буквы С, с. | 16-17 | ||||
Повторение. Упр. в чтении. | 76-77 | Написание слов, предложений с изученными буквами. | 18-19 | ||||
Упр. в чтении. Знакомство с новым знаком препинания – многоточием. | 78-79 | Упр. в написании слов, предложений с изученными буквами. | 20-21 | ||||
Заглавная буква М. Повторение гласных звуков, их роли. Упр. в чтении. | 80-81 | Заглавная буква М. Упр. в письме. | 22-23 | ||||
Урок развития речи. Упр. в чтении и анализе текста. | Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях | 22-23 | |||||
Проверка техники чтения. | 80-81 | Упр. в списывании с печатного текста. | 24-25 | ||||
Звук [ш], буква ш. | 82-83 | Строчная буква ш. | 26-29 | ||||
Заглавная буква Ш. Упр. в чтении. Заглавные буквы в именах, фамилиях, кличках животных. | 84-85 | Заглавная буква Ш. Упр. в письме имён, фамилий, кличек животных. | Тетр.4 1-2 | ||||
Упр. в чтении. | 86-87 | Упр. в письме. | 3 | ||||
Упр. в чтении. Наблюдение над несоответствием произношения и написания сочетания ши. | 88-89 | Упр. в письме. Наблюдение над написанием сочетания ши. | 4-5 | ||||
Закрепление изученного. Упр. в чтении. | 90-91 | Списывание с печатного текста. К/р по письму. | 6-7 | ||||
Заглавная буква А. Упр. в чтении. | 92-93 | Заглавная буква А. Упр. в письме. | 8-9 | ||||
Проверка техники чтения. | К/р по письму. | 10-11 | |||||
Закрепление изученного. | Упр. в письме, закрепление. | 12-13 | |||||
Звуки [д], [д], буква д. | 94-95 | Строчная буква д. | 14-15 | ||||
Упр в чтениислов с изученными буквами. | 96-97 | Упр. в письме. | 16-17 | ||||
Звуки [в], [в], буква в.Заглавная буква Д. Закрепление понятия «корень слова».Практическое знакомство с суффиксом на примере ушк | 98-99 | Строчная буква в. | 18-19 | ||||
Заглавная буква Д. | 100 | Заглавная буква Д. | 20 | ||||
Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Знакомство с наиболее частотными суффиксами. | 100-101 | Заглавная буква В. | 20-21 | ||||
Гласная буква е. | 102-103 | Строчная буква е. | 22 | ||||
Упр. в чтении. | 104-105 | Упр. в написании буквы е и Е, буквосочетаний. | 23-25 | ||||
Гласная буква ё. Повторение и закрепление основных понятий. | 106-107 | Строчная буква ё. | 26-27 | ||||
Заглавные буквы Е, Ё. Упр в чтении. | 108-109 | Заглавные буквы Е, Ё. | Тетр.5 1-2 | ||||
Упр. в чтении. Закрепление изученного. | 110 | Заглавные буквы В, Д, Е, Ё. Упр. в написаниислов с изученными буквами. | 3 | ||||
Упр. в чтении. Знакомство с приставкой. | 111 | Упр. в написании слов с изученными буквами. | 4 | ||||
Звуки [б], [б], буква б. | 112-113 | Строчная буква б. | 5 | ||||
Упр. в чтении. Развитие умения видеть в слове его части. | 114-115 | Упр. в письме. | 6-7 | ||||
Упр. в чтении. Работа с текстом. | Упр. в письме. | 8-9 | |||||
Заглавная буква Б. Упр. в чтении. | 116-117 | Заглавная буква Б. | 10 | ||||
Звуки [з], [з], буква з. | 118-119 | Строчная буква з. | 11 | ||||
Заглавная буква З. Повторение парных звонких и глухих согласных. | 120-121 | Заглавная буква З. | 12-13 | ||||
Гласная буква я и её звуки. | 122-123 | Строчная буква я. | 14 | ||||
Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы я . | 124-125 | Заглавная буква Я. | 15-16 | ||||
Звуки [х], [х], буква х. Слова – междометия. | 126-127 | Строчная буква х. | 17 | ||||
Звук [ж], буква ж. | 128-129 | Строчная буква ж. | 18 | ||||
Согласные буквы х и ж. | 130-131 | Заглавные буквы Х и Ж. | 19-20 | ||||
Строчная и заглавная буквы й, Й. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? | 132-133 | Письмо букв и, й, И,Й. | 21-22 | ||||
Звук [ч], буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу. | 134-135 | Строчная буква ч. | 23 | ||||
Заглавная буква Ч. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? | 136-137 | Заглавная буква Ч. | 24 | ||||
Звуки [ц], [ш], буквы ц, щ. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | 138-139 | Строчные буквы ц, щ. | 25-26 | ||||
Заглавные буквы Ц, Щ. Сочетания ща- щу | 140-141 | Заглавные буквы Ц, Щ.Упр. в письме. | 26-27 | ||||
Звуки [ф], [ф], буква ф. | 142-143 | Строчная буква ф. | 28 | ||||
Заглавная буква Ф. | 144-145 | Заглавная буква Ф. | 29 | ||||
Звук [э], буква э. | 146-147 | Строчная буква э. | 30 | ||||
Заглавная буква Э. | 148-149 | Заглавная буква Э. Упр. в письме. | 31-32 | ||||
Гласная буква ю. | 150-151 | Строчная буква ю. | 33 | ||||
Заглавная буква Ю. | 152-153 | Заглавная буква Ю. Упр. в письме. | 34 | ||||
Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. | 154-155 | Написание буквы ь. | 35 | ||||
Буква ь. Разделительный ь. | 150-157 | Письмо ь с гласными е, ё, ю, я, и. | 36 | ||||
Буква ъ. Разделительный ъ. | 158-159 | Буква ъ. | 37 | ||||
Алфавит. Чтение текста с изученными буквами. | 160 | Составление азбуки из письменных букв. | 38-39 | ||||
Упр. в чтение. | Проверка знаний и умений по письму. | 42-43 | |||||
+19 ч. по пятницам Закрепление изученного. Упр. в написании слогов, слов, предложений с изученными буквами. |
Содержание тем курса обучения грамоте и развития речи (207 ч)
Добуквенный период (36 ч).
Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.
В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).
Букварный период (171 ч).
В букварный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.
Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учетом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ. После введения и закрепления общего позиционного принципа чтения дети наблюдают отступления от установленной закономерности (при изучении букв х, ж, ч, щ, ц, йотированных гласных, букв ь и ъ).
В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который дает возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость. В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
К концу 1-го года обучения дети должны уметь:
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия "звук" и "буква"; делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
- правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Учебно – методическое обеспечение
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Букварь» М.: Баласс, 2008 г
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Методические рекомендации для учителя» М.: Баласс, 2009 г
- О.В. Пронина«Мои волшебные пальчики», М.: Баласс, 2009 г
- О.В. Пронина, Е.П.Лебедева «Тетрадь для печатания» М.: Баласс, 2009 г
Список литературы
Литература, использованная при подготовке программы
- Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования
- Школа 2100. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа Автор: Леонтьев А.А.
Издательство: Баласс, 2008 г - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Букварь» М.: Баласс, 2008 г
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Методические рекомендации для учителя» М.: Баласс, 2009 г
- О.В. Пронина, Е.П.Лебедева «Тетрадь для печатания» М.: Баласс, 2009 г
- О.В. Пронина «Мои волшебные пальчики», М.: Баласс, 2009 г
Литература, рекомендованная для учащихся:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Букварь» М.: Баласс, 2008 г
- О.В. Пронина«Мои волшебные пальчики», М.: Баласс, 2009 г
- О.В. Пронина, Е.П.Лебедева «Тетрадь для печатания» М.: Баласс, 2009 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")
Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")...
Рабочая программа по образовательной системе "Школа-2100"
Рабочая программа по предметам....
рабочая программа для 1 класса ос 2100 по изо автор куревина
рабочая программа для 1 класса ос 2100 по ИЗО автор Куревина...
Рабочая программа обучение грамоте 1 класс программа "Перспективная начальная школа"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по интегрированному курсу» Обучение грамоте»(письмо и чтение) для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, а...
Рабочая программа. Обучение грамоте. Школа 2100
В пояснительной записке содержится:цель,задачи,общая характеристика учебного предмета,описание места учебного предмета в учебном плане,описание ценностных ориентиров, личностные, метапредметные и пред...
Рабочая программа Обучение грамоте 1 класс школа 2100
Рабочая программа по курсу "Обучение грамоте" 1 класс, школа 21000 с УУД...
Рабочая программа "Обучение грамоте" по программе "Планета знаний"
В одной программе содержится сразу планирование и по букварю, и по прописям....