РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ» (Сложная структура дефекта) для учащихся 1 класса (начальное общее образование)
рабочая программа (1 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы «Нравственного развития, воспитания обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития»
Начальная школа – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социального инфантилизма.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Реализация программы проходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ», семьи и других институтов общества.
Цель программы: социально-педагогическая поддержка и приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям посредством формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Нравственное воспитание ориентировано на формирование и развитие личностной культуры, социальной культуры и культуры семейной.
Задачи программы:
1. Формирование и развитие личностной культуры
а. Формирование мотивации личной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой деятельности.
б. Формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо».
в. Развитие трудолюбия, бережливости, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.
2. Формирование социальной культуры
а. Развитие навыков осуществления сотрудничества с взрослыми и сверстниками, старшими детьми в решении общих проблем.
б. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
3. Формирование семейной культуры
а. Формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
б. Формирование ответственности за другого человека.
Общие сведения учащихся
1. Силкин Даниил
Силкин Даниил воспитывается в полной многодетной семье. Папа работает, мама домохозяйка.
Общее впечатление о ребенке мальчик контактен, словесную инструкцию понимает, но требуется повтор, разъяснение, уточнение. Интерес к заданию проявляет не всегда, в результате своей деятельности не заинтересован.
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка ниже возрастной нормы, сформированы очень слабо, требуется постоянный контроль и помощь
2. Чемляков Никодим
Чемляков Никодим воспитывается в неполной семье, воспитанием занимается мама.
Общее впечатление о ребенке на контакт выходит избирательно, затруднено понимание словесной инструкции (слышит, что говорит взрослый, но выполняет только то, что интересно и значимо для него), для выполнения действия по инструкции педагога практически всегда требуется совместное выполнение («рука в руке»), при нежелании выполнять задание проявляет негативные эмоции: кричит, падает на пол. Вся деятельность носит неустойчивый, хаотичный характер. Не проявляет интереса к выполнению задания и к результату своей работы.
Воспитание, направленное на нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.
Одной из задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Занятия по данной программе проводятся в форме воспитательного занятия, общешкольного мероприятия, экскурсий, прогулок. В 1 группе отведено 42 часа в год. Распределение воспитательных часов и последовательность изучения тем по программе осуществляется следующим образом:
1 класс
Четверть. | Количество часов. | Количество часов диагностики усвоения программного материала. | Количество часов мониторингов (не входят в общее количество часов) |
I | 12 | 2 | 2 |
II | 5 | 2 | 2 |
III | 15 | 2 | 3 |
IV | 10 | 2 | 2 |
Год | 42 | 6 | 9 |
Программа нравственного развития и воспитания содержит:
1. Ценностные установки (любовь к своему краю, красота природы, ценность добра, красоты, бережливость, забота о старших и младших, уважение к родителям, уважение к труду).
2. Основные направления:
а. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (участие в делах класса, школы, следить за порядком в классе, дома, на улице).
б. Воспитание нравственных чувств и этического сознания (различение хороших и плохих поступков, (представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо» уважительное отношение к родителям, доброжелательное отношение к младшим, бережное отношение ко всему живому).
в. Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни (первоначальные представления о нравственных основах учебы, труда в жизни человека; уважение к труду близких и товарищей по классу и школе; первоначальные навыки коллективной работы; соблюдение порядка на рабочем месте.
г. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (различение красивого и некрасивого, формирование элементарных представлений о красоте, представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности; представления и отрицательное отношение к плохим поступками.
Ожидаемые результаты духовно нравственного развития по направлениям:
Направление | Результаты |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободами обязанностям человека | формирования осознания – « я школьник», правила поведения в школе, режим дня.
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | различение хороших и плохих поступков, уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим. |
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
| первоначальные навыки труда, трудолюбие и бережливость, уважение к труду; первоначальные навыки коллективной работы. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) | первоначальные умения видеть красоту в природе, в поведении поступках людей.
|
Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: наблюдения, экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста
Основные результаты нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: наблюдения, диагностический материал, созданный с учетом возраста и психофизических особенностей детей.
п/п | Раздел | Кол-во часов |
Краткое содержание раздела (темы) | Формирования базовых учебных действий (БУД). | Примечание | |
|
|
| ||||
I. | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
12ч. | «Я – школьник». «Моя школа». «Правила поведения». «Школа – моя вторая семья». «Взрослые и дети». «Контакт с незнакомыми людьми на улице» . «Скорая помощь (правила поведения в чрезвычайных ситуациях)». «Портрет моей семьи». Дидактические игры и упражнения по теме «Герб и флаг России» (2 занятие). «Диагностика усвоения программного материала». (2ч.) | Познавательные – формировать представление о режиме дня, выполнять обязанности и правила поведения учащихся под руководством воспитателя. Личностные - формировать «сознание себя, как ученика», способность к осмыслению социального окружения. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. |
| |
II. | Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
5ч. | «-Ребята, давайте жить дружно». « Внешность человека может быть обманчива». «Как вызвать милицию». «Конфликты и ссоры». «Диагностика усвоения программного материала». | Познавательные – формировать умение уважительного отношения к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). |
| |
III | Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
|
15ч. | Рисование(2 занятия). «Труд в жизни люде». Дидактическая игра «Угадай, кто это?» Конструирование (Строим дом). «Знакомство с профессиями Дидактическая игра «Так бывает или нет?» «Чистота залог здоровья Лепка несложных предметов (2 занятия). Аппликация (2 занятия). «Диагностика усвоения программного материала». | Познавательные - формировать элементарное представление о первоначальных навыках труда, трудолюбие и бережливость, уважение к труду. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе, обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты.
|
| |
| Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание |
10ч. | «Сигналы от природы». «Дом под крышей голубой». Игры с предметами. Дидактическая игра «Не ошибись!» Игры с предметами. Дидактическая игра «Запомни и назови». Дидактическая игра «Привяжи ленточки к шарикам». «Урок вежливости». Дидактические игры по правилам поведения в общественном транспорте.
| Познавательные - формировать элементарные представления о красоте в природе, в поведении, поступках людей. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). |
| |
1. |
Календарно-тематическое планирование по нравственному развитию в 1 классе
(42часа в год)
Раздел | № п\п |
Тема занятий |
Содержание деятельности | Кол-во часов |
Дата
|
Цель |
Формирования базовых учебных действий (БУД) | Форма проведения | Методы работы |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | 1 |
«Я - школьник».
День знаний «Звени, звонок!» | 1.Сюжетно – ролевая игра «Учусь учиться». По сенсорному воспитанию 2. Дидактическая игра «Поймай игрушку» Восприятие формы |
1 |
| Формирование навыков правильного поведения на уроке и обязанностей учащегося по выполнению школьных поручений.
| Познавательные – формировать представление о школьных поручениях, выполнять обязанности учащегося под руководством воспитателя. Личностные – формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать навыки, умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
|
2 |
«Моя школа». | 1.Экскурсия «Моя школа» 2.Игра «Наш день» (работа по картинкам). |
1 |
| Формирование элементарных представлениях о школьных помещениях (класс, столовая, коридор и др.), знакомство с школой. | Познавательные – формировать представление о названии и назначении кабинетов, помещений в школе. Личностные – формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик). Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
| |
3 |
«Правила поведения». | 1.Бесседа «Правила –поведения в школе (в классе, коридоре, лестнице.) 2.Игра «Назови правильно»
|
1 |
| Формирование навыков правил поведения на уроках и во внеурочной деятельности, правильного поведения в школе. | Познавательные – формировать элементарные представления о правилах поведения в школе, выполнять обязанности учащегося. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
| |
|
4 |
«Школа моя вторая семья». | 1.Работа по картинкам. 2.Практическая работа. |
1 |
| Формирование представлений о бережном отношении к школьному имуществу. | Познавательные – формировать элементарные представления о правилах в классе и порядке на парте. Личностные - формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик). Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
|
5 | Диагностика усвоения программного материала | Мониторинг по правилам поведения в школе. |
| Определить критерии уровня знаний правил поведения в школе. | Познавательные – формирование элементарных представлений о правилах поведения в школе. Личностные - формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик). Регулятивные - формировать умение: соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). |
| ||||
6 |
«Взрослые и дети». | 1.Сюжетно-ролевая игра «Назови правильно» 2.Игра «Чей голос» |
1 |
| 1. Формирование представлений о правильном обращении к взрослому человеку, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта. | Познавательные - формировать умение обращении к взрослому человеку, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта. Личностные - формировать умение положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик). Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
| |
7 |
"Контакт с незнакомыми людьми на улице"
| 1Беседа «О поведении в опасных ситуациях» 2.Игра «Назови правильно». |
1 |
| Формировать представление об опасных ситуациях при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице. | Познавательные - формировать элементарное представление об опасных ситуациях при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
| |
8
|
"Скорая помощь"
| 1.Беседа «О поведении в опасных ситуациях» 2.Дидактическая игра «бегите ко мне». |
1 |
| Формировать представление о правилах поведения в экстренных ситуация ( номер скорой помощи). | Познавательные - формировать элементарное представление о правилах поведения в экстренных ситуациях, уметь называть номер скорой помощи под руководством воспитателя. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
| |
9 |
«Портрет моей семьи». | 1.Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» 2.Нарисуй портрет семьи |
1 |
| 1. Формирование понятия семья – родные люди. 2. Прививать любовь к своим родным. | Познавательные формировать элементарное представление о понятии семьи (родные люди). Личностные - формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
| |
10 |
«Герб и флаг России». | Дидактические игры и упражнения по теме «Герб и флаг России» |
1 |
| 1. Формировать представление о символике нашей страны. | Познавательные – формировать элементарное представление о символике нашей страны, уметь называть герб и флаг под руководством воспитателя. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
| |
11 | . «Герб и флаг России». | 2. Дидактические игры и упражнения по теме «Герб и флаг России» |
1 |
| 1. Формировать представление о символике нашей страны | Познавательные - формировать элементарное представление о символике нашей страны, уметь называть герб и флаг под руководством воспитателя. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
| |
| 12 | Диагностика усвоения программного материала | Мониторинг по правилам поведения в экстренных ситуациях. |
. | Определить критерии уровня знаний правил поведения в опасных и экстренных ситуациях. 1. | Познавательные - формировать элементарное представление об опасных ситуациях при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице, Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | Срез | Словесные, наглядные, практические |
| |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
13 |
Ребята давайте жить дружно | Дидактическая игра «Расскажи о своем друге» |
1 |
| 1. Формировать представление о дружбе, коллективном общении. | Познавательные – формировать элементарное представления о дружбе, о друзьях. С помощью воспитателя уметь рассказывать о своем друге. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик). Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
|
14 |
"Внешность человека может быть обманчива"
| 1.Беседа «О поведении в опасных ситуациях» 2.Дидактическая игра «бегите ко мне». |
1 |
| Формировать представление, что приятная внешность незнакомого человека не всегда обозначает его добрые намерения.
| Познавательные – формировать элементарное представление о правильном поведении с незнакомыми людьми. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
| |
15 |
Как вызвать милицию | 1.Беседа «О поведении в опасных ситуациях 2. Игра «угадай, кто я?» |
1 |
| Формировать представление о правилах поведения в экстренных ситуация ( номер милиции).
| Познавательные - формировать элементарное представление о правильном поведении в экстренных ситуациях. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные – формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
| |
| 16 | . Конфликты и ссоры | 1. 1.Беседа «О бесконфликтном общении». 2. 2. Игра « расскажи о своем друге» |
1 |
| Формировать представление о том что « ссора» это плохо, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. | Познавательные – формировать элементарное представление о дружбе. Личностные – формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
|
17 | Диагностика усвоения программного материала «Воспитание нравственных чувств и этического сознания» | 1.Мониторинг по поведению в опасных ситуациях. |
1 |
| 1. Определить критерии уровня знаний в опасных ситуациях. 2. Подобрать диагностический материал и оборудование | Познавательные – формировать элементарное представление о поведении в опасных ситуациях и о правилах поведения в экстренных ситуациях, уметь называть номер скорой помощи под руководством воспитателя. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Срез | Словесные, наглядные, практические |
| |
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
| 18 | Рисование на тему: «Как я встретил Новый год?» | 1Загадки. 2Практическая работа. |
1
|
| 1.Развивать эстетическое восприятие, эмоциональное отношение к изображению. 2. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | Познавательные – формировать элементарное представление об эстетическом восприятии, эмоциональном отношение к изображению. Личностные - формировать готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Рисование | Словесные, наглядные, практические |
|
19 | Рисование на тему «Зимние забавы». | 1.Игровой момент. 2.Практическая работа. |
1 |
| 1Формировать у детей навыки умения передавать свое настроение, с помощью красок. 2.Закрепить навыки как правильно пользоваться кисточкой. | Познавательные - формировать умение передавать свое настроение, с помощью красок. Личностные - формировать готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Рисование | Словесные, наглядные, практические |
| |
20-21 |
Труд в жизни людей | 1.Беседа «труд в жизни людей» (в школе, дома). 2.Дидактическая игра «Угадай, кто это?» | 1 |
| Формировать первоначальные навыки труда, уважение к чужому труду. | Познавательные формировать элементарное представление о труде в жизни людей, уметь соотносить работника школы с его профессией. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
| |
| 22 | Диагностика усвоения программного материала | Мониторинг по профессиям (в школе). |
| 1. Определить критерии уровня знаний . 2. Подобрать диагностический материал и оборудование | Познавательные формировать элементарное представление о труде в жизни людей, уметь соотносить работника школы с его профессией. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). |
| |||
|
23 | . Конструирование на тему «Строим дом». |
1.Сюжетно-ролевая игра. 2.Практическое занятие. |
1 |
| Формировать навыки умения создавать простейшие постройки из строительного материала (кубики, конструктор и др.)
| Познавательные - формировать умение выполнять простейшие конструкции из строительного материала. Личностные - формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Конструирование | Словесные, наглядные |
|
24-25 | Знакомство с профессиями | 1.Дидактическая игра «Профессии». 2.Дидактическая игра «Так бывает или нет?» |
1 |
| Формировать элементарные представления о деятельности профессиях людей, окружающих ребенка.
| Познавательные – формировать элементарные представления о деятельности профессиях людей, уметь называть профессии (учитель, повар, врач, водитель.) Личностные – формировать сознания «себя как ученика», заинтересованного посещением школы Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых | Практическое занятие на основе игровых элементов |
| |
26-27 |
Чистота, залог здоровья | 1.Бесседа. 2.Уборка в классе |
1 |
| Формировать элементарные представления о чистоте, аккуратности и трудолюбия. | Познавательные - формировать элементарные представления о чистоте, аккуратности и трудолюбия, умение детей мыть игрушки, отжимать тряпку. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
| |
28-29 |
Лепка: «Зеленая елочка» «Сосульки» | 1.Загадки. 2.Практическая работа |
2 |
| 1. Формировать навыки работы с пластилином, выбирать для предмета характерный цвет | Познавательные – формировать умение раскатывать из пластилина форму «колбаски» движениями ладоней, подбирая характерный цвет. Личностные - формировать «сознание себя как ученика». Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Лепка | Словесные, наглядные |
| |
30-31 |
Аппликация: «Божья коровка» «Ромашка» | 1.Игровой сюжет. 2.Практическая работа. |
2 |
| Формировать навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. | Познавательные - формировать навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, уметь приклеивать вырезанные детали. Личностные - формировать «сознание себя как ученика». Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Аппликация | Словесные, наглядные, практические |
| |
|
30 | Диагностика усвоения программного материала | Мониторинг по воспитанию трудолюбия. |
1 |
| 1. Определить критерии уровня знаний практической деятельности. 2. Подобрать диагностический материал и оборудование | Познавательные - формировать навыки умения лепить отдельные детали, приклеивать и выстригать. Личностные – формировать «сознание себя как ученика». Коммуникативные - формировать умение: обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Срез | Словесные, наглядные, практические |
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание |
31-32 |
Сигналы от природы | 1.Экскурсия 2.Загадки о природе. 3.Подвижная игра. |
1 |
| 1.Формировать у детей бережное отношение к природе. 2.Познакомить их с сигналами опасности природы (колючки, шипы, насекомые). 3.Воспитывать отношение к прекрасному. | Познавательные - формировать у детей бережное отношение к природе. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение: вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Пратическое занятие на основе игровых элементов | Слоесные, наглядные, практические |
|
33-34 |
Дом под крышей голубой | 1.Экскурсия 2. Игра «летает, не летает». |
1 |
| 1.Формировать представление детей, что «природа – наш общий дом». 2Иметь элементарные представления об объектах живой и неживой природы. | Познавательные - формировать представление детей, что «природа – наш общий дом». Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, Коммуникативные - формировать умение:: вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
| |
35 | Диагностика усвоения программного материала | Мониторинг по безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
|
| 1. Определить критерии уровня знаний практической деятельности. 2. Подобрать диагностический материал и оборудование | Познавательные - формировать умение готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение: вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. |
| ||||
36 |
Игры с предметами | 1. 2. Дидактическая игра «Не ошибись». |
1 |
| 1Формировать представление детей в различии предметов по материалу. 2.Формировать представление детей о свойствах предметах. | Познавательные – формировать умение собирать предметы одинакового свойства. Личностные – формировать «сознание себя как ученика». Коммуникативные - формировать умение: обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
| |
37 |
Игры с картинками
|
Дидактическая игра «Запомни и назови». |
1 |
| 1. .Формировать умение находить одинаковые картинки. 2. Формировать представление о различии картинок. | Познавательные – формировать умение находить парные картинки. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение: обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
| |
38 |
Привяжи ленточки к шарикам | 1. Дидактическая игра «Привяжи ленточки к шарикам» |
1 |
| 1.Формировать умение различать и называть основные цвета. 2.Закрепить представление о величине фигуры (большой, маленький). | Познавательные - формировать умение соотносить цвета и форму на предложенных картинках. Личностные - формировать «сознание себя как ученика». Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
| |
39-40 |
Урок вежливости | 2. 3. 1.Сюжетно-ролевая игра «Урок вежливости» |
1 |
| Формировать у детей представление о доброжелательности, вежливости, уважение к окружающим. | Познавательные формировать у детей представление о доброжелательности, вежливости, уважение к окружающим. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение: обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
| |
41-42 | Правила поведения в общественном транспорте
| 1.Дидактическая игра «Угадай транспорт» 2.Загадки. |
1 |
| 1.Формировать представление детей о транспорте 2.Иметь представление о правилах в общественном транспорте. | Познавательные - формировать представление детей о транспорте с помощью воспитателя называть транспорт и правила поведения в транспорте. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение: вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Согласовано Заместитель директора по ВР КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» __________________ Н.В. Меркулова «_____» __________________ 2016 г. | Утверждаю Директор КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» _____________ Д.Ш. Шидиева Приказ № ____________ от «____» _______________ 2016 г. | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»
(Сложная структура дефекта)
для учащихся 1 класса
(начальное общее образование)
Разработана:
Леуши, 2016 год
Рабочая программа составлена на основании Адаптированной образовательной программы: «Духовно – нравственное воспитание» для учащихся 1 класса ССД, воспитателем 2016г.
Рассмотрена на методическом объединении _____________________________,
Протокол № 1 от
Руководитель методического объединения _______________________/Н.Н. Пермякова./
Одобрена методическим советом,
Протокол №1 от
Председатель методического совета ____________________________/ Д.Ш. Шидиева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы «Нравственного развития, воспитания обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития»
Начальная школа – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социального инфантилизма.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Реализация программы проходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ», семьи и других институтов общества.
Цель программы: социально-педагогическая поддержка и приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям посредством формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Нравственное воспитание ориентировано на формирование и развитие личностной культуры, социальной культуры и культуры семейной.
Задачи программы:
- Формирование и развитие личностной культуры
- Формирование мотивации личной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой деятельности.
- Формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо».
- Развитие трудолюбия, бережливости, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.
- Формирование социальной культуры
- Развитие навыков осуществления сотрудничества с взрослыми и сверстниками, старшими детьми в решении общих проблем.
- Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
- Формирование семейной культуры
- Формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
- Формирование ответственности за другого человека.
Общие сведения учащихся
Силкин Даниил
Силкин Даниил воспитывается в полной многодетной семье. Папа работает, мама домохозяйка.
Общее впечатление о ребенке мальчик контактен, словесную инструкцию понимает, но требуется повтор, разъяснение, уточнение. Интерес к заданию проявляет не всегда, в результате своей деятельности не заинтересован.
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка ниже возрастной нормы, сформированы очень слабо, требуется постоянный контроль и помощь
Чемляков Никодим
Чемляков Никодим воспитывается в неполной семье, воспитанием занимается мама.
Общее впечатление о ребенке на контакт выходит избирательно, затруднено понимание словесной инструкции (слышит, что говорит взрослый, но выполняет только то, что интересно и значимо для него), для выполнения действия по инструкции педагога практически всегда требуется совместное выполнение («рука в руке»), при нежелании выполнять задание проявляет негативные эмоции: кричит, падает на пол. Вся деятельность носит неустойчивый, хаотичный характер. Не проявляет интереса к выполнению задания и к результату своей работы.
Воспитание, направленное на нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.
Одной из задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Занятия по данной программе проводятся в форме воспитательного занятия, общешкольного мероприятия, экскурсий, прогулок. В 1 группе отведено 42 часа в год. Распределение воспитательных часов и последовательность изучения тем по программе осуществляется следующим образом:
1 класс
Четверть. | Количество часов. | Количество часов диагностики усвоения программного материала. | Количество часов мониторингов (не входят в общее количество часов) |
I | 12 | 2 | 2 |
II | 5 | 2 | 2 |
III | 15 | 2 | 3 |
IV | 10 | 2 | 2 |
Год | 42 | 6 | 9 |
Программа нравственного развития и воспитания содержит:
- Ценностные установки (любовь к своему краю, красота природы, ценность добра, красоты, бережливость, забота о старших и младших, уважение к родителям, уважение к труду).
- Основные направления:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (участие в делах класса, школы, следить за порядком в классе, дома, на улице).
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания (различение хороших и плохих поступков, (представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо» уважительное отношение к родителям, доброжелательное отношение к младшим, бережное отношение ко всему живому).
- Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни (первоначальные представления о нравственных основах учебы, труда в жизни человека; уважение к труду близких и товарищей по классу и школе; первоначальные навыки коллективной работы; соблюдение порядка на рабочем месте.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (различение красивого и некрасивого, формирование элементарных представлений о красоте, представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности; представления и отрицательное отношение к плохим поступками.
Ожидаемые результаты духовно нравственного развития по направлениям:
Направление | Результаты |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободами обязанностям человека | формирования осознания – « я школьник», правила поведения в школе, режим дня. |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | различение хороших и плохих поступков, уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим. |
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни | первоначальные навыки труда, трудолюбие и бережливость, уважение к труду; первоначальные навыки коллективной работы. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) | первоначальные умения видеть красоту в природе, в поведении поступках людей. |
Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: наблюдения, экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста
Основные результаты нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: наблюдения, диагностический материал, созданный с учетом возраста и психофизических особенностей детей.
Календарно-тематическое планирование по нравственному развитию в 1 классе
(42часа в год)
Раздел | № п\п | Тема занятий | Содержание деятельности | Кол-во часов | Дата | Цель | Формирования базовых учебных действий (БУД) | Форма проведения | Методы работы |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | 1 | «Я - школьник».
День знаний «Звени, звонок!» | 1.Сюжетно – ролевая игра «Учусь учиться». По сенсорному воспитанию 2. Дидактическая игра «Поймай игрушку» Восприятие формы | 1 | Формирование навыков правильного поведения на уроке и обязанностей учащегося по выполнению школьных поручений. | Познавательные – формировать представление о школьных поручениях, выполнять обязанности учащегося под руководством воспитателя. Личностные – формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать навыки, умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | |
2 | «Моя школа». | 1.Экскурсия «Моя школа» 2.Игра «Наш день» (работа по картинкам). | 1 | Формирование элементарных представлениях о школьных помещениях (класс, столовая, коридор и др.), знакомство с школой. | Познавательные – формировать представление о названии и назначении кабинетов, помещений в школе. Личностные – формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик). Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
3 | «Правила поведения». | 1.Бесседа «Правила –поведения в школе (в классе, коридоре, лестнице.) 2.Игра «Назови правильно» | 1 | Формирование навыков правил поведения на уроках и во внеурочной деятельности, правильного поведения в школе. | Познавательные – формировать элементарные представления о правилах поведения в школе, выполнять обязанности учащегося. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
4 | «Школа моя вторая семья». | 1.Работа по картинкам. 2.Практическая работа. | 1 | Формирование представлений о бережном отношении к школьному имуществу. | Познавательные – формировать элементарные представления о правилах в классе и порядке на парте. Личностные - формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик). Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
5 | Диагностика усвоения программного материала | Мониторинг по правилам поведения в школе. | Определить критерии уровня знаний правил поведения в школе. | Познавательные – формирование элементарных представлений о правилах поведения в школе. Личностные - формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик). Регулятивные - формировать умение: соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | |||||
6 | «Взрослые и дети». | 1.Сюжетно-ролевая игра «Назови правильно» 2.Игра «Чей голос» | 1 |
| Познавательные - формировать умение обращении к взрослому человеку, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта. Личностные - формировать умение положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик). Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
7 | "Контакт с незнакомыми людьми на улице" | 1Беседа «О поведении в опасных ситуациях» 2.Игра «Назови правильно». | 1 | Формировать представление об опасных ситуациях при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице. | Познавательные - формировать элементарное представление об опасных ситуациях при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
8 |
"Скорая помощь" | 1.Беседа «О поведении в опасных ситуациях» 2.Дидактическая игра «бегите ко мне». | 1 | Формировать представление о правилах поведения в экстренных ситуация ( номер скорой помощи). | Познавательные - формировать элементарное представление о правилах поведения в экстренных ситуациях, уметь называть номер скорой помощи под руководством воспитателя. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
9 | «Портрет моей семьи». | 1.Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» 2.Нарисуй портрет семьи | 1 | 1. Формирование понятия семья – родные люди. 2. Прививать любовь к своим родным. | Познавательные формировать элементарное представление о понятии семьи (родные люди). Личностные - формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
10 | «Герб и флаг России». | Дидактические игры и упражнения по теме «Герб и флаг России» | 1 |
| Познавательные – формировать элементарное представление о символике нашей страны, уметь называть герб и флаг под руководством воспитателя. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
11 | . «Герб и флаг России». |
| 1 |
| Познавательные - формировать элементарное представление о символике нашей страны, уметь называть герб и флаг под руководством воспитателя. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
12 | Диагностика усвоения программного материала | Мониторинг по правилам поведения в экстренных ситуациях. | . | Определить критерии уровня знаний правил поведения в опасных и экстренных ситуациях. | Познавательные - формировать элементарное представление об опасных ситуациях при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице, Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | Срез | Словесные, наглядные, практические | ||
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | 13 | Ребята давайте жить дружно | Дидактическая игра «Расскажи о своем друге» | 1 |
| Познавательные – формировать элементарное представления о дружбе, о друзьях. С помощью воспитателя уметь рассказывать о своем друге. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик). Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | |
14 |
"Внешность человека может быть обманчива" | 1.Беседа «О поведении в опасных ситуациях» 2.Дидактическая игра «бегите ко мне». | 1 | Формировать представление, что приятная внешность незнакомого человека не всегда обозначает его добрые намерения. | Познавательные – формировать элементарное представление о правильном поведении с незнакомыми людьми. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
15 | Как вызвать милицию | 1.Беседа «О поведении в опасных ситуациях 2. Игра «угадай, кто я?» | 1 | Формировать представление о правилах поведения в экстренных ситуация ( номер милиции). | Познавательные - формировать элементарное представление о правильном поведении в экстренных ситуациях. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные – формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
16 | . Конфликты и ссоры |
| 1 | Формировать представление о том что « ссора» это плохо, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. | Познавательные – формировать элементарное представление о дружбе. Личностные – формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
17 | Диагностика усвоения программного материала «Воспитание нравственных чувств и этического сознания» | 1.Мониторинг по поведению в опасных ситуациях. | 1 | 1. Определить критерии уровня знаний в опасных ситуациях. 2. Подобрать диагностический материал и оборудование | Познавательные – формировать элементарное представление о поведении в опасных ситуациях и о правилах поведения в экстренных ситуациях, уметь называть номер скорой помощи под руководством воспитателя. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Срез | Словесные, наглядные, практические | ||
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни | 18 | Рисование на тему: «Как я встретил Новый год?» | 1Загадки. 2Практическая работа. | 1 | 1.Развивать эстетическое восприятие, эмоциональное отношение к изображению. 2. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | Познавательные – формировать элементарное представление об эстетическом восприятии, эмоциональном отношение к изображению. Личностные - формировать готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Рисование | Словесные, наглядные, практические | |
19 | Рисование на тему «Зимние забавы». | 1.Игровой момент. 2.Практическая работа. | 1 | 1Формировать у детей навыки умения передавать свое настроение, с помощью красок. 2.Закрепить навыки как правильно пользоваться кисточкой. | Познавательные - формировать умение передавать свое настроение, с помощью красок. Личностные - формировать готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Рисование | Словесные, наглядные, практические | ||
20-21 | Труд в жизни людей | 1.Беседа «труд в жизни людей» (в школе, дома). 2.Дидактическая игра «Угадай, кто это?» | 1 | Формировать первоначальные навыки труда, уважение к чужому труду. | Познавательные формировать элементарное представление о труде в жизни людей, уметь соотносить работника школы с его профессией. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
22 | Диагностика усвоения программного материала | Мониторинг по профессиям (в школе). | 1. Определить критерии уровня знаний . 2. Подобрать диагностический материал и оборудование | Познавательные формировать элементарное представление о труде в жизни людей, уметь соотносить работника школы с его профессией. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | |||||
23 | . Конструирование на тему «Строим дом». | 1.Сюжетно-ролевая игра. 2.Практическое занятие. | 1 | Формировать навыки умения создавать простейшие постройки из строительного материала (кубики, конструктор и др.) | Познавательные - формировать умение выполнять простейшие конструкции из строительного материала. Личностные - формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Конструирование | Словесные, наглядные | ||
24-25 | Знакомство с профессиями | 1.Дидактическая игра «Профессии». 2.Дидактическая игра «Так бывает или нет?» | 1 | Формировать элементарные представления о деятельности профессиях людей, окружающих ребенка.
| Познавательные – формировать элементарные представления о деятельности профессиях людей, уметь называть профессии (учитель, повар, врач, водитель.) Личностные – формировать сознания «себя как ученика», заинтересованного посещением школы Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых | Практическое занятие на основе игровых элементов | ||
26-27 | Чистота, залог здоровья | 1.Бесседа. 2.Уборка в классе | 1 | Формировать элементарные представления о чистоте, аккуратности и трудолюбия. | Познавательные - формировать элементарные представления о чистоте, аккуратности и трудолюбия, умение детей мыть игрушки, отжимать тряпку. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
28-29 | Лепка: «Зеленая елочка» «Сосульки» | 1.Загадки. 2.Практическая работа | 2 |
| Познавательные – формировать умение раскатывать из пластилина форму «колбаски» движениями ладоней, подбирая характерный цвет. Личностные - формировать «сознание себя как ученика». Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Лепка | Словесные, наглядные | ||
30-31 | Аппликация: «Божья коровка» «Ромашка» | 1.Игровой сюжет. 2.Практическая работа. | 2 | Формировать навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. | Познавательные - формировать навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, уметь приклеивать вырезанные детали. Личностные - формировать «сознание себя как ученика». Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Аппликация | Словесные, наглядные, практические | ||
30 | Диагностика усвоения программного материала | Мониторинг по воспитанию трудолюбия. | 1 | 1. Определить критерии уровня знаний практической деятельности. 2. Подобрать диагностический материал и оборудование | Познавательные - формировать навыки умения лепить отдельные детали, приклеивать и выстригать. Личностные – формировать «сознание себя как ученика». Коммуникативные - формировать умение: обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Срез | Словесные, наглядные, практические | ||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание | 31-32 | Сигналы от природы | 1.Экскурсия 2.Загадки о природе. 3.Подвижная игра. | 1 | 1.Формировать у детей бережное отношение к природе. 2.Познакомить их с сигналами опасности природы (колючки, шипы, насекомые). 3.Воспитывать отношение к прекрасному. | Познавательные - формировать у детей бережное отношение к природе. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение: вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Пратическое занятие на основе игровых элементов | Слоесные, наглядные, практические | |
33-34 | Дом под крышей голубой | 1.Экскурсия 2. Игра «летает, не летает». | 1 | 1.Формировать представление детей, что «природа – наш общий дом». 2Иметь элементарные представления об объектах живой и неживой природы. | Познавательные - формировать представление детей, что «природа – наш общий дом». Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, Коммуникативные - формировать умение:: вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
35 | Диагностика усвоения программного материала | Мониторинг по безопасному и бережному поведению в природе и обществе. | 1. Определить критерии уровня знаний практической деятельности. 2. Подобрать диагностический материал и оборудование | Познавательные - формировать умение готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение: вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | |||||
36 | Игры с предметами |
| 1 | 1Формировать представление детей в различии предметов по материалу. 2.Формировать представление детей о свойствах предметах. | Познавательные – формировать умение собирать предметы одинакового свойства. Личностные – формировать «сознание себя как ученика». Коммуникативные - формировать умение: обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
37 | Игры с картинками | Дидактическая игра «Запомни и назови». | 1 | 1. .Формировать умение находить одинаковые картинки. 2. Формировать представление о различии картинок. | Познавательные – формировать умение находить парные картинки. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение: обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
38 | Привяжи ленточки к шарикам |
| 1 | 1.Формировать умение различать и называть основные цвета. 2.Закрепить представление о величине фигуры (большой, маленький). | Познавательные - формировать умение соотносить цвета и форму на предложенных картинках. Личностные - формировать «сознание себя как ученика». Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
39-40 | Урок вежливости |
| 1 | Формировать у детей представление о доброжелательности, вежливости, уважение к окружающим. | Познавательные формировать у детей представление о доброжелательности, вежливости, уважение к окружающим. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение: обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность. | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические | ||
41-42 | Правила поведения в общественном транспорте | 1.Дидактическая игра «Угадай транспорт» 2.Загадки. | 1 | 1.Формировать представление детей о транспорте 2.Иметь представление о правилах в общественном транспорте. | Познавательные - формировать представление детей о транспорте с помощью воспитателя называть транспорт и правила поведения в транспорте. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение: вступать в контакт и работать в коллективе. Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Практическое занятие на основе игровых элементов | Словесные, наглядные, практические |
Учебно-методический комплекс
Воспитательная программа | Методический материал | Дидактический материал | Дополнительная литература |
«Программа начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. (вариант 2). | 1. В.А. Воронов «Разнообразные формы воспитательной работы» - «Воспитание школьника», 2001г. 2.Методические рекомендации «Воспитательная работа с учащимися в современных условиях» под редакцией Лобачёвой Т.Ф., Курган, 1994. 3.М.В. Воронина «Представление о мерах времени у учащихся вспомогательных школ» - Дефектология,1996, №3, с.28 – 30 4. С.А.Шмаков «Игры – шутки, игры – минутки». - М.: Просвещение, 2002. 5. М.Г.Яновская «Творческая игра в воспитании младшего школьника». М., «Просвещение», 1974. 6..Биряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Игры–занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. –СПб.: НОУ «Союз», 2005 7..Казакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в младшем школьном возрасте», М., 1990. | Дидактические игры: - Загадки - Упражнения на коррекцию и развитие ВПФ - Физкультминутки - Игровые упражнения - Психологические тренинги - Наглядные пособия, рисунки, игрушки, плакаты. | 1. А.Д. Агеева «500 складок – загадок для детей», М.:ТЦ Сфера, 2011г. 2. Л.И. Жук «С этикетом по пути», Минск, Красико – Принт, 2011г. 3. С. А. Бергер «Развитие нравственных качеств школьника», Минск, Красико – Принт, 2009г. 4. Л.И. Жук «Вспомни, подумай, ответь», Минск, Красико – Принт, 2011г. 5. Л.И. Жук «Калейдоскоп семейных традиций» Минск 2011 6. Щеблыкин И. К., Романина ВВ. И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 1990. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по патриотическому воспитанию (сложная структура дефекта).
Закреплять знания детей о названии родной страны. Закреплять знания о Российской символике: флаге, гербе. Познакомить с березой, как символом страны....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку Уровень образования (класс) начальное общее образование, 2-4 классы Количество часов 204 часа Учитель: Гагарина Мария Николаевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку Уровень образования (класс) начальное общее образование, 2-4 классы Количество часов 204 часа...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа» на 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной рабочей программы по ...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной рабочей программы по ...
Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся со сложной структурой дефекта
Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС для 1-4 класса начального общего образования «Арт-студия «Моё творчество». на 2022-2023 год учебный го
Рабочая программа в КОНСТРУКТОРЕ по внеурочной деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС для 1-4 класса начального общего образования «Арт-студия «Моё творчество». на 2022-2023 год учебный го
Рабочая программа в КОНСТРУКТОРЕ по внеурочной деятельности...