Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.
Основная работа на уроке сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ходу работы с текстом выполняют задания в группах. У каждой группы своё задание. Все группы должны учесть главное правило: им необходимо выполнить работу таким образом, чтобы материал, который они представят классу, был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.
Учащиеся создают общий продукт – коллективную презентацию, с которой должны выступить все участники группы.
Групповые задания выполняются 15 минут, после чего каждая группа демонстрирует «презентацию» у доски. В конце урока сравниваются и сопоставляются полученные результаты, отмечаются наиболее удачные варианты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Групповая работа на уроках литературного чтения в начальной школе. | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Побережнюк Елена Валерьевна
учитель начальных классов ЧОУ – СОШ «Новый путь» г.Армавир Краснодарский край
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема урока: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
Задачи урока:
- формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
- развивать мышление, воображение, память, связную речь;
- воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;
- реализовывать творческие способности школьников.
Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:
- овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;
- формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- развитие навыков сотрудничества;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Оборудование: выставка книг В.Ю. Драгунского, учебник (Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 [ Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – стр.161 - 167 или текст рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным», толковый словарь, карточки с заданиями, декорации к инсценировке ( стол, тарелка, ложка, шляпа).
Основная работа на уроке сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ходу все задания выполняют в группах. У каждой группы своё задание. Все группы должны учесть главное правило: им необходимо выполнить работу таким образом, чтобы материал, который они представят классу, был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.
Учащиеся создают общий продукт – коллективную презентацию, с которой должны выступить все участники группы.
Групповые задания выполняются 15 минут, после чего каждая группа демонстрирует «презентацию» у доски. В конце урока сравниваются и сопоставляются полученные результаты, отмечаются наиболее удачные варианты.
Ход урока.
- Вызов.
- У В.Ю. Драгунского много произведений о детях и для детей. Обратите внимание на выставку книг. Познакомиться с рассказами Драгунского можно, взяв книги в библиотеке.
- Сегодня мы с вами изучим рассказ В.Ю. Драгунского, который называется «Тайное становится явным».
- Как вы думаете, а что такое тайна, тайное?
Ответы детей.
- Правильно, обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.
Тайна 1. Нечто неразгаданное, ещё не познанное. 2.Неч.то скрываемое от других, известное не всем, секрет. 3. Скрытая причина чего-нибудь.
Тайный – составляющий тайну для других, не известный другим, не явный, не открытый.
- О чём пойдёт речь в рассказе?
Предположения детей.
Физкультурная разминка.
- Осмысление содержания:
1.Первичное восприятие текста – прослушивание рассказа «Тайное становится явным»: читает учитель или дети прослушивают аудиозапись.
2. Работа с текстом.
Деление детей на 4 группы. При делении детей на группы учитель учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка. Группы выполняют разные по сложности задания. Дополнительно можно распределить в группе части задания, используя дифференцированный подход.
Работа в группах.
Каждая группа повторно читает рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» и выполняет своё задание:
Первая группа – составляет (последовательно выстраивает) план (карточки даны вразброс)
- Ребята, на карточках записаны пункты плана к рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны! Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.
План: КАРТОЧКИ
- Денис задумался над словами «Тайное становится явным».
- Завтрак.
- Предложение мамы.
- Мучения с кашей и избавление от неё.
- Возмущённый милиционер.
- Пострадавший дяденька.
Побережнюк Елена Валерьевна
- Рассерженная мама.
- Урок на всю жизнь.
Вторая группа - выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.
- Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.
Опорные слова и словосочетания: КАРТОЧКИ
Тайна
Плохой поступок
Наказание
Нечестно
Каша
Кощей
Кремль
Царь-пушка
Баночка с хреном
Сахар соль
Кипяток
Окно улица
Обидно
Стыдно
Мусоропровод
Гадость
Пострадавший
Шляпа
Каша на шляпе
Рассердилась
Почистить
Правильно
Запомним
Побережнюк Елена Валерьевна
Вторая группа - придумывает вопросы к рассказу.
- Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.
Предположительно возможные вопросы:
- Что однажды услышал Денис от мамы?
- Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?
- Почему Дениска не хотел есть кашу?
- Как мама уговорила сына?
- Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?
- Что Денис делал, чтобы каша стала вкуснее?
- Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?
- Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?
- Как выглядел пострадавший дяденька?
- Рассердилась мама на Дениса?
- Какой урок получил Денис?
Четвёртая группа - представляет театрализацию рассказа.
- Дети, а вы бывали в театре? Конечно, все мы любим смотреть театральные постановки! И вот на этом уроке ваша группа готовит инсценировку рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» . Роли вы распределяете самостоятельно. Кто-то из вас будет режиссёром, актёром, а кто-то будет готовить декорации, программу спектакля.
Режиссер.
Действующие лица:
Денис
Мама
Милиционер
Пострадавший
Ответственные за декорации.
- Итак, все получили задания. Работайте в группах. Через 15 минут каждая группа представит результаты своей творческой деятельности. Помните, что все, о чём вы будете говорить у доски, должно быть хорошо понятно человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.
3. Защита группами своих позиций, презентация своей работы.
- Ребята, сейчас каждая группа представит свой общий учебный продукт. Распределите между собой, кто о чём будет говорить.
У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию:
- первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;
- вторая параллельно - выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;
- третья команда задаёт вопросы по тексту (можно дополнительно обратиться к учебнику. Отвечают на вопросы другие команды.
- четвёртая команда демонстрирует, как бы всё это выглядело в театре (инсценировка рассказа). В качестве зрителей - первая, вторая и третья команды.
Физкультурная разминка.
- Рефлексия:
Анализ полученной информации.
- Сегодня я узнал (а)…
- Было интересно…
- Было трудно….
- Теперь я могу…
Самооценка работы в группе:
Вся работа полностью выполнена мною
Я ничего не сделал (не сделала)
Отмечаются лучшие варианты интерпретации текста. Анализ работы групп.
- Можно ли сказать, что «Тайное становится явным» - поучительный рассказ? Почему?
Домашнее задание:
Пересказ текста от имени главного героя – Дениски.
Побережнюк Елена Валерьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: Уроки жизни (из воспоминаний о Л.Н.Толстом)
На данном уроке дети знакомятся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, главная цель урока- нравственное воспитание....
Урок литературного чтения на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
Урок литературного чтения по программе Марии Павловны Воюшиной, разработан на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное стано...
Урок литературного чтения по теме: "Уроки истории. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Урок литературного чтения для 4 класса (система Л.В. Занкова). На уроке учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю. Лермонтова, с содержанием и композицией стихотворения "Бородино"....
Урок по литературному чтению "Основная мысль рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все ...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"
Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе ОС "Школа России" В. Драгунский "Тайное становится явным"
Настоящая разработка урока составлена с применением технологии продуктивного чтения. Соответствует требованиям ФГОС НОО....