Урок литературного чтения на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения по программе Марии Павловны Воюшиной, разработан на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное становится явным», соблюдена структура технологии и использованы приемы по развитию КМ.
Урок строится на основе 3 фаз: фаза вызова, фаза реализации смысла, фаза рефлексии.
Каждая фаза реализуется через приемы данной технологии, а именно: синквейн; перекрестная дискуссия, двухчастный дневник; работа с пословицами; составление рассказа учащимися, используя слова из авторского текста; круглый стол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voyushtna_taynoe_stanov_yavnym.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семашко Юлия Викторовна, учитель начальных классов
ГБОУ лицея № 419 г. Санкт - Петербурга
3 класс
Тема урока: рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное становится явным»
Тип урока: изучение нового материала
Форма организации обучения: работа в группах
Целеполагание
Когнитивная область
Цель: воспринять и осмыслить рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным». Способствовать развитию представлений о способах изображения персонажей, о роле изобразительных средств; формирование читательских и речевых умений.
Знать:
- Ф. И. О. автора рассказа «Тайное становится явным»
- Название произведения Виктора Юзефовича Драгунского а именно «Тайное становится явным»
Понимать:
- Почему рассказ назван «Тайное становится явным»
- Основную идею рассказа
Применять:
- Уметь передавать основную идею рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
- Уметь выстраивать композицию собственного высказывания
- Уметь целостно воспринимать образ персонажа
- Уметь устанавливать причинно следственные связи
- Уметь раскрывать авторский замысел
- Уметь соблюдать основную мысль высказывания
Анализ:
- Художественного средства, такого как сравнение
- Анализ произведения В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
- Анализ пословиц
Синтез:
- Написание синквейна со словами: ложь, тайна, правда
- Составление мини сочинения в письменном круглом столе
- Чтение рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
Оценка:
- Поступка главного героя и идеи произведения для воспитания нравственных качеств личности: честность, справедливость
Аффективная область
- Внимательно слушать членов группы, комментарии учителя;
- Выполнять самостоятельно, предложенные учителем, задания;
- Принимать активное участие в обсуждении вопросов, возникающих в группе, классе;
- Анализировать различные точки зрения;
- Выполнять правила поведения и работы в группе;
- Проявлять добросовестность, интерес;
- Нести ответственность за своё поведение.
План урока:
I Фаза вызова
1. Вступительное слово учителя
2. Чтение составленных рассказов с использованием слов: тайна, мама, Кремль, явное, нечестно, милиционер, окно, становится, каша на шляпе, дядя.
II Фаза реализации смысла
1. Знакомство с оригиналом – первичное чтение учителем
Проверка читательского восприятия
2. Постановка учебной задачи анализа
3. Вторичное чтение и анализ произведения В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным» (учащиеся самостоятельно читают рассказ и параллельно заполняют двухчастный дневник)
4. Перекрестная дискуссия по вопросам учителя
5. Работа с пословицами
III Фаза рефлексии
1. Письменный круглый стол
2. Объяснение и запись домашнего задания (составление синквейна со словами: ложь, правда, тайна)
Ход урока
I Фаза вызова
1. Вступительное слово учителя
Ребята, в детстве я прочла один очень интересный рассказ, и настолько он был поучительным, что я помню его до сих пор. Сегодня мы вместе с вами его прочитаем.
В этом рассказе нам встретятся слова: тайна, мама, Кремль, явное, нечестно, милиционер, окно, становится, каша на шляпе, дядя.
Сейчас вам необходимо проявить свою фантазию и составить небольшие рассказы, используя данные слова. Попробуйте предположить, что произошло в рассказе.
2. Чтение составленных рассказов
Однажды мы с моим младшим братом решили в тайне от мамы пойти на экскурсию в Кремль. Когда мы туда пришли, оказалось что экскурсия стоит очень дорого, и что у нас на нее не хватает денег. В окошке кассы сидел дядя с очень злым выражением лица. И тогда мы с братом решили его обмануть, мы сказали о том, что у него на шляпе каша. Пока он проверял свою шляпу, мы проскочили во внутрь здания, но нас вдруг остановил милиционер и отвел домой.
Дома мама сказала нам о том, что нельзя обманывать, поступать нечестно. Она сказала, что рано или поздно все тайное становится явным.
Как-то раз к нам с мамой приехал мой дядя Юра. Он работает милиционером.
В первый день приезда мы пошли в Кремль на экскурсию, мне там очень понравилось.
Когда мы пришли с экскурсии, мама сделала рисовую кашу, подала ее на стол. Я видел, что мама и дядя ели ее с большим удовольствием, а я ненавидел ее. И у меня возникла идея незаметно от мамы и дяди вылить ее в окно, и я сделал это. Но увидел, что нечаянно попал одному дяде на шляпу. Тогда я понял, что поступил нечестно. Затем я вспомнил о том, что тайное всегда становится явным и мама узнает о том, что я не съел кашу, а выбросил ее в окно. Поэтому я признался маме в том, что сделал и пообещал больше не обманывать ее.
II Фаза реализации смысла
1. Знакомство с оригиналом
Сегодня мы будем читать рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
Первичное чтение учителем.
Проверка читательского восприятия
Вопросы:
Понравился ли рассказ?
Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?
Сравним составленные вами рассказы с оригиналом. Чем они похожи, чем различаются?
Понравился ли вам главный герой? Почему?
Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?
Как вы понимаете эту фразу?
2. Постановка учебной задачи анализа
Мнения разделились. Прочтем рассказ еще раз и посмотрим, как автор относится к герою, к его поступку, и что он хотел сказать словами «тайное становится явным».
3. Вторичное чтение и анализ произведения
Учащиеся самостоятельно читают рассказ и параллельно заполняют двухчастный дневник.
Тайное всегда становится явным | |
Будет стыдно, понесет наказание | |
Видеть не могу манную кашу | |
Вылитый Кощей | |
Глаза на лоб полезли | |
Интеллигентный человек | |
Стал по стойке «смирно» | |
Запомнил на всю жизнь |
После заполнения, двухчастные дневники обсуждаются в группах, затем каждая группа представляет лучший вариант дневника в классе. (Вариант заполненного дневника представлен в приложении)
4. Перекрестная дискуссия по вопросам учителя
Для 3 групп учащихся предлагаются 3 вопроса,по одному для каждой.
- Почему рассказ назван именно так? Как бы вы по-другому назвали его? Почему?
- Как вы думаете, Дениска действительно старается выполнить условие: съесть кашу или же просто шалит?
- Как вы думаете, действительно ли Дениска запомнил слова мамы на всю жизнь? Почему вы так думаете?
5. Работа с пословицами
Учащимся предлагаются пословицы для обсуждения в группах:
Шило в мешке не утаишь. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Обсудите пословицы и решите, какая из них больше всего подходит к данному рассказу.
После обсуждения, группы презентуют свой вариант.
III Фаза рефлексии
- Письменный круглый стол
Ребята, сейчас мы с вами напишем 3 сочинения на 3 разных темы, писать их будем в группах, каждый участник будет записывать свое предложение своим цветом. Вспомните, мы уже когда-то проводили такую работу, кто помнит, как она называется? (письменный круглый стол)
Темы для круглого стола:
- Горькая правда.
- Сладкая ложь.
- Тайное и явное.
После записи, читаем сочинения.
(Возможные работы учащихся представлены в приложении)
2. Объяснение и запись домашнего задания (составление синквейна со словами: ложь, правда, тайна)
Составить синквейн со словами: ложь, правда, тайна (1 по выбору).
Возможные варианты работ учащихся:
Ложь Правда
горькая, сладкая горькая, чистая
врать, обманывать, лгать скрывать, говорить, знать
Ложь всегда становится явной. Нужно всегда говорить правду.
Вранье Истина
Тайна
страшная, чужая
скрывают, узнают, рассказывают
Нельзя рассказывать чужие тайны.
Секрет
Пояснительная записка
Урок литературного чтения по программе Марии Павловны Воюшиной, разработан на основе технологии развития критического мышления по теме: «рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное становится явным».
Для урока было осуществлено современное целеполагание и детализация его по уровням познавательной деятельности, а также осуществлено целеполагание в аффективной области.
Этапы урока соответствуют технологическим этапам развития критического мышления, приемы и методы использованные в нем отвечают главной дидактической цели.
Технология КМ включает в себя три технологических этапа: фаза вызова, фаза осмысления содержания, рефлексия.
В процессе реализации фазы вызова на этапе: вступительное слово учителя учащиеся составляли рассказы по словам из текста: тайна, мама, Кремль, явное, нечестно, милиционер, окно, становится, каша на шляпе, дядя. Это задание способствует развитию таких речевых умений, как – умение воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, умение выстраивать композицию собственного высказывания. На данной фазе ключевой является направляющая роль учителя, который стимулирует учащихся к воспоминанию того, что они уже знают по изученной теме (составление рассказов).
Следующая фаза урока - фаза реализации смысла.
Первичное чтение осуществляется учителем. Затем учащиеся отвечают на вопросы, поставленные им с целью проверки читательского восприятия и постановки учебной задачи анализа. Ребята соотносят авторский текст со своими рассказами, находя сходства и различия в сюжете и деталях.
Следующим этапом на этой фазе является вторичное чтение и анализ произведения. Здесь дети самостоятельно читают рассказ и в процессе этого заполняют двухчастный дневник. Заполнение двухчастного дневника развивает читательское умение воспринимать изобразительно - выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
После заполнения дневники обсуждаются в группах, и представляется лучший вариант. С одним из вариантов заполненного дневника Вы можете ознакомиться в приложении.
Далее используется прием технологии КМ – перекрестная дискуссия по вопросам учителя для трех групп учащихся по 1 для каждой. Вопросы ставятся с целью раскрытия и осмысления идеи произведения, что будет развивать читательское умение осваивать идею произведения. Последний этап на фазе реализации смысла – работа с пословицами. Ребятам предлагается обсудить пословицы в группах и выбрать наиболее подходящую по смыслу. Цель данной работы осмысление идейного содержания произведения В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным». Данная работа развивает умение устанавливать причинно-следственные связи, что является одним из читательских умений.
Последней фазой технологии КМ является рефлексия. Здесь учащимся предлагается работа «В круглом столе» - это также один из приемов технологии КМ. Для сочинений даны три темы: горькая правда, сладкая ложь, тайное и явное. При работе с данным приемом развивается умение соблюдать основную мысль высказывания. После написания сочинения зачитываются в классе. Учитель сможет оценить участие каждого в этой коллективной работе, так как ребята будут писать сочинения по предложению и у каждого будет свой цвет пасты.
Еще один прием, развивающий критическое мышление - синквейн. Учащиеся выполняют его дома. На этапе объяснения и записи домашнего задания учитель сообщает о том, что детям требуется составить 1 синквейн с одним из предложенных слов: правда, ложь, тайна.
Данное задание лучше всего предложить как домашнее, так как оно способствует дополнительному самостоятельному осмыслению текста вне класса, и отражению собственного единогласного мнения на данные темы.
Приложение
Возможные работы учащихся при составлении рассказов со словами: тайна, мама, Кремль, явное, нечестно, милиционер, окно, становится, каша на шляпе, дядя
Однажды мы с моим младшим братом решили в тайне от мамы пойти на экскурсию в Кремль. Когда мы туда пришли, оказалось что экскурсия стоит очень дорого, и что у нас на нее не хватает денег. В окошке кассы сидел дядя с очень злым выражением лица. И тогда мы с братом решили его обмануть, мы сказали о том, что у него на шляпе каша. Пока он проверял свою шляпу, мы проскочили во внутрь здания, но нас вдруг остановил милиционер и отвел домой.
Дома мама сказала нам о том, что нельзя обманывать, поступать нечестно. Она сказала, что рано или поздно все тайное становится явным.
Как-то раз к нам с мамой приехал мой дядя Юра. Он работает милиционером.
В первый день приезда мы пошли в Кремль на экскурсию, мне там очень понравилось.
Когда мы пришли с экскурсии, мама сделала рисовую кашу, подала ее на стол. Я видел, что мама и дядя ели ее с большим удовольствием, а я ненавидел ее. И у меня возникла идея незаметно от мамы и дяди вылить ее в окно, и я сделал это. Но увидел, что нечаянно попал одному дяде на шляпу. Тогда я понял, что поступил нечестно. Затем я вспомнил о том, что тайное всегда становится явным и мама узнает о том, что я не съел кашу, а выбросил ее в окно. Поэтому я признался маме в том, что сделал и пообещал больше не обманывать ее.
Один из вариантов заполнения двухчастного дневника
Тайное всегда становится явным | |
Будет стыдно, понесет наказание | |
Видеть не могу манную кашу | |
Вылитый Кощей | |
Глаза на лоб полезли | |
Интеллигентный человек | |
Стал по стойке «смирно» | |
Запомнил на всю жизнь |
Предполагаемые варианты синквейнов, составленных учащимися
со словами: ложь, правда, тайна
Ложь Правда
горькая, сладкая горькая, чистая
врать, обманывать, лгать скрывать, говорить, знать
Ложь всегда становится явной. Нужно всегда говорить правду.
Вранье Истина
Тайна
страшная, чужая
скрывают, узнают, рассказывают
Нельзя рассказывать чужие тайны.
Секрет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"
Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...
Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления Ю.Я.Яковлев "Цветок хлеба"
Технология: чтение и письмо для развития критического мышлениястратегия: "Дерево предсказаний"...
Конспект урока по теме: "Н.Носов "Фантазёры". Литературное чтение 2 класс.Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Материал содержит описание учебного занятия с указанием этапов, видов деятельности учителя и учащихся на каждом этапе, формы организации работы, используемые педагогические приёмы...
Урок по литературному чтению "Основная мысль рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все ...
Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления. Тема: " Береги лес"!
Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления...
Технологическая карта урока по теме: Выделение главной мысли (идеи) рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: создать условия для формирования умения выделять главную мысль (идею) художественного произведения.Задачи: - познакомить обучающихся с краткой биографией В...