Урок литературного чтения по теме: Уроки жизни (из воспоминаний о Л.Н.Толстом)
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
На данном уроке дети знакомятся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, главная цель урока- нравственное воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения «Сергей Толстой «Уроки жизни»» (Из воспоминаний о Л.Н.Толстом) | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
«Сергей Толстой «Уроки жизни»»
(Из воспоминаний о Л.Н.Толстом)
Подготовила
И.Н. Архипова,
учитель начальных классов
Цели урока:
образовательные: углубить знания о нашем великом земляке Л. Н.Толстом; познакомить с новым рассказом; формировать навыки выразительного чтения;
развивающие: развивать способность полноценно воспринимать рассказ, умение отвечать на вопросы, выделять главное; развивать творческое воображение обучающихся;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, родному краю средствами литературы.
Оборудование:
Портрет писателя; слайды с изображением дома-музея в Ясной Поляне; выставка книг Л.Н.Толстого.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания (Чтение наизусть стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»)
3. Постановка целей урока.
- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по Ясной Поляне.
- Какой знаменитый писатель там родился и провел более 60 лет? (Лев Николаевич Толстой)
- Что вам известно об этом человеке? Выступление учеников.
Л.Н. Толстой родился 9 сентября 1828 года. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений-90 томов.
Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда еще было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. А Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. Потом он способствовал открытию школ по всей округе, издавая педагогический журнал «Ясная Поляна».
В конце жизни Лев Николаевич Толстой решает разорвать связь с обеспеченной дворянской жизнью, занимается благотворительностью, просвещением, меняет порядки в своем родовом имении, давая свободу крестьянам. В его творчестве большое место уделялось событиям, очевидцем и участником которых он был. Толстой - гениальный художник слова, в этом легко убедиться, прочитав его произведения.
- Давайте совершим небольшую экскурсию по музею-усадьбе Ясная Поляна (учитель демонстрирует слайды, комментирует их).
Вы уже знакомы с произведениями нашего знаменитого земляка. Давайте проверим, хорошо ли они вам известны. Поработаем в группах. У вас на парте карточки с отрывками произведений нашего великого земляка, вы прочитайте их и постарайтесь вспомнить их название.
Карточка 1
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него все текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.(Старый дед и внучек).
Карточка 2
Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до лесу, набрал грибов, и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб...(Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза).
Карточка 3
На площади в одном городе лежал большой камень. Он занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить… (Как мужик убрал камень).
Карточка 4
Были брат и сестра- Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали - над головой что-то мяучит тонкими голосами… (Котенок).
Карточка 5
Школа была за селом у церкви. Когда мальчик шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Мальчик бросился бежать, собаки за ним. Мальчик стал кричать, споткнулся и упал… (Филиппок).
Карточка 6
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но им было тесно в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море... (Акула).
Карточка 7
Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи и передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются.. .(Прыжок).
Карточка 8
В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку очень хотелось посмотреть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. (Лев и собачка).
На нашей выставке представлены и другие произведения этого автора. Несомненно, некоторые из них вы уже прочитали, с другими познакомитесь позднее. Но, не смотря на такое разнообразие, можно найти в них что-то общее. Все произведения пронизаны огромной любовью ко всему живому, чувством сострадания и сопереживания. В своих книгах автор учит нас быть добрыми, чуткими, внимательными. О таких «уроках жизни» мы прочитаем сегодня в воспоминаниях о деде, которые оставил нам внук писателя Сергей Толстой. - Откройте ваши учебники на странице 175.
4. Изучение нового материала.
1) Первичное чтение (дети читают рассказ по абзацам; по ходу чтения идет словарная работа с показом иллюстраций на компьютере)
2) Беседа после прочтения
- Понравился ли вам рассказ?
- Какое впечатление он произвел на вас?
- Что нового из жизни Л.Н. Толстого вы узнали?
- Как вы думаете, как внук относился к деду?
- С какой целью Сергей Толстой напечатал данное произведение?
5. Физкультминутка.
6. Закрепление нового материала. Работа над произведением.
1) Какие «уроки жизни» давал Лев Николаевич Толстой своему внуку?
2) Найдите их в тексте и прочитайте.
3) Как вы думаете, могут ли другие люди воспользоваться этими уроками?
4) Давайте выпишем их в тетрадь и обсудим. Итак:
- Делай по возможности все сам, не будь «барином»
- Не будь назойлив.
- Будь внимательным.
- Не жадничай.
- Не нервничай, держи себя в руках.
- Будь тверд и стоек.
- В игре, в спорте, в труде будь разумен.
- Будь организованным.
- Глубоко вникай в то, что тебе преподается.
- Имей собственное мнение.
Ребята, а какими из перечисленных уроков могли бы воспользоваться вы? Как, по-вашему, зачем Лев Николаевич Толстой давал такие уроки?
7. Итог урока. Рефлексия.
- О жизни какого писателя мы говорили на сегодняшнем уроке?
- Что нового вы узнали?
- Можете ли вы назвать самый главный «урок жизни»?
- Оцените свою деятельность. Кто доволен своей работой?
8. Домашнее задание.
- Вспомните и перечитайте рассказы Л.Н. Толстого и постарайтесь определить, чему можно научиться у данного героя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтеня по теме: "Старый дед и внучек" Л. Н. Толстой
УМК: «Школа России». Учебный предмет: литературное чтение. Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисков...
Урок литературного чтения на тему: М. М. Пришвин"Моя Родина.(Из воспоминаний)" в 4-ом классе по УМК "Гармония"
Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе, которая является составной частью понятия Родина....
Урок литературного чтения по теме: "Уроки истории. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Урок литературного чтения для 4 класса (система Л.В. Занкова). На уроке учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю. Лермонтова, с содержанием и композицией стихотворения "Бородино"....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"
Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...
Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное чтение", 2 класс, УМК "Перспектива")
Данный материал состоит из плана-конспекта и презентации уроку литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...