Учебно-методический комплект по литературному чтению (технологическая карта урока литературного чтения "Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»" + учебная презентация) 3 класс
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему
Класс: 32
Предмет: литературное чтение
Тема: «Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича,
Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»»
Цели деятельности учителя:
1) познакомить с рассказом Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»;
2) формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте;
3) работать над навыком осознанного чтения.
Планируемые результаты:
- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;
- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием, карточки для рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_no2.doc | 78.5 КБ |
lit._chtenie_2.ppt | 1.26 МБ |
dopolnitelno.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 32
Предмет: литературное чтение
Тема: «Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича,
Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»»
Цели деятельности учителя:
1) познакомить с рассказом Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича,
Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»;
2) формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте;
3) работать над навыком осознанного чтения.
Планируемые результаты:
- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;
- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием, карточки для рефлексии.
Фотография доски:
Этап урока. Методы и приемы. | Хронометраж | Содержание. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
1. Орг. момент. Мотива-ционный Словес.: слово учителя Нагляд.: презентация | 9:00-9:01 | - Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! - Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть! Меня зовут Татьяна Андреевна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. | Эмоционально настраиваются на работу | К.: планирование учебного сотрудничества |
2. Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: учебный диалог Практич.: артикуляционные упражнения Словес.: беседа, ответы на вопросы Нагляд.: презентация Словес.: слово учителя Нагляд.: презентация
| 9:01-9:05 9:05-9:07 9:07-9:11 | Речевая разминка - Итак, начнем мы наш урок с развития и активизации наших органов речи. На слайде вы видите скороговорку. Послушайте: Воробей попросил Ворону Ерша вызвать к телефону. - Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко. - Молодцы! А теперь быстрее! И еще быстрее, без моей помощи, но также дружно! - Отлично! Кто может произнести скороговорку с вопросительной интонацией? А кто с восклицанием, восхищением? Давайте попробуем произнести ее, постепенно понижая голос. Кто желает попробовать? А теперь наоборот, постепенно повышая голос. - Очень хорошо! - Ребята, о ком говорится в скороговорке? (О воробье и ерше) - Да! Сегодня именно Воробей и Ерш будут главными участниками нашего урока. Так кто же из вас уже догадался, с каким произведением мы познакомимся сегодня? («Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу») Верно! Какие главные цели мы поставим на урок? ( 1)узнать о жизни и творчестве автора; 2)познакомиться со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»; 3)выполнить анализ произведения). - Хорошо! Давайте откроем учебник на стр. 86. Назовите, пожалуйста, автора сказки (Д. Мамин-Сибиряк). - Вы уже знакомы с творчеством этого писателя? Какие произведения вы уже читали? - Я рада, что вы уже знакомы с произведениями этого замечательного писателя. Слово об авторе - Сейчас я вам немного расскажу о его жизни. Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852 — 1912) — русский писатель, прозаик, драматург и сказочник. Родился Дмитрий в Свердловской области, которая находится по соседству с нашей Челябинской областью. Его отец Наркис был священником и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. В семье было четверо детей. Жили скромно: отец получал маленькое жалованье, но при этом Дмитрий получил прекрасное образование на дому и поступил в местную школу для продолжения образования. Потом он решил отправиться в Санкт-Петербург. Он поступил в Медико-хирургическую академию на ветеринара, но он не нашел себя в этой профессии и перевелся на юридический факультет, но и это оказалось не его профессией. В результате шестилетнего "хождения" по разным факультетам он так и не получил полного образования. В этот период времени он понимает, что всем сердцем хочет стать литератором. Из под его пера рождается первое произведение, которое называется "Тайны темного леса". Он женится на артистке и у них рождается дочь. Девочку назвали Аленушкой. Именно благодаря любимой доченьке Мамин-Сибиряк открылся читателям как очаровательный сказочник. Когда она была маленькой, Дмитрий сочинял для нее сказки и рассказывал их, а позже опубликовал сборник сказок для детей «Алёнушкины сказки», который был посвящен его дочери ( Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, Ванькины именины, Сказка о том, как жила-была последняя Муха, Умнее всех, Пора спать) и ряда других известных сказок, в том числе и той, с которой нам предстоит познакомиться. Почти всю свою жизнь он прожил в Екатеринбурге и очень много путешествовал по Уралу. Природа его родного края вдохновляла писателя. Последние годы жизни писатель тяжело болел. Наш земляк, уральский писатель Мамин-Сибиряк оставил после себя огромное литературное наследие. Его сказки всегда пронизаны не только любовью и пониманием, но и высокой моралью. Он защищал свою родную природу и старался научить тому же читателей. - Вот такая интересная жизнь была у писателя. | Читать, правильно артикулируя с соответствующей интонацией Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение Определяют тему и цели урока Внимательно слушают рассказ учителя | П: осмысленно читают текст К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: структурирование знаний. Р.: принимают и сохраняют уч. задачу, прогнозирование. |
3. Решение частных задач Словес.: учебный диалог Практич.: слушание и чтение текста Словес.: ответы на вопросы Практич.: выборочное чтение Практич.: слушание и чтение текста Словес.: ответы на вопросы Практич.: выборочное чтение по ролям Практич.: выполнение задания по прочитанному тексту по рядам | 9:11-9:13 9:13-9:17 9:17-9:21 9:21-9:22 9:22-9:26 9:26-9:31 9:31-9:35 9:34-9:40 | - А теперь давайте перейдем к нашей сказке. - Как вы думаете, о чем будет говориться в произведении с таким название? Посмотрите на иллюстрацию, может она вам подскажет. - Будут ли Воробей и Ерш приятелями, друзьями? Что у них может случиться? Интересно вам стало узнать, о чем она? - Давайте же тогда начнем знакомство со сказкой. Сейчас … начнет читать, ваша задача внимательно слушать, следить, и подумайте, как можно будет озаглавить первую часть и почему? - …, начинай, пожалуйста. - Итак, вот мы и прочитали первую часть. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте их разберем. Словарная работа (Трубочист - тот, кто занимается чисткой печных труб и дымоходов; Присядет на конек – присядет на конец крыши, где есть резное украшение, обычно в виде головы коня; Душа в душу – дружно, в согласии; Браниться – ругаться; Речная осока - многолетняя болотная трава с узкими и длинными листьями). - Отлично! Ребята, расскажите об отношениях Воробья и Ерша между друг другом. Найдите подтверждение в тексте - Как им жилось зимой? Какие неприятности и трудности были у друзей? А как летом? Зачитайте отрывки, которые рассказывают нам об этом. - Какие неприятности и трудности были у друзей? - Как мы озаглавим первую часть? («Душа в душу живем») - Отлично! Физ. минутка Вы наверное уже устали, давайте встанем и немного отдохнем. Раз - подняться, подтянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать, Шесть - за стол тихонько сесть. - Молодцы! Продолжим наш урок. Давайте перейдем ко второй части. Слушаем внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы. - …, продолжай читать, пожалуйста. - Спасибо! Вот мы и закончили читать сказку. Ребята, скажите из-за чего возник шум и спор у старых друзей? Как должны звучать слова Воробья Воробеича: гневно, торопливо, громко, с возмущением, обиженно? А как должны звучать слова Ерша Ершовича: спокойно, уверенно, с интонацией оправдания? Давайте прочитаем этот эпизод выразительно по ролям. Нам нужно 3 человека (1 - Яша, автор; 2 - В.В; 3- Е.Е.) - Спасибо! Давайте проанализируем работу ребят. Получилось ли у них передать те чувства и эмоции, которые испытывали герои в тот момент? - Верно! А как они смогли это передать? Какой интонацией? - Да! Какие отметки поставим ребятам? - Расскажите, как Яша разбирал дело по совести. Объясните смысл этого выражения. - Как вы понимаете выражение «дело правое»? (Справедливое, правдивое) - Что предложил Яша? Прочитайте его слова так, чтобы слушатели поняли, как он мирил маленьких озорников. - Почему между рыбами и птицами произошла драка? - Ребята, а как мы озаглавим эту часть? («Схватка») - Верно! А чтобы подвести итоги по прочитанной сказке, я придумала для вас интересные вопросы, позже я их раздам. Отвечать вы будете по рядам. У каждого ряда они будут разные. Я даю вам 3-4 минуты подготовиться. Затем будем проверять. (Задания: 1 ряд: Что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других? Они думают больше о других или о себе? А как вы чаще всего поступаете в подобных ситуациях или как бы поступили? 2 ряд: Имеет ли сказка Д. Мамина-Сибиряка концовку? Перечитайте ее. Какая она: необычная, смешная, поучительная? Почему автор придумал именно такое окончание? Обратите внимание на поступок Аленушки. 3 ряд: Сравните основную мысль сказки (сформулируйте и назовите ее при ответе) с пословицей: «Не делай другому того, что себе не пожелаешь». Сделайте вывод по прочитанному.) - Итак, время закончилось. Начинаем проверять с первого ряда. Кто у вас будет отвечать? Можно несколько человек. - Спасибо! Ребята, вы согласны со своими одноклассниками? Правильно они ответили? - Второй ряд, просим вас. - Есть те, кто не согласен со вторым рядом? Хорошо! - И завершает у нас третий ряд, пожалуйста. - Верно! Спасибо, присаживайтесь на свои места. | Отвечают на вопросы Слушают внимательно одноклассников, следят по тексту. Работают с незнакомыми словами. Высказывают свое мнение, делятся впечатлением о прочитанном. Выполняют физические упражнения Слушают внимательно одноклассников, следят по тексту. Работают с текстом в учебнике, осмысленно отвечают на вопросы. Внимательно слушают задание учителя. Выполняют задание по рядам. Осуществляют проверку. | П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез. Р: планируют свое действие в соответ. с задачей. П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста. П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез. Р: планируют свое действие в соответ. с задачей. К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
4. Подведение итогов. Рефлексия. Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ Нагляд.: презентация Словес.: прощаются с учителем | 9:40-9:45 | - О чем хотел сказать нам писатель своим произведением? - Чему учит сказка? - А вы будете поступать так? Хорошо ли это? - Очень хорошо! Я рада, что вы справились со всеми заданиями. А теперь, откройте свои дневники и запишите домашнее задание: подготовить пересказ сказки от лица Аленушки. - А сейчас, давайте подведем итоги нашего урока. - Вспомните, какие мы ставили цели? - Всех ли целей мы достигли? - Верно! Давайте узнаем, кому на уроке было легко, комфортно, кто узнал новое для себя и сделал выводы, как нужно поступать в ситуациях, подобных описанному случаю в сказке. Или наоборот, узнаем, кто испытывал трудности, не смог справиться со всеми заданиями, не был активен на уроке и ничего хорошего для себя не усвоил. - Прошу ребят первого ряда выйти и прикрепить лист, соответствующий вашей работе на уроке, к дереву итогов. Спасибо! Второй ряд… Третий ряд. - Я очень рада, что многие из вас со всем справились! Молодцы! Желаю вам дальнейших успехов. А ребята, которые испытывали трудности и были мало активными, исправляйтесь! - Что ж, наш урок подошел к концу и пора прощаться. Благодарю вас за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания! | Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы. Делают нравственный выбор. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: осуществляют итоговый контроль. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воробей попросил Ворону Ерша вызвать к телефону.
Цели: узнать о жизни и творчестве автора; познакомиться со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»; выполнить анализ произведения.
Мамин–Сибиряк Д. Н. (1851 – 1912) Русский писатель, прозаик, драматург и сказочник. Родился на Урале (Свердловская область). Вдохновляла писателя природа родного края и любимая дочка Алёнушка.
« Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»
Трубочи́ст - тот, кто занимается чисткой печных труб и дымоходов.
Прися́дет на конёк – присядет на конец крыши, где есть резное украшение, обычно в виде головы коня.
Душа́ в ду́шу – дружно, в согласии.
Брани́ться – ругаться.
Речна́я осо́ка - многолетняя болотная трава с узкими и длинными листьями.
1 ряд Что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других? Они думают больше о других или о себе? А как вы чаще всего поступаете в подобных ситуациях или как бы поступили?
2 ряд Имеет ли сказка Д. Мамина-Сибиряка концовку? Перечитайте ее. Какая она: необычная, смешная, поучительная? Почему автор придумал именно такое окончание? Обратите внимание на поступок Алёнушки.
3 ряд Сравните основную мысль сказки (сформулируйте и назовите ее при ответе) с пословицей: «Не делай другому того, что себе не пожелаешь». Сделайте вывод по прочитанному.
Домашнее задание: подготовить пересказ сказки от лица Алёнушки.
Предварительный просмотр:
узнать
познакомиться
выполнить
1 ряд:
- Что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других?
- Они думают больше о других или о себе?
- А как вы чаще всего поступаете в подобных ситуациях или как бы поступили?
2 ряд:
- Имеет ли сказка Д. Мамина-Сибиряка концовку? Перечитайте ее.
- Какая она: необычная, смешная, поучительная?
- Почему автор придумал именно такое окончание? Обратите внимание на поступок Аленушки.
3 ряд:
- Сравните основную мысль сказки (сформулируйте и назовите ее при ответе) с пословицей:
«Не делай другому того, что себе не пожелаешь».
- Сделайте вывод по прочитанному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 2 Предмет: литературное чтениеУМК: развивающая система Л.В.Занкова Тип урока: урок «открытия» нового знанияТема: Шуточный или юмористический художественный образ. Т...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"
Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».Тип урока: &laqu...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Пересказ.
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Пересказ.Тип урока: рефлек...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу&raq...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...