Урок по литературному чтению "Основная мысль рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский». Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tajnoe_stanovitsya_yavnim.docx | 758.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №4
Технологическая карта учебного занятия
Учитель: Каргалова Надежда Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Сокурская СОШ № 19.
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 2 класс.
Тема: Основная мысль рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Основные технологические приёмы и формы работы: обращение к личному опыту, работа со словарем, составление кластера, чтение с остановками, чтение-разведка, прием синестезии (соощущение, совосприятие, вживание в образ), анализ текста, «Задай вопрос», «Верные и неверные утверждения», работа в парах.
Планируемые результаты
Предметные результаты: развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития (чтение вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста), использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. Уметь работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).
Личностные результаты:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.
Метапредметные результаты:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Формирование УУД:
УУД | Базовый уровень | Повышенный уровень |
Предметные | Использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое), ориентироваться в содержании прочитанного, участвовать в обсуждении прочитанного или прослушанного текста, определять основную мысль текста, объяснять значение слова с опорой на контекст с использованием словарей, устанавливать взаимосвязь между событиями, мыслями, чувствами | Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, самостоятельное умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно - следственные связи. |
Содержание урока
№ п/п | Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (личностные, метапредметные УУД) |
Организационный этап Цель: Определение готовности обучающихся к уроку. | - Здравствуйте, ребята! | Ученики занимают свои места, приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку. | Личностные: формирование мотивации к обучению. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя | |
2. | Мотивация учебной деятельности Цель:учить самостоятельно определять тему и цель урока. | - На каждом уроке вы узнаёте все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу, что вы готовы к новым знаниям, и у нас обязательно всё получится. А начнём наш урок с пословицы. Прочитайте её: «Шило в мешке не утаишь». -Предположите, что могут означать эти слова? (О правде всегда узнают). - В конце урока мы с вами еще вернемся к этой пословице и решим – верно ли было наше предположение. Как вы думаете, почему именно с этой пословицы мы начали наш урок? (будем читать новое произведение, в котором главное-говорить правду). | Учащиеся слушают учителя. Высказывания учеников.Приём «Верные и неверные утверждения». | |
Самоопределение к деятельности | -Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня будем знакомиться. - А кто автор? -Ребята, любите ли вы тайны? -Что такое тайна? -Подберите слова, близкие по значению к слову «тайна». - Иметь тайны хорошо или плохо? - А для чего тайны нужны человеку? - Назовите синонимы к слову «тайное». -А что означает слово «явное»? - Назовите синонимы к слову «явное». - Тайное – явное. Как мы можем назвать эти слова? | Работа со словарями русского языка Составляют кластер. Тайное:неразгаданное, неизвестное, секретное, скрытое, никому не сказанное Работа со словарями русского языка Составляют кластер. Явное:очевидное понятное, открытое, настоящее, известное. Ответы учеников. | ||
3. | Актуализация опорных знаний. Цель:Мотивация к учебной деятельности Задача:-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - организовать планирование учебной деятельности на уроке. Физминутка | Первичное чтение. Чтение с остановками. Просмотр фрагмента фильма до слов «Ложись–ка ты спать!». -Вам главный герой кого-нибудь напоминает из рассказов В.Ю.Драгунского? - Что вы можете сказать о Дениске, какой он? - Почему мальчик заинтересовался маминой фразой «Тайное всегда становится явным» - Вы смогли бы ему объяснить эту фразу?
2.Чтение до слов «…я ею давлюсь), (слушают аудиозапись) - Из-за чего произошел конфликт между мамой и сыном? ДЕВОЧКИ – объяснят позицию мамы. МАЛЬЧИКИ – позицию сына. - Кто прав? -Как вообще можно разрешить конфликт? 3.Чтение до слов «…съесть все до дна!» (слушают аудиозапись) -Как разрешили конфликт мама и Дениска? 4.Чтение – разведка. - А сейчас вы пойдёте в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. Вы прочитаете ту часть рассказа, которая выделена. И после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал мальчик, чтобы каша была вкуснее. Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте. Кто первым возвращается из разведки, молча, встаёт и ищет глазами иллюстрации к рассказу. - Что мальчик сделал с кашей, чтобы она была вкуснее? - Что означает слово «Хрен»? - Объясните образное выражение «Глаза на лоб полезли и остановилось дыхание». -От чего у Дениски глаза на лоб полезли? -Зачитайте отрывок с использованием слова «хрен». -Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? 5.Чтение учителем. Подумайте, какие вопросы можно задать к этой части. -Какие вопросы у вас возникли в ходе чтения? - У меня есть вопросы. В какой момент вам было смешно? -А что чувствовал дяденька в этот момент? -Прочитайте, как выглядел дяденька? -А что Дениска при этом чувствовал? -А кому вы сочувствовали? Почему? -Хорошо ли Дениска знал свою маму? Какие слова это доказывают? Найдите и прочитайте. .(“...глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а это верная примета, что мама рассердилась”) -Почему мама «смотрела долго-долго на сына? (хотела понять, что чувствует Денис) -Давайте проследим, как менялось настроение мамы? -Как менялось настроение Дениски? - Будет ли продолжение разговора у Дениски с мамой? Почему? -Какая проблема волнует автора? -Как, по-вашему, что такое «взаимопонимание между родителями и детьми»? -Подведём итог: Почему мама не стала наказывать Дениску? - Понял ли он мамины слова? - Почему вы так считаете? - Ребята, давайте еще раз вернемся к пословице, с которой мы начали наш урок. Правильным ли оказалось наше первоначальное предположение или теперь вы понимаете эту пословицу по-другому? | Работа с текстом. Ответы учеников. Это Дениска. Имел хорошие привычки, задумывался над непонятным. Ответы детей. Приём синестезии. Мама:полезно, надо утром есть кашу, заботится о сыне. Сын:не любит, невкусно. Уступить, договориться. Работа с текстом. Договорились. Работа с текстом. Чтение с пометками. Выполняют физминутку. Ищут газами иллюстрации к рассказу (упражнения для глаз). Зачитывают ответы. -пошлёпал ложкой; Работа с крылатым выражением. Составляют вопросы. Приём «Задай вопрос» (толстые и тонкие вопросы) Ответы на вопросы. Зачитывают ответы. Ответы на вопросы. Хотела понять, что чувствует Дениска. Выстраивают цепочку, отражающую внутреннее состояние героев. Работа в парах. Мама: радость, веселье, гнев, печаль, огорчение. Денис: довольный, страх, стыд. Каждый пережил сильные чувства от радости до страха и печали. Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей. | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации. |
4. | Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: Установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализ учебной деятельности | -Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в жизни. Какой урок сегодня вы получили? -Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский». Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины. И я хочу поблагодарить вас за активную творческую работу на нашем уроке. - А теперь я попрошу вас показать, насколько интересно вам было на уроке. У вас на партах лежат лучик и облако. Если вам было на уроке комфортно. Всё понятно, то подойдите прикрепите на солнышко лучик, если урок вызвал затруднение, то прикрепите облако. | Оценивают своё эмоциональное состояние. | Личностные: владеют знаниями основных моральных норм поведения. Познавательные: анализируют, обобщают и перерабатывают полученную информацию; делают выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами; осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности |
5. | Информация о домашнем задании. Цель: Сообщение объема и содержания домашнего задания, инструктаж по его выполнению. | - Вспомните, была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок? Рассказать о ней вы можете на следующем уроке. Это и будет вашим домашним заданием. | Записывают домашнее задание. | Личностные: знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения; устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: принимают и сохраняют учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
Урок литературного чтения по программе Марии Павловны Воюшиной, разработан на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное стано...
Литературная гостиная. Конспект внеклассного мероприятия. Виктор Драгунский «Тайное становится явным»
Конспект внеклассного мероприятия....
Урок по литературному чтению по теме: В. Ю. Драгунский. "Тайное становится явным" 2 класс
Цель: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным», его идейно-смысловым и художественным содержанием, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, ...
Урок по литературному чтению по теме: В. Ю. Драгунский. "Тайное становится явным"
Цель урока: познакомить учащихся с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».Задачи урока: I. Образовательные: 1. Познаком...
Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. В.Ю. Драгунский. Тайное становится явным
Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. В.Ю. Драгунский. Тайное становится явным...
Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным». УМК "Школа России"
Тип урока: рефлексииЦель урока: закрепление знаний о рассказе В. Драгунского «Тайное становится явным»; совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать прочитанн...
Технологическая карта урока по теме: Выделение главной мысли (идеи) рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: создать условия для формирования умения выделять главную мысль (идею) художественного произведения.Задачи: - познакомить обучающихся с краткой биографией В...