Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Мамченко Татьяна Евгеньевна

Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.

УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова, 2 класс 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k.d._ushinskiy._igrayushchie_sobaki.doc88.5 КБ
Файл igrayushchie_sobaki.pptx548.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

        

Литературного чтения

Тема:_Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского «Играющие собаки»________________

Класс:_____Школа:______

        

                                                                              Учитель:__Мамченко Татьяна Евгеньевна

                                                                                     Дата проведения: «____»_____20___г.              

Тип урока: открытия новых знаний

Тема: «Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского «Играющие собаки»

Цель: знакомство с произведением К.Д. Ушинского «Играющие собаки» и его этической стороной.

Планируемые результаты

Предметные: 

 - Уметь выполнять упражнения для развития речевого и дыхательного аппаратов.

- Анализ произведения с этической точки зрения

- Владение смысловым чтением.

  - Познакомиться и проанализировать другие произведения К.Д. Ушинского.

Метапредметные: 

  • Познавательные

 -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

-анализировать объекты с целью выделения признаков;

  • Регулятивные

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;

- учиться высказывать своё предположение, описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;

- учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; - и др.

  • Коммуникативные

- совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им;

-учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: 

-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать во всем разнообразии.

- развитие любознательность и интереса к приобретению новых знаний и умений;

-ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Межпредметные связи: -

Оборудование: проектор, экран; доска; 

Зрительный ряд: иллюстрация

Дидактический материал:

Ход урока

Содержание  деятельности учителя

Содержание  деятельности обучающихся

Планируемые результаты

  1. Организационный момент (2 мин)

- Проверьте вашу готовность к уроку.

- Какой у нас сейчас урок?

- Давайте проведем дыхательную гимнастику и подготовимся к чтению.

Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте  шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

В лифте.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Занимают свои места, проверяют готовность к уроку.

Проводят дыхательную гимнастику.

Предметные: 

  • Уметь выполнять упражнения для развития речевого и дыхательного аппаратов.

Метапредметные:

Коммуникативные:

  • учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

2. Определение темы урока. Целеполагание. (4 мин)

- Посмотрите на доску, что на иллюстрации?

- Что делают герои иллюстрации?

- Обратите внимание на собак, что делают они?

- Попробуйте представить, как будет называться произведение, которое мы будем сегодня читать? (Играющие собаки)

- А где мы можем проверить, так ли называется произведение?

- Посмотрите, кто автор произведения? Вы уже встречались с ним ранее?

- Какую цель мы можем поставить на урок?

Рассматривают иллюстрацию, называют изображенных героев и говорят, что делают герои на иллюстрации.

Высказывают предположения о названии произведения на уроке.

Работают с учебником. Выводят тему урока «Играющие собаки».

Ставят учебную цель «Прочитать произведение и узнать об авторе»

Метапредметные: 

Регулятивные

  • - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;
  • - учиться высказывать своё предположение, описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;

Познавательные:

  • умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание

Регулятивные:

  • оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

3. Актуализация необходимых знаний (5 мин)

- Что вы знаете об авторе произведения?

- Посмотрите, пожалуйста, на экран и послушайте немного об авторе, потом я задам вопросы по моему рассказу.

   Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) родился в Туле, своё детство он провёл вблизи Новгорода, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию,
Ушинский поступил в московский университет на юридический факультет и блестяще его закончил. В  1854 году, в 30 лет Ушинскому удалось получить назначение, сначала учителем русской словесности, а затем инспектором Гатчинского сиротского института. К.Д. Ушинский выпустил две учебные книги, одна из которых азбука. Учебники предназначались для обучения чтению, и содержали рассказы и статьи познавательного характера.

   Прожил недолго: умер в 47 лет, но за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

- Где родился К.Д. Ушинский?

- В каком году?

- Сколько книг выпустил К.Д. Ушинский?

- Какие это были книги и для чего?

Слушают рассказ о К.Д. Ушинском.

Отвечают на вопросы

Коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в ходе обсуждения

Познавательные:

  • умение осознанно строить речевое высказывание.

4. Мотивация познавательной деятельности (1 мин.)

- Посмотрите на доску, там написаны какие-то слова. Как вы думаете, что это за слова? Что они обозначают?

- Что нам нужно сделать чтобы узнать что они обозначают и кому принадлежат?

Слайд со словами «Полкан», «Мопс», «Володя».

- Предлагают прочитать текст.

Личностные: 

  • развитие любознательность и интереса к приобретению новых знаний и умений.

5. Организация познавательной деятельности (10 мин).  «Открытие» обучающимися нового знания. 

- Прежде чем начать читать произведение, мы должны подготовиться. Давайте попробуем все вместе, отстукивая ритм, несколько раз прочитать скороговорку увеличивая с каждым разом темп.

Читает скороговорку отстукивая ритм и увеличивая темп.

Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой

- Хорошо, теперь мы можем начать читать произведение. Некоторые из вас будут читать, а остальные внимательно слушать, потому что потом я буду задавать вопросы.

- Поделитесь впечатлениями о прочитанном. О чём рассказ? ( о двух собаках)

- Какими были собаки? (большая и маленькая)

- Какие у них клички7 (Полкан, Мопс)

- Слушают как учитель читает скороговорку.

- Вместе с учителем пальцами отстукивают ритм и читают.

- Читают отстукивая ритм без учителя.

Во время всего чтения увеличивают темп.

Трое хорошо читающих детей по порядку читают произведение.

Отвечают на вопросы.

Предметные: 

 - Уметь выполнять упражнения для развития речевого и дыхательного аппаратов.

- Владение смысловым чтением.

6. Организация самостоятельной практической деятельности (15 мин).

- Сейчас первый ряд снова читает про себя первый абзац. А второй и третий – второй абзац. Ответьте на вопросы.

1 абзац: Чьими глазами мы будем следить за происходящим? (глазами мальчика Володи)

2 абзац (2 ряд): - Что мы узнали о Полкане? (большая, угрюмая, огромные лапы, смотрела благосклонно)

- Что значит большая, как сказать по-другому? (взрослая)

- Как понимаете слово «угрюмая»? (в плохом настроении, грустный, печальный)

- Что значит «благосклонно»? (относящийся благожелательно, снисходительно, расположенный в чью-нибудь пользу)

2 абзац (3 ряд):

- Что автор говорит о другой собаке? (маленький Мопс)

- А если маленькая, догадайтесь, какая она может быть по характеру? (игривая, шаловливая, забавная, задиристая)

- Найдите и прочитайте, как Мопс вёл себя с Полканом? Что делал? Найдите слова-действия (подбежал, стал кидаться и лаять; хватал, очень надоедал)

- Играли ли собаки?

- Прочитайте, что сказал Володя, наблюдая за собаками? («Погоди-ка, вот она тебе задаст! - сказал Володя. - Проучит она тебя»)

3 абзац.

- Найдите, кого мог обижать Володя? (младших братьев и сестёр)

- Знаете ребята, из текста, не ясно есть ли уже у Володи братья и сёстры, но мудрый отец предупреждает сына.

- Найдите главные слова. Прочитайте.

 (большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых)

-А только ли собак касаются эти главные слова? Люди должны запомнить их и следовать им?

Первый ряд анализирует первый абзац. Второй и третий – второй абзац.

Анализируют третий абзац и находят главную мысль.

Отвечают на вопросы.

Предметные: 

- Анализ произведения с этической точки зрения

- Владение смысловым чтением.

Метапредметные: 

Познавательные

  • анализировать объекты с целью выделения признаков;

Коммуникативные

  • учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7. Диагностика достижения планируемых результатов (2 мин)

- После текста вам предложены слова. Что они обозначают?

- Выберите те слова, которым Володе нужно поучиться у Полкана.

Выбирают в учебнике качества, которым Володе нужно поучиться у Полкана.

 Познавательные:

  • умение осознанно и произвольно строить высказывания.

8. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин)

-Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы её?

- Как звали героев произведения?

- Какая главная мысль в произведении?

- Посмотрите на доску и дополните шаблоны.

Отвечают на вопросы.

Строят рефлексивные предложения по шаблонам на доске.

 Познавательные: 

  • умение структурировать знания;

оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция;

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Коммуникативные:

  • умение выражать свои мысли;

оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Дополнительные творческие задания

  1. Прочитать текст К.Д. Ушинского «Не ладно скроен, да крепко сшит». Ответить на вопросы.

- Назовите героев данного произведения? (Заяц и еж)

- Опишите зайца? (Беленький, гладенький)

- Опишите ежа? (Колючий, некрасивый)

- Что сказал заяц ежу? (Что его платье некрасивое и колючее)

- Прав ли он?

- Что ответил еж зайцу? (Что колючки спасают от зубов собаки и волка)

- Какая главная мысль в этом произведении? (Что не важен внешний вид, а важно внутренний мир)

  1. Прочитать текст К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»

- Что сказал брат сестре? (Не трогать волчка)

- Что ответила сестра? (Не трогать кукол)

- Что сделали дети (Расселись по углам и заскучали)

- Почему детям стало скучно? (Вдвоём играть интереснее)

- Какая главная мысль? (Жить дружно и не ссориться)

Читают произведения и отвечают на вопросы учителя.

Предметные:

  • Владение смысловым чтением.
  • Познакомиться и проанализировать другие произведения К.Д. Ушинского.

Метапредметные: 

Познавательные

  • анализировать объекты с целью выделения признаков;

Коммуникативные

  • учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Играющие собаки» К.Д. Ушинский

Слайд 3

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871 г.) «Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

Слайд 4

Полкан Мопс Володя

Слайд 5

Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

Слайд 6

Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Слайд 7

Не ладно скроен, да крепко сшит Беленький, гладенький зайчик сказал ежу: - Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье! - Правда, - отвечал еж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка? Зайчик вместо ответа только вздохнул.

Слайд 8

Вместе тесно, а врозь скучно. Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!» Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме "Замечательные собаки" (ОС "Школа 2100")

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Замечательные собаки" (ОС "Школа 2100") с использованием аудиозаписи...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по произведению Л.Н. Толстого " Два товарища"

урок литературного чтения,тема дружбы в произведении Л.Н. толстого "Два товарища"...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по произведению К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» УМК «Гармония»,

Изучение творчества К.Г.Паустовского; совершенствование умения работать с текстом; развитие навыка чтения; развитие художественного вкуса, любви и интереса к чтению и к классической музыке....

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: В. Осеева "Собака яростно лаяла", И. Токмакова "Купите собаку"

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема урока: В.Осеева "Собака яростно лаяла", И.Токмакова "Купите собаку". (ФГОС)...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя:  формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....

Универсальная технологическая карта урока Литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова.

Универсальная технологическая карта урока литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова....