Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.
УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова, 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.d._ushinskiy._igrayushchie_sobaki.doc | 88.5 КБ |
igrayushchie_sobaki.pptx | 548.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Литературного чтения
Тема:_Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского «Играющие собаки»________________
Класс:_____Школа:______
Учитель:__Мамченко Татьяна Евгеньевна
Дата проведения: «____»_____20___г.
Тип урока: открытия новых знаний | ||||||
Тема: «Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского «Играющие собаки» | ||||||
Цель: знакомство с произведением К.Д. Ушинского «Играющие собаки» и его этической стороной. | ||||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные: - Уметь выполнять упражнения для развития речевого и дыхательного аппаратов. - Анализ произведения с этической точки зрения - Владение смысловым чтением. - Познакомиться и проанализировать другие произведения К.Д. Ушинского. | Метапредметные:
-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; -анализировать объекты с целью выделения признаков;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно; - учиться высказывать своё предположение, описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; - учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; - и др.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Личностные: -формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать во всем разнообразии. - развитие любознательность и интереса к приобретению новых знаний и умений; -ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | ||||
Межпредметные связи: - | ||||||
Оборудование: проектор, экран; доска; Зрительный ряд: иллюстрация Дидактический материал: | ||||||
Ход урока | ||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Планируемые результаты | ||||
| ||||||
- Проверьте вашу готовность к уроку. - Какой у нас сейчас урок? - Давайте проведем дыхательную гимнастику и подготовимся к чтению. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза). В лифте. Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз. | Занимают свои места, проверяют готовность к уроку. Проводят дыхательную гимнастику. | Предметные:
Метапредметные: Коммуникативные:
| ||||
2. Определение темы урока. Целеполагание. (4 мин) | ||||||
- Посмотрите на доску, что на иллюстрации? - Что делают герои иллюстрации? - Обратите внимание на собак, что делают они? - Попробуйте представить, как будет называться произведение, которое мы будем сегодня читать? (Играющие собаки) - А где мы можем проверить, так ли называется произведение? - Посмотрите, кто автор произведения? Вы уже встречались с ним ранее? - Какую цель мы можем поставить на урок? | Рассматривают иллюстрацию, называют изображенных героев и говорят, что делают герои на иллюстрации. Высказывают предположения о названии произведения на уроке. Работают с учебником. Выводят тему урока «Играющие собаки». Ставят учебную цель «Прочитать произведение и узнать об авторе» | Метапредметные: Регулятивные
Познавательные:
Регулятивные:
| ||||
3. Актуализация необходимых знаний (5 мин) | ||||||
- Что вы знаете об авторе произведения? - Посмотрите, пожалуйста, на экран и послушайте немного об авторе, потом я задам вопросы по моему рассказу. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) родился в Туле, своё детство он провёл вблизи Новгорода, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию, Прожил недолго: умер в 47 лет, но за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности». - Где родился К.Д. Ушинский? - В каком году? - Сколько книг выпустил К.Д. Ушинский? - Какие это были книги и для чего? | Слушают рассказ о К.Д. Ушинском. Отвечают на вопросы | Коммуникативные:
Познавательные:
| ||||
4. Мотивация познавательной деятельности (1 мин.) | ||||||
- Посмотрите на доску, там написаны какие-то слова. Как вы думаете, что это за слова? Что они обозначают? - Что нам нужно сделать чтобы узнать что они обозначают и кому принадлежат? | Слайд со словами «Полкан», «Мопс», «Володя». - Предлагают прочитать текст. | Личностные:
| ||||
5. Организация познавательной деятельности (10 мин). «Открытие» обучающимися нового знания. | ||||||
- Прежде чем начать читать произведение, мы должны подготовиться. Давайте попробуем все вместе, отстукивая ритм, несколько раз прочитать скороговорку увеличивая с каждым разом темп. Читает скороговорку отстукивая ритм и увеличивая темп. Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой - Хорошо, теперь мы можем начать читать произведение. Некоторые из вас будут читать, а остальные внимательно слушать, потому что потом я буду задавать вопросы. - Поделитесь впечатлениями о прочитанном. О чём рассказ? ( о двух собаках) - Какими были собаки? (большая и маленькая) - Какие у них клички7 (Полкан, Мопс) | - Слушают как учитель читает скороговорку. - Вместе с учителем пальцами отстукивают ритм и читают. - Читают отстукивая ритм без учителя. Во время всего чтения увеличивают темп. Трое хорошо читающих детей по порядку читают произведение. Отвечают на вопросы. | Предметные: - Уметь выполнять упражнения для развития речевого и дыхательного аппаратов. - Владение смысловым чтением. | ||||
6. Организация самостоятельной практической деятельности (15 мин). | ||||||
- Сейчас первый ряд снова читает про себя первый абзац. А второй и третий – второй абзац. Ответьте на вопросы. 1 абзац: Чьими глазами мы будем следить за происходящим? (глазами мальчика Володи) 2 абзац (2 ряд): - Что мы узнали о Полкане? (большая, угрюмая, огромные лапы, смотрела благосклонно) - Что значит большая, как сказать по-другому? (взрослая) - Как понимаете слово «угрюмая»? (в плохом настроении, грустный, печальный) - Что значит «благосклонно»? (относящийся благожелательно, снисходительно, расположенный в чью-нибудь пользу) 2 абзац (3 ряд): - Что автор говорит о другой собаке? (маленький Мопс) - А если маленькая, догадайтесь, какая она может быть по характеру? (игривая, шаловливая, забавная, задиристая) - Найдите и прочитайте, как Мопс вёл себя с Полканом? Что делал? Найдите слова-действия (подбежал, стал кидаться и лаять; хватал, очень надоедал) - Играли ли собаки? - Прочитайте, что сказал Володя, наблюдая за собаками? («Погоди-ка, вот она тебе задаст! - сказал Володя. - Проучит она тебя») 3 абзац. - Найдите, кого мог обижать Володя? (младших братьев и сестёр) - Знаете ребята, из текста, не ясно есть ли уже у Володи братья и сёстры, но мудрый отец предупреждает сына. - Найдите главные слова. Прочитайте. (большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых) -А только ли собак касаются эти главные слова? Люди должны запомнить их и следовать им? | Первый ряд анализирует первый абзац. Второй и третий – второй абзац. Анализируют третий абзац и находят главную мысль. Отвечают на вопросы. | Предметные: - Анализ произведения с этической точки зрения - Владение смысловым чтением. Метапредметные: Познавательные
Коммуникативные
| ||||
7. Диагностика достижения планируемых результатов (2 мин) | ||||||
- После текста вам предложены слова. Что они обозначают? - Выберите те слова, которым Володе нужно поучиться у Полкана. | Выбирают в учебнике качества, которым Володе нужно поучиться у Полкана. | Познавательные:
| ||||
8. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин) | ||||||
-Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы её? - Как звали героев произведения? - Какая главная мысль в произведении? - Посмотрите на доску и дополните шаблоны. | Отвечают на вопросы. Строят рефлексивные предложения по шаблонам на доске. | Познавательные:
оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные:
осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные:
оценивание качества своей и общей учебной деятельности | ||||
Дополнительные творческие задания | ||||||
- Назовите героев данного произведения? (Заяц и еж) - Опишите зайца? (Беленький, гладенький) - Опишите ежа? (Колючий, некрасивый) - Что сказал заяц ежу? (Что его платье некрасивое и колючее) - Прав ли он? - Что ответил еж зайцу? (Что колючки спасают от зубов собаки и волка) - Какая главная мысль в этом произведении? (Что не важен внешний вид, а важно внутренний мир)
- Что сказал брат сестре? (Не трогать волчка) - Что ответила сестра? (Не трогать кукол) - Что сделали дети (Расселись по углам и заскучали) - Почему детям стало скучно? (Вдвоём играть интереснее) - Какая главная мысль? (Жить дружно и не ссориться) | Читают произведения и отвечают на вопросы учителя. | Предметные:
Метапредметные: Познавательные
Коммуникативные
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Играющие собаки» К.Д. Ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871 г.) «Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».
Полкан Мопс Володя
Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.
Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
Не ладно скроен, да крепко сшит Беленький, гладенький зайчик сказал ежу: - Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье! - Правда, - отвечал еж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка? Зайчик вместо ответа только вздохнул.
Вместе тесно, а врозь скучно. Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!» Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме "Замечательные собаки" (ОС "Школа 2100")
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Замечательные собаки" (ОС "Школа 2100") с использованием аудиозаписи...
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по произведению Л.Н. Толстого " Два товарища"
урок литературного чтения,тема дружбы в произведении Л.Н. толстого "Два товарища"...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по произведению К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» УМК «Гармония»,
Изучение творчества К.Г.Паустовского; совершенствование умения работать с текстом; развитие навыка чтения; развитие художественного вкуса, любви и интереса к чтению и к классической музыке....
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: В. Осеева "Собака яростно лаяла", И. Токмакова "Купите собаку"
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема урока: В.Осеева "Собака яростно лаяла", И.Токмакова "Купите собаку". (ФГОС)...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....
Универсальная технологическая карта урока Литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова.
Универсальная технологическая карта урока литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова....