Урок литературного чтения по теме: "Уроки истории. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения для 4 класса (система Л.В. Занкова). На уроке учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю. Лермонтова, с содержанием и композицией стихотворения "Бородино".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4kl._m.yu_.lermontov_borodino.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
18.03.16 Литературное чтение
Тема: Уроки истории. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Цели: Создать условия для знакомства с творчеством М.Ю.Лермонтова; с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”; совершенствовать навыки чтения учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать прослушанное и прочитанное произведение; отвечать на вопросы по содержанию; формулировать главную мысль; находить в тексте информацию для характеристики героя; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.
Метапредметные УУД:
Познавательные: ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; определять и формулировать цель урока адекватно воспринимать оценки учителя.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Личностные УУД: проявлять интерес к изучаемому материалу на уроке, формировать нравственные качества личности и патриотические чувства учащихся; воспитывать уважение к великому прошлому России.
- Организационный момент.
II. Введение в тему урока
- Подумайте, как связаны между собой слова из первого и второго столбиков:
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
В.П. Крапивин «Путешественники не плачут»
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
- Это авторы и их произведения.
- Из какой главы эти произведения? ( «Каждый выбирает для себя…», человек всегда стоит перед выбором, как поступить в той или иной ситуации, между тем, что ему хочется и что он должен сделать)
- Что помогает человеку принимать правильные решения? (совесть, чувство долга,…)
- Какой темой можно объединить эти произведения? ( Борьба за жизнь.). Докажите.
- Какое из предложенных произведений мы ещё не изучали?
«Бородино» - М.Ю. Лермонтов
III. Постановка целей урока
- Чему будет посвящён сегодняшний урок? (изучению произведения «Бородино»)
Тема урока:
- Попробуйте поставить перед собой цель и пусть каждый проговорит её своему соседу по парте.
(Работа в паре)
(Знакомиться с новым художественным произведением. Научиться выразительно читать произведение …)
IV. Актуализация знаний. Знакомство с фактами из жизни поэта.
- Что вы можете рассказать о жизни и творчестве этого писателя.
Сообщения учащихся.
- М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда мальчику не исполнилось ещё и трёх лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведён из юнкеров в корнеты Гусарского полка.
Природа щедро наградила Лермонтова. Он очень любил музыку, хорошо играл на фортепиано и скрипке. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, владел несколькими иностранными языками. Он был прекрасным художником. Прожил он короткую жизнь, погиб в 27 лет.
Учитель:
- За свою короткую жизнь Лермонтов создал немало замечательных произведений.
К числу самых знаменитых его стихотворений относится “Бородино”.
- Как вы думаете, какому историческому событию посвящено это стихотворение? (Бородинскому сражению)
- Откуда вы это знаете? (уроки ОМ)
- В 1812 г. огромная французская армия под командованием Наполеона Бонапарта вторглась в Россию.
Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. Москва досталась французам. Войдя в город, наполеоновская армия увидела, что почти всё население покинуло город вслед за армией, а следовательно французы не нашли здесь ни пропитания, ни лошадей. Недалеко от Москвы, близ села Бородино, и произошла Бородинская битва - одна из величайших в истории битв, самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года.
- Что заставило Лермонтова взяться за написание стих-я?
Маленький Лермонтов слышал об этой битве от своего отца, который был участником Бородинского сражения, от бабушки, которая рассказывала о своих братьях, прославившихся на Бородинском поле, он очень гордился и своими родственниками и русским народом , и в честь 25-летия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение “Бородино”.
V. Знакомство с произведением.
1. Работа с текстом до чтения.
- Сейчас мы будем слушать стихотворение Лермонтова “Бородино” в исполнении артиста. Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, прошло почти 200 лет с того времени.
Словарная работа (Слайд )
улан, драгун – солдаты конных полков
булат – стальной клинок, меч, сабля
картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями
басурманы – враги
сражён булатом – убит
был хватом – был храбрым, смелым
бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.
добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.
кивер - высокий головной убор у военных.
лафет - станок, на который укрепляется пушка.
редут - полевое укрепление, обнесённое валом.
Теперь все слова нам будут понятны, и мы готовы слушать стихотворение «Бородино» (аудиозапись)
2. Работа над содержанием стихотворения.
А) Первичный анализ.
Учитель: Вы прослушали стихотворение. Что вас тронуло в этом стихотворении?
(Как русские солдаты защищали свою родину. Как тяжело было нашим солдатам в этом сражении.
Как они переживали, что позади Москва, и отступать нельзя.)
Учитель: Какие чувства вызвало оно у вас?
(Чувство гордости за наших солдат. Чувство восхищения их мужеством и храбростью.)
- Кто участвует в разговоре?
- Кто рассказывает о сражении?
- Почему автор, доверяет рассказ об историческом событии старому солдату?
(Солдат находился в гуще событий, видел всё своими глазами, пережил всё, и это делает повествование достоверным и более интересным.)
Б) Чтение стихотворения детьми
В) Работа с текстом.
- В стихотворении нет описания рассказчика. Давайте предположим, какой он? На каждой парте лежит карточка. О чём это говорит. ( Работать будем в паре.) Составьте характеристику рассказчика по данному плану:
№ | вопрос | ответ |
1 | Кто он - рассказчик? | |
2 | Возраст. | |
3 | Внешний вид рассказчика | |
4 | Особенности речи. Как он говорит? | |
5 | Характер. Чем гордится? |
Сделаем вывод: рассказчик – какой он? (Озвучивание ответов детей)
(Старый солдат, участник Бородинского сражения, артиллерист, седые волосы, гордится прошлым, говорит неспешно и эмоционально, полон любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя.)
XI. Итог урока.
- Как закончилось Бородинское сражение? ( Русские не разбили врага, но и не отступили.)
- Старый солдат, ветеран гордится своими современниками, их героическим прошлым. Как он их называет?
Дети: Богатырями.
- Есть ли место подвигу в наше время?
XII. Рефлексия
Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения.
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Кто он - рассказчик? | |
2 | Возраст. | |
3 | Внешний вид рассказчика | |
4 | Особенности речи. Как он говорит? | |
5 | Характер. Чем гордится? | |
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Кто он - рассказчик? | |
2 | Возраст. | |
3 | Внешний вид рассказчика | |
4 | Особенности речи. Как он говорит? | |
5 | Характер. Чем гордится? | |
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Кто он - рассказчик? | |
2 | Возраст. | |
3 | Внешний вид рассказчика | |
4 | Особенности речи. Как он говорит? | |
5 | Характер. Чем гордится? | |
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Кто он - рассказчик? | |
2 | Возраст. | |
3 | Внешний вид рассказчика | |
4 | Особенности речи. Как он говорит? | |
5 | Характер. Чем гордится? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: Уроки жизни (из воспоминаний о Л.Н.Толстом)
На данном уроке дети знакомятся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, главная цель урока- нравственное воспитание....
Презентация к уроку литературного чтения по теме "А.С.Пушкин стихотворение "Унылая пора! Очей очарованье!"
презентация разработана к учебнику В.Лазаревой "Литературное чтение" 2 класс (система Л.В.Занкова)...
Урок литературного чтения по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима" 3 класс УМК "Школа России"
План-конспект урока литературного чтения по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима" 3 класс УМК "Школа России"...
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Образ одиночества в стихотворении М. Лермонтова "Парус""
Данная презентация служит сопровождением к уроку....
«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)
Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на группы по интере...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"
Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...