Урок литературного чтения по теме: "Уроки истории. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

Алексеенко Людмила Ивановна

Урок литературного чтения для 4 класса (система Л.В. Занкова). На уроке учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю. Лермонтова, с содержанием и композицией стихотворения "Бородино".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4kl._m.yu_.lermontov_borodino.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

18.03.16                                              Литературное чтение

Тема: Уроки истории. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Цели: Создать условия для знакомства с творчеством  М.Ю.Лермонтова; с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”; совершенствовать навыки чтения учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать прослушанное и прочитанное произведение;  отвечать на вопросы по содержанию; формулировать главную мысль; находить в тексте информацию для характеристики героя; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Метапредметные УУД:

Познавательные:  ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:  принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; определять и формулировать цель урока адекватно воспринимать оценки учителя.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Личностные УУД: проявлять  интерес к изучаемому материалу на уроке, формировать нравственные качества личности  и патриотические чувства учащихся; воспитывать уважение к великому прошлому России.

  1. Организационный момент.

II. Введение в тему урока

- Подумайте, как связаны между собой слова из первого и второго столбиков:

             Л.Н. Толстой                          «Кавказский пленник»

             В.П. Крапивин                       «Путешественники не плачут»

             М.Ю. Лермонтов                   «Бородино»

- Это авторы и их произведения.

- Из какой главы эти произведения? ( «Каждый выбирает для себя…», человек всегда стоит перед выбором, как поступить в той или иной ситуации, между тем, что ему хочется и что он должен сделать)

- Что помогает человеку принимать правильные решения? (совесть, чувство долга,…)

- Какой темой можно объединить эти произведения? ( Борьба за жизнь.). Докажите.

- Какое из предложенных произведений мы ещё не изучали?

            «Бородино» -  М.Ю. Лермонтов

III. Постановка целей урока

- Чему будет посвящён сегодняшний урок? (изучению произведения «Бородино»)

Тема урока:

-  Попробуйте поставить перед собой цель и пусть каждый  проговорит её своему соседу по парте.

 (Работа в паре)

(Знакомиться с новым художественным произведением. Научиться выразительно читать произведение …)

IV. Актуализация знаний.  Знакомство с фактами из жизни поэта.

- Что вы можете рассказать о жизни и творчестве этого писателя.

       Сообщения учащихся.                                                                                           

      - М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда мальчику не исполнилось ещё и трёх лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.

       Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведён из юнкеров в корнеты Гусарского полка.

       Природа щедро наградила Лермонтова. Он очень любил музыку, хорошо играл на фортепиано и скрипке. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, владел несколькими иностранными языками. Он был прекрасным художником. Прожил он короткую жизнь, погиб в 27 лет.

       

Учитель:

- За свою короткую жизнь Лермонтов создал немало замечательных произведений.  

    К числу самых знаменитых его стихотворений относится  “Бородино”.

- Как вы думаете, какому историческому событию посвящено это стихотворение? (Бородинскому сражению)

- Откуда вы это знаете? (уроки ОМ)

- В 1812 г. огромная французская армия под командованием  Наполеона Бонапарта вторглась в Россию.

  Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость.  Москва досталась французам. Войдя в город, наполеоновская армия увидела, что почти всё население покинуло город вслед за армией, а следовательно французы не нашли здесь ни пропитания, ни лошадей. Недалеко  от Москвы, близ села Бородино, и произошла Бородинская битва - одна из величайших в истории битв, самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года.

- Что заставило Лермонтова взяться за написание стих-я?

 Маленький Лермонтов слышал об этой битве от своего отца, который был участником Бородинского сражения, от бабушки, которая рассказывала о своих братьях, прославившихся на Бородинском поле, он очень гордился и своими родственниками и русским народом ,  и в честь 25-летия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение “Бородино”.

V. Знакомство с произведением.

     1. Работа с текстом до чтения.

- Сейчас мы будем слушать стихотворение Лермонтова  “Бородино” в исполнении артиста. Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, прошло почти 200 лет с того времени.  

Словарная работа (Слайд )

улан, драгун – солдаты конных полков

булат  –  стальной клинок, меч, сабля

картечь  –  артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями

басурманы  –  враги

сражён булатом – убит

был хватом – был храбрым, смелым

бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.

добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.

кивер - высокий головной убор у военных.

лафет - станок, на который укрепляется пушка.

редут - полевое укрепление, обнесённое валом.

Теперь все слова нам будут понятны,  и мы готовы слушать стихотворение  «Бородино» (аудиозапись)

2.  Работа над содержанием стихотворения.  

      А)  Первичный анализ.

Учитель: Вы прослушали стихотворение. Что вас тронуло в этом стихотворении?

        (Как русские солдаты защищали свою родину. Как тяжело было нашим солдатам в этом сражении.

         Как они переживали, что позади Москва, и отступать нельзя.)

Учитель: Какие чувства вызвало оно у вас?

       (Чувство гордости за наших солдат. Чувство восхищения их мужеством и храбростью.)

                                               

-     Кто участвует в разговоре?

-     Кто рассказывает о сражении?

-     Почему  автор, доверяет  рассказ об историческом событии старому солдату?

(Солдат находился в гуще событий, видел всё своими глазами, пережил всё, и это делает повествование достоверным и более интересным.)     

     Б) Чтение стихотворения детьми 

     

     В) Работа с текстом.

- В стихотворении нет описания рассказчика. Давайте предположим, какой он? На каждой парте лежит карточка. О чём это говорит. ( Работать будем в паре.) Составьте  характеристику рассказчика по данному плану:

вопрос

ответ

1

Кто он - рассказчик?

2

Возраст.

3

Внешний вид рассказчика

4

Особенности речи. Как он говорит?

5

Характер. Чем гордится?

Сделаем вывод: рассказчик – какой он? (Озвучивание ответов детей)

(Старый солдат, участник Бородинского сражения, артиллерист, седые волосы, гордится прошлым, говорит неспешно и эмоционально, полон любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя.)

XI. Итог урока.

- Как закончилось Бородинское сражение?   ( Русские не разбили врага, но и не отступили.)

- Старый солдат, ветеран гордится своими современниками, их героическим прошлым. Как он их называет?

Дети: Богатырями.

- Есть ли место подвигу в наше время?

XII. Рефлексия

Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения.

Вопрос

Ответ

1

Кто он - рассказчик?

2

Возраст.

3

Внешний вид рассказчика

4

Особенности речи. Как он говорит?

5

Характер. Чем гордится?

Вопрос

Ответ

1

Кто он - рассказчик?

2

Возраст.

3

Внешний вид рассказчика

4

Особенности речи. Как он говорит?

5

Характер. Чем гордится?

Вопрос

Ответ

1

Кто он - рассказчик?

2

Возраст.

3

Внешний вид рассказчика

4

Особенности речи. Как он говорит?

5

Характер. Чем гордится?

Вопрос

Ответ

1

Кто он - рассказчик?

2

Возраст.

3

Внешний вид рассказчика

4

Особенности речи. Как он говорит?

5

Характер. Чем гордится?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: Уроки жизни (из воспоминаний о Л.Н.Толстом)

На данном уроке дети знакомятся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, главная цель урока- нравственное воспитание....

Презентация к уроку литературного чтения по теме "А.С.Пушкин стихотворение "Унылая пора! Очей очарованье!"

презентация разработана к учебнику В.Лазаревой "Литературное чтение" 2 класс (система Л.В.Занкова)...

Урок литературного чтения по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима" 3 класс УМК "Школа России"

План-конспект урока литературного  чтения  по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима"  3 класс УМК  "Школа России"...

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"

Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...