Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК Гармония
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК Гармония
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.cht_rabochaya_programmaosn.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по литературному чтению
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.В. Кубасовой по курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (2010), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, с учетом стандарта начального образования по литературному чтению. Программа О.В. Кубасовой входит в УМК « Гармония». Тематическое планирование рассчитано на 102 учебных часа из расчета 3 часа в неделю.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект по литературному чтению, рекомендованный Министерством образования РФ:
- Кубасова О.В. Учебник по литературному чтению для 4 класса « Любимые страницы». 4 части - Смоленск: « Ассоциация 21 век», 2010.
- О.В. Кубасова Рабочая тетрадь по литературному чтению для 4 класса.- Смоленск: « Ассоциация 21 век», 2012.
- О.В. Кубасова Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 4 класс.- Смоленск: « Ассоциация 21 век»,2006.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству сова: совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение основным, правильным и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи:
1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу.
2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности.
З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста.
4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др.
6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий.
7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
Круг чтения
Учащиеся 4 класса читают произведения разных видов и жанров: сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательную литературу, повести.
Основные разделы курса
№ п/п | Содержание курса | Количество часов |
1 | Гимн Российской Федерации «Что за прелесть эти сказки!..» | 1 18 |
2 | «О доблести, о подвигах, о славе…» | 3 |
3 | «Уж сколько раз твердили миру …» Басни | 3 |
4 | «Оглянись вокруг». Рассказы | 19 |
5 | «Золотая колесница» Мифы Древней Греции | 4 |
6 | «В начале было слово, и слово было Бог». Библейские сказания» | 7 |
7 | «Мир – театр, люди – актеры...» Пьесы | 6 |
8 | Мир волшебных звуков. Поэзия | 12 |
9 | Когда, зачем и почему? Познавательная литература | 21 |
10 | «Самого главного глазами не увидишь» | 8 |
Читательские умения
Дети должны уметь:
– заинтересованно, осмысленно, правильно, выразительно читать минимум 90 слов в минуту (вслух), если позволяет характер текста; при чтении про себя — на 15–20 слов быстрее;
– полноценно воспринимать и осмысливать доступные возрасту литературные произведения разных жанров;
– составлять план и пользоваться им при пересказе;
– делать краткий и другие виды пересказа;
– работать с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать ее;
– ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возрастным возможностям и интересам, опираясь при этом на весь комплекс
внетекстового аппарата книги;
– читать значительные по объему рассказы, сказки, повести;
– пользоваться приемами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительного чтения.
Проверка техники чтения проводится 1-2 раза в четверть.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся должны:
– практически освоить особенности лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка — рассказ, басня — сказка, рассказ — повесть, сказка — сказочная повесть, рассказ — стихотворение, пьеса — рассказ, пьеса — сказка, былина — сказка, миф — сказка;
– уметь элементарно классифицировать сказки;
– иметь представления о различных разновидностях рассказов (о животных, о детях, философские, юмористические, исторические);
– иметь представления о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической;
– уметь отличить художественную литературу от познавательной на основе их практического сравнения;
– знать некоторые приемы художественной композиции (без термина);
– составить первоначальное представление о наиболее известных писателях (А. Пушкин, Л. Толстой, Х. К. Андерсен, И. Крылов, С. Маршак, К. Паустовский и др.) на основе знакомства с их творчеством.
Развитие творческих способностей
Дети должны:
– освоить все используемые в начальной школе творческие виды интерпретации текста, уметь выбирать их в соответствии со спецификой произведения;
– принимать участие в конкурсах чтецов;
– создавать небольшие сочинения разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам выпускника начальной школы
Читательские умения
К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
– осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами минимум 90 слов в минуту, про себя — 110 слов в минуту;
– прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;
– воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;
– воспринимать произведения в соответствии с их видо-жанровыми характеристиками;
– характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;
– различать произведения художественной и познавательной литературы и овладеть разными способами их освоения;
– воссоздавать образ писателя на основе его произведения;
– выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
– излагать личное мнение о литературном произведении;
– составлять план и пересказ прочитанного текста (подробный, выборочный, краткий, творческий);
– выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;
– организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;
– ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи;
– пользоваться школьным толковым словарем, справочной литературой и периодической печатью для детей.
Литературоведческая пропедевтика
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
– основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, басни, былины, мифы, сказания, повести, пьесы, стихотворения, познавательные статьи и очерки);
– основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись, художественный повтор).
Развитие творческих способностей
К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
– пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей
его персонажей;
– использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений;
– иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах;
– составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица;
– создавать небольшие устные сочинения на основе литературных впечатлений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Неделя | Содержание | Общ. кол-во час по разделу | Кол- во час. по теме | Дата К\р с\р | |
I четверть (27ч) | ||||||
1. | Гимн Российской Федерации | 1 | ||||
«Что за прелесть эти сказки!» | 18 | |||||
2. | И.Токмакова «В чудной стране», народная сказка «Все у нас, слава Богу, хорошо!» | 1 | ||||
3. | Русская народная сказка «Петр I и мужик» | 1 | ||||
4. | Русская народная сказка «Петр и Петруша» | 2 | ||||
5. | Русская народная сказка «Марья и ведьмы» | 1 | ||||
6. | Русская народная сказка «Василиса Прекрасная», обобщение по теме «Русские народные сказки» | 1 | ||||
7. | Сербская сказка «Почему у месяца нет платья?», С. Маршак «Отчего у месяца нет платья», бразильская сказка «Жизнь человека» | 1 | ||||
8. | Х.К.Андерсен «Русалочка» | 3 | ||||
9. | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 2 | ||||
10. | Д.Джекобс «Рыба и кольцо» | 1 | ||||
11. | В.Берестов «Сказка», К.Чуковский «Приключения Белой Мышки» | 1 | ||||
12. | А.Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон» | 2 | ||||
13. | Дж.Родари «Эти бедные привидения» | 1 | ||||
14. | К.Драгунская «Лекарство от послушности» | 1 | ||||
«О подвигах, о доблести, о славе»: былины | 3 | |||||
15. | «Добрыня и Змей» (пересказ А.Нечаева),»Добрыня и Змей» (отрывок в обработке Ю.Круглова) | 1 | ||||
16. | «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» | 1 | ||||
17. | «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (отрывок в обработке В.Аникина) | 1 | ||||
«Уж сколько раз твердили миру…»:басни | 3 | |||||
18. | Х.К.Андерсен «эта басня сложена про тебя», Эзоп «Лисица и Козел», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать» | 1 | ||||
19. | И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки», Л.Толстой «Лев и Лисица» | 1 | ||||
20. | С.Михалков «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе», И.Демьянов «Валерик и тетрадь» | 1 | ||||
«Оглянись вокруг»: рассказы | 19 | |||||
21. | М.Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока», Н.Сладков «В норе» | 1 | ||||
22. | К.Паустовский «Заячьи лапы» | 1 | ||||
II четверть (21ч) | ||||||
23. | Р.Фраерман «Девочка с камнем» | 1 | ||||
24. | Ю.Ермолаев «Иголка с ниткой» | 1 | ||||
25. | Ю.Яковлев «Полосатая палка» | 1 | ||||
26. | А.Платонов «Цветок на земле» | 1 | ||||
27. | К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 2 | ||||
28. | Н.Носов «Огородники» | 1 | ||||
29. | Н.Носов «Клякса» | 1 | ||||
30. | Ю.Ермолаев «Жарко», М.Зощенко «Елка», О.Григорьев «Две трубы» | 1 | ||||
31. | С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет» | 1 | ||||
32. | А.Чехов «Ванька» | 1 | ||||
33. | Г.Сенкевич «Янко-музыкант» | 1 | ||||
34. | Д.Мамин-Сибиряк «Вертел» | 3 | ||||
35. | Л.Кассиль «У классной доски» | 1 | ||||
36. | В.Лидин «Завет» | 1 | ||||
«Золотая колесница»: мифы Древней Греции | 4 | |||||
37. | «Персей» | 2 | ||||
38. | «Орфей и Эвридика» | 1 | ||||
39. | «Дедал и Икар» | 1 | ||||
III четверть (29ч) | ||||||
«В начале было слово, и слово было Бог»: библейские сказания | 7 | |||||
40. | Библейские сказания: «Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех», «Изгнание из рая» | 1 | ||||
41. | «Всемирный потоп» | 1 | ||||
42. | «Моисей» | 1 | ||||
43. | «Моисей» | 1 | ||||
44. | С.Лагерлеф «Святая ночь» | 1 | ||||
45. | С.Лагерлеф «В Назарете» | 1 | ||||
46. | А.Мень «Милосердие Иисуса» | 1 | ||||
«Мир – театр, люди – актеры…»:пьесы | 6 | |||||
47. | С.Маршак «Про козла» | 1 | ||||
48. | Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» | 1 | ||||
49. | Н.Носов «Два друга» | 2 | ||||
50. | С.Козлов «Снежный цветок» | 2 | ||||
«Мир волшебных звуков»: поэзия | 12 | |||||
51. | В.Жуковский «Песня», А.Пушкин «Птичка» | 1 | ||||
52. | А.Пушкин «Няне», «Зимняя дорога» | 1 | ||||
53. | М.Лермонтов «Горные вершины», «Утес» | 1 | ||||
54. | М.Лермонтов «Молитва», И.Суриков «Весна» | 1 | ||||
55. | К.Бальмонт «Золотая рыбка», А.Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз…» | 1 | ||||
56. | С.Есенин «С добрым утром!», М.Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…» | 1 | ||||
57. | В.Маяковский «Тучкины штучки», С.Маршак «Пожелания друзьям» | 1 | ||||
58. | Саша Черный «Зеленые стихи», Ю.Владимиров «Чудаки» | 1 | ||||
59. | Д.Хармс «Очень страшная история» | 1 | ||||
60. | В.Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы», О.Высотская «Весенние рубашки» | 1 | ||||
61. | Э.Мошковская «Песня», Ю.Мориц «Чтоб летали мы все и росли» | 1 | ||||
62. | В.Высоцкий «Песня Кэрролла», обобщающий урок по разделу | 1 | ||||
«Когда, зачем и почему?»: познавательная литература | 21 | |||||
63. | Н.Кун «Олимп» | 1 | ||||
64. | Н.Кун «Царство мрачного Аида» | 1 | ||||
65. | Ю.Яковлев «О нашей Родине», М.Пришвин «Моя Родина» | 1 | ||||
66. | И.Соколов-Микитов «Русский лес» | 1 | ||||
67. | Ю.Дмитриев «Зеленое и желтое» | 1 | ||||
68. | «Крещение Руси» | 1 | ||||
IV четверть(23ч) | ||||||
69. | Н.Соловьев «Сергий Радонежский» | 3 | ||||
70. | В.Губарев «В открытом космосе» | 1 | ||||
71. | Л.Яхнин «Метро» | 1 | ||||
72. | М.Ильин, Е.Сегал «Что из чего» | 1 | ||||
73. | М.Ильин «Сто тысяч почему» (фрагменты) | 1 | ||||
74. | Н.Надеждина «Лук – от семи недуг» | 1 | ||||
75. | В.Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог» | 1 | ||||
76. | М.Константиновский «Что такое электрический ток?» | 1 | ||||
77. | А.Дитрих, Г.Юрмин «Какая книжка самая интересная?» | 1 | ||||
78. | К.Паустовский «Великий сказочник» | 1 | ||||
79. | Я.Смоленский «Как научиться читать стихи» | 1 | ||||
80. | К.Паустовский «Сказки Пушкина» | 1 | ||||
81. | К.Чуковский «Признания старого сказочника» | 1 | ||||
«Самого главного глазами не увидишь…»: повесть-сказка | 8 | |||||
82. | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 8 |
Литература
1.Кубасова О.В. Учебник по литературному чтению для 4 класса « Любимые страницы». 4 части- Смоленск: « Ассоциация 21 век», 2010.
2. О.В. Кубасова Рабочая тетрадь по литературному чтению для 4 класса.- Смоленск: « Ассоциация 21 век», 2012.
3. О.В. Кубасова Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 4 класс.- Смоленск: « Ассоциация 21 век»,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению по программе" Гармония" 4 класс
Рабочая программа создана из расчета 3 часа в неделю по программе "Гармония" для преподавания в коррекционной школе для детей с нарушениями зрения. Коррекционная направленность каждого урока. Пл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ГОД ПО ЧТЕНИЮ В 4КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"...
Рабочая программа по литературному чтению по программе "Гармония" во 2 классе по ФГОС
Пояснительная записка и тематиеское планирование со всеми УУДами....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония
Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония...