Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 63.99 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
1.1.Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение составлена на основе:
Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования,
Основной образовательной программы начального общего образования школы,
примерной программы по предмету Литературное чтение,
авторской программы Литературное чтение: программа 1–4 классы. О.В. Кубасовой – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. Программы общеобразовательных учреждений– 160 с.
1.2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Целью реализации программы является формирование:
•всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
•потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
•читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
•готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.
Задачи :
формирование положительной мотивации к чтению;
создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы;
развитие воссоздающего воображения;
обучение адекватному восприятию читаемого;
обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо жанровой специфике;
совершенствование всех сторон навыка чтения;
формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал;
развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения;
развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
1.3.Обеспеченность УМК
Кубасова О.В. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014э
Кубасова О.В. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014
Кубасова О.В. Книга для чтения к учебнику для 1 класса. Учебное пособие. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014
Кубасова О.В. Тестовые задания к учебнику для 1 класса. Тетрадь. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011
1.4. Сроки реализации программы
Рабочая программа рассчитана на курс 10 недель.
1.5. Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.
Основной формой организации учебного процесса является урок в традиционной и нетрадиционной формах (урок-концерт, урок-экскурсия, урок-праздник и др.)
Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.
Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.
Особенности контроля и оценки учебных достижений
Формы контроля:
• текущий
• итоговый
2.Общая характеристика учебного предмета
2.1.Специфика построения предмета, соотношение практической и теоретической части
Курс «Литературное чтение», состоит из следующих разделов для каждого года обучения: «Виды речевой деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся(на основе литературных произведений)», «Внеурочная деятельность по литературному чтению».
Раздел «Виды речевой деятельности» включает в себя описание работы над всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), и прежде всего работы над разными видами текстов.
Раздел «Круг детского чтения» содержит:
а) общую характеристику учебного материала, который подобран в соответствии с критериями художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия;
б) тематическое планирование в виде перечня изучаемых произведений, структурированных по темам, и указания примерного количества учебного времени, отводимого на изучение каждой из тем.
В разделе «Литературоведческая пропедевтика» названы литературоведческие понятия, которые изучаются на практической основе с целью освоения первоначальных представлений о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» направлен на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизацию, словесное, графическое и музыкальное рисование, разные формы творческого пересказа, создание собственных текстов и др.
Раздел «Внеурочная деятельность по литературному чтению» ориентирован на организацию продуктивного досуга обучающихся, связанного с их читательской деятельностью: на создание проектов по литературным темам; организацию кружковой работы, обеспечивающей развитие литературно-творческих способностей учащихся, расширение круга чтения младших школьников в связи с проведением книжных выставок, литературных викторин, конкурсов чтецов и др.
Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом. Сформировать у детей духовно-нравственные ориентиры помогает не только целенаправленный подбор литературных произведений, но и методический аппарат учебников.
2. С целью реализации принципа преемственности данный курс по литературному чтению для начальной школы дополняют пособия для дошкольников.
3. Учебный материал, реализующий данную программу, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия. Он отличается следующими особенностями:
• широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
• соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам каждого года обучения. (В 1 классе, когда важно вызвать интерес детей к чтению и к урокам чтения, произведения сгруппированы в разделы, тематика которых максимально близка жизненным и читательским интересам первоклассников.
Таким образом, и учебный материал, и структура учебников направлены на создание благоприятных методических условий формирования приоритетных для каждой ступени обучения компетенций и личностных качеств.)
4. В основе методического аппарата учебников лежит современная практико- и личностно-ориентированная педагогическая технология: методический аппарат программирует процесс обучения, «ведёт» за собой, учит мыслить, включая детей в логику осмысления произведений разных литературных родов и жанров. В большинстве случаев учебники не дают готовых решений, а подводят к нахождению правильных ответов, а значит, к правильному осмыслению прочитанного.
Особую группу составляют задания, формирующие универсальные учебные действия учащихся. Методический аппарат содержит материалы для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. С целью формирования читательской самостоятельности учащихся с 1 класса регулярно даются задания, привлекающие детей к деятельности с книгами.
Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.
Наиболее существенными особенностями методического аппарата являются:
• охват всех этапов урока (вопросы, задания и упражнения сопровождают литературное произведение: перед текстом с их помощью осуществляется подготовка к чтению; далее, в том случае, если текст имеет значительный объём, в нём содержатся методические вставки, а именно вопросы и задания, помогающие осмыслить читаемое и прогнозировать дальнейшее развитие сюжета, основной блок вопросов и заданий расположен после текста); таким образом методический аппарат окаймляет произведение, направляя восприятие и вырабатывая привычку к чтению-диалогу, чтению-размышлению, чтению-изучению, то есть формируя правильный тип читательской деятельности);
• обеспечение методической поддержкой трёх основных направлений в обучении чтению: совершенствование техники чтения, обучение работе с текстами разной специфики и формирование умения ориентироваться в мире книг;
• систематичность в формировании читательских компетенций, то есть постепенное нарастание сложности заданий и большая самостоятельность детей при их выполнении;
• сопровождение наиболее трудных и новых заданий вспомогательными методическими материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками (например, учебники содержат памятки с алгоритмами для составления выборочного и краткого пересказов, проведения драматизации, составления диафильма, осуществления виртуальной экранизации прочитанного, составления аннотации, создания читательского отзыва, сочинения рассказа по картине, подготовки и проведения презентации).
Таким образом, методический аппарат учебников и пособий данного учебного курса предоставляет конкретную методическую помощь в освоении заявленных в программе читательских компетенций и разнообразных способов деятельности на основе прочитанного, в том числе обобщённых способов учебной деятельности.
Несмотря на то что методический аппарат соответствует возрастным возможностям детей, с целью организации разноуровневого подхода к обучению выделены задания повышенной сложности, необязательные для выполнения, что позволяет предотвратить перегрузку учащихся.
3.Место учебного предмета в учебном плане
3.1.Определение места и роли учебного предмета в учебном плане и в Основной образовательной программе начального общего образования
Согласно учебному плану, учебный предмет Литературное чтение входит обязательную часть, является частью предметной области Филология и на его изучение в 1-4 классе отводится 4 часа в неделю, всего 448 часов.
3.2. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
На изучение литературного чтения в 1 классе отводится 4 часа в неделю, 10 недель 40 часов.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техника чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
5.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
5.1.Личностные:
положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения и к чтению книг;
элементарная нравственно-этическая ориентация в читаемом;
развитие дружеского отношения к другим детям.
5.2.Метапредметные:
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу;
использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия;
осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией (устной или письменной);
осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении.
Познавательные УУД:
понимать прочитанное,
находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение);
выявлять непонятные слова, интересоваться их значением;
выделять главное;
составлять небольшой картинный план;
ориентироваться в книге по обложке и по содержанию (оглавлению) (П-1.);
устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения;
сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям;
выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого;
обосновывать свои утверждения
Коммуникативные УУД:
уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;
готовность оказать помощь товарищу;
способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации.
5.3.Предметные:
Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, художественных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.
Чтение. Чтение вслух
Плавный слоговой способ чтения с соблюдением орфоэпических норм чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
Понимание читаемого с помощью вопросов по содержанию.
Умение интонационно оформлять предложения разных типов, передавать основной эмоциональный тон произведения.
Чтение по ролям небольших произведений.
Чтение про себя
Понимание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Умение находить в тексте необходимую информацию (выборочное чтение).
Работа с разными видами текста
Осознание того, что литературное произведение создано кем-то (народом, конкретным чело веком), и таким образом преодоление «наивного реализма» в восприятии литературы.
Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным планом.
Участие в коллективном обсуждении читаемого: умение отвечать на вопросы, слушать высказывания одноклассников, дополнять их ответы, используя текст.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Ориентировка в содержании (оглавлении) книги.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием текста. Определение главной мысли текста, в котором эта мысль сформулирована и высказана в конце произведения.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Элементарная характеристика героя произведения. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, характеру поступков героев
Озаглавливание текста способом выбора точного заголовка из предложенных. Схема, модель текста. Составление картинного плана. Ключевые (опорные) слова.
Частичный и подробный пересказ текста в опоре на схему или картинный план с использованием выразительных средств языка; рассказ по иллюстрациям. Чтение по ролям, драматизация.
Библиографическая культура
Книга учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги: обложка (переплёт), корешок, страницы, содержание (оглавление), иллюстрации. Умение ориентироваться в характере книги по её обложке. Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник.
Говорение (культура речевого общения)
Освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: отвечать на вопросы по прочитанному; выслушивать, не перебивая, собеседника.
Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.
Монолог: передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, сочинение по аналогии (небылица, считалка), рассказ по иллюстрации.
Круг чтения
Круг чтения в 1 классе составляют прежде всего произведения отечественной литературы. Детям предлагаются произведения малых фольклорных форм: потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, скороговорки, побасёнки, небылицы. При этом, как правило, параллельно с фольклорным произведением даётся его литературный аналог. Кроме того, в программу первого года обучения входят народные и литературные сказки, рассказы, стихотворения, тематически актуальные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе. Отбор произведений подчинён в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.
6.Содержание учебного предмета
Звенит звонок — начинается урок (7 ч)
Л.Дьяконов «Первоклассникам»; А.Барто «Стали грамотными»; Г.Новицкая «Книжки»* (звёздочкой отмечены произведения, рекомендуемые для заучивания наизусть); Р.Сеф «Учись читать!..»; Л.Пантелеев «Ау»; С.Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; В.Голявкин «Болтуны»; С.Маршак «Угомон»; Э.Мошковская «Можно всему всему научиться...».
Час потехи (9 ч)
В.Смит «Час потехи» (перевод Б.Заходера); потешки; колыбельные песни; побасёнки; загадки; С.Маршак «Загадки» (отрывки); Г.Цыферов «В среду решили они играть в прятки...»; В.Берестов «Искалочка»; считалки*; В.Берестов «За игрой»; скороговорки; небылицы; С.Маршак «Я видел»; А.Босев «С нами Смех!» (перевод С.Михалкова); А.Усачёв «Если вы собрались в гости»; С.Маршак «Пудель».
«Что такое хорошо и что такое плохо» (12 ч)
Л.Н. Толстой «Правда всего дороже»; С.Прокофьева «Сказка про честные ушки»; В.Орлов «Кто первый»; Э.Мошковская «Не надо больше ссориться!..»; Л.Н.Толстой «Кто прав?»; В.Осеева «Всё вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать...»; Л.Н.Толстой «Два раза не умирать»; Л.Н.Толстой «Два товарища»; В.Росин «Друзья познаются в беде»; С.Михалков «Ошибка», «Прививка»*; Л.Яхнин «Силачи»; М.Пляцковский «Добрая лошадь».
«Там чудеса...» (12 ч)
А.Шибаев «Сказки просят...»; русская народная сказка «Лиса и рак»; русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха»; американская сказка «Вот он, вор!»; армянская сказка «Заказчик и мастер»; А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»* (отрывки), «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки); X.К.Андерсен «Принцесса на горошине»; В.Орлов «Абрикос в лесу»; А.Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений.
Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка, колыбельная песня, пословица, небылица, побасёнка, считалка, загадка, скороговорка. Узнавание, различение, определение ведущих жанровых особенностей. Народная и литературная (авторская) сказка.
Различение фольклорных и авторских художественных произведений. Выявление сходства одножанровых народных и авторских текстов. Общее представление о жанре басни.
Введение в активный словарь терминов: автор, персонаж, текст, произведение народное, произведение авторское, потешка, побасёнка, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.
Творческая деятельность (на основе литературных произведений)
Формирование воссоздающего и творческого воображения. Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности, чтения по ролям, драматизации,
словесного играфического рисования. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Продолжение прочитанного (прогнозирование).
Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения
Создание классной библиотечки (уголка чтения).Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству Х.К.Андерсена и А.С.Пушкина. Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам. Участие в конкурсе чтецов. Участие в работе театрального кружка.
Создание небольшого сборника пословиц (на основе материалов рабочей тетради).Создание небольшого сборника побасёнок (на основе материалов рабочей тетради).Создание небольшого сборника загадок (на основе материалов рабочей тетради).
Сочинение собственных произведений по аналогии с произведениями малых жанров устного народного творчества. Участие в «малых конференциях» по темам «Зачем человеку нужно уметь читать?», «Моя любимая книга».
7.Тематическое планирование по предмету
Основное содержание обучения | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
1 класс (40 часов) | ||
Учебная тема: Звенит звонок — начинается урок (7 ч.) | ||
Знакомство с литературными произведениями школьной тематики. Создание положительной мотивации к обучению в школе и, в том числе, к обучению чтению. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с русскими народными пословицами. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Определение темы текста. Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. Освоение чтения по ролям. Ориентировка в содержании (оглавлении) учебника. Выявление подтекста читаемого произведения. Участие в коллективном рассуждении о значении обучения и умения читать. Обучение выбору книги по заданной учителем теме. | Л. Дьяконов «Первоклассникам», А. Барто «Стали грамотными» – урок № 1; Г. Новицкая «Книжки», Р. Сеф «Учись читать!..» – урок № 2; Л. Пантелеев «Ау», С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке» – уроки № 3 и 4; В. Голявкин «Болтуны» –урок № 5; С. Маршак «Угомон, Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться...» – урок № 6; Обобщающий урок – урок № 7. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями. Озаглавливать прочитанное. Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. |
Учебная тема Час потехи (9 ч.) | ||
Знакомство с литературными произведениями, раскрывающими тему организации досуга. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с фольклорными произведениями малых жанров: потешка, колыбельная песня, побасенка, загадка, считалка, путаница, небылица. Практическое освоение терминов «персонаж», «потешка», «песня», «колыбельная», «побасенка», «загадка», «считалка», «путаница», «небылица». Ориентировка в содержании (оглавлении) учебника. Выявление подтекста читаемого произведения. Знакомство с олицетворением (без термина). Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Чтение по ролям. Составление картинного плана. Освоение приема «музыкальное иллюстрирование». Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Сочинение загадки, считалки, небылицы (по желанию). Участие в конкурсах загадок, скороговорок. Обучение выбору книги по заданной учителем теме. | В. Смит «Потехе час» – урок № 1; «Потешки и колыбельные песни» – урок № 2; «Побасенки» – урок № 3; «Русские народные загадки», С. Маршак «Загадки» – урок № 4; Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки...», В. Берестов «Искалочка» – урок № 5; «Считалки», В. Берестов «За игрой» – урок № 6; «Скороговорки, небылицы» – урок № 7; С. Маршак «Я видел», А. Босев «С нами Смех» - урок № 8; С. Маршак «Пудель» – урок № 9. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Развивать воссоздающее и творческое воображение. Сравнивать фольклорные произведения малых форм. Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Ранжировать произведения по их тематике. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить фрагменты текста и иллюстрации. Озаглавливать прочитанное. Корректировать картинный план. Элементарно иллюстрировать текст. Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений. Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении конкурсов, а также игры «Радиотеатр». |
Учебная тема «Что такое хорошо и что такое плохо» (11 ч.) | ||
Знакомство с литературными произведениями нравственной тематики. Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательность, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Знакомство с жанром басни. Знакомство с эпитетом (без термина). Чтение по ролям. Составление картинного плана. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Ранжирование произведений по тематике, жанру. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение выбору книги по заданной учителем теме. | Л. Н. Толстой «Правда всего дороже», С. Прокофьева «Сказка про честные ушки» – урок № 1; Л. Н. Толстой «Кто прав?», Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..» – урок № 2; В. Осеева «Все вместе» - урок № 3; Е. Пермяк «Для чего руки нужны», Эзоп «Собрался старик помирать» – урок № 4; Л. Н. Толстой «Два раза не умирать», Л. Н. Толстой «Два товарища» – урок № 5; В. Росин «Друзья познаются в беде» – урок № 6; С. Михалков «Ошибка», «Прививка» – уроки № 7 и 8; Л. Яхнин «Силачи» – урок № 9; М. Пляцковский «Добрая лошадь» – урок № 10; Обобщающий урок – урок № 11. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу. Определять отношение автора к персонажу. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности. Обобщать прочитанное. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Осуществлять выбор книги по заданному параметру. |
Учебная тема «Там чудеса...» (13 ч.) | ||
Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. Характеристика персонажа. Выявление подтекста произведения. Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Знакомство с сюжетной схемой. Составление картинного плана. Элементарное сравнение жанров: сказка, стихотворение, рассказ, басня. Озаглавливание прочитанного, иллюстраций. Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приема драматизации. Составление рассказа по иллюстрации. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Книжные иллюстрации и их авторы | А. Шибаев «Сказки просят...» – урок № 1; русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» – уроки № 2 и 3; ингушская сказка «Заяц и черепаха» – урок № 4; американская сказка «Вот он, вор!» – урок № 5; армянская сказка «Заказчик и мастер» – уроки 6 и 7; А. С. Пушкин «У лукоморья», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки) – урок № 8; X. К. Андерсен «Принцесса на горошине» – урок № 9; В. Орлов «Абрикос в лесу» – урок № 10; А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши» – уроки № 11 и 12. Обобщающий урок – урок № 13. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Соотносить пословицы с произведениями. Определять тему, идею произведения. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Составлять рассказ по иллюстрации. Иллюстрировать прочитанное. Участвовать в литературной викторине. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. |
8.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока. | Кол-во часов | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | |||||||||
Предметные | Универсальные учебные действия | план | факт | |||||||||||
Учебная тема: «Звенит звонок – начинается урок» (7ч.) | ||||||||||||||
1 | Л. Дьяконов «Первоклассникам», А. Барто «Стали грамотными» | 1 | Ориентироваться в учебнике, знать его структурные элементы и понимать его условные обозначения. Обогащать словарный запас (по теме «Профессии»). Определять тему произведения. | Знакомство с литературными произведениями школьной тематики. Создание положительной мотивации к обучению в школе и, в том числе, к обучению чтению. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с русскими народными пословицами. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. | 11.03 | ||||||||
2 | Г. Новицкая «Книжки», Р. Сеф «Учись читать!..» | 1 | 12.03 | |||||||||||
3 4 | Л. Пантелеев «Ау», С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке» | 2 | 16.03 17.03 | |||||||||||
5 | В. Голявкин «Болтуны» Проверка техники чтения | 1 | 18.03 | |||||||||||
7 | Обобщающий урок по разделу «Звенит звонок – начинается урок» | 1 | 19.03 | |||||||||||
Учебная тема: «Час потехи» ( 9ч.) | ||||||||||||||
8 | В. Смит «Потехе час» | 1 | Обогащать словарный запас (по теме «Животные»). | Знакомство с литературными произведениями, раскрываю-щими тему организации досуга. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Развивать воссоздающее и творческое воображение. Сравнивать фольклорные произведения малых форм. Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | 30.03 | ||||||||
9 | «Потешки и колыбельные песни» | 1 | 31.03 | |||||||||||
10 | «Побасенки» | 1 | Знакомство с фольклорными произведениями малых жанров: потешка, колыбель-ная песня, побасенка, загадка, считалка, путаница, небылица. Практическое освоение тер-минов «персонаж», «потеш-ка», «песня», «колыбельная», «побасенка», «загадка», «считалка», «путаница», «небылица». Ориентировка в содержании (оглавлении) учебника. Выявление подтекста читаемого произведения. | 1.04 | ||||||||||
11 | «Русские народные загадки», С. Маршак «Загадки» | 1 | Совершенствовать все стороны навы-ка чтения, прежде всего осмыслен-ность, правиль-ность, выразитель-ность. Определять эмоциональный характер произве-дения. Составлять картинный план. Понимать особен-ности малых жанров. | 2.04 | ||||||||||
12 | Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки...», В. Берестов «Искалочка» | 1 | 6.04 | |||||||||||
13 | «Считалки», В. Берестов «За игрой» | 1 | 7.04 | |||||||||||
14 | «Скороговорки, небылицы» | 1 | 8.04 | |||||||||||
15 | С. Маршак «Я видел», А. Босев «С нами Смех» | 1 | Чтение по ролям. Составление картинного плана. | Корректировать картинный план. Элементарно иллюстрировать текст. | 9.04 | |||||||||
16 | С. Маршак «Пудель» | 1 | Освоение приема «музы-кальное иллюстрирование». Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. | Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений. Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. | 13.04 | |||||||||
Учебная тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» (11ч.) | ||||||||||||||
17 | Л. Н. Толстой «Правда всего дороже», С. Прокофьева «Сказка про честные ушки» | 1 | Совершенствовать все стороны навы-ка чтения. Прежде всего осмыслен-ность, правиль-ность и беглость .Сравнивать пер-сонажей разных произведений. | Знакомство с литературными произведениями нравственной тематики. Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжела-тельность, стремления прийти на помощь, смелости. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. | 14.04 | ||||||||
18 | Л. Н. Толстой «Кто прав?», Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..» | 1 | 15.04 | |||||||||||
19 | В. Осеева «Все вместе» | 1 | Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. | Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Отвечать на вопросы по содержанию литера-турного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу. Определять отношение автора к персонажу. | 16.04 | |||||||||
20 | Е. Пермяк «Для чего руки нужны», Эзоп «Собрался старик помирать» | 1 | Осваивать чтение по ролям. Сравни-вать произведения общей тематики. Характеризовать персонаж. Сравни-вать персонажей разных произве-дений. Определять идею произведе-ния. Определять эмоциональный характер группы произведений. | 20.04 | ||||||||||
21 | Л. Н. Толстой «Два раза не умирать», Л. Н. Толстой «Два товарища» | 1 | 21.04 | |||||||||||
22 | В. Росин «Друзья познаются в беде» | 1 | 22.04 | |||||||||||
23 24 | С. Михалков «Ошибка», «Прививка» | 2 | 23.04 27.04 | |||||||||||
25 | Л. Яхнин «Силачи» | 1 | 28.04 | |||||||||||
26 | М. Пляцковский «Добрая лошадь» | 1 | Знакомство с эпитетом (без термина).Чтение по ролям. Составление картинного плана. Составление неболь-шого рассказа по иллюстра-ции. | Соотносить иллюстрации с фраг-ментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произ-ведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. | 29.04 | |||||||||
27 | Обобщающий урок по разделу «Что такое хорошо и что такое плохо» | 1 | 30.04 | |||||||||||
Учебная тема: «Там чудеса...» (13 ч.) | ||||||||||||||
28 | А. Шибаев «Сказки просят...» | 1 | Совершенствовать все стороны навыка чтения. Прежде всего осмысленность, правильность и беглость. | Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторски-ми). Выполнение упражнений, вырабатывающих правиль-ность, беглость, вырази-тельность чтения. | Воспринимать на слух художествен-ные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. . Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. | 4.05 | ||||||||
29 30 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» | 2 | 5.05 6.05 | |||||||||||
31 | Ингушская сказка «Заяц и черепаха» | 1 | 7.05 | |||||||||||
32 | Американская сказка «Вот он, вор!» | 1 | Определение темы произ-ведения. Характеристика персонажа. Выявление подтекста произведения. Определение идеи произ-ведения. Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Знакомство с сюжетной схемой. Составление картинного плана. Элементарное сравнение жанров: сказка, стихотворение, рассказ, басня. Пополнение словар-ного запаса. Освоение приема драма-тизации. Составление рассказа по иллюстрации. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию(оглавлению). Книжные иллюстрации и их авторы. | Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Соотносить пословицы с произведениями. Определять тему, идею произведения. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. Корректировать картинный план. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Составлять рассказ по иллюстрации. Иллюстрировать прочитанное. Участвовать в литературной викторине. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. | 11.05 | |||||||||
33 34 | Армянская сказка «Заказчик и мастер» | 2 | Пересказывать произведения уст-ного народного творчества. Раз-личать народные и авторские произведения. Определять жанр произведения. Учить наизусть стихотворный текст. Определять свое отношение к персонажам. Инсценировать прочитанное. Читать по ролям. Прогнозировать характер произведения перед его чтением по обложке. | 12.05 13.05 | ||||||||||
35 | А. С. Пушкин «У лукоморья»,«Сказка о царе Салтане…» (отрывки)Проверка техники чтения | 1 | 14.05 | |||||||||||
36 | X. К. Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | 18.05 | |||||||||||
37 | В. Орлов «Абрикос в лесу» | 1 | 19.05 | |||||||||||
38 39 | А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши» | 2 | 20.05 21.05 | |||||||||||
40 | Обобщающий урок по разделу «Там чудеса…» | 1 | 22.05 |
9.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету
Нормативные документы:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения).
- Программы общеобразовательных учреждений Математика: программа 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1–4 классы / Н. Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
Учебно-методическая литература для учителя:
Кубасова О.В. Литературное чтение 1,2,3,4 класс. Метод. рекомендации. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век».
Кубасова О.В. Литературное чтение. Тестовые задания. Метод. рекомендации. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век».
Литература для учащихся:
Кубасова О.В. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век».
Кубасова О.В. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век».
Кубасова О.В. Книга для чтения к учебнику для 1 класса. Учебное пособие. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век».
Кубасова О.В. Тестовые задания к учебнику для 1 класса. Тетрадь. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век».
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор
Компьютер
Электронные образовательные ресурсы
http://www.umk-garmoniya.ru/literat/e_resurse.php
http://www.umk-garmoniya.ru/electronic_support/literary-reading-1.php
Интернет-ресурсы:
«Ассоциация ХХ Ι век»
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
- http:www.Nachalka.com.
- http:www.viku.rdf.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Гармония"
Рабочая программа и подробное тематическое планирование по предмету "Математика " 3 класс УМК "Гармония"...
Рабочая программа по математике 3 класс УМК Гармония.doc
Рабочая программа по математике 3 класс УМК Гармония.doc...
Рабочая программа по литературному чтению1 - 4 УМК "Начальная школа XXI века"
Программа полиетратурному чтению 1-4 УМК "Начальная школа"...
Рабочая программа по литературному чтению1 класс
Уровень общего образования – начальное общее (1 класс)Количество часов – 126 часовПрограмма по предмету составлена на основе авторской программы пообучению грамоте Н.Г. Агарковой, Ю.А. Ага...
Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по ФГОС....
Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Гармония"
Рабочая программа составлена за курс НОО по ФГОС...