Рабочая программа по литературному чтению по программе "Гармония" во 2 классе по ФГОС
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Пояснительная записка и тематиеское планирование со всеми УУДами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 429 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Рабочая программа
по литературному чтению
для 2 класса
образовательная система «Гармония»
Программа рассмотрена | Программа согласована | Программа разработана |
на ШМО учителей начальных классов | Зам. директора по УВР МАОУ «СОШ №15» | учителем начальных классов |
МАОУ «СОШ №15» | __________________________ | МАОУ «СОШ №15» |
Протокол №___ от «___ »_____20__г. | «____»_______________20____г. | Ситниковой Н.В. |
Рук. МО ______________________ |
г. Губаха
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Система обучения: традиционная
Специфика курса: базовый
Категория учащихся: 2 класс (8-9 лет)
Количество часов в неделю по программе: 5
Количество часов в неделю по учебному плану: 5
Количество часов в год: чтение 170 (34 недели)
Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 1777856 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010 зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный № 19776.
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 15».
- Учебный план 1 ступени обучения МАОУ «СОШ № 15» на 2012/2013 учебный год.
- Примерная программа начального образования ФГОС.
- Авторской программы по литературному чтению М.С. Соловейчик, О.В. Кубасовой.
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование
- видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
- потребности младшего школьника в чтении как средстве познания мира и самопознания;
- читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
- готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.
Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
- формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу (мотивационная сторона читательской деятельности);
- совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности (техническая сторона процесса чтения);
- формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста (содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано);
- усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.;
- обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию);
- обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий (основы литературного развития);
- овладение детьми умения пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная; урок-экскурсия, урок-игра, урок-путешествие, урок-викторина и др.
Технологии преподавания: игровая, объяснительно-иллюстративная, ИКТ.
Методы преподавания: беседа, диалог, рассказ.
В программе не выделен аспект развития речи, т.к. чтение является одной из форм речевого общения. В связи с этим и решение каждой учебной задачи, и обучение чтению в целом непосредственно направлены на речевое развитие учащихся.
Требования к развитию речевых умений и навыков
при работе с текстом во 2 классе.
Навык чтения
Осмысленность чтения
Формирование следующих умений, определяющих осмысленность чтения:
- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
- пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- определять эмоциональный характер текста;
- выделять опорные (наиболее важные для понятия читаемого) слова;
- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
- определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;
- уметь прогнозировать содержание читаемого;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- формулировать тему небольшого текста;
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Правильность чтения
Плавное воспроизведение написанного без искажений звукобуквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.
Скорость чтения
К концу учебного года – 50 – 60 слов в минуту.
Выразительность
- повышение и понижение голоса в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
- соблюдение паузы – длинные и короткие – в зависимости от смысла читаемого;
- передача эмоционального тона персонажа, произведения;
- выбор темпа чтения в зависимости от смысла читаемого;
-использование силы голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.
Работа с текстом и книгой
-выявление роли авторского начала в произведении; представление по произведению образа автора;
-определение речевой цели создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;
- выявление авторского отношения к персонажам;
-определение, от какого лица (автора – повествователя, автора – рассказчика или персонажа) ведется повествование;
- характеристика персонажей, определение собственного отношения к их поступкам;
- выделение эпизодов из текста;
- озаглавливание иллюстрации и эпизода;
- восстанавление деформированного картинного плана;
- подбор эпизодов к иллюстрациям текста;
- составление картинного плана;
- пересказ с опорой на картинный план;
- последовательное перечисление картины или события произведения (подготовка к составлению плана);
- составление подробного и творческого пересказа по измененному плану;
- заучивание стихотворений наизусть и выразительное их чтение;
- правильное называние книги (автор, заглавие);
- составление представления о книге по обложке: прогнозирование темы, жанра, характера текста;
- ориентирование в книге;
- работа с содержанием (оглавлением);
- ориентирование в группе книг (5 – 6 книг).
Литературоведческая пропедевтика
- расширение базы жанровых и тематических литературных впечатлений;
-осознание условности литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);
- восприятие точности, богатства, выразительности, образности художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);
- владение элементарными понятиями о рифме и лирическом герое.
Развитие творческих способностей
- проговаривание с разной интонацией (повышение и понижение голоса, постановка логического ударения, паузы, соблюдение темпа, громкости, эмоционального тона, исходя из смысла высказывания);
- чтение по ролям;
- инсценирование прочитанного (небольшого текста или фрагмента литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;
- графическое иллюстрирование прочитанного;
-составление словесного описания сюжетного фрагмента из эпического произведения;
- подготовка творческого пересказа в форме дополнения текста.
Подготовительные упражнения (возможные варианты)
1. Читай сначала по слогам, затем – целыми словами.
2. Читай целыми словами.
3. Читай слитно.
4. Читай внимательно.
5. Угадай слова.
6. Читай правильно.
7. Найди и исправь ошибки.
8. Читай до первой ошибки.
9. Сложи слова.
10. Читай первый раз медленно, четко проговаривая звуки; второй раз – с обычной скоростью; третий раз – как можно быстрее.
Контрольные параметры оценивания
Для оценивания используются тесты, разработанные в соответствии с программой по литературе для 2 класса (Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс.).
На определение навыка чтения направлены в начале года тесты 1 и 2, в середине года – тесты 7 и 8, в конце года – тесты 15 и 16. остальные тесты предназначены для определения обученности детей работать с текстом и книгой.
Во втором классе повышаются требования к навыку чтения, что отражено в нормативах, указанных к каждому тесту для разных периодов проведения замеров. Что касается умений работать с текстом и книгой, дополнительно к тому, что проверялось в первом классе, на более сложном литературном материале выявляется сформированность следующих умений:
- определение роли авторского начала в произведении;
- сопоставление представлений об авторе;
- определение отношения автора к персонажам;
- определение, от какого лица ведется повествование;
- характеристика персонажей, определение собственного отношения к их поступкам;
- выделение эпизода из текста;
- озаглавливание эпизодов и небольших текстов;
- восстановление деформированного картинного плана;
- составление картинного плана;
- нахождение нужного материала в тексте (выборочное чтение);
- узнавание наиболее популярных жанров: сказка, рассказ, стихотворение, небылица, считалка, загадка, песенка, побасёнка;
- осознание роли таких средств выразительности, как повтор слов, олицетворение, сравнение, эпитет;
- подготовка простейшего тест-диалога для чтения по ролям;
- правильное называние книги;
- составление представлений о книге по обложке;
- ориентирование в небольшой группе книг.
Тесты для замера навыка чтения про себя (№ 1, 7, 15) определяют лишь понимание и скорость чтения. Тесты для замера техники чтения вслух (№ 2, 8, 16) позволяют проверить все стороны навыка чтения: понимание, правильность, выразительность и беглость. Кроме того, при индивидуальном устном тестировании после дочитывания ребенком произведения проверяется умение устно отвечать на вопросы, высказывать свое отношение к персонажам, делать пересказ какого-либо эпизода или небольшого текста.
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения чтению:
Личностные результаты:
- Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
- Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
Метапредметные результаты:
- Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
- Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной литературой.
Предметные результаты:
- Формирование положительной мотивации к чтению.
- Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
- Развитие воссоздающего и творческого воображения.
Список литературы для учителя и для учащихся
- Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части; Смоленск, Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. Смоленск, Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебнику 2 класса; Смоленск, Ассоциация XXI век, 2006 год.
Тематическое планирование уроков литерного чтения
I вариант (базовый)
5 ч в неделю, всего 170 ч
№п/п | Тема раздела программы. Тема урока. | Кол-во часов | Основные формы и методы организации | УУД | Беседы по БЖ |
Учимся читать: читая – думаем. | 31 | Познавательные: - знакомиться со способами выявления значений непонятных слов; - работать с понятиями: тема, главная мысль, персонажи, характеристика персонажей, настроение произведения, заголовок; - выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; - пользоваться сносками и школьным толковым словарем; -отвечать на вопросы по содержанию словами текста; - характеризовать персонажей; - прогнозировать содержание читаемого; - осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; - формулировать тему небольшого текста; - учиться работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку; -определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль; - находить главную мысль, сформулированную в тексте; - сопоставлять на примерах литературных произведений, что в природе все взаимосвязано. Личностные: - определять эмоциональный характер текста; - определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных; - соблюдать основные правила личной гигиены; - выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами; - обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила; - выполнять экологические правила поведения в природной среде; - соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила; - продолжать знакомство с правилами поведения в различных ситуациях. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - разрешение конфликтов; - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||
1 | М. Бородицкая «Первое сентября»; В. Берестов «Читалочка». | 1 | Подготовительные упражнения, ответы на вопросы, подготовка к выразительному чтению. | Какие опасности подстерегают нас дома. | |
2 | К. Ушинский «Наше отечество», В. Орлов «Родное»*. | 1 | Подготовительные упражнения, выборочное чтение, работа с пословицами. | ||
3-4 | П. Воронько «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; О. Дриз «Загадка». | 2 | Подготовительные упражнения, иллюстрирование, работа с пословицами, выразительное чтение. | Как могут стать опасными домашние вещи? | |
5 | Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф «Считалочка»*; М. Юдалевич «Три плюс пять». | 1 | Ответы на вопросы, выбор заголовков, конкурс чтецов. | ||
6-7 | В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня веселый снег…», «Зимой Ваня сделал кормушку…». | 2 | Подготовительные упражнения, чтение с добавлением слов. | ||
8 | А. Шибаев «Кто слово найдет». | 1 | Игра «Угадай слово». | ||
9 | В. Берестов «Если хочешь пить»*, «Гололедица». | 1 | Работа с пословицами, работа со значением слова ГОЛОЛЕДИЦА, ответы на вопросы, определение настроения. | Скользкие места на дороге. Как правильно падать. | |
10 | Б. Заходер «Как волк песни пел». | 1 | Подготовительные упражнения, работа с заголовком, выбор ответов из ряда предложенных, поиск непонятных слов и выяснение их значения (взрослые, словарь). | ||
11 | С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка». | 1 | Подготовительные упражнения, работа с заголовком; составление собственной сказки, сравнение ее с написанной, работа с пословицами. | ||
12 | В. Зотов «За двумя зайцами». | 1 | Подготовительные упражнения, работа со сносками, работа с пословицами, примеры из жизни. | Безопасность при обращении с животными. | |
13 | Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива». | 1 | Подготовительные упражнения, выборочное чтение (главная мысль), выразительное чтение по ролям, работа с непонятными словами. | ||
14 | Л. Толстой «Косточка». | 1 | Подготовительные упражнения, выбор правильного ответа, ответы на вопросы. | Будь осторожен в выборе пищи. | |
15 | С. Прокофьева «Когда можно плакать?» | 1 | Ответ на вопрос заголовка (не читая произведение). | ||
16 | Е. Пермяк «Как Маша стала большой» | 1 | Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Выявлять подтекст. Определять причинно-следственные связи. Рассуждать, проецируя прочитанное на жизнь. | ||
17 | В. Сухомлинский «Пусть будут Соловей и Жук». | 1 | Подготовительные упражнения, ответы на вопросы, выборочное чтение, выразительное чтение по ролям. | ||
18-19 | С. Козлов «В сладком морковном лесу»; В. Осеева «Сторож». | 2 | Подготовительные упражнения, выборочное чтение, выбор ответа, инсценирование. | К чему могут привести детск. шалости | |
20 | В. Осеева «Кто наказал его?»; А. Барто «Рыцари». | 1 | Подготовительные упражнения, ответ на вопрос произведения, работа со сносками, определение. | ||
21-22 | В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс «Удивительная кошка». | 2 | Подготовительные упражнения, работа с заголовком, ответы на вопросы, выбор правильного ответа, определение настроения, иллюстрирование. | ||
23 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». | 1 | Подготовительные упражнения, выбор заголовка, работа с непонятными словами, спектакль. | ||
24 | Индийская сказка «Ссора птиц» | 1 | Подготовительные упражнения, работа с выражением «диву дался», ответы на вопросы, определение главной мысли, выразительное чтение. | ||
25 | В. Берестов «Посадили игрушку на полку…»; Э. Мошковская «Всего труднее дело…». | 1 | Подготовительные упражнения, сравнение стихотворений, определение настроения, конкурс чтецов, работа с пословицами. | Правила обращения с ножницами. | |
26 | Русская народная сказка «Самое дорогое». | 1 | Подготовительные упражнения, иллюстрирование, выборочное чтение, ответ на вопрос «Что бы я попросил у Лесного Деда?». | ||
27 | С. Баруздин «Кузнец». Б. Заходер «Петя мечтает». | 1 | Подготовительные упражнения, подбор текста к иллюстрации, выборочное чтение (главная мысль), поиск общего. | ||
28 | Русская народная сказка «Два мороза». | 1 | Подготовительные упражнения, знакомство с содержанием. | ||
29 | Русская народная сказка «Два мороза». | 1 | Выборочное чтение (одежда барина и бедняка), ответы на вопросы, работа с пословицами, работа со сносками, инсценирование | О поведении на горке, катке, улице, дома. | |
30 | Белорусская сказка «Краденым сыт не будешь» | 1 | Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Совершенствовать поисковый способ чтения. Подбирать к тексту подходящие по смыслу пословицы. Рассуждать о прочитанном. | ||
31 | Братья Гримм «Звездные талеры» | 1 | Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Обогащать словарный запас. Выявлять подтекст. Осознавать главную мысль произведения. | ||
Учимся читать: читаем правильно. | 11 | ||||
32-33 | В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев «Вот так кот»; И. Бурсов «Кот и крот». | 2 | Подготовительные упражнения, работа со сносками, чтение с различной скоростью. | Познавательные: - воспроизводить написанное без искажений звукобуквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами; - знакомиться со способами выявления значений непонятных слов; - работать с понятиями: тема, главная мысль, персонажи, характеристика персонажей, настроение произведения, заголовок; - выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; - пользоваться сносками и школьным толковым словарем; -отвечать на вопросы по содержанию словами текста; - характеризовать персонажей; - прогнозировать содержание читаемого; - осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; - формулировать тему небольшого текста; - учиться работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку; -определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль; - находить главную мысль, сформулированную в тексте. Личностные: - на примерах литературных героев знакомиться с ошибками, встречающимися в речи людей и способами их исправления (избегания); - соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила; - выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами; - обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила; - выполнять экологические правила поведения в природной среде; - знакомиться с правилами поведения в различных ситуациях. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - разрешение конфликтов; - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
34 | Д. Биссет «Орел и овечка». | 1 | Подготовительные упражнения, ответы на вопросы. | ||
35 | В. Драгунский «Заколдованная буква». | 1 | Подготовительные упражнения, чтение до первой ошибки, определение лица рассказчика, словесное рисование, чтение по ролям. | ||
36 | В. Драгунский «Когда я был маленький». | 1 | Подготовительные упражнения, угадывание произведения по опорным словам, чтение до первой. | Как себя вести, когда ты дома один. | |
37 | В. Драгунский «Не пиф, не паф!». | 1 | Подготовительные упражнения, чтение до первой ошибки, характеристика героя, придумывание песенки о зайчике, работа со сносками, преобразование страшной сказки в веселую. | ||
38 | Н. Носов «Находчивость». | 1 | Подготовительные упражнения, подбор текста к рисунку, чтение по ролям. | К чему могут привести детск. шалости | |
39 | Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков». | 1 | Подготовительные упражнения, ответ на вопрос «Придумай, какие еще машинки могли оказаться у странного человечка?». | ||
40 | Б. Заходер «Муравей». | 1 | Подготовительные упражнения, выразительное чтение. | ||
41 | Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка» | 1 | Определить эмоциональный характер произведения. Определять идею произведения. Расширять словарный запас. Составлять плен текста. | Друзья вода и мыло. | |
42 | Обобщающий урок. | 1 | Урок – викторина по изученным произведениям. | ||
Учимся читать: читаем быстро. | 11 | ||||
43 | Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица». | 1 | Работа над правильным произношением скороговорок; сравнение, скороговорки – авторские и народные. | ||
44-45 | Р. Сеф «Апчхи!»; М.Яснов «Чучело-мяучело» | 2 | Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Изучать особенности жанра. Различать народные и авторские произведения. | ||
46-47 | Р. Сеф «Бесконечные стихи». Э. Мошковская «Болельщик». | 2 | Чтение стихотворения несколько раз, каждый раз все быстрее и быстрее. | Познавательные: - говорить быстро и четко; - воспроизводить написанное без искажений звукобуквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами; - знакомиться со способами выявления значений непонятных слов; - работать с понятиями: тема, главная мысль, персонажи, характеристика персонажей, настроение произведения, заголовок; - выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; - пользоваться сносками и школьным толковым словарем; -отвечать на вопросы по содержанию словами текста; - характеризовать персонажей; - прогнозировать содержание читаемого; - осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; - формулировать тему небольшого текста; - учиться работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку; -определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль; - находить главную мысль, сформулированную в тексте. Личностные: - соблюдать основные правила личной гигиены; - выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами; - обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила; - выполнять экологические правила поведения в природной среде; - соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила; - знакомиться с правилами поведения в различных ситуациях; - сопоставлять на примерах литературных произведений, что в природе все взаимосвязано. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - разрешение конфликтов; - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Поговорим о домашней аптечке |
48-49 | Ю. Ермолаев «Угодили». В. Осеева «Просто старушка». | 2 | Подготовительные упражнения, составление рассказа о бабушках. | ||
50 | В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится». | 1 | Подготовительные упражнения, ответы на вопросы, чтение по ролям | ||
51-52 | Дагестанская сказка «Храбрый мальчик». | 2 | Подготовительные упражнения, ответы на вопросы (для чего и кого ты учишься?), работа со сносками, подбор заголовка, определение жанра. | Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми | |
53 | Г. Балл «Москвичок, который не знал правил уличного движения» | 1 | Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Совершенствовать поисковый способ чтения. Определять образ рассказчика. Делать творческий пересказ эпизода. | «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения». | |
Учимся читать: читаем выразительно. | 22 | ||||
54 | А. Прокофьев «Как на горке, на горе»; А. Фет «Чудная картина…». | 1 | Игра «Маляр», «Шагаем по этажам», определение настроения, выразительное чтение, словесное рисование, ответы на вопросы. | О поведении на горке, катке, улице, дома | |
55 | С. Воронин «Храбрый клоун». | 1 | Подготовительные упражнения, выборочное чтение, выразительное чтение, составление сказки об игрушках. | ||
56 | С. Маршак «Жадина»; О. Григорьев «Яма»; Э. Успенский «Разгром». | 1 | Чтение по ролям, разучивание игры, словесное рисование. | Познавательные: - повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания; - соблюдать паузы – длинные и короткие – в зависимости от смысла читаемого; - передавать эмоциональный тон персонажа, произведения; - выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого; - пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста; - знакомиться с понятиями: тон, темп, пауза, логическое ударение, сила голоса (показать необходимость умения их использовать при подготовке выразительного чтения); Личностные: - соблюдать основные правила личной гигиены; - выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами; - обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила; - выполнять экологические правила поведения в природной среде; - соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - разрешение конфликтов; - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
57-58 | В. Осеева «Три товарища»; Н. Матвеев «Девочка и пластилин». | 2 | Подготовительные упражнения, ответы на вопросы, характеристика героя, выразительное чтение (спектакль). | Встреча с незнакомцами. Как себя вести? | |
59 | Ю. Ермолаев «Два пирожных». | 1 | Подготовительные упражнения, выразительное чтение по ролям | Сладости в нашей жизни. | |
60 | Э. Мошковская «Обида»; «Трудный путь» | 1 | Подготовительные упражнения, определение места смены настроения, работа с паузами при выразительном чтении | ||
61 | Е. Благинина «Посидим в тишине». | 1 | Подготовительные упражнения, характеристика героя, выразительное чтение для мамы. | ||
62 | И. Дик «Красные яблоки». А. Барто «Перед сном» | 1 | Подготовительные упражнения, знакомство с содержанием. | Польза фруктов. | |
63 | В. Орлов «Светлячок-маячок» | 1 | Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Совершенствовать поисковый способ чтения. | ||
64-65 | С. Козлов «Заяц и медвежонок». И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка». | 2 | Определение настроения, ответы на вопросы, выразительное чтение, работа с выражением «чуть свет» | ||
67 | К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерет нос кверху». | 1 | Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы, выводы из басен | Встреча со змеёй. Правила безопасного поведения. | |
68 | Н. Юсупов «Серый волк». | 1 | Подготовительные упражнения, выразительное чтение. | ||
69-70 | Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе». | 2 | Подготовительные упражнения, выборочное чтение, выразительное чтение (логическое ударение). | ||
71-72 | Э. Мошковская «Говорящая кошка»*; А. Фройденберг «Великан и мышь». | 2 | Подготовительные упражнения, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы. | Безопасность при обращении с животными. | |
73 | Д. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски». | 1 | Подготовительные упражнения, восстановление порядка появления персонажей (картинки), подбор текста к иллюстрации, выразительное чтение отрывка. | ||
74 | К. Ушинский «Спор деревьев». | 1 | Подготовительные упражнения, определение жанра, порядок событий (картинки), выбор ответа, театр. | ||
75 | Обобщающий урок. | 1 | Урок – викторина по прочитанным произведениям. | ||
76 | Резерв. | 1 | |||
Учимся работать с текстом: автор и его герои. | 18 | ||||
77 | В. Голявкин «Про веселую книжку». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». | 1 | Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Совершенствовать поисковый способ чтения. Подготовительные упражнения, ответы на вопросы, выборочное чтение. | Как говорить по телефону. | |
79 | Л. Пантелеев «Карусели». | 1 | Подготовительные упражнения, определение лица рассказчика, рассказ об авторе (на основании рассказа), разучивание игры, описанной в произведении, придумывание продолжения игры. | Последствия катаний на каруселях. | |
80 | Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился». | 1 | Подготовительные упражнения, работа с заголовком, определение лица рассказчика, авторское отношение, определение жанра, превращение рассказа в сказку. | Познавательные: - выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора; - определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.; - выявлять авторское отношение к персонажам; - определять, от какого лица ведется повествование; - характеризовать персонажей, определять собственное отношение к их поступкам; - знакомиться с различными способами повествования (от чьего лица ведется повествование: автора – повествователя, автора – рассказчика или персонажа); - знакомиться с планом характеристики персонажей; - знакомиться со способами определения авторского отношения к персонажам. Личностные: - соблюдать основные правила личной гигиены; - выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами; - обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила; - выполнять экологические правила поведения в природной среде. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - разрешение конфликтов; - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
81 | В. Голявкин «В шкафу». | 1 | Подготовительные упражнения, определение лица рассказчика, выборочное чтение, словесное рисование. | Будь осторожен. Открытые люки | |
82 | А. Гайдар «Совесть». | 1 | Подготовительные упражнения, характеристика героя, выразительное чтение отрывка, ответы на вопросы, работа с непонятными словами, примеры из жизни. | ||
83 | Б. Юнгер «Белая роза». | 1 | Подготовительные упражнения, авторское отношение, собственное отношение. | ||
84 | Г. Цыферов «Град». | 1 | Подготовительные упражнения, авторское отношение, ответы на вопросы. | Правила поведения во время грозы. | |
85 | Г. Горбовский «Розовый слон». | 1 | Подготовительные упражнения, авторское отношение, выборочное чтение, придумывание продолжения, составление своей истории о слонике. | ||
86 | Ф. Кривин «Родная коробка». | 1 | Подготовительные упражнения, иллюстрирование, характеристика героя. | ||
87 | В. Чаплин «Мушка». | 1 | Подготовительные упражнения, определение жанра, выборочное чтение, рассказ о Мушке. | ||
88-89 | Л. Пантелеев «Две лягушки». | 1 | Подготовительные упражнения, собственное отношение к героям, выборочное чтение (главное). | ||
90 | Е. Пермяк «Волшебные краски». | 1 | Выборочное чтение, характеристика героев, ответ на вопрос «Что бы ты нарисовал волшебными красками в первую очередь?». | ||
91-92 | С. Михалков «Аисты и лягушки». | 1 | Авторское отношение, ответы на вопросы, чтение по ролям, работа с названием. | ||
93 | С. Козлов «Вольный осенний ветер». | 1 | Смысл выражения «ни свет, ни заря», выборочное чтение, словесное рисование, выразительное чтение. | Правила поведения в лесу….. | |
94-95 | Л. Толстой «Зайцы». Н. Рубцов «Про зайца». | 1 | Подготовительные упражнения, определение цели написания, рассказ о зайцах. | ||
96 | Русская народная сказка «Заяц-хваста». | 1 | Подготовительные упражнения, подбор текста к иллюстрациям, выразительное чтение, главное в каждой части, ответы на вопросы. | ||
97 | Обобщающий урок. | 1 | Урок – викторина по изученным произведениям. | К чему может привести катание на перилах. | |
98 | Резерв. | 1 | |||
Учимся работать с текстом: слова, слова, слова… | 13 | ||||
99-100 | Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку»; Шотландская песенка. | 2 | Иллюстрирование, синонимы, выразительное чтение, сочинение сказки, повторение слов, сочинение музыки для песенки. | ||
101 | Б. Шергин «Рифмы». | 1 | Подготовительные упражнения, игра в рифмы. | ||
102 | М. Бородицкая «Разговор с пчелой», В. Даль «Кузовок» | 1 | Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. | ||
103 | А. Барто «Игра в слова» | 1 | Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Совершенствовать поисковый способ чтения. | Нужные и ненужные тебе лекарства. | |
104 | И. Токманова «Лягушки»; В. Берестов «Курица». Б. Заходер «Дырки в сыре». | 1 | Подготовительные упражнения, звукопись, выразительное чтение, придумывание названия. | ||
105 | А. Шибаев «Переполох», «Прислушайтесь к слову». | 1 | Игры со словами. Сравнения, игра «На что похоже?». | Познавательные: - воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением); -знакомиться со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением; - знакомиться со способами выявления значений непонятных слов; - работать с понятиями: тема, главная мысль, персонажи, характеристика персонажей, настроение произведения, заголовок; - выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; - пользоваться сносками и школьным толковым словарем; -отвечать на вопросы по содержанию словами текста; - характеризовать персонажей; - прогнозировать содержание читаемого; - осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; - формулировать тему небольшого текста; - учиться работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку; -определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль; - находить главную мысль, сформулированную в тексте. Личностные: - вспомнить санитарно-гигиенические нормы и правила; - выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами; - обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила; -выполнять экологические правила поведения в природной среде. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - разрешение конфликтов; - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
106 | Р. Сеф «Кактус», «На свете все на все похоже…». Г. Цыферов «Что такое звезды?» | 1 | Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Совершенствовать поисковый способ чтения. | ||
107-108 | И. Пивоварова «Картинки на земле»; А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета; А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…».. Интеграция с уроком ИЗО | 2 | Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Подготовительные упражнения, поиск сравнений, эпитетов. | Учусь делать здоровый выбор. | |
109 | А.К. Толстой «Колокольчики мои…»; С. Есенин «Черемуха». | 1 | Определение настроения, выразительное чтение для автора, иллюстрирование, ответы на вопросы. | ||
110 | М. Исаковский «Ветер»; В. Рахманов «Одуванчики». | 1 | Ответы на вопросы, выбор лучшего, выразительное чтение. | ||
111 | Обобщающий урок. | 1 | Урок – викторина по изученным произведениям. | ||
Учимся работать с текстом: план и пересказ. | 25 | ||||
112-113 | Н. Сладков «Медведь и Солнце». | 2 | Подготовительные упражнения расположение, картинок по порядку, выборочное чтение, выразительное чтение. | ||
114-115 | В. Осеева «Добрая хозяюшка». | 2 | Подготовительные упражнения, работа с заголовком, ответы на вопросы, расположение картинок по порядку. | ||
116 | Б. Житков «Храбрый утенок». | 1 | Подготовительные упражнения, выбор заголовка, ответы на вопросы, подбор текста к рисунку. | Не зная броду, не суйся в воду | |
117 | Э. Мошковская «Жадина». | 1 | Озаглавливание, расположение картинок по порядку. | ||
118 | РНС «Мена». | 1 | Расположение картинок по порядку, выборочное чтение, чтение по ролям. | Познавательные: - выделять эпизоды из текста; - озаглавливать иллюстрации и эпизоды; - учиться восстанавливать деформированный картинный план; - учиться составлять картинный план; - пересказывать с опорой на картинный план; - учиться составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану; - знакомиться с понятиями: эпизод, план, пересказ; - знакомиться с приемами подготовки пересказа. Личностные: -соблюдать основные правила личной гигиены; -выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами; -обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила; - выполнять экологические правила поведения в природной среде. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - разрешение конфликтов; - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
119-120 | В. Сухомлинский «Вьюга».; Ю. Ермолаев «Проговорился» | 2 | Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Подбор текста к картинке, озаглавливание части, рассказ по картинке. | ||
121-122 | Н. Носов «На горке». | 2 | Поиск недостающей картинки, расположение по порядку, ответы на вопросы, выборочное чтение, чтение по ролям. | О поведении на горке, катке. | |
123-124 | В. Осеева «Хорошее». | 2 | Подбор текста к рисункам, пересказ по картинному плану, инсценирование, работа с пословицами. | ||
125-126 | Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать». | 2 | Ответы на вопросы, подбор текста к картинке, выразительное чтение, пересказ. | ||
127-128 | В. Гаршин "Лягушка-путешественница" | 2 | Подготовительные упражнения, знакомство с содержанием. | ||
129 | В. Гаршин "Лягушка-путешественница" | 1 | Подготовка к пересказу от лица лягушки определение основной мысли, чтение по ролям, пересказ сказки, переделывание сказки. | Уходя из дома, сообщи об этом родителям. | |
130 | С. Михалков «Бараны»; К. Ушинский «Два козлика». | 1 | Подготовительные упражнения, выразительное чтение, работа с пословицами, примеры из жизни. | ||
131-132 | С. Козлов «Черный Омут». | 2 | Подготовительные упражнения, ответы на вопросы, словесное рисование, инсценирование, пересказ по картинному плану. | Правила поведения во время весенних каникул. | |
133 | М. Пляцковский «Как утенок свою тень потерял». | 1 | Подготовительные упражнения, поиск недостающей картинки, подбор текста к картинке, звукоподражание. | ||
134 | Е. Карганова «Как цыпленок голос искал». | 1 | Подготовительные упражнения, работа со сносками, восстановление деформированного картинного плана. | ||
138 | Обобщающий урок. | 1 | Урок – викторина по изученным произведениям. | ||
139 | Резерв. | 1 | |||
В мире книг. | 31 | ||||
140 | К. Ушинский «Два плуга». | 1 | Работа с обложкой, ответы на вопросы, работа с пословицами. | ||
141-142 | Л. Толстой «Филиппок». | 2 | Работа с обложкой, ответы на вопросы, работа с непонятными словами. | ||
143-144 | В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга». | 2 | Работа с обложкой, словесное рисование, ответы на вопросы, придумывание ответа на вопрос Каркуши, выразительное чтение. | ||
145-146 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». | 2 | Работа с обложкой, чтение по ролям, организация выставки книг о лисе. | ||
147-148 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца». | 2 | Работа с выставкой книг, с обложками, характеристика героя, инсценирование. | Познавательные: - учиться правильно называть книгу (автор, заглавие); - составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста; - развивать умение ориентироваться в книге; - учиться работать с содержанием (оглавлением); - ориентироваться в группе книг (5 – 6 книг); - знакомиться с составными частями книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие. - знакомиться со способами выявления значений непонятных слов; - работать с понятиями: тема, главная мысль, персонажи, характеристика персонажей, настроение произведения, заголовок; - выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; - пользоваться сносками и школьным толковым словарем; -отвечать на вопросы по содержанию словами текста; - характеризовать персонажей; - прогнозировать содержание читаемого; - осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; - формулировать тему небольшого текста; - учиться работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку; -определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль; - находить главную мысль, сформулированную в тексте. Личностные: - соблюдать основные правила личной гигиены; - выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами; -обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила; - выполнять экологические правила поведения в природной среде. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - разрешение конфликтов; - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
149-150 | Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке». | 2 | Работа с обложкой, титульным листом и содержанием, выборочное чтение, ответы на вопросы, организация выставки книг (сказки о животных). | ||
151-152 | М. Пришвин «Еж». | 2 | Работа с обложкой, титульным листом и содержанием, выразительное выборочное чтение, организация выставки книг (рассказы о животных). | ||
153 | Б. Заходер «Птичья школа». | 1 | Работа с обложкой, работа с выставкой книг, заучивание наизусть. | ||
154-155 | Н. Носов «Затейники». | 2 | Работа с обложками книг на выставке, определение лица рассказчика, выразительное чтение по ролям. | Ещё раз о поведении на перемене. | |
156-157 | Н. Носов «Живая шляпа». | 2 | Работа с обложкой, выборочное чтение, ответы на вопросы, выразительное чтение по ролям. | ||
158-159 | Е. Пермяк «Торопливый ножик». | 2 | Работа с обложкой, характеристика героя. | Правила обращения с острыми предметами. | |
160 | Е. Пермяк «Самое страшное». | 1 | Работа с обложкой, характеристика героя. | Сон – лучшее лекарство от всех болезней. | |
161 | Н. Носов «Фантазеры». | 1 | Работа с выставкой книг, знакомство с содержанием. | ||
162 | Н. Носов «Фантазеры». | 1 | Сочинение истории, иллюстрирование, ответы на вопросы. | ||
163-164 | Б. Емельянов «Зеленая букашина». | 2 | Работа с обложкой, титульным листом и предисловием, выборочное чтение, чтение по ролям. | ||
165 | Книги о детях | 1 | Формировать все качества навыка чтения. Ориентироваться в книгах по обложкам, титульным листам, предисловиям, оглавлениям. | ||
166 | Кир Булычев «Путешествие Алисы» (глава 1) | 1 | Формировать все качества навыка чтения. Знакомиться со спецификой фантастического рассказа. Ориентироваться в книгах по обложкам, титульным листам, предисловиям, оглавлениям. | Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится в дверь. | |
167 | Итоговый урок. | 1 | Урок – викторина по изученным произведениям. | Правила поведения во время летних каникул. | |
168-170 | Резерв. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную з...
рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по ФГОСам
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе по ФГОС
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС к рабочим программам, включает календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе по ФГОС
II. Пояснительная запискаРабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 3класса Л. А. Ефросининой, Омороковой М.И.(Литературное чтение: программа: 1-4 клас...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по ФГОС
II. Пояснительная запискаРабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 4класса Л. А. Ефросининой, Омороковой М.И.(Литературное чтение: программа: 1-4 клас...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по ФГОС
II. Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение»2 класс, автор Л.А.ЕфросининаУМК «Начальная школа 21 века» Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе прим...
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по ФГОС
II. Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по литературному чт...