Рабочая программа по литературному чтению по программе "Гармония" во 2 классе по ФГОС
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Ситникова Наталья Валерьевна

Пояснительная записка и тематиеское планирование со всеми УУДами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc429 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

Рабочая программа

по литературному чтению

для 2 класса

образовательная система «Гармония»

 

Программа рассмотрена

Программа согласована  

Программа разработана

на ШМО учителей начальных классов

Зам. директора по УВР

МАОУ  «СОШ №15»

учителем  начальных классов

МАОУ «СОШ №15»

__________________________

МАОУ «СОШ №15»

Протокол №___ от «___ »_____20__г.

«____»_______________20____г.

Ситниковой Н.В.

Рук. МО ______________________

г. Губаха

2013-2014  учебный год

Пояснительная записка

Система обучения:                                                 традиционная

Специфика курса:                                                 базовый

Категория учащихся:                                         2 класс (8-9 лет)

Количество часов в неделю по программе:                 5

Количество часов в неделю по учебному плану:         5

Количество часов в год:                                         чтение 170 (34 недели)

Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 1777856 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010 зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный № 19776.
  • Основная общеобразовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 15».
  • Учебный план 1 ступени обучения МАОУ «СОШ № 15» на 2012/2013 учебный год.
  • Примерная программа начального образования ФГОС.
  • Авторской программы по литературному чтению М.С. Соловейчик, О.В. Кубасовой.

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование

  • видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
  • потребности младшего школьника в чтении как средстве познания мира и самопознания;
  • читательской   компетентности  младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения  прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в  книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;  
  • готовности  обучающегося   к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

  • формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу (мотивационная сторона читательской деятельности);
  • совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности (техническая сторона процесса чтения);
  • формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста (содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано);
  • усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.;
  • обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию);
  • обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий (основы литературного развития);
  • овладение детьми умения пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная; урок-экскурсия, урок-игра, урок-путешествие, урок-викторина и др.

Технологии преподавания: игровая, объяснительно-иллюстративная, ИКТ.

Методы преподавания: беседа, диалог, рассказ.

В программе не выделен аспект развития речи, т.к. чтение является одной из форм речевого общения. В связи с этим и решение каждой учебной задачи, и обучение чтению в целом непосредственно направлены на речевое развитие учащихся.

Требования к развитию речевых умений и навыков

при работе с текстом во 2 классе.

Навык чтения

Осмысленность чтения

Формирование следующих умений, определяющих осмысленность чтения:

- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

- пользоваться сносками и школьным толковым словарем;

- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

- определять эмоциональный характер текста;

- выделять опорные (наиболее важные для понятия читаемого) слова;

- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

- определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;

- уметь прогнозировать содержание читаемого;

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

- формулировать тему небольшого текста;

- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

-определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

- находить главную мысль, сформулированную в тексте;

-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Правильность чтения

Плавное воспроизведение написанного без искажений звукобуквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.

Скорость чтения

К концу учебного года – 50 – 60 слов в минуту.

Выразительность

- повышение и понижение голоса в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

- соблюдение паузы – длинные и короткие – в зависимости от смысла читаемого;

- передача эмоционального тона персонажа, произведения;

- выбор темпа чтения в зависимости от смысла читаемого;

-использование силы голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.

Работа с текстом и книгой

-выявление роли авторского начала в произведении; представление по произведению образа автора;

-определение речевой цели создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;

- выявление авторского отношения к персонажам;

-определение, от какого лица (автора – повествователя, автора – рассказчика или персонажа) ведется повествование;

- характеристика персонажей, определение собственного отношения к их поступкам;

- выделение эпизодов из текста;

- озаглавливание иллюстрации и эпизода;

- восстанавление деформированного картинного плана;

- подбор эпизодов к иллюстрациям текста;

- составление картинного плана;

- пересказ с опорой на картинный план;

- последовательное перечисление картины или события произведения (подготовка к составлению плана);

- составление подробного и творческого пересказа по измененному плану;

- заучивание стихотворений наизусть и выразительное их чтение;

- правильное называние книги (автор, заглавие);

- составление представления о книге по обложке: прогнозирование темы, жанра, характера текста;

- ориентирование в книге;

- работа с содержанием (оглавлением);

- ориентирование в группе книг (5 – 6 книг).

Литературоведческая пропедевтика

- расширение базы жанровых и тематических литературных впечатлений;

-осознание условности литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);

- восприятие точности, богатства, выразительности, образности художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);

- владение элементарными понятиями о рифме и лирическом герое.

Развитие творческих способностей

- проговаривание с разной интонацией (повышение и понижение голоса, постановка  логического ударения, паузы, соблюдение темпа, громкости, эмоционального тона, исходя из смысла высказывания);

- чтение по ролям;

- инсценирование прочитанного (небольшого текста или фрагмента литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;

- графическое иллюстрирование прочитанного;

-составление словесного описания сюжетного фрагмента из эпического произведения;

- подготовка творческого пересказа в форме дополнения текста.

Подготовительные упражнения (возможные варианты)  

1. Читай сначала по слогам, затем – целыми словами.

2. Читай целыми словами.

3. Читай слитно.

4. Читай внимательно.

5. Угадай слова.

6. Читай правильно.

7. Найди и исправь ошибки.

            8. Читай до первой ошибки.

        9. Сложи слова.

            10. Читай первый раз медленно, четко проговаривая звуки; второй раз – с обычной скоростью; третий раз – как можно быстрее.

Контрольные параметры оценивания

Для оценивания используются тесты, разработанные в соответствии с программой по литературе для 2 класса (Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс.).

На определение навыка чтения направлены в начале года тесты 1 и 2, в середине года – тесты 7 и 8, в конце года – тесты 15 и 16. остальные тесты предназначены для определения обученности детей работать с текстом и книгой.

Во втором классе повышаются требования к навыку чтения, что отражено в нормативах, указанных к каждому тесту для разных периодов проведения замеров. Что касается умений работать с текстом и книгой, дополнительно к тому, что проверялось в первом классе, на более сложном литературном материале выявляется сформированность следующих умений:

- определение роли авторского начала в произведении;

- сопоставление представлений об авторе;

- определение отношения автора к персонажам;

- определение, от какого лица ведется повествование;

- характеристика персонажей, определение собственного отношения к их поступкам;

- выделение эпизода из текста;

- озаглавливание эпизодов и небольших текстов;

- восстановление деформированного картинного плана;

- составление картинного плана;

- нахождение нужного материала в тексте (выборочное чтение);

- узнавание наиболее популярных жанров: сказка, рассказ, стихотворение, небылица, считалка, загадка, песенка, побасёнка;

- осознание роли таких средств выразительности, как повтор слов, олицетворение, сравнение, эпитет;

- подготовка простейшего тест-диалога для чтения по ролям;

- правильное называние книги;

- составление представлений о книге по обложке;

- ориентирование в небольшой группе книг.

Тесты для замера навыка чтения про себя (№ 1, 7, 15) определяют лишь понимание и скорость чтения. Тесты для замера техники чтения вслух (№ 2, 8, 16) позволяют проверить все стороны навыка чтения: понимание, правильность, выразительность и беглость. Кроме того, при индивидуальном устном тестировании после дочитывания ребенком произведения проверяется умение устно отвечать на  вопросы, высказывать свое отношение к персонажам, делать пересказ какого-либо эпизода или небольшого текста.

Личностные, метапредметные  и предметные результаты обучения чтению:

Личностные результаты:

  1. Формирование у обучающихся  позитивного отношения к действительности.
  2. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

Метапредметные результаты:

  1. Формирование  целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения  с другими школьными предметами.
  2. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с  художественной литературой.

Предметные результаты:

  1. Формирование положительной мотивации к чтению.
  2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
  3. Развитие воссоздающего и творческого воображения.

Список литературы для учителя и для учащихся

  • Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части; Смоленск, Ассоциация XXI век, 2011 год.
  • Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. Смоленск, Ассоциация XXI век, 2011 год.
  • Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебнику 2 класса; Смоленск, Ассоциация XXI век, 2006 год.


Тематическое планирование уроков литерного чтения

 I вариант (базовый)

5 ч в неделю, всего 170 ч

№п/п

Тема раздела программы.

Тема урока.

Кол-во часов

Основные формы и методы организации

УУД

Беседы по БЖ

Учимся читать: читая – думаем.

31

Познавательные:

- знакомиться со способами выявления значений непонятных слов;

- работать с понятиями: тема, главная мысль, персонажи, характеристика персонажей, настроение произведения, заголовок;

- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

- пользоваться сносками и школьным толковым словарем;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

- характеризовать персонажей;

- прогнозировать содержание читаемого;

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

- формулировать тему небольшого текста;

- учиться работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

- находить главную мысль, сформулированную в тексте;

- сопоставлять на примерах литературных произведений, что в природе все взаимосвязано.

Личностные: 

- определять эмоциональный характер текста;

- определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;

- соблюдать основные правила личной гигиены;

- выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами;

- обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила;

- выполнять экологические правила поведения в природной среде;

- соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила;

- продолжать знакомство с правилами поведения в различных ситуациях.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- разрешение конфликтов;

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1

М. Бородицкая «Первое сентября»;

В. Берестов «Читалочка».

1

Подготовительные упражнения, ответы на вопросы, подготовка к выразительному чтению.

Какие опасности подстерегают нас дома.

2

К. Ушинский «Наше отечество»,

В. Орлов «Родное»*.

1

Подготовительные упражнения, выборочное чтение, работа с пословицами.

3-4

П. Воронько «Лучше нет родного края»;

Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»;

О. Дриз «Загадка».

2

Подготовительные упражнения, иллюстрирование, работа с пословицами, выразительное чтение.

Как могут стать опасными домашние вещи?

5

Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф «Считалочка»*;

 М. Юдалевич «Три плюс пять».

1

Ответы на вопросы, выбор заголовков, конкурс чтецов.

6-7

В. Левин «Чудеса в авоське»;

С. Иванов «Какой сегодня веселый снег…», «Зимой Ваня сделал кормушку…».

2

Подготовительные упражнения, чтение с добавлением слов.

8

А. Шибаев «Кто слово найдет».

1

Игра «Угадай слово».

9

В. Берестов «Если хочешь пить»*, «Гололедица».

1

Работа с пословицами, работа со значением слова ГОЛОЛЕДИЦА, ответы на вопросы, определение настроения.

Скользкие места на дороге. Как правильно падать.

10

Б. Заходер «Как волк песни пел».

1

Подготовительные упражнения, работа с заголовком, выбор ответов из ряда предложенных, поиск непонятных слов и выяснение их значения (взрослые, словарь).

11

С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка».

1

Подготовительные упражнения, работа с заголовком; составление собственной сказки, сравнение ее с написанной,  работа с пословицами.

12

В. Зотов «За двумя зайцами».

1

Подготовительные упражнения, работа со сносками, работа с пословицами, примеры из жизни.

Безопасность при обращении с животными.

13

Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива».

1

Подготовительные упражнения, выборочное чтение (главная мысль), выразительное чтение по ролям, работа с непонятными словами.

14

Л. Толстой «Косточка».

1

Подготовительные упражнения, выбор правильного ответа, ответы на вопросы.

Будь осторожен в выборе пищи.

15

С. Прокофьева «Когда можно плакать?»

1

Ответ на вопрос заголовка (не читая произведение).

16

Е. Пермяк «Как Маша стала большой»

1

Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Выявлять подтекст. Определять причинно-следственные связи. Рассуждать, проецируя прочитанное на жизнь.

17

В. Сухомлинский «Пусть будут Соловей и Жук».

1

Подготовительные упражнения, ответы на вопросы, выборочное чтение, выразительное чтение по ролям.

18-19

С. Козлов

 «В сладком морковном лесу»; В. Осеева «Сторож».

2

Подготовительные упражнения, выборочное чтение, выбор ответа, инсценирование.

К чему могут привести детск. шалости

20

В. Осеева  «Кто наказал его?»;

А. Барто «Рыцари».

1

Подготовительные упражнения, ответ на вопрос произведения, работа со сносками, определение.

21-22

 В. Осеева «Плохо»;

Д. Хармс «Удивительная кошка».

2

Подготовительные упражнения, работа с заголовком, ответы на вопросы, выбор правильного ответа, определение настроения, иллюстрирование.

23

 Русская народная сказка «Лиса и журавль».

1

Подготовительные упражнения, выбор заголовка, работа с непонятными словами, спектакль.

24

Индийская сказка «Ссора птиц»

1

Подготовительные упражнения, работа с выражением «диву дался», ответы на вопросы, определение главной мысли, выразительное чтение.

25

В. Берестов «Посадили игрушку на полку…»;

Э. Мошковская «Всего труднее дело…».

1

Подготовительные упражнения, сравнение стихотворений, определение настроения, конкурс чтецов, работа с пословицами.

Правила обращения с ножницами.

26

Русская народная сказка «Самое дорогое».

1

Подготовительные упражнения, иллюстрирование, выборочное чтение, ответ на вопрос «Что бы я попросил у Лесного Деда?».

27

С. Баруздин «Кузнец».

Б. Заходер

«Петя мечтает».

1

Подготовительные упражнения, подбор текста к иллюстрации, выборочное чтение (главная мысль), поиск общего.

28

Русская народная сказка «Два мороза».

1

Подготовительные упражнения, знакомство с содержанием.

29

Русская народная сказка «Два мороза».

1

Выборочное чтение (одежда барина и бедняка), ответы на вопросы, работа с пословицами, работа со сносками, инсценирование

О поведении на горке, катке, улице, дома.

30

Белорусская сказка «Краденым сыт не будешь»

1

Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Совершенствовать поисковый способ чтения. Подбирать к тексту подходящие по смыслу пословицы. Рассуждать о прочитанном.

31

Братья Гримм «Звездные талеры»

1

Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Обогащать словарный запас. Выявлять подтекст. Осознавать главную мысль произведения.

Учимся читать: читаем правильно.

11

32-33

В. Бардадым

 «Мы читаем!»;

В. Гусев

 «Вот так кот»;

 И. Бурсов

«Кот и крот».

2

Подготовительные упражнения, работа со сносками, чтение с различной скоростью.

Познавательные: 

- воспроизводить написанное без искажений звукобуквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами;

- знакомиться со способами выявления значений непонятных слов;

- работать с понятиями: тема, главная мысль, персонажи, характеристика персонажей, настроение произведения, заголовок;

- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

- пользоваться сносками и школьным толковым словарем;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

- характеризовать персонажей;

- прогнозировать содержание читаемого;

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

- формулировать тему небольшого текста;

- учиться работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

- находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Личностные: 

- на примерах литературных героев знакомиться с ошибками, встречающимися в речи людей и способами их исправления (избегания); - соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила;

- выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами;

- обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила;

- выполнять экологические правила поведения в природной среде;

- знакомиться с правилами поведения в различных ситуациях.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- разрешение конфликтов;

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

34

Д. Биссет

«Орел и овечка».

1

Подготовительные упражнения, ответы на вопросы.

35

В. Драгунский «Заколдованная буква».

1

Подготовительные упражнения, чтение до первой ошибки, определение лица рассказчика, словесное рисование, чтение по ролям.

36

В. Драгунский «Когда я был маленький».

1

Подготовительные упражнения, угадывание произведения по опорным словам, чтение до первой.

Как себя вести, когда ты дома один.

37

В. Драгунский «Не пиф, не паф!».

1

Подготовительные упражнения, чтение до первой ошибки, характеристика героя, придумывание песенки о зайчике, работа со сносками, преобразование страшной сказки в веселую.

38

Н. Носов «Находчивость».

1

Подготовительные упражнения, подбор текста к рисунку, чтение по ролям.

К чему могут привести детск. шалости

39

Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков».

1

Подготовительные упражнения, ответ на вопрос «Придумай, какие еще машинки могли оказаться у странного человечка?».

40

Б. Заходер «Муравей».

1

Подготовительные упражнения, выразительное чтение.

41

Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»

1

Определить эмоциональный характер произведения. Определять идею произведения. Расширять словарный запас. Составлять плен текста.

Друзья вода и мыло.

42

Обобщающий урок.

1

Урок – викторина по изученным произведениям.

Учимся читать: читаем быстро.

11

43

Скороговорки;

И. Мазнин

 «Шла лисица».

1

Работа над правильным произношением скороговорок; сравнение, скороговорки – авторские и народные.

44-45

Р. Сеф «Апчхи!»; М.Яснов «Чучело-мяучело»

2

Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Изучать особенности жанра. Различать народные и авторские произведения.

46-47

 Р. Сеф «Бесконечные стихи». Э. Мошковская «Болельщик».

2

Чтение  стихотворения несколько раз, каждый раз все быстрее и быстрее.

Познавательные: 

- говорить быстро и четко;

- воспроизводить написанное без искажений звукобуквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами;

- знакомиться со способами выявления значений непонятных слов;

- работать с понятиями: тема, главная мысль, персонажи, характеристика персонажей, настроение произведения, заголовок;

- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

- пользоваться сносками и школьным толковым словарем;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

- характеризовать персонажей;

- прогнозировать содержание читаемого;

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

- формулировать тему небольшого текста;

- учиться работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

- находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Личностные: 

- соблюдать основные правила личной гигиены;

- выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами;

- обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила;

- выполнять экологические правила поведения в природной среде;

- соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила;

- знакомиться с правилами поведения в различных ситуациях;

- сопоставлять на примерах литературных произведений, что в природе все взаимосвязано.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- разрешение конфликтов;

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Поговорим о домашней аптечке

48-49

Ю. Ермолаев «Угодили».

В. Осеева «Просто старушка».

2

Подготовительные упражнения, составление рассказа о бабушках.

50

В. Голявкин

«Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится».

1

Подготовительные упражнения, ответы на вопросы, чтение по ролям

51-52

Дагестанская сказка «Храбрый мальчик».

2

Подготовительные упражнения, ответы на вопросы (для чего и кого ты учишься?), работа со сносками, подбор заголовка, определение жанра.

Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми

53

Г. Балл «Москвичок, который не знал правил уличного движения»

1

Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Совершенствовать поисковый способ чтения. Определять образ рассказчика. Делать творческий пересказ эпизода.

«Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения».

Учимся читать: читаем выразительно.

22

54

А. Прокофьев «Как на горке, на горе»;

А. Фет «Чудная картина…».

1

Игра «Маляр», «Шагаем по этажам», определение настроения, выразительное чтение, словесное рисование, ответы на вопросы.

О поведении на горке, катке, улице, дома

55

С. Воронин «Храбрый клоун».

1

Подготовительные упражнения, выборочное чтение, выразительное чтение, составление сказки об игрушках.

56

С. Маршак «Жадина»;

О. Григорьев «Яма»;

Э. Успенский «Разгром».

1

Чтение по ролям, разучивание игры, словесное рисование.

Познавательные: 

- повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

- соблюдать паузы – длинные и короткие – в зависимости от смысла читаемого;

- передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;

- выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

- пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста;

- знакомиться с понятиями: тон, темп, пауза, логическое ударение, сила голоса (показать необходимость умения  их использовать при подготовке выразительного чтения);

Личностные: 

- соблюдать основные правила личной гигиены;

- выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами;

- обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила;

- выполнять экологические правила поведения в природной среде;

- соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- разрешение конфликтов;

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

57-58

 В. Осеева «Три товарища»;

Н. Матвеев «Девочка и пластилин».

2

Подготовительные упражнения, ответы на вопросы, характеристика героя, выразительное чтение (спектакль).

Встреча с незнакомцами. Как себя вести?

59

Ю. Ермолаев «Два пирожных».

1

Подготовительные упражнения, выразительное чтение по ролям

Сладости в нашей жизни.

60

Э. Мошковская «Обида»; «Трудный путь»

1

Подготовительные упражнения, определение места смены настроения, работа с паузами при выразительном чтении

61

Е. Благинина «Посидим в тишине».

1

Подготовительные упражнения, характеристика героя, выразительное чтение для мамы.

62

И. Дик «Красные яблоки».

А. Барто

«Перед сном»

1

Подготовительные упражнения, знакомство с содержанием.

Польза фруктов.

63

В. Орлов «Светлячок-маячок»

1

Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Совершенствовать поисковый способ чтения.

64-65

С. Козлов «Заяц и медвежонок».

И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка».

2

Определение настроения, ответы на вопросы, выразительное чтение, работа с выражением «чуть свет»

67

К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерет нос кверху».

1

Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы, выводы из басен

Встреча со змеёй. Правила безопасного поведения.

68

Н. Юсупов «Серый волк».

1

Подготовительные упражнения, выразительное чтение.

69-70

Дж. Родари «Рыбы»;

Б. Заходер «Кискино горе».

2

Подготовительные упражнения, выборочное чтение, выразительное чтение (логическое ударение).

71-72

Э. Мошковская «Говорящая кошка»*;

А. Фройденберг «Великан и мышь».

2

Подготовительные упражнения, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы.

Безопасность при обращении с животными.

73

Д. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски».

1

Подготовительные упражнения, восстановление порядка появления персонажей (картинки), подбор текста к иллюстрации, выразительное чтение отрывка.

74

К. Ушинский «Спор деревьев».

1

Подготовительные упражнения, определение жанра, порядок событий (картинки), выбор ответа, театр.

75

Обобщающий урок.

1

Урок – викторина по прочитанным произведениям.

76

Резерв.

1

Учимся работать с текстом: автор и его герои.

18

77

В. Голявкин «Про веселую книжку». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах».

1

Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Совершенствовать поисковый способ чтения. Подготовительные упражнения, ответы на вопросы, выборочное чтение.

Как говорить по телефону.

79

Л. Пантелеев «Карусели».

1

Подготовительные упражнения, определение лица рассказчика, рассказ об авторе (на основании рассказа), разучивание игры, описанной в произведении, придумывание продолжения игры.

Последствия катаний на каруселях.

80

Л. Пантелеев  «Как поросенок говорить научился».

1

Подготовительные упражнения, работа с заголовком, определение лица рассказчика, авторское отношение, определение жанра, превращение рассказа в сказку.

 Познавательные: 

- выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора;

- определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;

- выявлять авторское отношение к персонажам;

- определять, от какого лица ведется повествование;

- характеризовать персонажей, определять собственное отношение к их поступкам;

- знакомиться с различными способами повествования (от чьего лица ведется повествование: автора – повествователя, автора – рассказчика или персонажа);

- знакомиться с планом характеристики персонажей;

- знакомиться со способами определения авторского отношения к персонажам.

Личностные: 

- соблюдать основные правила личной гигиены;

- выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами;

- обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила;

- выполнять экологические правила поведения в природной среде.

Коммуникативные:

 - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- разрешение конфликтов;

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

81

В. Голявкин

 «В шкафу».

1

Подготовительные упражнения, определение лица рассказчика, выборочное чтение, словесное рисование.

Будь осторожен. Открытые люки

82

А. Гайдар «Совесть».

1

Подготовительные упражнения, характеристика героя, выразительное чтение отрывка, ответы на вопросы, работа с непонятными словами, примеры из жизни.

83

Б. Юнгер

«Белая роза».

1

Подготовительные упражнения, авторское отношение, собственное отношение.

84

Г. Цыферов «Град».

1

Подготовительные упражнения, авторское отношение, ответы на вопросы.

Правила поведения во время грозы.

85

Г. Горбовский «Розовый слон».

1

Подготовительные упражнения, авторское отношение, выборочное чтение, придумывание продолжения, составление своей истории о слонике.

86

Ф. Кривин «Родная коробка».

1

Подготовительные упражнения, иллюстрирование, характеристика героя.

87

В. Чаплин «Мушка».

1

Подготовительные упражнения, определение жанра, выборочное чтение, рассказ о Мушке.

88-89

Л. Пантелеев «Две лягушки».

1

Подготовительные упражнения, собственное отношение к героям, выборочное чтение (главное).

90

Е. Пермяк «Волшебные краски».

1

Выборочное чтение, характеристика героев, ответ на вопрос «Что бы ты нарисовал волшебными красками в первую очередь?».

91-92

С. Михалков «Аисты и лягушки».

1

Авторское отношение, ответы на вопросы, чтение по ролям, работа с названием.

93

С. Козлов «Вольный осенний ветер».

1

Смысл выражения «ни свет, ни заря», выборочное чтение, словесное рисование, выразительное чтение.

Правила поведения в лесу…..

94-95

Л. Толстой «Зайцы».

Н. Рубцов

«Про зайца».

1

Подготовительные упражнения, определение цели написания, рассказ о зайцах.

96

Русская народная сказка

«Заяц-хваста».

1

Подготовительные упражнения,

подбор текста к иллюстрациям, выразительное чтение, главное в каждой части, ответы на вопросы.

97

Обобщающий урок.

1

Урок – викторина по изученным произведениям.

К чему может привести катание на перилах.

98

Резерв.

1

Учимся работать с текстом: слова, слова, слова…

13

99-100

Г. Цыферов

«Как цыпленок впервые сочинил сказку»; Шотландская песенка.

2

Иллюстрирование, синонимы, выразительное чтение, сочинение сказки, повторение слов, сочинение музыки для песенки.

101

Б. Шергин «Рифмы».

1

Подготовительные упражнения, игра в рифмы.

102

М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,

В. Даль «Кузовок»

1

Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения.

103

А. Барто

«Игра в слова»

1

Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Совершенствовать поисковый способ чтения.

Нужные и ненужные тебе лекарства.

104

И. Токманова «Лягушки»;

 В. Берестов «Курица».

Б. Заходер «Дырки в сыре».

1

Подготовительные упражнения, звукопись, выразительное чтение, придумывание названия.

105

А. Шибаев «Переполох», «Прислушайтесь к слову».

1

Игры со словами.  Сравнения, игра «На что похоже?».

Познавательные: 

- воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);

-знакомиться со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением;

- знакомиться со способами выявления значений непонятных слов;

- работать с понятиями: тема, главная мысль, персонажи, характеристика персонажей, настроение произведения, заголовок;

- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

- пользоваться сносками и школьным толковым словарем;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

- характеризовать персонажей;

- прогнозировать содержание читаемого;

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

- формулировать тему небольшого текста;

- учиться работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

- находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Личностные:

 - вспомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

 - выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами;

- обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила;

-выполнять экологические правила поведения в природной среде.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- разрешение конфликтов;

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

106

Р. Сеф «Кактус», «На свете все на все похоже…».

Г. Цыферов «Что такое звезды?»

1

Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Совершенствовать поисковый способ чтения.

107-108

И. Пивоварова «Картинки на земле»; А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета; А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…».. Интеграция с уроком ИЗО

2

Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Подготовительные упражнения, поиск сравнений,  эпитетов.

Учусь делать здоровый выбор.

109

А.К. Толстой «Колокольчики мои…»;

С. Есенин «Черемуха».

1

Определение настроения, выразительное чтение для автора, иллюстрирование, ответы на вопросы.

110

 М. Исаковский «Ветер»;

 В. Рахманов «Одуванчики».

1

Ответы на вопросы, выбор лучшего, выразительное чтение.

111

Обобщающий урок.

1

Урок – викторина по изученным произведениям.

Учимся работать с текстом: план и пересказ.

25

112-113

Н. Сладков «Медведь и Солнце».

2

Подготовительные упражнения расположение, картинок по порядку, выборочное чтение, выразительное чтение.

114-115

В. Осеева «Добрая хозяюшка».

2

Подготовительные упражнения, работа с заголовком, ответы на вопросы, расположение картинок по порядку.

116

Б. Житков «Храбрый утенок».

1

Подготовительные упражнения, выбор заголовка, ответы на вопросы, подбор текста к рисунку.

Не зная броду, не суйся в воду

117

 Э. Мошковская «Жадина».

1

Озаглавливание, расположение картинок по порядку.

118

РНС «Мена».

1

Расположение картинок по порядку, выборочное чтение, чтение по ролям.

Познавательные: 

- выделять эпизоды из текста;

- озаглавливать иллюстрации и эпизоды;

- учиться восстанавливать деформированный картинный план;

- учиться составлять картинный план;

- пересказывать с опорой на картинный план;

- учиться составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;

- знакомиться с понятиями: эпизод, план, пересказ;

- знакомиться с приемами подготовки пересказа.

Личностные: 

-соблюдать основные правила личной гигиены;

-выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами;

-обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила;

- выполнять экологические правила поведения в природной среде.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- разрешение конфликтов;

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

119-120

В. Сухомлинский «Вьюга».; Ю. Ермолаев «Проговорился»

2

Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность, беглость, выразительность чтения. Подбор текста к картинке, озаглавливание части, рассказ по картинке.

121-122

Н. Носов

«На горке».

2

Поиск недостающей картинки, расположение по порядку, ответы на вопросы, выборочное чтение, чтение по ролям.

О поведении на горке, катке.

123-124

В. Осеева «Хорошее».

2

Подбор текста к рисункам, пересказ по картинному плану, инсценирование, работа с пословицами.

125-126

Д. Биссет

«Про поросенка, который учился летать».

2

Ответы на вопросы, подбор текста к картинке, выразительное чтение, пересказ.

127-128

В. Гаршин "Лягушка-путешественница"

2

Подготовительные упражнения, знакомство с содержанием.

129

В. Гаршин "Лягушка-путешественница"

1

Подготовка к пересказу от лица лягушки определение основной мысли, чтение по ролям, пересказ сказки, переделывание сказки.

Уходя из дома, сообщи об этом родителям.

130

С. Михалков «Бараны»;

К. Ушинский «Два козлика».

1

Подготовительные упражнения, выразительное чтение, работа с пословицами, примеры из жизни.

131-132

С. Козлов «Черный Омут».

2

Подготовительные упражнения, ответы на вопросы, словесное рисование, инсценирование, пересказ по картинному плану.

Правила поведения во время весенних каникул.

133

М. Пляцковский «Как утенок свою тень потерял».

1

Подготовительные упражнения, поиск недостающей картинки, подбор текста к картинке, звукоподражание.

134

Е. Карганова «Как цыпленок голос искал».

1

Подготовительные упражнения, работа со сносками, восстановление деформированного картинного плана.

138

Обобщающий урок.

1

Урок – викторина по изученным произведениям.

139

Резерв.

1

В мире книг.

31

140

К. Ушинский «Два плуга».

1

Работа с обложкой, ответы на вопросы, работа с пословицами.

141-142

Л. Толстой «Филиппок».

2

Работа с обложкой, ответы на вопросы, работа с непонятными словами.

143-144

В. Авдеенко «Маленькая

Баба-Яга».

2

Работа с обложкой, словесное рисование, ответы на вопросы, придумывание ответа на вопрос Каркуши, выразительное чтение.

145-146

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

2

Работа с обложкой, чтение по ролям, организация выставки книг о лисе.

147-148

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца».

2

Работа с выставкой книг, с обложками, характеристика героя, инсценирование.

Познавательные: 

- учиться  правильно называть книгу (автор, заглавие);

- составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;

- развивать умение ориентироваться в книге;

- учиться работать с содержанием (оглавлением);

- ориентироваться в группе книг (5 – 6 книг);

- знакомиться с составными частями книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие.

- знакомиться со способами выявления значений непонятных слов;

- работать с понятиями: тема, главная мысль, персонажи, характеристика персонажей, настроение произведения, заголовок;

- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

- пользоваться сносками и школьным толковым словарем;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

- характеризовать персонажей;

- прогнозировать содержание читаемого;

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

- формулировать тему небольшого текста;

- учиться работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

- находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Личностные: 

- соблюдать основные правила личной гигиены;

- выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами;

-обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила;

- выполнять экологические правила поведения в природной среде.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- разрешение конфликтов;

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

149-150

Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке».

2

Работа с обложкой, титульным листом и содержанием, выборочное чтение, ответы на вопросы, организация выставки книг (сказки о животных).

151-152

М. Пришвин «Еж».

2

Работа с обложкой, титульным листом и содержанием, выразительное выборочное чтение, организация выставки книг (рассказы о животных).

153

Б. Заходер «Птичья школа».

1

Работа с обложкой, работа с выставкой книг, заучивание наизусть.

154-155

 Н. Носов «Затейники».

2

Работа с обложками книг на выставке, определение лица рассказчика, выразительное чтение по ролям.

Ещё раз о поведении на перемене.

156-157

Н. Носов «Живая шляпа».

2

Работа с обложкой, выборочное чтение, ответы на вопросы, выразительное чтение по ролям.

158-159

Е. Пермяк «Торопливый ножик».

2

Работа с обложкой, характеристика героя.

Правила обращения с острыми предметами.

160

Е. Пермяк  «Самое страшное».

1

Работа с обложкой, характеристика героя.

Сон – лучшее лекарство от всех болезней.

161

 Н. Носов «Фантазеры».

1

Работа с выставкой книг, знакомство с содержанием.

162

 Н. Носов «Фантазеры».

1

Сочинение истории, иллюстрирование, ответы на вопросы.

163-164

Б. Емельянов «Зеленая букашина».

2

Работа с обложкой, титульным листом и предисловием,  выборочное чтение, чтение по ролям.

165

Книги о детях

1

Формировать все качества навыка чтения. Ориентироваться в книгах по обложкам, титульным листам, предисловиям, оглавлениям.

166

Кир Булычев «Путешествие Алисы» (глава 1)

1

Формировать все качества навыка чтения. Знакомиться со спецификой фантастического рассказа. Ориентироваться в книгах по обложкам, титульным листам, предисловиям, оглавлениям.

Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится в дверь.

167

Итоговый урок.

1

Урок – викторина по изученным произведениям.

Правила поведения во время летних каникул.

168-170

Резерв.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную з...

рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по ФГОСам

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе по ФГОС

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС к рабочим программам, включает календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе по ФГОС

II. Пояснительная запискаРабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 3класса Л. А. Ефросининой, Омороковой М.И.(Литературное чтение: программа: 1-4 клас...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по ФГОС

II. Пояснительная запискаРабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 4класса Л. А. Ефросининой, Омороковой М.И.(Литературное чтение: программа: 1-4 клас...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по ФГОС

II. Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение»2 класс, автор Л.А.ЕфросининаУМК «Начальная школа 21 века» Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе прим...

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по ФГОС

II. Пояснительная записка  Рабочая программа по литературному чтению   для 1 класса  составлена на основе примерной программы начального общего образования по литературному чт...