РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Сорокина Елена Викторовна

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ГОД ПО ЧТЕНИЮ В 4КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

4 КЛАСС

Пояснительная записка

Программа к курсу «Литературное чтение» 1- 4 классы Кубасова О.В. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013        

Программно-методические  материалы. Литературное чтение 1-4 классы. Кубасова О.В., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013

Учебник:                Кубасова О.В. «Литературное чтение» Учебник 4 класс 1, 2, 3, 4ч. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014 

                                Кубасова О.В. Рабочая тетрадь. 4 класс Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013

                                Кубасова О.В. Тестовые задания. 4 класс Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013

Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебнику и тетради Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013

Основная цель курса – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения, через литературу;

Главные задачи курса – формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу; совершенствовать у детей навыка чтения: сознательного, беглого, выразительного; формировать способности к полноценному восприятию литературного текста; усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста;  

Планируемые результаты обучения:

  • осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами минимум 90 слов в минуту, про себя — 110 слов в минуту;
  • прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;
  • воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;
  • воспринимать произведения в соответствии с их видо-жанровыми характеристиками;
  • характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;
  • различать произведения художественной и познавательной литературы и овладеть разными способами их освоения;
  • воссоздавать образ писателя на основе его произведения;
  • выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
  • излагать личное мнение о литературном произведении;
  • составлять план и пересказ прочитанного текста (подробный, выборочный, краткий, творческий);
  • выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;
  • организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;
  • ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи;
  • пользоваться школьным толковым словарем, справочной литературой и периодической печатью для детей.

Литературоведческая пропедевтика

  • К концу 4 класса обучающиеся должны знать: - основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, басни, былины, мифы, сказания, повести, пьесы, стихотворения, познавательные статьи и очерки);
  • основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись, художественный повтор).

Развитие творческих способностей

  • К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
  • пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпо-ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;
  • использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений;
  • иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах;
  • составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица;
  • создавать небольшие устные сочинения на основе литературных впечатлений.

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

средствами предмета «Литературное чтение»

 на конец  4  класса

Личностные качества: положительная мотивация     к обучению в школе,   к урокам  литературного чтения,    к выбору и  чтению книг;   размышление о  смысле жизни (смыслообразование);   нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности;   уважение  культуры народов   других стран;  формирование   эстетических чувств и представлений; формирование экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатии и эмоционально-личностной  децентрации; культивирование  дружеского  отношения  к другим детям.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определенные учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать;  осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией  или с собственным планом;  осуществлять   самоконтроль  при выполнении упражнений в чтении, при чтении  произведения и при выполнении  заданий к текстам; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать  результаты своей деятельности  и деятельности одноклассников; вырабатывать способность  к волевой саморегуляции.

Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте  нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова,  интересоваться  их значением,  пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников,   определять смысл слова по контексту; выделять  главное;  составлять    план;  ориентироваться в отдельной книге  и в мире детских книг; ориентироваться в Интернете; использовать полученную при чтении   информацию в практической деятельности ;  выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого); устанавливать элементарную  логическую  причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;  выполнять действия анализа, характеризуя персонажей,   выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений; сравнивать произведения; анализировать особенности  языкового оформления текста; подводить под понятие при определении типа текста, вида и жанра произведений и  их языковых особенностей; синтезировать  прочитанное при выполнении заданий творческого характера;  обобщать прочитанное; ранжировать книги,  произведения, информацию;  обосновывать свои утверждения; решать учебные проблемы, поставленные самостоятельно или совместно с учителем  .

Коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с партнером; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность  оказать  помощь товарищу; пересказывать прочитанное подробно, кратко, выборочно, творчески; создавать небольшой текст   (повествование, описание, рассуждение);   выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации,  владеть (на определенном программой уровне) монологической и диалогической формами речи.

Поурочно-тематическое планирование.  4 класс

(4 часа в неделю, 136 часов)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

С. Михалков  «Гимн Российской Федерации»;

тема  «Что мы читали летом»; библиотечный урок

1

Учебная  тема:  «Что за прелесть эти сказки!..»  (Сказки)  (19 ч.)

2

И. Токмакова  «В чудной стране»; русская  народная  сказка «Пётр I и мужик»

1

3

Русская  народная  сказка «Марья и ведьмы»

1

4-6

 Русская  народная  сказка  «Василиса Прекрасная»  

3

7

  Обобщение по теме «Русские народные сказки»

1

8

Тема «Книги со сказками разных народов»;   бразильская сказка  «Жизнь человека»

1

9-12

 X. К. Андерсен «Русалочка»; Тема «Сказки Х.К. Андерсена»

4

13-15

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;  тема «Сказки А. С. Пушкина»

3

16

Д. Джекобс «Рыба и кольцо»

1

17-18

.     А. Линдгрен «Крошка  Нильс  Карлсон»

2

19

Дж. Родари  «Эти бедные привидения»;  тема «Книги Джанни Родари»

1

20

.  К. Драгунская «Лекарство от послушности»; тема «Книги со сказками современных отечественных писателей»; обобщение

1

Учебная тема:  «О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины) (5 ч)

21-22

«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и  Змей» (обработка Ю. Круглова)

2

23

  «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева)

1

24-25

«Алёша Попович и Тугарин»  (пересказ  А. Нечаева);  тема «Книги с былинами»; обобщение

2

Учебная тема:   «Уж сколько раз твердили миру...» (Басни) (4 ч)

26

 X. К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп  «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его  мать», «Лисица и Козёл»

1

27

   И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки»

1

28

Л. Н. Толстой «Лев и лисица»; С. Михалков

«Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»

1

29

И. Демьянов  «Валерик  и тетрадь»; тема «Книги с баснями»; обобщение

1

Учебная тема:   «Оглянись вокруг»   (Рассказы) (20 ч)

30

 М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток  молока»

1

31

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

32

Тема «Рассказы о животных»

1

33

 Р. Фраерман  «Девочка с камнем»

1

34-35

 Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»

2

36

Тема  «Рассказы  о детях» Ю. Яковлев «Полосатая палка»

1

37-38

 К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

2

39-40

Н. Носов «Огородники»;  О. Григорьев «Две трубы»

2

41

Тема «Книги С. П. Алексеева»;   С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придёт»

1

42-43

  А. Чехов «Ванька»

2

44-45

 Д.  Мамин-Сибиряк «Вертел»

2

46-47

Л. Кассиль «У классной доски»;   тема  «Книги о Великой Отечественной войне»

2

48

В. Лидин «Завет»

1

49

Р. Брэдбери  «Всё лето в один день»;  обобщение

1

Учебная тема:   «Золотая колесница»  (Мифы Древней Греции) (4 ч)

50

 «Персей»

1

51

Н. Кун «Олимп»

1

52

 «Орфей  и Эвридика»;  тема «Книги  с мифами   Древней Греции»

1

53

 «Дедал и Икар»; обобщение

1

Учебная тема:   «В начале было Слово...»  (Библейские сказания) (6 ч)

54

«Семь дней творения»; «Бог сотворил первого человека»;  «Жизнь первых людей в раю»; «Первый грех. Обещание спасителя. Изгнание из  рая»

1

55

«Всемирный потоп»

1

56

«Моисей»

1

57

Лагерлёф  «Святая ночь»

1

58

А. Мень «Милосердие Иисуса»; притча «Блудный  сын»; обобщение

1

59

 Тема «Книги с библейскими сказаниями»

1

Учебная тема:   «Самого главного глазами не увидишь...»  (Повесть-сказка) (11 ч)

60-65

Антуан  де Сент-Экзюпери  «Маленький принц»

6

66

А. Барто,  Р. Зелёная «Ах, руки, руки!»

1

67-68

   Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава); тема «Книги Н. Носова»

2

69

    Н. Носов «Два друга» (отрывок из пьесы по повести  «Витя Малеев в школе и дома»)

1

70

   Тема «Книги и журналы  с пьесами»; обобщение

1

Учебная тема:   «Мир волшебных звуков»  (Поэзия) (15 ч)

71

  В. Жуковский «Песня»; Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»

1

72

  А. С. Пушкин «Птичка», «Няне»;  К. Паустовский «Сказки Пушкина»

1

73

А. С. Пушкин «Зимняя дорога»; М. Лермонтов «Горные вершины» (из И. В. Гёте)

1

74

   М. Лермонтов «Утёс», «Молитва»

1

75

    И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»

1

76

. А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»

1

77

С. Есенин «С добрым утром!»

1

78

М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел  восток...»; В. Маяковский «Тучкины штучки»

1

79

Тема «Книги и журналы  со стихами русских  поэтов»

1

80

С. Маршак «Пожелания  друзьям»; Саша Чёрный  «Зелёные стихи»

1

81

    Ю. Владимиров  «Чудаки»; Д. Хармс «Очень страшная история»

1

82

  Тема «Книги и журналы с забавными стихами»; В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы»

1

83

О. Высотская «Весенние рубашки»; Э. Мошковская  «Песня»

1

84

Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»;  В. Высоцкий «Песня Кэрролла»; обобщение

1

85

Тема «Книги и журналы  со стихами современных детских  поэтов»

1

Учебная тема:  «Когда, зачем и почему?»  (Познавательная литература) (18 ч)

86-87

  Ю. Яковлев «О нашей Родине»; И. Соколов-Микитов «Русский лес»

2

88

    Ю. Дмитриев «Зелёное и жёлтое»

1

89

«Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»)

1

90-91

  Н. Соловьёв «Сергей Радонежский»

2

92

     В. Губарев «В открытом космосе»

1

93

Л. Яхнин «Метро»

1

94-95

.     М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего»;   М. Ильин   «Сто тысяч почему»; тема «Книги и журналы, отвечающие на вопросы»

2

96

Н. Надеждина «Лук от семи недуг»

1

97

М. Константиновский «Что такое электрический  ток»

1

98

В. Малов «Как парижский официант русскому  изобретателю помог»

1

99-100

    А. Дитрих и Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?»  (отрывок);   тема  «Книги о книгах и их создателях»

2

101

.Паустовский «Великий сказочник»  (в сокращении)

1

102

  К. Чуковский «Признания старого сказочника»  (фрагмент)

1

103

Заключительный обобщающий библиотечный  урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 1 кл ФГОС Школа Росии

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс, стандарты второго поколения.Программа содержит пояснительную записку и КТП по обучению грамоте ("Азбука" Горецкий В.Г.) и литературному чтению (Клима...

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 ФГОС Школа России Климанова

В рабочй программе отражены девять обязательных структурных компонентов:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета, курса4. Описание места учебного предме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению 1-4, ФГОС "Школа 2100"

При составлении программы соблюдала структуру, методические рекомендации, требования....

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" ФГОС 3 кл.

Данная рабочая программа по литературному чтению предназначена для учителей начальных классов, работающих в 3 классе по учебно-методическому комплекту "Школа России". Программа включает в себя пояснит...

Рабочая программа по литературному чтению 4 клас ФГОС

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Феде­рального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Пример­ной программы начального общего образов...

1класс Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс включает в себя пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результ...