Конспект урока обучения грамоте
план-конспект урока (чтение, 1 класс) на тему
Буква Я и звуки, которые она обозначает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_obucheniya_gramote_1_klass.docx | 53.7 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_obucheniya_gramote.ppt | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1 классе УМК «Перспектива»
Тип урока: ОНЗ
Тема: Буква Я и звуки, которые она обозначает.
Цели: 1) Организация учебной деятельности, в результате которой учащиеся усвоят знания о букве Я и звуках, которые она обозначает.
2) Актуализировать умение выполнять звуковой анализ слов, активизировать познавательную активность.
3) Развивать фонематический слух , речевую и мыслительную деятельность учащихся.
Оборудование: ноутбуки для учащихся с диском-приложением к учебнику;
яблоко (муляж), заяц (игрушка), мяч (игрушка);
карточки со словами «яблоко», «заяц», «мяч»;
Эталон-Звуковичок гласной Я: ; ;
звуковые схемы букв Е, Ё, Я в различных позициях: е е и т.д.
э й э
карточки для составления Эталона с надписями: «начало слова», «после гласного», «после согласного»(для работы в парах и на доску)
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята, дома вы читали сказку про Снегурочку. Почему некоторые слова в ней заменили картинками? (Мы еще не все буквы изучили и можем прочитать.)
– А хотели бы вы поскорее выучить весь алфавит? (Да.)
– Тогда за работу, ведь сегодня нам предстоит знакомство с новой буквой.
– Но прежде, чем открыть новое, что мы делаем? (Повторяем изученное, то, что может пригодиться в открытии нового знания.)
2. Актуализация знаний.
На доске записаны слова:
ёлка поёт отнёс
енот двое ветка
– Прочитайте первую группу слов. Что в них общего? (Буква ё.)
– Какое слово «лишнее»? (Отнёс. В нем буква ё обозначает 1 звук, т. к. стоит после согласного.)
Аналогичная работа проводится со второй группой слов.
– Давайте еще раз назовем, в каких случаях буквы е и ё обозначают один звук? ( После согласного.) Два звука?(В начале слова и после гласного.)
– Молодцы! Вы все отлично повторили. Что теперь? ( Мы попробуем сами выполнить задание, в котором есть что-то новое.)
3. Организация пробного действия и фиксация индивидуального затруднения.
– Теперь пришло время познакомиться с новой буквой – буквой я. Вот как она выглядит.
Вывешивается Эталон-Звуковичок.
– Кто может назвать тему сегодняшнего урока. ( Буква я.)
– Что вы можете о ней рассказать, глядя на ленту букв и Звуковичок? (Эта буква обозначает гласный звук, бывает заглавной и строчной, может стоять в начале, середине и конце слов, показывает мягкость согласного.)
– А еще она «дружит» с буквами е и ё, потому что очень на них похожа.
– Определите, чем похожа новая буква и наши е и ё? Какой звук она обозначает? А помогут вам в этом яблоко, заяц и мяч.
Учитель выставляет перечисленные предметы, учащиеся работают.
– У кого нет ответа? В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как выполнить такое задание.)
– Кто готов отвечать? (Заслушиваются все варианты ответов.)
– Почему ответы разные? В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как правильно, у нас нет эталона.)
– Если возникло затруднение, что нужно делать? (Остановиться и подумать.)
4. Выявление места и причины затруднения.
– Какое задание выполняли? (Определяли, какой звук обозначает буква я.)
– В чем возникло затруднение? (В определении звука, который обозначает буква я в разных словах.)
– В чем причина затруднения? (У нас нет Эталона для буквы я.)
– Какие же цели перед собой поставим на уроке? ( Открыть Эталон для определения звуков, обозначаемых буквой я.)
5. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.
– Подумайте, что вам может помочь в открытии нового Эталона? Что повторяли в начале урока? (Звуки, которые обозначают буквы е, ё.)
– Проверьте, подходит ли это правило для буквы Я? Предлагаю работать в парах по плану.
План:
- Сравнить с буквами е, ё.
- Составить Эталон из частей.
- Сделать вывод.
Дети в парах «строят» Эталон из разрезных карточек. Затем, при фронтальной работе на доске вывешиваются части эталона:
В начале слова После гласного После согласного
й а й а а
– Какой вывод вы сделаете? (Буква я, как буквы е, ё, может обозначать один или два звука.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
– Как помогли вам в открытии нового знания яблоко, заяц и мяч?
Учащиеся по очереди выходят к доске, рассуждают и вывешивают карточки с данными словами под соответствующей позицией Эталона.
– Следующее задание вы будете выполнять в парах на компьютере. Откройте Азбуку, букву Я. Задание №1.
– Кто допустил ошибки? В чем они? Давайте еще раз обратимся к эталону.
– Как проверим, что вы хорошо поняли материал? (Нужно выполнить задание самостоятельно.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
– Составьте звуковые схемы слов «яма», «мята».
Проверка проводится по образцу.
– У кого не совпадают схемы с образцом?
– Какие трудности возникли при выполнении задания? Исправьте свои схемы.
– Кто допустил ошибку и разобрался в ее причине, поставьте себе +. Кто не допустил ошибок, поставьте + +. Вы молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение.
– Откройте Азбуку на с.24. Прочитаем сказку «Яблоня». Читать будем по цепочке. Следите внимательно.
Чтение сказки 1или 2 раза (если позволит время). Фронтальная беседа по вопросам.
– Кто главные герои сказки? О чем возник спор? Почему каждый считал себя правым? За что звери отблагодарили Медведя? Объясните смысл пословицы. Почему она так подходит к сказке?
– Найдите в тексте слова, в которых буквы е, ё, я обозначают 1 звук…2 звука.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какова была цель урока? (Узнать, какие звуки обозначает буква Я.)
– Кто достиг этой цели? Докажите. (Мы открыли Эталон и узнали, что в начале слова и после гласного буква я обозначает два звука: Й-А, а после согласного – один звук: А.)
– Встаньте те, кто все понял и не допускал ошибок. Молодцы!
– Встаньте теперь те, кто считает, что нужно еще потренироваться. Очень хорошо. На следующих уроках мы продолжим работать с буквой я.
– А сейчас пусть встанут те, у кого не получилось на уроке ничего. Не огорчайтесь. Мы с вами позанимаемся дополнительно, и вы все поймете.
Для тренировки дома приготовить сказку «Яблоня» для чтения по ролям.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ёлка поёт отнёс енот двое ветка Й О Й О О Й Э Й Э Э
яблоко заяц мяч
Знал … Узнал … Хочу ещё узнать …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте 1 класс
На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....
Конспект урока обучения грамоте по теме "Знакомство со строчными согласными "п", "т" и соответствующими звуками.
Конспект урока составлен по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной "Моя любимая азбука"....
Конспект урока обучения грамоте по теме "Живая природа. Знакомство с предложением"
Цель: систематизировать знания о живой природе.Задачи: 1)обобщить знания детей о слове, развивать умение слышать звучащее слово2) познакомить с понятием "предложение", ввести схему предложения3)способ...
Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)
Конспект урока обучения грамоте с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР, CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...
Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...
Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»
1. Обсудить тему «Век живи, век учись».2. Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3. Р...
Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».
Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний учащихся о звуках [в] и [в̓]...