Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Голубева Ольга Викторовна

 

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблемного обучения. Обучающиеся сами формулируют цели и задачи урока, исходя из соответствующей проблемной ситуации. В ходе урока учтены особенности восприятия младших школьников, необходимость регулярной смены видов деятельности. Диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но также и учеников друг с другом. Работа в парах направлена на формирование у детей коммуникативной компетентности. На уроке присутствуют здоровьесберегающие технологии: дыхательная и пальчиковая гимнастики, физкультминутка. На заключительном  этапе урока – рефлексии– ученики сами оценивают свою работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obucheniya_gramote.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

О.В.Голубева, учитель начальных

                                                 классов МБОУ «Средняя

                                                               общеобразовательная школа №15

                                  г.Йошкар-Олы»

Конспект урока обучения грамоте.

(Программа «Школа 2100»)

Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Цель: знакомство с согласным звуком [ш] и буквой ш, с особенностью этого звука.

Задачи: формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой, овладевать начертаниями письменных букв; развивать умение слышать и слушать; обогащать словарный запас обучающихся; воспитывать культуру поведения при работе в группах; воспитывать аккуратность, умение радоваться успехам друзей.

Формирование УУД:

Познавательные УУД: формируем умение:

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов,

- представлять информацию в виде схемы,

- выявлять сущность, особенности объектов,

 - на основе анализа объектов делать выводы.

 Регулятивные УУД: формируем умение:

- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника,  - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

 -прогнозировать предстоящую работу (составлять план),

 -осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: формируем умение:

- слушать и понимать речь других,

- строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами,  

- участвовать в диалоге на уроке, работать в паре.

Личностные УУД: формируем умение:

- высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции,

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией,

-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: компьютер, фонограмма «Песня Шапокляк», рисунок Шапокляк, предметные картинки, модели звуков, раздаточный материал

(в конверте), рисунок «На что похожа буква», образец штриховки, образец написания буквы и слогов, плакат со слогами, шарики из цветной бумаги трёх цветов у каждого ученика.

1. Орг. момент.

Слышишь звонкий голосок?

Нам пора начать урок!

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

2.Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.

1)Побуждающий диалог.

-К нам торопится одна гостья.

  1. звучит фонограмма «Песня Шапокляк»

            -Узнали? Вот эта героиня у нас в гостях. Но пришла она не одна. Посмотрите.

  1. на доске: рисунок Шапокляк, звуковичок с восклицательным знаком.

-Сегодня мы будем работать с новым звуком и новой буквой, у нас урок «открытия» новых знаний, так как звуковичок не одет, на нём нет буквы.

-Что необычного заметили у звуковичка? (восклицательный знак)

-Ребята, звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков.

-Какой у вас возникает вопрос? (Чем новый звук отличается от других звуков?)

-Вот это нам и предстоит сегодня открыть – новый звук, новую букву и понять, чем отличается новый звук от других звуков.

2) Дыхательная гимнастика.

-Какой звук будем «открывать», узнаете из языковой разминки.

Завели машину (вдох)

Ш-ш-ш (выдох)

Накачали шину (вдох)

Ш-ш-ш (выдох)

Улыбнулись веселей и поехали быстрей (вдох)

Ш-ш-ш-ш-ш (выдох)

3) Подведение к формулированию темы.

-Знакомы ли мы с таким звуком?

-Сформулируйте тему урока. (звук [ш], буква ш.)

-Каковы задачи нашего урока? Чему мы должны научиться?

  1. дети ставят задачи, учитель прикрепляет  на доске кружочки.

1) узнать про новый звук и новую букву;

2) научиться писать новую букву;

3) научиться читать слоги и слова с новой буквой.

3. «Открытие» нового знания.

1) Знакомство с новым звуком.

-Нам нужно узнать, какой это звук.Согласный или гласный? (он согласный, при произношении встречает преграду)

-Раз он согласный, что мы можем про него ещё узнать? (мягкий или твёрдый, звонкий или глухой)

-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему? (доказательство)

-Надеваем чёрную шляпку на звуковичка (учитель прикрепляет на доске).

-Как узнать бывает ли он твёрдым или мягким? (послушать, как он звучит в словах)

-Шапокляк приготовила для вас задание в конвертах (рисунки, кружочки-звуки)

  1. Работа в парах: составьте схемы слов: ушки, шары, шляпа

(3 человека работают у доски)

-Дайте характеристику нового звука. ([ш] – твёрдый)

-Какое слово повторялось в характеристике нового звука? Что мы можем сделать с башмачком? (надеваем синий башмачок)

-Может быть,  в других словах этот звук произноситься мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произноситься, твёрдо или мягко?

  1. Учитель читает стихотворение

Шуба, шапка, шляпа, шар,

Шли однажды на базар.

Шли пешком, неспешно шли,

И шалаш в лесу нашли.

Посмотрели на шалаш,

Был ничей, а будет наш.

-Назовите слова, выделяя голосом звук [ш].

Звук [ш] всегда твёрдый.

(одеваем второй синий башмачок)

-Чем же новый звук отличается от других звуков? (он всегда твёрдый)

-Давайте произнесём слова с новым звуком, выделяя его, потянем.

-Похоже на звук, который возникает, когда шипит масло, утюг, вода в кране.

Вот поэтому этот звук ещё называют шипящим.

2) Знакомство с печатной буквой ш.

-Звук [ш] обозначается буквой ш.

  1. показ печатной буквы ш.

-Что напоминает вам эта буква?

  1. рисунок «На что похожа буква ш?»

На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша.

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

-Откройте Букварь (с.80). «Оденьте»  звуковичка.

-Какие буквы рядом с этим звуковичком держатся за руки? (буквы согласных глухих звуков)

-Выполнили мы с вами первую задачу урока? Значит, можем убрать один кружок? (учитель убирает с доски один кружок)

3) Знакомство с письменной строчной буквой ш.

-Почему в Букваре в левом углу написано две буквы? (одна - печатная, другая – письменная)

-Наша следующая задача – научиться писать строчную букву ш.

-Открываем пропись (с.26)

  1. Пальчиковая гимнастика.

-Рассмотрите табло. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы?

-Я напишу эту букву под счёт: раз – и – два – и – три – и (показ на доске)

-Напишите пальчиком на своей ладошке (под счёт), в воздухе (под счёт)

-Что можно сказать о расстоянии между элементами-наклонами? (одинаковое)

  1. Дети пишут под счёт на табло сначала элементы буквы, потом сами буквы.
  2. самостоятельная работа (последняя строка): написать наклонные палочки синей ручкой, букву ш зелёной.
  3. работа с иллюстрацией (с.26)

Поразмысли не спеша

И отыщешь обязательно

Пять вещей на  букву «ш» (ширма, шар, штаны, шутник, башмаки)

  1. штриховка шаров (сеточкой) разными цветами.

Физкульминутка.

Игра «Кто самый внимательный?»

В этой игре мы отдохнём и будем определять место звука [ш] в солвах: если этот звук в начале слова – приседаете, если в конце слова – поднимаем вверх руки, если в середине – кружимся, если будет ловушка – хлопаем в ладоши.

Шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, кошка, мышь, шашка, крыса, крыша, шар, арбуз, лягушка.

Ф/минутка «Лягушки»

На болоте две подружки-

Две зелёные лягушки-

Утром рано поднимались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно приземлялись.

4) Написание слогов (с.27)

-Прочитайте и обведите зелёным цветом в слогах только букву ш. Возьмите синюю ручку и соедините их со следующей буквой и обведите их. Что получилось?

-Вы научились писать новую букву?

-Оцените, как у вас это получилось?

-Убираем второй кружок.

5) Чтение по Букварю. (с.80)

  1. Разучивание скороговорки.

-Чтобы хорошо произносить шипящие звуки, разучим скороговорки и чистоговорки.

У Шапокляк – рубашка,

У рубашки – кармашки.

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Аш – аш – аш – у Марины карандаш.

  1. Чтение слогов.

-самостоятельно в букваре

-по плакату

1 ряд – бодро, торжественно

2 ряд – с жалобным вздохом

3 ряд – с вопросительной интонацией

  1. чтение слов (про себя, вслух)

1 столбик – Чем похожи слова? (начинаются на букву ш, одна гласная буква, один слог)

2 столбик – Найдите похожие слова. Как они называются?

3 – 4 столбик – Какие слова вам непонятны?

- Научились читать слоги и слова с новой буквой? (убираем последний кружок)

4. Итог урока.

-Шапокляк всегда ставила героев в неудобное положение. Вот и вам она приготовила трудное задание. Надо составить слова из букв

шшк

-Между этими буквами нужно вставить гласные. Какие слова могут получиться? (шашка, шашки, шишка, шишки)

-Чему мы хотели научиться?

-Нам это удалось?

-У кого были затруднения? Какие?

-Давайте Шапокляк преподнесём подарок. А какой, отгадайте:

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные … ШАРЫ

-Почему именно этот предмет мы дарим?

-Если у вас на уроке всё получалось, вам было легко, подарите зелёный шарик, если были трудности, но вы с ними справились – подарите жёлтый шарик, если было трудно и нужно будет ещё раз вернуться – подарите красный шарик.

-Урок закончен. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема урока: Согласные звуки [в],[в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знанийПособия к уроку: лента букв, карточки, рабочая тетрадь,  Азбука, электронное приложение к ученику (УМК «Школа России»)...

Приложение к уроку обучения грамоте в 1 классе Тема урока: Согласные звуки [в],[в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

Презентация "Спорт" используется на уроке обучения грамоте по теме "Согласные звуки [в],[в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья" на этапе МОТВАЦ...

Технологическая карта интегрированного урока Обучения грамоте и Письма по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши."

Данный материал поможет вам в проведении интегрированного урока Обучения грамоте и Письма в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши"....

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Предмет: Обучение грамоте (чтение)Класс: 1 классТип урока: Изучение новогоУрок обучения грамоте 1 класс Буква Ф, звуки ф,фь...