Конспект урока обучения грамоте по теме "Живая природа. Знакомство с предложением"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Цель: систематизировать знания о живой природе.

Задачи: 1)обобщить знания детей о слове, развивать умение слышать звучащее слово

2) познакомить с понятием "предложение", ввести схему предложения

3)способствовать воспитанию любви к родной природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте.

Данный урок проведён по образовательной системе "Школа 2100" четырёхлетней начальной школы по учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной "Моя любимая азбука".

( Раздел  I.  Говорим,  рассказываем ).

Тема: «Живая природа. Знакомство с предложением».

Цель: Систематизировать знания о живой природе.

Задачи: 1. Обобщить знания детей о слове, развивать умение слышать звучащее слово.

              2. Познакомить с понятием «предложение», ввести схему предложения.

            3. Способствовать воспитанию любви к родной природе.

Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер, конверты для детей с полосками для составления схемы предложения, полоски для учителя.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного на предыдущем уроке. Диалог с детьми.
  3. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.

4. Составление предложений по схемам.

5. Применение нового знания на практике.

6.  Работа по учебнику. 

7. Работа, побуждающая к свободным высказываниям.

8. Подведение итогов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного на предыдущем уроке. Диалог с детьми.

Учитель:

- Вспомните, ребята, какие задачи мы решали на предыдущем уроке?

Ученики: Слайд №2

- Работали по картинкам, делили слова на группы, записывали слова схемой, составляли предложения.

Учитель:

- Сегодня нам снова предстоит решить несколько задач. Вот первая. На какие группы можно разделить слова? Слайд №3

Ученик:

- Звери, птицы, насекомые. 

Учитель:

- Назовите зверей, птиц, насекомых.

Ученик:

- Волк, медведь – звери. Сорока, дятел – птицы. Бабочка, стрекоза – насекомые. Слайд №4

Учитель:

- Где живут наши гости?

Ученик:

 - В лесу.

Учитель:

- Догадайтесь, куда мы сейчас отправимся?

Ученик:

 -Отправимся в лес.

Учитель:

- Проверим, правы ли вы. Откройте «Азбуку» на странице 8. Что нарисовал художник?

Ученик:

-Лес.

Учитель:

-Докажите, что это лес. Каких животных с картинки можем добавить в наши столбики?

Ученик:

- Белка, лось, лиса, заяц, ёж – звери. Божья коровка – насекомое. Сова – птица.

Учитель:

- Какие ещё картинки вы посоветуете нарисовать художнику на страничке с живой природой?

Ученик: (приводят свои примеры, можно нарисовать по одной картинке)

  1. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.

Учитель:

- Как мы научились записывать слова?

Ученик:

- Полоской (схемой).

Учитель:

- Посмотрите на доску. Сколько слов я написала?

На доске: _____    ______    _____

Ученик:

-Три слова.

Учитель:

- Я назову эти слова: дорога, цветы, бабочка. Могу ли я сказать, что это предложение?

Ученик:

- Нет. Это слова.

Учитель:

- А из чего состоят предложения?

Ученик:

- Предложения состоят из слов.

Учитель:

- Почему же тогда эти слова нельзя назвать предложением? (проблема)

Ученик:

 - Они не связаны по смыслу, не выражают законченную мысль.

Учитель:

- Составим предложения с данными словами.

Ученики: (составляют предложения)

Учитель:

-Как же тогда записать предложение? Вот на этот вопрос нам и предстоит ответить. Это и есть тема нашего урока.

IV. Составление предложений по схемам.

Учитель:

- Посмотрите, у меня есть полоски. Все ли они одинаковые? Почему?

(Одна полоска «уголком»).

Ученик:

-Одна полоска другая.

(Если дети догадаются, то скажут, что «уголок» -  это первое слово в предложении. Если не догадаются - учитель помогает).

Учитель:

-Вот лес. Сколько слов я произнесла? С их помощью я выразила свою мысль. Сколько полосок надо взять? (2) В схеме предложения мы каждое слово обозначим чертой. Первое слово обозначим так. (Уголок). Это правило: первое слово в предложении пишем с большой буквы. «Уголок» будет показывать большую букву.

 Когда вы смотрите книгу, видите, что между словами есть промежутки. Это не случайно. В русском языке есть другое правило: слова в предложении пишутся раздельно. Вот схема предложения, каждую полоску я положила на расстоянии одна от другой.  

Посмотрите на первую схему в учебнике. Похожи ли наши схемы? Чего не хватает у меня?

Ученик:

-Не хватает точки.

Учитель:

- А кто знает, какие ещё знаки могут быть в конце предложения?

Ученик: (называют ! ?) Если назовут запятую, тире учитель объясняет, что эти знаки не стоят в конце предложения.

Учитель:

- Молодцы, ребята. Много знаков препинания предстоит нам узнать, а сегодня запомним точку. Этот знак встречается чаще других. Сейчас будем составлять предложения и выкладывать схемы.

V.  Применение нового знания на практике.

Достаньте из конвертов полоски – схемы. Покажите, какую полоску положите первой? Почему? «Запишем» предложение: «Лес очень красив». Слайд №5 Сколько ещё полосок надо взять? Какой знак в конце предложения?

(Дети с проговариванием выкладывают схемы)

Учитель:

- Давайте повторим все правила, которые вы сегодня узнали.

     (Коллективная работа, затем  в парах, в тройках с использованием схемы).

- Вот мы решили ещё одну задачу урока: познакомились с предложением, со схемой предложения.

Физкультминутка.

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.

Вот так, вот так, головой своей крутили.

Медвежата мёд искали, дружно дерево качали.

Вот так, вот так, дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили.

Вот так, вот так, и из речки воду пили.

А потом они плясали, выше лапы поднимали.

Вот так, вот так. Выше лапы поднимали.

VI. Работа по учебнику.

(Дети составляют предложения по схемам стр.8 – 9)

VII. Работа, побуждающая к свободным высказываниям.

Учитель:

- У одного из героев нашего леса был день рождения. Отгадайте, у кого?

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.  (Заяц). Слайд № 6

-Заяц пригласил на праздник разных зверей. Кто пришёл в гости?   (Загадки)

Кто по веткам ловко скачет и влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?  (Белка). Слайд №6(по щелчку)

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной.   (Ёж)  Слайд №6(по щелчку)

Возле дуба острым рылом деловито землю рыл он.

Видно, жёлуди искал. Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан. Очень грозный был …(Кабан) Слайд №6(по щелчку)

Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь) Слайд №6(по щелчку)

Слайд № 6 (по щелчку)                               (жёлуди, мёд, орехи, молоко, морковь)

Учитель:

- Заяц приготовил угощения. Кого чем будет угощать именинник?

Дети составляют предложения и «раздают» угощения. Слайд №7

Учитель:

-Отпраздновали звери день рождения и разошлись по домам. Кому звери рассказали дома о празднике?

Ученик:

- Медведь – медвежатам, кабан – кабанятам, белка – бельчатам, ёж – ежатам. Слайд № 8                                    

Учитель:

-Мы сегодня много говорили о лесе. А кто из вас был в лесу? Как надо вести себя в лесу? Почему?

VIII. Подведение итогов.

Учитель:

- Наш урок подходит к концу. Какие задачи мы решили сегодня на уроке? Вы довольны своей работой? Расскажите дома своим родным, что вы узнали на уроке интересного. У нас остался ещё один слайд. Что это? Слайд №9

Ученик:

-Это дома.

Учитель:

- О разных жилищах мы поговорим завтра на уроке и даже побываем в одном из них. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по теме "Знакомство со строчными согласными "п", "т" и соответствующими звуками.

Конспект урока составлен по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной "Моя любимая азбука"....

Конспект урока обучения грамоте Тема: «Знакомство с буквой А,а»

В данном конспекте  показана развернутая форма урока по ФГОСам с использованием УУД....

План - конспект урока.Обучение грамоте:" Знакомство с буквой "М".

План - конспект урока обучение граммоте 1 класс "Знакомство с буквой "М"...

Конспект урока обучения грамоте тема: Знакомство с буквой Ж, ж и со звуком ж

организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука [ж]; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состав...

конспект урока обучения грамоте " Знакомство с буквой Р,р".

организовать работу по ознакомлению с буквой Р, р, наблюдение за её применением в устной и письменной речи; научить выполнять звукобуквенный анализ слов «рысь», «речка», плавно читать по слогам ...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...