Конспект урока обучения грамоте по теме "Живая природа. Знакомство с предложением"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Цель: систематизировать знания о живой природе.
Задачи: 1)обобщить знания детей о слове, развивать умение слышать звучащее слово
2) познакомить с понятием "предложение", ввести схему предложения
3)способствовать воспитанию любви к родной природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обучению грамоте.
Данный урок проведён по образовательной системе "Школа 2100" четырёхлетней начальной школы по учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной "Моя любимая азбука".
( Раздел I. Говорим, рассказываем ).
Тема: «Живая природа. Знакомство с предложением».
Цель: Систематизировать знания о живой природе.
Задачи: 1. Обобщить знания детей о слове, развивать умение слышать звучащее слово.
2. Познакомить с понятием «предложение», ввести схему предложения.
3. Способствовать воспитанию любви к родной природе.
Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер, конверты для детей с полосками для составления схемы предложения, полоски для учителя.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Повторение изученного на предыдущем уроке. Диалог с детьми.
- Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.
4. Составление предложений по схемам.
5. Применение нового знания на практике.
6. Работа по учебнику.
7. Работа, побуждающая к свободным высказываниям.
8. Подведение итогов.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение изученного на предыдущем уроке. Диалог с детьми.
Учитель:
- Вспомните, ребята, какие задачи мы решали на предыдущем уроке?
Ученики: Слайд №2
- Работали по картинкам, делили слова на группы, записывали слова схемой, составляли предложения.
Учитель:
- Сегодня нам снова предстоит решить несколько задач. Вот первая. На какие группы можно разделить слова? Слайд №3
Ученик:
- Звери, птицы, насекомые.
Учитель:
- Назовите зверей, птиц, насекомых.
Ученик:
- Волк, медведь – звери. Сорока, дятел – птицы. Бабочка, стрекоза – насекомые. Слайд №4
Учитель:
- Где живут наши гости?
Ученик:
- В лесу.
Учитель:
- Догадайтесь, куда мы сейчас отправимся?
Ученик:
-Отправимся в лес.
Учитель:
- Проверим, правы ли вы. Откройте «Азбуку» на странице 8. Что нарисовал художник?
Ученик:
-Лес.
Учитель:
-Докажите, что это лес. Каких животных с картинки можем добавить в наши столбики?
Ученик:
- Белка, лось, лиса, заяц, ёж – звери. Божья коровка – насекомое. Сова – птица.
Учитель:
- Какие ещё картинки вы посоветуете нарисовать художнику на страничке с живой природой?
Ученик: (приводят свои примеры, можно нарисовать по одной картинке)
- Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.
Учитель:
- Как мы научились записывать слова?
Ученик:
- Полоской (схемой).
Учитель:
- Посмотрите на доску. Сколько слов я написала?
На доске: _____ ______ _____
Ученик:
-Три слова.
Учитель:
- Я назову эти слова: дорога, цветы, бабочка. Могу ли я сказать, что это предложение?
Ученик:
- Нет. Это слова.
Учитель:
- А из чего состоят предложения?
Ученик:
- Предложения состоят из слов.
Учитель:
- Почему же тогда эти слова нельзя назвать предложением? (проблема)
Ученик:
- Они не связаны по смыслу, не выражают законченную мысль.
Учитель:
- Составим предложения с данными словами.
Ученики: (составляют предложения)
Учитель:
-Как же тогда записать предложение? Вот на этот вопрос нам и предстоит ответить. Это и есть тема нашего урока.
IV. Составление предложений по схемам.
Учитель:
- Посмотрите, у меня есть полоски. Все ли они одинаковые? Почему?
(Одна полоска «уголком»).
Ученик:
-Одна полоска другая.
(Если дети догадаются, то скажут, что «уголок» - это первое слово в предложении. Если не догадаются - учитель помогает).
Учитель:
-Вот лес. Сколько слов я произнесла? С их помощью я выразила свою мысль. Сколько полосок надо взять? (2) В схеме предложения мы каждое слово обозначим чертой. Первое слово обозначим так. (Уголок). Это правило: первое слово в предложении пишем с большой буквы. «Уголок» будет показывать большую букву.
Когда вы смотрите книгу, видите, что между словами есть промежутки. Это не случайно. В русском языке есть другое правило: слова в предложении пишутся раздельно. Вот схема предложения, каждую полоску я положила на расстоянии одна от другой.
Посмотрите на первую схему в учебнике. Похожи ли наши схемы? Чего не хватает у меня?
Ученик:
-Не хватает точки.
Учитель:
- А кто знает, какие ещё знаки могут быть в конце предложения?
Ученик: (называют ! ?) Если назовут запятую, тире учитель объясняет, что эти знаки не стоят в конце предложения.
Учитель:
- Молодцы, ребята. Много знаков препинания предстоит нам узнать, а сегодня запомним точку. Этот знак встречается чаще других. Сейчас будем составлять предложения и выкладывать схемы.
V. Применение нового знания на практике.
Достаньте из конвертов полоски – схемы. Покажите, какую полоску положите первой? Почему? «Запишем» предложение: «Лес очень красив». Слайд №5 Сколько ещё полосок надо взять? Какой знак в конце предложения?
(Дети с проговариванием выкладывают схемы)
Учитель:
- Давайте повторим все правила, которые вы сегодня узнали.
(Коллективная работа, затем в парах, в тройках с использованием схемы).
- Вот мы решили ещё одну задачу урока: познакомились с предложением, со схемой предложения.
Физкультминутка.
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.
Вот так, вот так, головой своей крутили.
Медвежата мёд искали, дружно дерево качали.
Вот так, вот так, дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили и из речки воду пили.
Вот так, вот так, и из речки воду пили.
А потом они плясали, выше лапы поднимали.
Вот так, вот так. Выше лапы поднимали.
VI. Работа по учебнику.
(Дети составляют предложения по схемам стр.8 – 9)
VII. Работа, побуждающая к свободным высказываниям.
Учитель:
- У одного из героев нашего леса был день рождения. Отгадайте, у кого?
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц). Слайд № 6
-Заяц пригласил на праздник разных зверей. Кто пришёл в гости? (Загадки)
Кто по веткам ловко скачет и влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка). Слайд №6(по щелчку)
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж) Слайд №6(по щелчку)
Возле дуба острым рылом деловито землю рыл он.
Видно, жёлуди искал. Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан. Очень грозный был …(Кабан) Слайд №6(по щелчку)
Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь) Слайд №6(по щелчку)
Слайд № 6 (по щелчку) (жёлуди, мёд, орехи, молоко, морковь)
Учитель:
- Заяц приготовил угощения. Кого чем будет угощать именинник?
Дети составляют предложения и «раздают» угощения. Слайд №7
Учитель:
-Отпраздновали звери день рождения и разошлись по домам. Кому звери рассказали дома о празднике?
Ученик:
- Медведь – медвежатам, кабан – кабанятам, белка – бельчатам, ёж – ежатам. Слайд № 8
Учитель:
-Мы сегодня много говорили о лесе. А кто из вас был в лесу? Как надо вести себя в лесу? Почему?
VIII. Подведение итогов.
Учитель:
- Наш урок подходит к концу. Какие задачи мы решили сегодня на уроке? Вы довольны своей работой? Расскажите дома своим родным, что вы узнали на уроке интересного. У нас остался ещё один слайд. Что это? Слайд №9
Ученик:
-Это дома.
Учитель:
- О разных жилищах мы поговорим завтра на уроке и даже побываем в одном из них. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте по теме "Знакомство со строчными согласными "п", "т" и соответствующими звуками.
Конспект урока составлен по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной "Моя любимая азбука"....
Конспект урока обучения грамоте Тема: «Знакомство с буквой А,а»
В данном конспекте показана развернутая форма урока по ФГОСам с использованием УУД....
План - конспект урока.Обучение грамоте:" Знакомство с буквой "М".
План - конспект урока обучение граммоте 1 класс "Знакомство с буквой "М"...
Конспект урока обучения грамоте тема: Знакомство с буквой Ж, ж и со звуком ж
организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука [ж]; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состав...
конспект урока обучения грамоте " Знакомство с буквой Р,р".
организовать работу по ознакомлению с буквой Р, р, наблюдение за её применением в устной и письменной речи; научить выполнять звукобуквенный анализ слов «рысь», «речка», плавно читать по слогам ...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...