Урок литературного чтения в 3 классе по теме "И.З. Суриков. Детство"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок проводился в рамках районного конкурса "Учитель года - 2010"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: И.З. Суриков «Детство».
Цели
Обучающие: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством И.З. Сурикова; обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову.
Развивающие: развитие устной речи, памяти, мышления, обогащение словарного запаса.
Воспитательные: воспитание любви к чтению.
Оборудование: магнитофон, диск с записью песни «Рябинушка», портрет И.З. Сурикова, лапти, гербарий, иллюстрации с изображением прялки и светца, кроссворд, карточки со словами
Ход урока.
- Организационный момент.
- Введение в тему.
- Какое сейчас время года?
- Какое время года наступит после осени?
- По каким признакам мы узнаём зиму?
- Сейчас мы разгадаем кроссворд, для того, чтобы узнать с жизнью и творчеством какого поэта познакомимся на уроке.
3 | ||||||
2 | ||||||
1 | р | к | о | 4 | ||
- Белое покрывало на земле лежало.
Тепло пришло, оно всё сошло (снег).
- Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму –
Никто не поднимает.
Весна придёт –
Сам уйдёт (сугроб).
- Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сновидение)
- Гуляет в поле, Кручу, бурчу,
Да не конь, Знать никого не хочу (вьюга).
Летает на воле,
Да не птица (вьюга).
- Прочитайте слово, получившееся по горизонтали.
- Зовут Сурикова Иван Захарович.
- Посмотрите его портрет.
- Послушайте внимательно как жил Иван Захарович Суриков.
- И.З. Суриков поэт-самоучка. Родился в 1841 г. в селе Новосёлово Ярославской губернии. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую торговую лавку в Москве. Семья жила бедно. Когда Сурикову исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Там он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно стал сочинять стихи. В 16 лет вышел первый сборник его стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах поэт показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Наверное, поэтому многие его стихи стали песнями. Например, «Рябинушка», «Степь да степь».
(Звучит отрывок из песни «Рябинушка»)
Иван Захарович прожил трудную, короткую жизнь. Умер поэт в 1840 году от тяжёлой болезни.
- Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы прочитаем одно из лучших стихотворений для детей И.З. Сурикова «Детство». Научимся читать это стихотворение выразительно.
- Словарная работа.
- В стихотворении вам встретятся непонятные слова, я объясню их значение:
лапти – крестьянская обувь, сплетённая из лыка (показ);
прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью (показ);
светец – подставка для лучины, освещающей избу (показ);
лён – растение из которого делают нити и ткут полотно;
смежит – закрывает;
ветхая – старая;
кубарем – кувырком.
- Беседа на восприятие прочитанного.
- Я сейчас прочитаю вам стихотворение. Вы послушайте и ответьте на вопросы:
- Почему стихотворение называется «Детство»?
- Какие воспоминания у автора о детстве?
- Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши? Чем вы занимаетесь зимой?
(Чтение стихотворения учителем).
Физкультминутка.
Дует ветер мне в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише …
Деревцо всё выше, выше …
- Самостоятельное чтение.
- Прочитайте стихотворение и подумайте, сколько частей можно выделить в этом стихотворении?
(Чтение стихотворения про себя)
- Анализ стихотворения.
- На сколько частей можно разделить стихотворение? ( 4)
- О чём говорится в начале стихотворения?
- Как можно озаглавить эту часть?
- Я запишу это название на доске (Забавы детей).
- Прочитайте первую часть вслух.
- О чём говорится дальше? (Но меж тем уж село… Сказку говорить).
- Чем занимается крестьянская семья зимой?
- Почему вечер длится без конца?
- Как можно озаглавить эту часть?
- Я запишу это название на доске (Зимний вечер).
- Прочитайте вторую часть вслух.
- Какими словами закончилась вторая часть?
- Как же можно озаглавить третью часть?
- Я запишу это название на доске (Сказка).
- Прочитайте только то, что относится к сказке.
- Какую сказку вы узнали? (р.н.с. «Иван- царевич и Серый волк).
- Что произошло с мальчиком пока он слушал сказку?
- Как же озаглавим последнюю часть?
- Я запишу это название на доске (Сон).
- Давайте прочитаем, какой сон приснился мальчику.
- Сколько частей у нас получилось? (4)
- Прочитайте, какой план получился.
1. Забавы детей.
2. Зимний вечер.
3. Сказка.
4. Сон.
- Работа над выразительным чтением стихотворения.
- Как озаглавили первую часть?
- Как нужно прочитать эту часть? (весело, задорно) – карточка на доску.
- Кто сможет прочитать первую часть?
- Как озаглавили вторую часть?
- Эту часть нужно прочитать (спокойно, с уважением к семье, с почтением к старшим) – карточка на доску.
- Прочитаем вторую часть.
- Назовите третью часть.
- Как рассказываются русские народные сказки? (плавно, протяжно) – карточка на доску.
- Прочитаем третью часть.
- Как называется четвёртая часть?
- Как будете читать эту часть (тихо, с ожиданием волшебства) – карточка на доску).
- Прочитайте четвёртую часть.
- Кто сможет прочитать всё стихотворение, соблюдая нужную интонацию?
- Итог урока.
- С жизнью и творчеством какого поэта мы познакомились на уроке?
- Что узнали о жизни И.З. Сурикова?
- С какой интонацией нужно читать каждую часть стихотворения?
X. Домашнее задание.
Подготовиться к выразительному чтению стихотворения И.З. Сурикова «Детство» и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"
В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация к уроку, поясните...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Литературное чтение 3 класс ПНШ Тема: Гарин-Михайловский «Детство Темы». Настоящий герой. (урок №2)
Литературное чтение 3 класс ПНШ Тема: Гарий-Михаловский «Детство Темы». Настоящий герой. (урок №2)...
технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....