Конспект урока по развитию речи "Создаём волшебные сказки" с презентацией.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Короткова Вера Ивановна

Урок по развитию речи в 4 классе с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок.20.89 КБ
Файл Презентация189.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Сочиняем волшебную сказку.

Урок по развитию речи в 4 классе.

Подготовила: Короткова Вера Ивановна

Учитель  начальных классов МАОУ СОШ № 1

Г.Боровичи Новгородской области.

Пояснительная записка.

   Урок проводится в конце 4 класса  как  урок по развитию речи.

Особенности построения других видов текстов уже изучены, сочинялись сказки бытовые и о животных. Волшебные сказки- заключительный этап в изучении сказок.

    Учащиеся уже знакомы с выразительными средствами языка сказок, поэтому на уроке не уделяется этому внимания.

   Основное в целях урока- особенности построения волшебных сказок.

Сочиняем волшебную сказку.    4 класс.

Цели урока:

  1. Овладение художественными образами и выразительными средствами языка сказки
  2. Обучение приемам сочинительства сказок
  3. Познакомить с особенностями построения волшебной сказки
  4. Развитие связной речи учащихся.

Оборудование: экран, проектор, презентация, тетради.

  Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2. Изучение материала

Какие виды сказок вы знаете?   (бытовые, волшебные, о животных, авторские, народные)                                                                                       слайд 2.

Чем отличаются сказки от произведений других жанров?

(в них присутствует волшебство,   чудесные превращения и приключения)                                                                                                           Слайд 3.

К какому типу текстов относятся сказки?  (повествование)

                                                                                                   Слайд 4

С чего обычно начинается сказка?                                        Слайд 5

Для чего  сказочники придумывают присказку или зачин?  Слайд 6

(Цель присказки и зачина- подготовить читателей и слушателей к восприятию сказки, заинтересовать его, ввести в атмосферу происходящего. )

 слайд 7

  • Учитель: С самого начала сказка вводит читателя в какую-нибудь семью. События начинаются с того, что кто-нибудь из старших на время отлучается из дома. Эта часть сказки называется  ОТЛУЧКА     слайд 8

Уч.ль: Далее  по задумке сказочника идет запрет. Что это такое?                                         слайд 9

(Свою отлучку старшие сопровождают запретами (например, не покидать дом, не трогать какую-либо вещь  и т. д )

Слайд 10       Беда

  • Учитель: Запреты нарушаются, и это приводит к какому-нибудь несчастью. Героев похищают сказочные отрицательные  герои. Вот тут-то и развиваются события.  Появляется кто-то сильный или смелый. Это и есть главный герой сказки.

Что должно происходить в сказке дальше?

Слайд 11     Снаряжение героя в путь.

  • Герой сказки узнаёт о беде и отправляется в путь (любым способом) на помощь или исправить сложившуюся ситуацию.

Слайд 12     Получение волшебного средства. Даритель.

  • Герою в пути обязательно кто-нибудь встречается.  Этот кто-то становится дарителем: он дарит волшебное средство.

Слайд 13   Благодарные животные

  • Помощь герою могут оказать и животные, которым сохранена их жизнь или жизнь их детёнышей.

Слайд 14.   Волшебное место

  • Герой попадает в волшебный лес, в особое место,  в котором встречает злых обидчиков или т.п.

Слайд 15.  Превращенный герой.

  • В этом волшебном месте герой может получить способность превращаться в кого-то или во что-то.

Слайд 16   Трудные задачи.

  • Во время пути герой справляется с трудными задачами, которые ему задают другие персонажи сказки.

Слайд 17  Бегство.

  • Бегство и погоня могут быть после каждого этапа сказки.

Слайд 18   Ложный герой.

  • В сказке может быть персонаж, который приписывает заслуги героя себе. В конце сказки его разоблачают и наказывают.

Слайд 19.  Возвращение домой

  • В сказке может быть персонаж, который приписывает заслуги героя себе. В конце сказки его разоблачают и наказывают.

Слайд 20.  Награда герою

  • Вернувшись домой,  герой занимает высокое положение, принимает царствование.

Учитель: Чем заканчивается сказка?  

Концовка- обязательная часть сказки. Приведите примеры концовок.

Учитель: назовите изобразительные средства языка, используемые в сказках.

-гипербола

-синонимы

-антонимы

-эпитеты

-антитеза

- сравнения

-рифма

-повторы

- Инверсия

  1. Самостоятельная работа учащихся.
  2. Прочтение некоторых сюжетов.
  3. Итог урока.

Используемая литература:

  1. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению» 4 кл. Москва «ВАКО» 2007 год
  2. В.П.Аникин Русская народная сказка –М.Просвещение.1977 г.
  3. Л.Д. Мали Уроки развития речи Изд АСТ 2006 год

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся составлять сказки Учитель начальных классов МАОУ СОШ №1г.Боровичи Короткова В.И.

Слайд 2

Бытовые, волшебные, о животных, авторские, народные и т.п. Какие виды сказок вы знаете?

Слайд 3

В них присутствует волшебство, чудесные превращения и приключения Чем отличаются сказки от произведений других жанров?

Слайд 4

к повествованию К какому типу текстов относится сказка?

Слайд 5

присказка зачин С чего обычно начинается сказка?

Слайд 6

Цель присказки и зачина- подготовить читателей и слушателей к восприятию сказки, заинтересовать его, ввести в атмосферу происходящего.

Слайд 7

Назовите присказки или зачины, которые вам уже встречались Жил да был.. В некотором … Были у… В то давнее время… Когда- то давным - давно..

Слайд 8

С самого начала сказка вводит читателя в какую-нибудь семью. События начинаются с того, что кто-нибудь из старших на время отлучается из дома. 1. Отлучка

Слайд 9

Свою отлучку старшие сопровождают запретами (например, не покидать дом) 2. Запреты

Слайд 10

Запреты нарушаются, и это приводит к какому-нибудь несчастью. Героев похищают сказочные отрицательные герои. Вот тут-то и развиваются события . 3.Беда.

Слайд 11

Герой сказки узнаёт о беде и отправляется в путь (любым способом) на помощь. 4. Снаряжение героя в путь .

Слайд 12

Герою в пути обязательно кто-нибудь встречается. Этот кто-то становится дарителем: он дарит волшебное средство. 5.Получение волшебного средства. Даритель.

Слайд 13

Помощь герою могут оказать и животные, которым сохранена их жизнь или жизнь их детёнышей. 6.Благодарные животные.

Слайд 14

Герой попадает в волшебный лес, в особое место, в котором встречает злых обидчиков или т.п. или т.п. 7. Волшебное место .

Слайд 15

В этом волшебном месте герой может получить способность превращаться в кого-то или во что-то. 8. Превращенный герой

Слайд 16

Во время пути герой справляется с трудными задачами, которые ему задают другие персонажи сказки. 9.Трудные задачи.

Слайд 17

Бегство и погоня могут быть после каждого этапа сказки. 10. Бегство.

Слайд 18

В сказке может быть персонаж, который приписывает заслуги героя себе. В конце сказки его разоблачают и наказывают. 11. Ложный герой .

Слайд 19

Герой обязательно возвращается домой. 12. Возвращение домой .

Слайд 20

Вернувшись домой, герой занимает высокое положение, принимает царствование. 13. Возвращение героя.

Слайд 21

Удачи в составлении сказки! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Волшебный мир игрушек".

Конспект урока по литературному чтению "Волшебный мир игрушек".Список произведений об игрушках....

Конспект урока по окружающему миру "Волшебная восьмёрка. Наша кровь". 4 класс. УМК "Школа 2100"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Конспект содержит дополнительные сведения к изучаемому материалу учебника. Включает в себя интересные факты, сообщения о составе, свойствах и группах кро...

Конспект урока по развитию речи "Что я люблю?" с презентацией 3 класс

Конспект урока с презентацией могут использоваться на уроках развития речи по любой образовательной программе....

Конспект урока чтения по теме: "Волшебный мир сказок"

Урок проводился в специальной коррекционной школе-интернате VIII вида....

Конспект урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2АТема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»Цели урока: -  познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости;- раз...

Конспект урока по изобразительному искусству "Волшебная чёрная. Добавление чёрной краски. Тяжёлые цвета", 2 класс

Тема урока: "Волшебная чёрная. Добавление чёрной краски. Тяжёлые цвета"                                ...