Конспект урока по развитию речи "Создаём волшебные сказки" с презентацией.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок по развитию речи в 4 классе с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок. | 20.89 КБ |
Презентация | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочиняем волшебную сказку.
Урок по развитию речи в 4 классе.
Подготовила: Короткова Вера Ивановна
Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 1
Г.Боровичи Новгородской области.
Пояснительная записка.
Урок проводится в конце 4 класса как урок по развитию речи.
Особенности построения других видов текстов уже изучены, сочинялись сказки бытовые и о животных. Волшебные сказки- заключительный этап в изучении сказок.
Учащиеся уже знакомы с выразительными средствами языка сказок, поэтому на уроке не уделяется этому внимания.
Основное в целях урока- особенности построения волшебных сказок.
Сочиняем волшебную сказку. 4 класс.
Цели урока:
- Овладение художественными образами и выразительными средствами языка сказки
- Обучение приемам сочинительства сказок
- Познакомить с особенностями построения волшебной сказки
- Развитие связной речи учащихся.
Оборудование: экран, проектор, презентация, тетради.
Ход урока.
- Организационный этап.
- Изучение материала
Какие виды сказок вы знаете? (бытовые, волшебные, о животных, авторские, народные) слайд 2.
Чем отличаются сказки от произведений других жанров?
(в них присутствует волшебство, чудесные превращения и приключения) Слайд 3.
К какому типу текстов относятся сказки? (повествование)
Слайд 4
С чего обычно начинается сказка? Слайд 5
Для чего сказочники придумывают присказку или зачин? Слайд 6
(Цель присказки и зачина- подготовить читателей и слушателей к восприятию сказки, заинтересовать его, ввести в атмосферу происходящего. )
слайд 7
- Учитель: С самого начала сказка вводит читателя в какую-нибудь семью. События начинаются с того, что кто-нибудь из старших на время отлучается из дома. Эта часть сказки называется ОТЛУЧКА слайд 8
Уч.ль: Далее по задумке сказочника идет запрет. Что это такое? слайд 9
(Свою отлучку старшие сопровождают запретами (например, не покидать дом, не трогать какую-либо вещь и т. д )
Слайд 10 Беда
- Учитель: Запреты нарушаются, и это приводит к какому-нибудь несчастью. Героев похищают сказочные отрицательные герои. Вот тут-то и развиваются события. Появляется кто-то сильный или смелый. Это и есть главный герой сказки.
Что должно происходить в сказке дальше?
Слайд 11 Снаряжение героя в путь.
- Герой сказки узнаёт о беде и отправляется в путь (любым способом) на помощь или исправить сложившуюся ситуацию.
Слайд 12 Получение волшебного средства. Даритель.
- Герою в пути обязательно кто-нибудь встречается. Этот кто-то становится дарителем: он дарит волшебное средство.
Слайд 13 Благодарные животные
- Помощь герою могут оказать и животные, которым сохранена их жизнь или жизнь их детёнышей.
Слайд 14. Волшебное место
- Герой попадает в волшебный лес, в особое место, в котором встречает злых обидчиков или т.п.
Слайд 15. Превращенный герой.
- В этом волшебном месте герой может получить способность превращаться в кого-то или во что-то.
Слайд 16 Трудные задачи.
- Во время пути герой справляется с трудными задачами, которые ему задают другие персонажи сказки.
Слайд 17 Бегство.
- Бегство и погоня могут быть после каждого этапа сказки.
Слайд 18 Ложный герой.
- В сказке может быть персонаж, который приписывает заслуги героя себе. В конце сказки его разоблачают и наказывают.
Слайд 19. Возвращение домой
- В сказке может быть персонаж, который приписывает заслуги героя себе. В конце сказки его разоблачают и наказывают.
Слайд 20. Награда герою
- Вернувшись домой, герой занимает высокое положение, принимает царствование.
Учитель: Чем заканчивается сказка?
Концовка- обязательная часть сказки. Приведите примеры концовок.
Учитель: назовите изобразительные средства языка, используемые в сказках.
-гипербола
-синонимы
-антонимы
-эпитеты
-антитеза
- сравнения
-рифма
-повторы
- Инверсия
- Самостоятельная работа учащихся.
- Прочтение некоторых сюжетов.
- Итог урока.
Используемая литература:
- С.В.Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению» 4 кл. Москва «ВАКО» 2007 год
- В.П.Аникин Русская народная сказка –М.Просвещение.1977 г.
- Л.Д. Мали Уроки развития речи Изд АСТ 2006 год
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бытовые, волшебные, о животных, авторские, народные и т.п. Какие виды сказок вы знаете?
В них присутствует волшебство, чудесные превращения и приключения Чем отличаются сказки от произведений других жанров?
к повествованию К какому типу текстов относится сказка?
присказка зачин С чего обычно начинается сказка?
Цель присказки и зачина- подготовить читателей и слушателей к восприятию сказки, заинтересовать его, ввести в атмосферу происходящего.
Назовите присказки или зачины, которые вам уже встречались Жил да был.. В некотором … Были у… В то давнее время… Когда- то давным - давно..
С самого начала сказка вводит читателя в какую-нибудь семью. События начинаются с того, что кто-нибудь из старших на время отлучается из дома. 1. Отлучка
Свою отлучку старшие сопровождают запретами (например, не покидать дом) 2. Запреты
Запреты нарушаются, и это приводит к какому-нибудь несчастью. Героев похищают сказочные отрицательные герои. Вот тут-то и развиваются события . 3.Беда.
Герой сказки узнаёт о беде и отправляется в путь (любым способом) на помощь. 4. Снаряжение героя в путь .
Герою в пути обязательно кто-нибудь встречается. Этот кто-то становится дарителем: он дарит волшебное средство. 5.Получение волшебного средства. Даритель.
Помощь герою могут оказать и животные, которым сохранена их жизнь или жизнь их детёнышей. 6.Благодарные животные.
Герой попадает в волшебный лес, в особое место, в котором встречает злых обидчиков или т.п. или т.п. 7. Волшебное место .
В этом волшебном месте герой может получить способность превращаться в кого-то или во что-то. 8. Превращенный герой
Во время пути герой справляется с трудными задачами, которые ему задают другие персонажи сказки. 9.Трудные задачи.
Бегство и погоня могут быть после каждого этапа сказки. 10. Бегство.
В сказке может быть персонаж, который приписывает заслуги героя себе. В конце сказки его разоблачают и наказывают. 11. Ложный герой .
Герой обязательно возвращается домой. 12. Возвращение домой .
Вернувшись домой, герой занимает высокое положение, принимает царствование. 13. Возвращение героя.
Удачи в составлении сказки! Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "Волшебный мир игрушек".
Конспект урока по литературному чтению "Волшебный мир игрушек".Список произведений об игрушках....
Конспект урока по окружающему миру "Волшебная восьмёрка. Наша кровь". 4 класс. УМК "Школа 2100"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Конспект содержит дополнительные сведения к изучаемому материалу учебника. Включает в себя интересные факты, сообщения о составе, свойствах и группах кро...
Конспект урока по развитию речи "Что я люблю?" с презентацией 3 класс
Конспект урока с презентацией могут использоваться на уроках развития речи по любой образовательной программе....
Конспект урока чтения по теме: "Волшебный мир сказок"
Урок проводился в специальной коррекционной школе-интернате VIII вида....
Конспект урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2АТема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»Цели урока: - познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости;- раз...
Конспект урока: "В.А. Осеева «Волшебное слово»"
конспект урока...
Конспект урока по изобразительному искусству "Волшебная чёрная. Добавление чёрной краски. Тяжёлые цвета", 2 класс
Тема урока: "Волшебная чёрная. Добавление чёрной краски. Тяжёлые цвета" ...