Конспект урока по литературному чтению "Волшебный мир игрушек".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Конспект урока по литературному чтению "Волшебный мир игрушек".
Список произведений об игрушках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_igrushki.doc | 54.09 КБ |
knigi_ob_igrushkakh.doc | 56.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературному чтению «Волшебный мир игрушки»
Класс: 3 «А»
Учитель: Ильюшенкова Е.В. 08.10.2009
Цели и задачи:
- Знакомство учащихся с темой «Игрушки» в
художественной литературе. - Знакомство учащихся с понятием стили речи и
практическое знакомство со стилями: научным,
публицистическим, художественным. - Знакомство учащихся с народными промыслами, с
русскими народными игрушками. - Развитие навыка чтения, умения работать с текстом,
развитие речи учащихся. - Привитие интереса к чтению, расширение
читательского кругозора.
6. Воспитание любви к Родине, своему народу, уважение к традициям народа.
Предварительная работа:
На уроке изо и технологии учащиеся рисовали и делали аппликации своих любимых игрушек.
На уроке русского языка по теме «Типы текста» дети писали сочинение описательного характера «Моя любимая игрушка».
По чтению учащиеся ранее получили задание найти и прочитать книгу, в которой действующими героями являются игрушки.
Оформление и оборудование:
Выставка игрушек, книг, детских рисунков, поделок, сочинений. На доске: 1. Тема, план из детских вопросов,
2.иллюстративный материал «Русские народные игрушки». У учителя: чемодан с игрушками, портреты писателей. У учеников: листы для чтения, кроссворд, учебник «Родная речь».
План урока:
- Организационный момент. (1 мин.)
- Активизирующее начало урока, формулирование задач урока.
(2мин.) - Работа с текстами (чтение и анализ). (15 мин.)
- Физминутка. (2 мин.)
- Обсуждение литературных произведений. (10 мин.)
- Знакомство с русскими народными игрушками. Выступления
учащихся с докладами о народных промыслах. (10 мин.) - Подведение итогов. (3 мин.)
- Домашнее задание. (2 мин.)
Ход урока:
- Организационный момент.
- Активизирующее начало урока, формулирование задач урока.
Учитель: Игрушки окружают тебя с раннего детства. Пирамидки, яркие кубики,
конструкторы знакомят с понятием формы, цвета, развивают интеллект и воображение. А кукла и плюшевый мишка согреют сердце и убаюкают. И став взрослым, ты ещё долго будешь вспоминать о любимых игрушках своего детства....
А все ли мы знаем о этих самых близких, дорогих нашему сердцу вещах?.
Я попросила вас написать, что бы вы хотели узнать о игрушках.. Из ваших вопросов и родился план нашего познавательного урока.
Вопросы детей (записаны на доске): План урока (записан на доске):
- Когда появились игрушки? 1. Игрушки – что это?
- Какими были первые игрушки? Зачем они нужны?
- Как делают игрушки? 2. Из истории игрушек.
- Где делают игрушки? 3. Игрушки в художественной
- Из чего делают игрушки? литературе.
- Какие бывают игрушки у разных народов? 4. Народ и его игрушки.
- Каковы русские народные игрушки?
Беседа по вопросам . ( Дети рассказывают, что узнали из различного справочного материала об игрушках, учитель дополняет и показывает иллюстративный материал).
(см. приложение).
- Работа с текстами.
Учитель: Вы уже знаете типы текстов. (Повествование, описание, рассуждение).
И, конечно, замечали, что дома ваша речь совсем не такая, как на уроках, что с друзьями вы говорите не так, как с взрослыми, вы легко отличите учебную книгу от рассказа или сказки.
В зависимости от цели нашей речи, от того, на кого она направлена, с какой целью, мы с вами пользуемся разными стилями речи.
Сейчас вы узнаете, что такое стили речи и на практике познакомитесь с некоторыми из них.
Чтение 1 текста. Определение темы (О чем прочитали?).
Учитель: Озаглавьте текст (Название отражает тему текста).
Уч-ся: Кукла..
- Все было понятно?
- Нет . Много непонятных слов.
- Это термины. Это текст написан в научном . Кто бы в нем легко разобрался? Для кого он предназначен и с какой целью написан? Какие слова употреблены?
Дети делают выводы, записывают на своих листочках - научный стиль, учитель пишет на доске.
Аналогичная работа со 2 текстом. (Текст публицистического стиля).
Чтение 3 текста. (Отрывок из русской народной сказки).
Учитель: Озаглавьте текст (Название отражает тему текста).
Уч-ся: Кукла. – помощница.
- Как вы думаете, что это за текст?
- Это сказка.
- Какая это сказка?
- Народная, русская, волшебная…
( Дается краткий художественный анализ сказки. Делается вывод о том, что в сказке кукла является оберегом Василисы Прекрасной, о чем мы и говорили, что первоначально игрушки – это культовые вещи.)
Учитель: Это стиль художественный. Мы с ним постоянно знакомимся на уроках литературного чтения.
- Физминутка.
5. Игрушки в художественной литературе.
Учитель: Наверно, ты, хотя бы раз в жизни хотел, чтобы твои любимые игрушки ожили и заговорили. Эту мечту осуществляют добрые волшебники - писатели. В их книгах игрушки двигаются, разговаривают, совершают хорошие или плохие поступки, совсем как люди.
- Читали ли вы такие книги?
Дети рассказывают о книгах, которые прочитали, учитель показывает портреты писателей. (Используется выставка книг).
- Учитель: У каждого народа свои игрушки. Наверное, можно сказать, что каков народ – такие у него и игрушки или какие игрушки – таков народ.
Учитель открывает старый чемодан «сундук» и достает русские народные игрушки. Любование. Дети рассказывают о тех народных игрушках, о которых подготовили доклады.
- Подведение итогов. Учитель демонстрирует богатство, красочность, своеобразие и т.д. русской народной игрушки.
8. Домашнее задание. 1.Прочитать из учебника о народных промыслах.
2. Написать сказку про свою любимую игрушку.
3. (индивидуально и добровольно) доклад о русских
народных игрушках.
Открытый урок в 3 классе «А»
«Волшебный мир игрушек».
Игрушки окружают тебя с раннего детства.
Пирамидки, кубики, знакомят с формой,
цветом, развивают интеллект и воображение.
А кукла и плюшевый мишка согреют сердце
и убаюкают. И став взрослым, ты ещё долго
будешь вспоминать о любимых игрушках
своего детства....
Из детских вопросов родился
план этого урока.
Играя с куклами, наши малыши оказываются
Хранителями наследства далекого
Детства Человечества.
Куклы возникли в глубокой древности.
Они исполняли роли богов вритуалах.
Делались они из дерева,
Куклы обладали магической силой.
С их помощью можно было колдовать.
По этой причине у народных игрушек
в течение долгого времени не прорисовывали лиц.
Проведем краткий художественный
анализ сказки «Василиса Прекрасная».
Определим стиль речи.
Сделаем вывод о том, что в сказке
кукла является оберегом
Василисы Прекрасной.
Все, наверное, хотели, чтобы
любимые игрушки ожили.
Эту мечту осуществляют
добрые волшебники - писатели.
В их книгах игрушки
совершают хорошие или плохие
поступки, совсем как люди.
У каждого народа свои игрушки.
Наверное, можно сказать,
что каков народ – такие у него и игрушки
или какие игрушки – таков народ.
Урок литературного чтения . Учитель: Ильюшенкова Елена Валентиновна
Предварительный просмотр:
Интересные факты из истории игрушек
Богданов, В. Поиграем? / В. Богданов // Костер. - 2001. - № 4.- С. 22.
Об игрушках, в которые человек играл с первых дней своего существования; игрушки Х1Х-ХХ века.
Грачева, И. Ах, как хороши были игрушки для взрослых! / И.Грачева // Очаг. - 1998. - № 4. - С. 16-17.
История появления игрушек в России (механические, шарманки и т.д.).
Греков, А. Куклой воспитывать княжон / А. Греков // Родина. -2000.-№ 12.-С. 71-74. Игрушки царских детей.
Елагина, Е. Когда ёлка пахла мандаринами. Санкт -Петербург-ский музей игрушки / Е. Елагина // Мир музея.-2004. - № 5. - С. 45 - 47.
О музее игрушек. За годы существования музею удалось собрать внушительную коллекцию: более трех тысяч так называемых единиц хранения, начиная с игрушек 1860-го года и заканчивая куклами 1970 —х.
Игрушки и игры // Макдональд Ф. История глазами детей / Ф. Макдональд. -М. , 1998. -С. 14-15.
Игрушки в Древнем Египте, в Африке, Австралии и т.д.Марченко, М. Кукольный дом / М. Марченко // Костер. -2000. - № 9. - С. 26-27. Рассказ об истории игрушек.
Такие разные игрушки
Бачурина, И. Нить свободы / И. Бачурина // Юный художник. -2000. - № 8. - С. 46-47. О куклах-марионетках.
Енгалычев, В. Тамагочи? Скорее нет, чем да / В. Енгалычев // Наука и жизнь. - 1998. - № 3. - С. 128.
Иванов, Н. Урок народной игрушки / Н. Иванов // Юный художник. -1999. - № 11-12. - С. 24-27.
Гайворонская, Т. А. Все о куклах /Т. А. Гайворонская // Читаем, учимся, играем.- 2001. - № 2. - С. 104-110. Литературно-познавательная игра в фанты о куклах (лоскутные, деревянные, бумажные, механические куклы, марионетки, Барби, перчаточные кукпы для театра).
Ганюшкин, В. Тамагучи, тамагучи, ты могуч / В. Ганюшкин // Новое время. - 1998. - № 14. - С. 48. Об электронной игре тамагочи.
Голубев, С. Кубик для "шарика" / С. Голубев // Всемирный следопыт. - 2004. - № 2. - С. 48 - 52 : фото.цв. История создания кубика Рубика.
Кей, X. Куклы, игры и игрушки / X. Кей; пер. с англ. Н. Е. Юркевич. - М. : Астрель : АСТ, 2003. - 79 с. : ил. - (Карманный справочник. Путеводитель по антиквариату).
Кто подарил нам матрёшку? // Вокруг света. - 2004. - № 12. - С. 92 : фото. цв.
Игрушка в художественной литературе
Андерсен, X. К. Стойкий оловянный солдатик Свинья-копилка
Музей кукол Юлии Вишневской. Максимук, В. М. Русская народная кукла. 11 класс / В. М. Максимук // Литература в школе. - 1998. - №1. - С. 138-143.Значение народной игрушки в воспитании ребенка; кукла Барби и русская кукла.
Мяэотс, О. Кто такой Щелкунчик? / О. Мяоэтс // Мурзилка. -2000. -№ 1.-С. 24-25.
Рассказ об игрушке, которую чаще всего дарят на Рождество.
Неботова, 3. Л. Мягкая игрушка : игрушки - сувениры / 3. Л.
Неботова, Т. Кононович ; худ. С. Азарнов, И. Жмайлова. - М. : Эксмо-Пресс ; СПб. : Валери СПД, 2002. - 159 с. : ил. - (Академия "Умелые руки").
Привезенцева, Л. Цып, цып, цып, мои цыплята / Л.
Привезенцева // Наш малыш. - 1998. - № 7-8. - С. 87. Компактная электронная игрушка.
Рогулин, Н. Оловянный солдатик / Н. Рогулин // Родина. - 2004. - № 3. - С. 90 - 92 : фото. цв. Рассказ о знаменитых королевских коллекциях оловянных солдатиков в разных странах мира. Как и когда в России появились оловянные солдатики?
Волков, А. М. Урин Джюс и его деревянные солдаты
Гофман, Э. Т. А. Щелкунчик и мышиный король
Данько, Е. Я. Побеждённый Карабас / Е. Я. Данько ; худож. Л. Владимирский. -М. : Сов. Россия, 1989. - 127 с. : ил.
Каверин, В. А. Лёгкие шаги // Каверин, В. А. Ночной Сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году : сказки / В. А. Каверин ; рис. Г. Юдина. - М. : Дет. лит., 1982. - 224 с. , [16] л. ил. : ил.
Коллоди, К. Приключения Пиноккио
Милн, А. А. Винни-Пух и все-все-все
Олеша, Ю. К. Три толстяка: роман для детей
Петрушевская, Л. С. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 4. Книга приклю-чений : Сказки для детей и взрослых : Нечеловеческие приключения ; Лингвистические сказочки ; Приключения Барби ; Приключения с волшебниками ; Королевские приключения ; Приключения людей. - М. : ТКО АСТ; Харьков : Фолио, 19996. - 351 с. : ил. - (Настоящее).
Родари, Дж. Путешествие голубой стрелы
Толстой, А. Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино
Фадеева, М. А. Приключения Петрушки
Шварц Е. Война Петрушки и Стёпки Растрёпки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока ручного труда «Конструирование объемных игрушек из бумаги на основе геометрических тел. Изготовление собаки» 3 класс коррекционной школы
Цель: создать условия для развития конструкторских способностей при изготовлении объёмного изделия – собаки....