Конспект урока по литературному чтению "Волшебный мир игрушек".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Ильюшенкова Елена Валентиновна

Конспект урока по литературному чтению "Волшебный мир игрушек".

Список произведений об игрушках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_mir_igrushki.doc54.09 КБ
Microsoft Office document icon knigi_ob_igrushkakh.doc56.68 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературному чтению «Волшебный мир игрушки»

Класс:  3 «А»

Учитель: Ильюшенкова Е.В. 08.10.2009

Цели и задачи:

  1. Знакомство учащихся с темой «Игрушки» в
    художественной литературе.
  2. Знакомство учащихся с понятием стили речи и
    практическое знакомство со стилями: научным,
    публицистическим, художественным.
  3. Знакомство учащихся с народными промыслами, с
    русскими народными игрушками.
  4. Развитие навыка чтения, умения работать с текстом,
    развитие речи учащихся.
  5. Привитие интереса к чтению, расширение
    читательского кругозора.

6.        Воспитание любви к Родине, своему народу, уважение к традициям народа.

Предварительная работа:

На уроке изо и технологии учащиеся рисовали и делали аппликации своих любимых игрушек.

На уроке русского языка по теме «Типы текста» дети писали сочинение описательного характера «Моя любимая игрушка».

По чтению учащиеся ранее получили задание найти и прочитать книгу, в которой действующими героями являются игрушки.

Оформление и оборудование:

Выставка игрушек,  книг, детских рисунков, поделок, сочинений. На доске:   1. Тема, план из детских вопросов,

2.иллюстративный материал «Русские народные игрушки». У учителя: чемодан с игрушками,  портреты писателей. У учеников: листы для чтения, кроссворд, учебник «Родная речь».

План урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)
  2. Активизирующее начало урока, формулирование задач урока.
    (2мин.)
  3. Работа с текстами (чтение и анализ). (15 мин.)
  4. Физминутка. (2 мин.)
  5. Обсуждение литературных произведений. (10 мин.)
  6. Знакомство с русскими народными игрушками.  Выступления
    учащихся с докладами о народных промыслах. (10 мин.)
  7. Подведение итогов. (3 мин.)
  8. Домашнее задание. (2 мин.)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Активизирующее начало урока, формулирование задач урока.
    Учитель: Игрушки окружают тебя с раннего детства. Пирамидки, яркие кубики,

конструкторы знакомят с понятием формы, цвета, развивают интеллект и воображение. А кукла и плюшевый мишка согреют сердце и убаюкают. И став взрослым, ты ещё долго будешь вспоминать о любимых игрушках своего детства....

      А все ли мы знаем о этих самых близких, дорогих нашему сердцу вещах?.

       Я попросила вас  написать, что бы вы хотели узнать о игрушках..  Из ваших вопросов и родился  план нашего познавательного урока.

Вопросы детей (записаны на доске):                            План урока (записан на доске):

  1. Когда появились игрушки?                              1.  Игрушки – что это?
  2. Какими были первые игрушки?                           Зачем они нужны?
  3. Как делают игрушки?                                          2. Из истории игрушек.
  4. Где делают игрушки?                                          3.  Игрушки в художественной
  5. Из чего делают игрушки?                                                  литературе.
  6. Какие бывают игрушки у разных народов?       4. Народ и его игрушки.
  7. Каковы русские народные игрушки?

   Беседа  по  вопросам . ( Дети рассказывают, что узнали из различного справочного  материала  об игрушках, учитель дополняет и показывает иллюстративный материал).

 (см. приложение).

  1. Работа с  текстами.

     Учитель: Вы уже знаете типы текстов. (Повествование, описание, рассуждение).

                        И, конечно, замечали, что  дома ваша речь совсем не такая, как на уроках, что с друзьями вы говорите не так, как с взрослыми,  вы легко отличите  учебную книгу от рассказа или сказки.

                          В зависимости от цели нашей речи, от того, на кого она направлена, с какой целью,  мы с вами пользуемся разными стилями речи.

                           Сейчас вы узнаете, что такое стили речи и на практике познакомитесь с некоторыми из них.

     Чтение 1 текста. Определение темы (О чем  прочитали?).

Учитель: Озаглавьте текст (Название отражает тему текста).

  Уч-ся:     Кукла..

                  -  Все было понятно?  

                  -  Нет . Много непонятных слов.

                  -  Это термины. Это текст написан в научном .  Кто бы в нем легко разобрался? Для кого он  предназначен и с какой целью написан?  Какие слова употреблены?

Дети делают выводы, записывают на своих листочках  -  научный стиль, учитель пишет на доске.

       Аналогичная работа со 2 текстом.  (Текст публицистического стиля).

       Чтение 3 текста.  (Отрывок из русской народной сказки).

   Учитель: Озаглавьте текст (Название отражает тему текста).

        Уч-ся:  Кукла. – помощница.

                    - Как вы думаете, что это за текст?

                    - Это сказка.

                    -  Какая это сказка?  

                     - Народная, русская, волшебная…

  ( Дается краткий художественный анализ сказки. Делается вывод о том, что в сказке кукла является оберегом  Василисы Прекрасной,  о чем мы и говорили, что первоначально игрушки – это культовые вещи.)

       Учитель:  Это стиль художественный. Мы с ним постоянно знакомимся на уроках литературного чтения.

  1. Физминутка.

5. Игрушки в художественной литературе.

  Учитель: Наверно, ты, хотя бы раз в жизни хотел, чтобы твои любимые игрушки ожили и заговорили. Эту мечту осуществляют добрые волшебники - писатели. В их книгах игрушки двигаются, разговаривают, совершают хорошие или плохие поступки, совсем как люди.

     - Читали ли вы такие книги?

        Дети рассказывают  о книгах, которые прочитали, учитель показывает портреты писателей. (Используется выставка книг).

   

  1. Учитель: У каждого народа свои игрушки. Наверное, можно сказать, что каков народ – такие у него и игрушки или какие игрушки – таков народ.

          Учитель открывает старый чемодан «сундук» и достает русские народные игрушки. Любование. Дети рассказывают о тех народных игрушках, о которых подготовили доклады.

  1. Подведение итогов.   Учитель демонстрирует богатство, красочность, своеобразие и т.д. русской народной игрушки.

8.  Домашнее задание. 1.Прочитать из учебника о народных промыслах.

                                        2. Написать сказку про свою любимую игрушку.

                                        3. (индивидуально и добровольно) доклад о русских  

                                            народных игрушках.

   Открытый урок  в 3 классе «А»

      «Волшебный мир игрушек».

Игрушки окружают тебя с раннего детства.

Пирамидки,  кубики, знакомят с формой,

цветом, развивают интеллект и воображение.

А кукла и плюшевый мишка согреют сердце

 и убаюкают. И став взрослым, ты ещё долго

будешь вспоминать о любимых игрушках

 своего детства....

                                     

                                                                                                             

                                                                                                                        Из детских вопросов  родился  

                                                                                                                                                план этого урока.

  Играя с куклами, наши малыши оказываются

 Хранителями наследства далекого

 Детства Человечества.

Куклы возникли в глубокой древности.

 Они исполняли роли богов вритуалах.

Делались они из дерева,

Куклы обладали магической силой.

С их помощью можно было колдовать.

По этой причине у народных игрушек

в течение долгого времени не прорисовывали лиц.

   

Проведем краткий художественный

анализ сказки «Василиса Прекрасная».

 Определим стиль речи.

Сделаем вывод о том, что в сказке

 кукла  является оберегом

                        Василисы Прекрасной.

                                                                                             Все, наверное, хотели, чтобы  

                                                                                         любимые игрушки ожили.

                                                                                                    Эту мечту осуществляют  

                                                                                               добрые волшебники - писатели.

                                                                                                  В их книгах игрушки  

                                                                                             совершают хорошие или плохие  

                                                                                              поступки, совсем  как люди.

У каждого народа свои игрушки.

 Наверное, можно сказать,

что каков народ – такие у него и игрушки

или какие игрушки – таков народ.

 Урок литературного чтения .                         Учитель: Ильюшенкова Елена Валентиновна



Предварительный просмотр:

Интересные факты из истории игрушек

Богданов, В. Поиграем? / В. Богданов // Костер. - 2001. - № 4.- С. 22.        

Об игрушках, в которые человек играл с первых дней своего существования; игрушки Х1Х-ХХ века.

Грачева, И. Ах, как хороши были игрушки для взрослых! / И.Грачева // Очаг. - 1998. - № 4. - С. 16-17.

История появления игрушек в России (механические, шарманки и т.д.).

Греков, А. Куклой воспитывать княжон / А. Греков // Родина. -2000.-№ 12.-С. 71-74. Игрушки царских детей.

Елагина, Е. Когда ёлка пахла мандаринами. Санкт -Петербург-ский музей игрушки / Е. Елагина // Мир музея.-2004. - № 5. - С. 45 - 47.

О музее игрушек. За годы существования музею удалось собрать внушительную коллекцию: более трех тысяч так называемых единиц хранения, начиная с игрушек 1860-го года и заканчивая куклами 1970 —х.

Игрушки и игры // Макдональд Ф. История глазами детей / Ф. Макдональд. -М. , 1998. -С. 14-15.

Игрушки в Древнем Египте, в Африке, Австралии и т.д.Марченко, М. Кукольный дом / М. Марченко // Костер. -2000. - № 9. - С. 26-27. Рассказ об истории игрушек.

Такие разные игрушки

Бачурина, И. Нить свободы / И. Бачурина // Юный художник. -2000. - № 8. - С. 46-47.  О куклах-марионетках.

Енгалычев, В. Тамагочи? Скорее нет, чем да / В. Енгалычев // Наука и жизнь. - 1998. - № 3. - С. 128.

Иванов, Н. Урок народной игрушки / Н. Иванов // Юный художник. -1999. - № 11-12. - С. 24-27.

Гайворонская, Т. А. Все о куклах /Т. А. Гайворонская // Читаем, учимся, играем.- 2001. - № 2. - С. 104-110. Литературно-познавательная игра в фанты о куклах (лоскутные, деревянные, бумажные, механические куклы, марионетки, Барби, перчаточные кукпы для театра).

Ганюшкин, В. Тамагучи, тамагучи, ты могуч / В. Ганюшкин // Новое время. - 1998. - № 14. - С. 48. Об электронной игре тамагочи.

Голубев, С. Кубик для "шарика" / С. Голубев // Всемирный следопыт. - 2004. - № 2. - С. 48 - 52 : фото.цв. История создания кубика Рубика.

Кей, X. Куклы, игры и игрушки / X. Кей; пер. с англ. Н. Е. Юркевич. - М. : Астрель : АСТ, 2003. - 79 с. : ил. - (Карманный справочник. Путеводитель по антиквариату).

Кто подарил нам матрёшку? // Вокруг света. - 2004. - № 12. - С. 92 : фото. цв.

Игрушка в художественной литературе

Андерсен, X. К. Стойкий оловянный солдатик Свинья-копилка 

Музей кукол Юлии Вишневской. Максимук, В. М. Русская народная кукла. 11 класс / В. М. Максимук // Литература в школе. - 1998. - №1. - С. 138-143.Значение народной игрушки в воспитании ребенка; кукла Барби и русская кукла.

Мяэотс, О. Кто такой Щелкунчик? / О. Мяоэтс // Мурзилка. -2000.        -№ 1.-С. 24-25.

Рассказ об игрушке, которую чаще всего дарят на Рождество.

Неботова, 3. Л.   Мягкая игрушка : игрушки - сувениры / 3. Л.

Неботова, Т. Кононович ; худ. С. Азарнов, И. Жмайлова. - М. : Эксмо-Пресс ; СПб. : Валери СПД, 2002. - 159 с. : ил. - (Академия "Умелые руки").

Привезенцева, Л. Цып, цып, цып, мои цыплята / Л.

Привезенцева // Наш малыш. - 1998. - № 7-8. - С. 87. Компактная электронная игрушка.

Рогулин, Н. Оловянный солдатик / Н. Рогулин // Родина. - 2004. - № 3. - С. 90 - 92 : фото. цв. Рассказ о знаменитых королевских коллекциях оловянных солдатиков в разных странах мира. Как и когда в России появились оловянные солдатики?

Волков, А. М. Урин Джюс и его деревянные солдаты

Гофман, Э. Т. А. Щелкунчик и мышиный король

Данько, Е. Я. Побеждённый Карабас / Е. Я. Данько ; худож. Л. Владимирский. -М. : Сов. Россия, 1989. - 127 с. : ил.

Каверин, В. А. Лёгкие шаги // Каверин, В. А. Ночной Сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году : сказки / В. А. Каверин ; рис. Г. Юдина. - М. : Дет. лит., 1982. - 224 с. , [16] л. ил. : ил.

Коллоди, К. Приключения Пиноккио

Милн, А. А. Винни-Пух и все-все-все

Олеша, Ю. К. Три толстяка: роман для детей

Петрушевская, Л. С. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 4. Книга приклю-чений : Сказки для детей и взрослых : Нечеловеческие приключения ; Лингвистические сказочки ; Приключения Барби ; Приключения с волшебниками ; Королевские приключения ; Приключения людей. - М. : ТКО АСТ; Харьков : Фолио, 19996. - 351 с. : ил. - (Настоящее).

Родари, Дж. Путешествие голубой стрелы

Толстой, А. Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино

Фадеева, М. А. Приключения Петрушки

Шварц Е. Война Петрушки и Стёпки Растрёпки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока ручного труда «Конструирование объемных игрушек из бумаги на основе геометрических тел. Изготовление собаки» 3 класс коррекционной школы

Цель: создать условия для развития конструкторских способностей при изготовлении объёмного изделия – собаки....