Конспект урока: "В.А. Осеева «Волшебное слово»"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Волосенко Елена Игоревна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lch_20-02.doc69 КБ
Microsoft Office document icon lch_21-02.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дата: 20.02.2017                                                                                                                        Учитель школы: Мамлеева Л. Г.________

Школа: МОУ Кулуевская СОШ                                                                                                                            Методист: Зубарева Н. С.

Класс: 2 «б»                                                                                                                                                         Студентка: Волосенко Е.И.

Урок: 4                                                                                                                                                                                                        46 гр.

Конспект урока по литературному чтению

                                                                                                                                                                                                     

Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово».

Цели деятельности учителя: познакомить детей с биографией В.А. Осеевой, произведением  «Волшебное слово», формировать представление о добре и отзывчивости; развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения.

Планируемые результаты

Личностные: прививать интерес к чтению; формировать уважительное отношение к друг другу при выступлении своих товарищей.

Предметные: учить анализировать произведение В.А. Осеевой «Волшебное слово»; подтверждать свои высказывания цитатами из текста; формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать рассказ; соотносить содержание рассказа с пословицей; формулировать правила поведения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс УМК «Школа России», презентация.


Этап урока:

Методы и приемы

Время:

Деятельность учителя:

Деятельность уч-ся:

УУД

1.Организационный этап.

Словесный: приветствие.

Мотивационный этап.

Словесный: речевая разминка

5 мин.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке. Садитесь.

Речевая разминка.

Был вежлив

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

Спасибо! — говорил.

(С.Я. Маршак)

 1) Прочитать про себя;

2) Прочитать хором;

3) Прочитать медленно;

4) Прочитать быстро;

5) Прочитать очень тихо, а слово «спасибо» громко;

- Молодцы!

Приветствовать учителя.

Читать стихотворение в соответствии с заданием.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

2. Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный: ответы на вопросы.

3 мин.

- Можно ли назвать этого мальчика вежливым? (Нет).

- Почему? (Он обижал малышей).

- Как мы его назовем? (Грубым, злым, невоспитанным).

-Подходит ли этому мальчику вежливое слово «спасибо»? (Нет).

-А каким людям подойдут вежливые слова? (Добрым, воспитанным).

- Ребята, когда вы слышите слова «вежливость» что вам представляется? Как вы понимаете значение этого слова?

 - Какие добрые слова, вы знаете и часто говорите? Как вы думаете, зачем они нужны людям?

- О чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.

Имя автора рассказа зашифровано. Расшифруем его (ребус).

Анализировать, размышлять, отвечать на вопросы.

Выдвигать предположения, анализировать, ставить цели.

П.: строят речевое высказывание.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Решение частных задач.

Словесный: слово о писателе.

Практический: словарно-лексическая работа.

Практический: анализ произведения.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: работа в парах.

4 мин.

2 мин.

10 мин.

1 мин.

5 мин.

5 мин.

                  Слово о писателе

- Осеева – Хмелёва (настоящая фамилия) Валентина Александровна родилась 15 апреля в городе Киеве (Слайд 1).

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой. Но, к сожалению, мечта не сбылась, но Валентина Александровна стала работать с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят.

Валентина Осеева написала много интересных и замечательных стихов, сказок и рассказов для детей (Слайд 2, 3): «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья». Валентине Осеевой даже была присуждена Государственная премия СССР за произведение «Васек Трубачев и его товарищи».

«Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель Анатолий Алексин Валентину Осееву.

- Сегодня мы с вами тоже познакомимся с одним из интересных рассказов этой замечательной писательницы, который называется «Волшебное слово»

Откройте учебники на стр. 92. Прочитайте название рассказа. Предположите, о чем можем говориться в рассказе?

       Словарно-лексическая работа.

- Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.

Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.

Стряпает – готовит пищу.

(Первичное чтение - учителем)

- Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос: о каком волшебном слове идет речь в рассказе?

- Я начну читать, а вы продолжите.

Физминутка.

- А сейчас немного отдохнем.

Анализ содержания произведения.

- Прочитайте пословицы и определите, какая из них выражает главную мысль рассказа:

- «Добрый человек добру и учит».

- «Под лежачий камень вода не течёт».

- «Волшебное слово всегда помочь готово».

- Почему? Объясните смысл пословицы.

- Назовите главного героя рассказа.

- Понравился вам мальчик? Почему?

- Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?

- Кто помог мальчику?

- Какое волшебное слово старик открыл мальчику?

- Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?

- Действительно ли Павлик встретил в сквере волшебника? А как можно назвать старичка? (Добрым, вежливым).

- Где произошла встреча Павлик со стариком? Подтвердите отрывком из текста.

-  Где в рассказе говорится о том, как волшебное слово ему помогло?

- Может ли слово быть волшебным? Как вы это понимаете?

Можно ли назвать старика из этой сказки магом, чародеем, волшебником, колдуном?

- Какое слово ты выберешь?

А теперь поработаем в паре. Обсуди с другом, какую силу имеют волшебные слова.

Открывать учебники, предполагать.

Запоминать.

Анализировать, воспринимать.

Предполагать, отвечать на вопросы.

Объяснять значения непонятных сл

Выполнять физические упражнения.

Объяснять свой выбор пословицы.

Отвечать на вопросы, анализировать содержание рассказа, рассуждать, предполагать.

Работать в парах, обсуждать.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей.

П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.

К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.

4. Итог урока.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

 

5 мин.

- Ребята, с каким произведением познакомились сегодня на уроке? («Волшебное слово»).

- Понравилось ли вам это произведение? Что в этом рассказе можно назвать волшебным? Какие еще волшебные слова вы знаете?

- Приведите примеры из своей жизни, когда вежливость помогала, а грубость мешала добиться чего-либо.

- Молодцы, вы отлично сегодня поработали!

Обобщение.

Отвечать на вопросы,

оценивать себя.

Р: осуществляют итоговый контроль.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.




Предварительный просмотр:

 

Дата: 21.02.2017                                                                                                                                         Учитель школы: Мамлеева Л. Г.

Школа: МОУ Кулуевская СОШ                                                                                                                            Методист: Зубарева Н. С.

Класс: 2 «б»                                                                                                                                                         Студентка: Волосенко Е.И.

Урок: 4                                                                                                                                                                                                        46 гр.

Конспект урока по литературному чтению

                                                                                                                                                                                                     

Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово».

Цели деятельности учителя: продолжить знакомить детей с произведением  «Волшебное слово», формировать представление о добре и отзывчивости; развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения; обогатить умственный потенциал детей путём целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: прививать интерес к чтению; формировать уважительное отношение к друг другу при выступлении своих товарищей.

Предметные: развивать умение работать с текстом, совершенствовать навык беглости и осознанности чтения; формулировать правила поведения.

Тип урока: повторение изученного материала.

Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс УМК «Школа России», презентация, карточки.


Этап урока:

Методы и приемы

Время:

Деятельность учителя:

Деятельность уч-ся:

УУД

1.Организационный этап.

Словесный: приветствие.

Мотивационный этап.

Словесный: эмоциональный настрой.

2 мин.

- Здравствуйте, ребята!

Гулять сегодня некогда,

Мы заняты другим,

Пришли сегодня гости к нам,

И вас мы удивим.

Наш весёлый второй класс

Вам покажет всё сейчас.

То, чего достигли мы,

Находясь уже в пути!

-  Улыбнитесь,  пусть эти улыбки принесут нам всем на уроке литературного чтения удачи, радости и помогут нам в дальнейшей работе на уроке.

Приветствовать учителя.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

2. Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный: ответы на вопросы.

3 мин.

 -Чтобы определить тему сегодняшнего урока я предлагаю прочитать слова на экране (цепочкой).

- Что общего во всех этих словах? (они волшебные).

- Попробуйте разделить их на две группы

(Слайд 1: Крекс, фекс, пекс …

Спасибо

Трах – тибидох…

Пожалуйста

Абра- швабра-кадабра

Здравствуйте).

- По какому принципу вы это сделали? Поясните свой ответ.

- Почему мы называем вежливые слова «волшебными»? (вежливые слова творят чудеса, они делают людей добрее, внимательнее друг к другу, лучше)

- Попробуйте определить тему нашего урока. (Будем дальше говорить о произведении В. Осеевой «Волшебное слово»). Какие цели мы поставим? (лучше познакомиться с этим произведением).

Анализировать, размышлять, отвечать на вопросы, разделять слова на группы.

Выдвигать предположения, анализировать, ставить цели.

П.: строят речевое высказывание.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Решение частных задач.

Практический: чтение по ролям.

Практический: работа в группах.

12 мин.

2 мин.

2 мин.

15 мин.

Чтение рассказа по ролям.

- Давайте прочитаем рассказ по ролям. Сколько у нас героев? (Старичок, автор, Павлик, Лена, старушка, брат). Все следим, я в любой момент останавливаю читающего и даю эту роль другому.

Физминутка.

- А сейчас немного отдохнем.  Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

-А сейчас поработаем над содержанием произведения в группах. Но сначала вспомним правила работы в группах.

-Молодцы! Образуйте 4 группы. У вас на партах лежат карточки с заданием. Приступайте.

1 группа:

Кому принадлежат эти действия? Соедините действие с героем, кому это действие принадлежит.

Чертил

Засмеялся

Рисовала

Расцеловал

Прошептал

Приговаривала

Выпрямилась

Сгребла

Стукнул

Потрепал

Павлик

Бабушка

Старичок

Сестра

Брат

2 группа:

Раскрась квадрат в тот цвет, который использовал автор произведения.

1.Старик подвинулся и, взглянув на □ сердитое лицо мальчика, сказал…

2. Краски -□,□,□ – лежали перед ней.

3. – Какую тебе?

- Мне □- робко сказал Павлик.

4. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе □ морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал…

3 группа:

Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.

Маленький старичок с короткой седой бородой сидел на скамейке и палочкой чертил что-то на песке.

Катя сидела за столом и читала.

– Эх ты, морячок! Ну ладно, собирайся.

4 группа:

Найдите в тексте совет старичка. Допишите недостающие слова.

«Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…»

Но помни: говорить его надо ……………….. голосом, глядя …………………… , с кем говоришь.

- Хорошо, теперь действуем в таком порядке: группа выбирает выступающего. Выступающий выходит к доске, читает задание группы, затем как его выполнили, а мы все проверяем. Потом капитан группы говорит кто, за что отвечал в группе, что делал. Только потом я ставлю оценку группе. Приступим.

Читать по ролям.

Выполнять физические упражнения только услышав слово «пожалуйста».

 

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей.

П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.

К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.

4. Итог урока.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

 

3 мин.

- Ребята, с каким произведением знакомились получше сегодня на уроке? («Волшебное слово»).

- Кто автор? (В. А. Осеева).

- У вас на столе сердечки двух цветов:

розовый – мне понравилось на уроке, меня взволновало произведение, я сопереживаю;

белый – мне было безразлично.

-Выберите нужное сердечко для себя и наклейте на доску. Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу. 

Обобщение.

Отвечать на вопросы,

оценивать себя.

Р: осуществляют итоговый контроль.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы В, Осеева "Волшебное слово"

Методическая разработка урока с презентацией по теме " Формирование нравственных позиций младшего школьника"...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ЛЧ В.Осеева «Волшебное слово» и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: В.Осеева «Волшебное слово»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой; учить делить текст на части, составлять план, перес...

Литературное чтение. Тема урока В.А. Осеева «Волшебное слово»

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме:«Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО» Модель урока по УМК «Планета знаний»...

Конспект урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2АТема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»Цели урока: -  познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости;- раз...

Технологическая карта урока + презентация. В.Осеева «Волшебное слово».

Тема урока: В.Осеева «Волшебное слово».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сфо...

Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 1)

Задача данного урока познакомить с содержанием рассказа с помощью технологии развития критического мышления (приём - таблица «Что? Где? Когда? Почему?»)  и освоить социокультурные кат...