урок литературного чтения Алексей Толстой "Весна"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок литературного чтения проводится в 4 классе по теме "Путешествие в мир звуков и красок". Это урок на котором дети наблюдают, анализируют, делают выводы. Небольшое по объёму произведение, а сколько мыслей в нём
отражается. В конце урока дети легко написали мини-сочинение по этой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatarnoe_chtenie_a_tolstoy_vesna_mou_msoshno2_zagrebelnaya_n.g.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект учебного занятия.
1. Предмет. Литературное чтение.
2. Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по плану.
3. Тема урока по учебно - методическому плану: « Путешествие в мир звуков и красок» А. Толстой « Весна».
4. Номер урока по теме: по планированию
5. Форма урока: комбинированный
6. Цели и задачи урока:
1. Ознакомление с лирическим произведением А. Толстой «Весна».
2. Развитие первоначальных умений и навыков литературного анализа произведения, развитие мышления, внимания к слову писателя.
3. Воспитание любви к природе, целостного взгляда на мир.
7. Оборудование: выставка книг по теме « Весна»
8. Ожидаемые результаты: в конце урока написать мини- сочинение по теме
« Весна».
.
Ход урока.
- Давайте улыбнемся друг другу.
- Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
- Если будете хорошо работать, помогать во всём, то у нас всё получится.
- А вы любите музыку (Да).
-Давайте послушаем фрагмент музыкального произведения (дети слушают музыку).
-Какое настроение передал композитор?
(то веселое, то грустное) Почему?
это музыка Чайковского времена года, в прекрасной мелодии передаются различные оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного. Прощай зима, здравствуй весна!
-А посмотрите на картину.
-А какие чувства она вызывает? (словарь настроений перед вами, пользуйтесь)
-Почему?
-Как художник относится к весеннему времени года?
-Почему с любовью?
- Докажите. (белый с голубым снег, легкость деревьев, стремление их к солнцу)
-Какой день изображает художник (теплый солнечный день, на это указывают желтые блики на деревьях, цвет неба не просто голубой, а как будто еще прибавлены краски, цвет получился нежный и чистый, кажется, от него идет радостное сияние).
- Художник использует краски голубые, желтые золотистые, чтобы показать свое отношение к весне.
ВЫВОД: хотя на картине Левитана «Март» присутствуют холодные цвета, вся она пронизана теплыми тонами: желтым, золотистым, розоватым - при помощи цвета и света художник свое радостное настроение от созерцания весеннего дня передает и нам.
- Многие писатели композиторы художники любят весну, называя ее
различными ласковыми именами.
- А вы помните строки о весне? Прочтите. (дети читают стихи)
Прекрасные стихи знаете, и так выразительно душевно читали молодцы.
-А как вы думаете, какая тема урока (Да мы продолжаем путешествие в мир
звуков и красок весны)
ВЫВОД: Весну воспевают поэты. Весну прославляют композиторы и художники. Никто не остается равнодушным. Я смотрю на ваши иллюстрации вы маленькие художники выразили свое отношение к весне, отразили все ее прелести, прекрасно читали стихи. Значит и вы тоже любите весну. Как много произведений написано о весне русскими писателями.
(выставка.) Об этом говорит наша выставка, на перемене вы ещё раз подойдёте и рассмотрите её.
- Какие писатели пишут о природе? (Скребицкий. Пришвин, А.Толстой)
- Сегодня познакомимся с творчеством А.Толстого
- Мы сегодня прочитаем отрывок из повести «Детство Никиты» Как много заметил интересных замечательных наблюдений мальчик вашего возраста. И так А. Толстой «Весна» (Под музыку читает учитель)
- Я читаю, а вы слушайте и внимательно вглядывайтесь в текст.
- Вглядывайтесь и вслушивайтесь. Поделитесь со мной первыми впечатлениями.
-Понравилось или нет? Что запомнилось?
ВЫВОД: много мнений, хороших высказываний я услышала от вас, чтобы выбрать главное надо перечитать рассказ.
- Возьмите в руки карандаши, отметьте ключевые слова, из которых складывается общая картина весны. (Чит. Сам.) Подчеркните образы.
- Какие образы вы выделили (солнце, небо, трава, облака, птицы, деревья, пруд, обитатели пруда, листья, луг, лягушки).
-Вы такие наблюдательные, как Никита.
Мы выделили образы весны солнце, небо, облака трава птицы. И так картина весны.
- Красивая картина? (нет)
- Как под пером писателя создается красочная, выразительная картина природы?
- Обрисуем образы
Как описывает солнце?
- Что о небе?
- С чем сравниваются облака? Какие тополя? Что делала трава? Каких птиц увидел Никита? (иволга скворцы дятел кукушка)
-.Что говорит о птицах? Какой главный образ картины (птицы).
- Почему, как думаете? (птицы вестники весны, птицы прилетают, значит, наступила весна).
- Какие приемы еще использует автор? (№1 вопрос в книге).
- Какие краски видит автор (синее, зеленые, белые, желтые, черные)
- Какие запахи чувствует?
- Ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами, душистые тополя, догнивающие листья
- Какие звуки слышит? Стонали куры, свистела иволга, шум листьев, слышит
тишину, кукует кукушка.
- Каким нужно быть человеком писателем, создавшим такое замечательное произведение и увидеть столько интересного природе?
- Используя художественные средства, краски, звуки, запахи автор создал красивую картину весны.
- Вы догадались, что он любит весну.
-А как мы должны относиться к такой красоте в природе? Как не вспомнить слова М. Пришвина « Охранять природу - значит охранять Родину».
Физкультминутка
- А вам нравится весна?
- Подготовьтесь читать так, что она вам действительно нравится. Докажите своим чтением, что вы любите весну.
- Да вы выразительно читали.
- А вы знаете, какими средствами пользовался автор? это синее-синее
небо - эпитет, сад слушал молча - олицетворение, словно кучи снега -сравнение. Медовый голос - метафора.
- В чём тайна выражения - медовым голосом. (сладкий приятный)
- Что нового для себя открыли в этом произведении, (весна это звуки, запахи, краски и т. д)
- Что вас удивило? Автор вспомнил примету про кукушку, вы ходили в лес, слышали голос – очеловечивание кукушки. Кукушка предсказывает, сколько лет человеку жить осталось. Все обитатели леса загадали судьбу. Свойство человека переносится на птиц, животных. Ради чего написал рассказ Толстой?
(весна это жизнь, движение в природе).
- Эпиграфом к уроку я взяла строки
- Белова Прочтите (хором).
- Почему? (они выражают идею основную мысль нашего разговора).
- Произошли изменения в природе, а как вы думаете в жизни человека есть перемены. (после зимы человек чувствует прилив сил, влюбляется, люди творческие пишут стихи, музыку, прозу связывая ее с темой весны).
- Я предлагаю сейчас вам дети и все присутствующие выступить в роли писателей.
- У меня сегодня для вас сюрприз. Многие из вас думают, что поэты и писатели жили и живут где – то далеко, и их мы видим только на портретах или по телевизору, а я вам предоставлю уникальную возможность увидеть настоящего поэта, точнее поэтессу нашу землячку, мою коллегу. У нас в гостях Л.В. Игуменышева среди ее произведений есть цикл и о природе, о весне. Сейчас она прочтет свои любимые стихи?
- Вам понравились ее стихи? Чем?
Написать мини сочинение.
- Дети прошу вас сесть в группы и совместно попробовать в обычных явлениях раскрыть красоту природы, как это сделал Толстой, а сочинение на любую из тем, весенний день какой я увидел весну (3-6 предложений). Зачитать несколько.
- Дом. зад. Доработать и написать сочинение о весне
(своими сочинениями доказали что весна для вас любимое время Вам понравились ее стихи? Чем?
- Какой она увидела весну (ей цветы). Интересно ли вам было? Вы были молодцы, мне очень помогали, у вас были прекрасные ответы. Я вам благодарна.
- Спасибо за урок.
- Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....