Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Короваева Марина Николаевна

Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и  развитию УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korovaeva_marina_nikolaevna_rar.rar1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.

4 класс, УМК «Перспектива»

ГБОУ СОШ № 570 г. Санкт-Петербург

Учитель начальных классов: Короваева Марина Николаевна

Цели: 

 Сформировать представление о литературной сказке зарубежных писателей.

 Ввести алгоритм оформления отзыва о прочитанной сказке.

 Научить использовать приобретённые знания и умения в практической  деятельности.

 Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- проявлять интерес к изучению темы; желание читать литературные сказки братьев Гримм,  проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям сказки;

 - проявлять творческое отношение к оформлению отзыва о прочитанной сказке;

 - проявлять понимание успешности при изучении темы;

метапредметных результатов:

  познавательные умения:

- раскрывать значение слов: философ, высокомерная, псарь, достоинство, добродетель, приноровились, тщедушная, смиренно, ободрить и выражений «собиратели сказок», «жить в своё удовольствие», «подённая работа», «сорные травы» и   использовать их в активном словаре;

- определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

- определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение;

-  определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение;

- определять условия для оформления отзыва о прочитанной сказке и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания для оформления отзыва о прочитанной сказке;

регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

-  выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

-  соотносить результат с поставленной целью;

коммуникативные умения:

-  формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

-  договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

-  использовать речевые средства для представления результата деятельности;

              предметных результатов:

                 - работать с текстом сказки:

  -  проводить исследование текста сказки;

   - составлять описание литературного героя.

  -  оформлять отзыв о прочитанной сказке.

Оборудование: проектор,  компьютер,  презентация, учебник «Литературное чтение», авторы - Л.Ф. Климанова,  Л.А.Виноградская,  М.В. Бойкина,  (М.: «Просвещение», 2013),

       

        Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

Проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на урок.

Сегодня замечательный день, у вас хорошее настроение, у вас все получится!

Проверка готовности к уроку

2.Актуализация знаний

Цели:

  • Стимулировать:

- интерес к сказкам братьев Гримм;

- эмоционально-ценностное отношение к героям сказки;

      ∙ Актуализировать умения:

- соотносить отрывки из сказок с иллюстрациями

- Откройте учебник на стр.4-5. Прочитайте диалог Ани и Вани. Кто из вас по-прежнему любит читать сказки? Перед вами портретная галерея. Назовите, кто изображен на портретах?

- Что объединяет этих знаменитых людей?

Выставка книг братьев Гримм.

Викторина.

Вспомните сказки братьев Гримм.

«Осёл  тихонько поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил  на спину собаке, а  петух взлетел на голову коту. И тут они разом закричали: осёл – по - ослиному, собака – по – собачьи, кот – по-кошачьи, а петух закукарел.»

«Он и начал варить. Много каши наварил…. Горшочек варит и варит.

Уж вся комната полна каши, уж и в прихожей каша, и на крыльце каша, и на улице каша, а он всё варит и варит.»

«Она старалась  угодить Метелице, и,

когда взбивала перину, пух так и летел вокруг, будто снежные хлопья.»

Уч-ся рассматривают портреты писателей-сказочников, узнают и называют фамилии знаменитых людей (Л.Н. Толстого, В.Даля, К.Ушинского, ,А. Афанасьева). Уч-ся делают вывод о том, что объединяет этих людей.

Ребята вспоминают и называют сказки братьев Гримм, отвечая на вопросы викторины.

3.Усвоение новых знаний 

Цели:

∙ Научить:

— определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

— определять смысл понятия «сорные травы», соотносить его с человеческими качествами и обосновывать своё мнение;

- определять отличительные особенности авторской сказки и обосновывать своё мнение

 

В тексте встретятся незнакомые слова,  давайте заглянем в толковый словарь в учебнике. Объясните значение слов: высокомерная, псарь, достоинство, добродетель, приноровились, тщедушная, смиренно, ободрить.

Комбинированное чтение текста сказки.

Назовите главную мысль сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Назовите главных героев сказки «Белоснежка и семь гномов».

Объясните композицию сказки «Белоснежка и семь гномов».

Назовите языковые особенности произведения «Белоснежка и семь гномов», используя текст сказки.

Расскажите об отношении автора к героям сказки «Белоснежка и семь гномов».

Назовите вид сказки «Белоснежка и семь гномов».

Уч-ся самостоятельно объясняют значение слов, в случае затруднения используют толковый словарь учебника или Толковый словарь С.Ожегова. Уч-ся внимательно читают текст сказки.

Ребята выделяют главную мысль сказки, обосновывают языковые особенности сказки, приводя примеры из текста.

Уч-ся называют вид сказки –она волшебная.

4. Обобщение и систематизация знаний

Проведите исследование текста сказки «Белоснежка и семь гномов» и оформите результаты в таблице.

Признаки волшебной сказки

Герои

Предметы

Превращения

Особенности волшебной сказки

Главный герой

Повторы событий

Испытания

Награда

Поделитесь своими впечатлениями от прочитанной сказки.

Сначала мысленно составьте план, по   которому будете рассказывать. Перечитайте строки, в которых описывается   внешний вид  королевы и Белоснежки, сравните их характеры.

Как вы думаете, Белоснежка была доверчивая, добрая, равнодушная, трудолюбивая?

Можно ли утверждать, что главная мысль сказки «Белоснежка и семь гномов» соответствует выражению «Быть красивее всех — только так можно стать счастливой»? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что Белоснежка ушла из дома благодаря хорошему отношению близких? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что лучшие человеческие качества братья Гримм называли «сорными травами»? Обоснуйте своё мнение.

Уч-ся работают в паре, исследуют текст сказки, заполняют таблицы.

Уч-ся называют признаки волшебной сказки, особенности волшебной сказки.

Уч-ся выслушивают ответы одноклассников, проводится коррекция ответов.

Уч-ся работают самостоятельно, исследуют текст сказки, проводят сбор необходимой информации для ответов на поставленные вопросы.

Уч-ся отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свой выбор ответа.

5.  Рефлексия

-Закончите предложения.

Сегодня на уроке я узнал……

Мне показалось интересным………

Меня удивило………

Учащиеся анализируют урок,

дополняя предложения.

6. Итог урока

Домашнее задание

С какими  произведениями мы познакомились?

-Какими качествами должен обладать их автор?

Я предлагаю вам творческое задание. 

Выберите одну из сказок братьев Гримм и напишите, почему она вам понравилась.

Определите основной её смысл и ту мудрость, которую хотели передать вам писатели.

Воспользуйтесь планом ответа.

План

Название сказки, автор.

Где и когда происходило действие?

Кто главные герои сказок?

Как они выглядели?

Какой у них характер?

Какие поступки они совершали?

Основной смысл сказки.

Какой можно  сделать вывод?

Чем понравилась сказка?

Напишите краткий отзыв о сказке.

Уч-ся называют прочитанные сказки.

Уч-ся читают план ответа, задают вопросы учителю, осмысливают содержание домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс по ОС "школа 2100".Русская сказка "Кот и Лиса"

Данная методическая разработка полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Может быть использована как на уроках литературного чтения, так и на уроках внеклассного чтения в любом УМК. Конспект урока...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».

Литературное чтение, 3 классТема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, использу...