Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .
(Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство
Тема: К. Г. Паустовский « Скрипучие половицы» ( Отрывок из повести « О лесах»). Обобщение.
Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Цели: осознание детьми смысловой, содержательной стороны читаемого текста;
развитие речи учащихся, творческого воображения через слово, музыку, живопись; развитие выразительности чтения и умения формулировать идею произведения, развитие интереса к чтению и музыке;
воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: портреты К.Г. Паустовского, П. И. Чайковского, И. И. Шишкина, диск с записями произведений композитора П. Чайковского( « Танец маленьких лебедей» из балета « Лебединое озеро», «Вальс цветов» из балета « Щелкунчик», симфония №4финал), репродукции картин И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем», « Утро в сосновом лесу», выставка книг с произведениями К. Паустовского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_s_elementami_integrirovaniya_v_4_klasse.docx | 18.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .
(Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство
Тема: К. Г. Паустовский « Скрипучие половицы» ( Отрывок из повести « О лесах»). Обобщение.
Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Цели: осознание детьми смысловой, содержательной стороны читаемого текста;
развитие речи учащихся, творческого воображения через слово, музыку, живопись; развитие выразительности чтения и умения формулировать идею произведения, развитие интереса к чтению и музыке;
воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: портреты К.Г. Паустовского, П. И. Чайковского, И. И. Шишкина, диск с записями произведений композитора П. Чайковского( « Танец маленьких лебедей» из балета « Лебединое озеро», «Вальс цветов» из балета « Щелкунчик», симфония №4финал), репродукции картин И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем», « Утро в сосновом лесу», выставка книг с произведениями К. Паустовского.,
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Создание эмоционального настроя.
Звучит « Танец маленьких лебедей» из балета « Лебединое озеро».
3.Сообщение темы и цели урока.
- Не случайно урок мы начали с прослушивания этой необыкновенной по красоте музыки. Вы узнали, наверное, мелодию?
- Правильно, это « Танец маленьких лебедей». Произведение это всем знакомо. Его автором является знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский. Перед нами портреты двух замечательных людей- писателя и композитора. Им мы посвятим наш урок. Но скажите, почему композитор и писатель оказались в центре нашего внимания на уроке литературного чтения? Что объединяет этих людей? ( Произведение К. Г. « Скрипучие половицы», любовь к родине, родной природе.
- Сегодня мы продолжим работу над этим произведением В каком разделе учебника оно помещено?( В разделе « Природа и мы» )Мы – это люди, значит произведения собранные здесь рассказывают о взаимоотношениях людей и окружающей природы. Какая проблема поднимается автором произведения? ( Экологическая проблема, проблема сохранения природы в ее первозданном виде). Давайте вспомним о чем это произведение.
4. Работа над содержанием произведения.
- Давайте обратимся к началу рассказа. итак, мы сказали, что К. Паустовского и П. Чайковского объединяет любовь к природе. Из чего мы сделали такой вывод?( Паустовский посвящал свои художественные произведения природе, П. Чайковский также старался выразить свою любовь к природе , ее обитателям музыкальными произведениями.)
-Найдите в тексте слова, подтверждающие это.( стр. 84)
- Скажите, что помогло Петру Ильичу сочинять прекрасные произведения?( Старый дом, окружавший его лес, деревушки, просеки и даже заброшенная дорога).
- Как называлось любимое место композитора?( Рудый Яр)
- Почему Петр Ильич любил это место посещать?( Оно казалось ему наилучшим выражением русской природы)Как понять эти слова?( стр. 84 Это вдохновляло его на работу)
- Что восхищало П.И. Чайковского в природе этих мест?( стр. 84-85)
- Обратите внимание вот на это произведение искусства – картину И.И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем».Не кажется ли вам, что художник и композитор побывали в одном и том же месте. ( Звучит «Вальс Цветов», на фоне музыки учитель продолжает урок)Петр Ильич Чайковский восхищался увиденным, что вдохновляло его на сочинение прекрасных музыкальных произведений, К.Г. Паустовский написал об этом в своей повести, а И.И. Шишкин изобразил это на картине, помог нам представить то, о чем писал Паустовский и чем восхищался Чайковский. Вот оно, это место, которое является « наилучшим выражением русской природы»
- Петр Ильич Чайковский не просто сочинял музыку, он старался сотворить ее такой, чтобы она была понятной всем. Чего он добивался от своих произведений? ( стр.85,начало 2 части.)
-Здесь же , во второй части отрывка Паустовский противопоставляет прекрасное и ужасное, мы узнаем о страшной вести. Здесь мы знакомимся с отрицательным героем произведения- купцом Трощенко. Сам он еще не появляется, но о нем говорят те, с кем он знаком. Давайте найдем эти слова, которые характеризуют Трощенко.( стр.87)
-Вот видите, оказывается, не всегда приличные с виду люди бывают добрыми и порядочными.
- Для чего скупал Трощенко лес?
- Какой путь спасения леса видел Василий?
- Во время разговора Василия со слугой Чайковский был занят сочинением музыки, он еще не знает о предстоящей вырубке леса. Он играл, играл, играл. Василий Вслушиваясь в музыку, слышал в ней что-то знакомое, родное. Что же напоминала старому леснику музыка Чайковского?( стр. 88, конец 2 части)
- А сейчас вы послушайте одно из произведений Чайковского и скажите что прослушивается в этом произведении?( Звучит симфония № 4 финал. Прослушивается мелодия усской народной песни « Во поле береза стояла…»)
- А сейчас давайте перечитаем 3-ю часть произведения. О чем в ней говорится? (Чтение по ролям)
- Как отреагировал Чайковский на весть о вырубке леса?
- Какими словами называют слуга и Чайковский вырубку леса? ( Палачество, подлость, мерзость чудовищная)
- Помог ли губернатор Чайковскому? Почему? На что решился композитор?
-Как произошла встреча Чайковского и Трощенко?
-Как понимал Трощенко желание Чайковского выкупить лес? Найдем этот отрывок и прочтем.( стр.90-91)
- Пятая часть рассказа самая трагическая. Почему? Как ее можно озаглавить?
- Как Паустовский описывает вырубку леса?( стр. 91-92. Звучит симфония № 4 , финал. Учитель читает отрывок вслух)
- В каких словах выражается главная мысль рассказа?( Чтение и разбор основной мысли)
( На плакате слова :
Рыбе вода, птице воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину! М. Пришвин.
- Что понимает автор под словами « калечить и безобразить землю»?
- Как вы думаете, что нельзя оценить деньгами? Что нельзя купить?( Здоровье, счастье, совесть, друзей, любовь, жизнь)
- В чем состоит могущество государства? (« В душе народа»)Как это понять?
_ Что воспитывает широту духа? ( Природа) Каким образом?
- К чему призывает автор?
-Для чего нужно беречь природу?( стр. 93)
- Каким вы представляете этот уголок природы( обращается внимание на картину Шишкина) после вырубки леса?
- Как бы вы поступили на месте Чайковского?
- Какие чувства вызывает этот рассказ?
5. Итог урока.
- Итак, мы подробнее разобрали произведение К.Г. Паустовского « Скрипучие половицы».
Этот рассказ имеет грустный финал. Если бы вы были писателем, какой финал этой истории придумали? Почему?
- Встречались ли вы в своей жизни с подобными ситуациями?
6. Домашнее задание.
Перечитать 4-ую часть рассказа и приготовить слова, которыми бы вы попытались убедить купца Трощенко не вырубать лес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.
Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1. Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...
Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница", 3 класс.
Данный цикл уроков литературного чтения является авторской разработкой и направлен в помощь коллегам, использующим в своей работе интегрированные уроки....
Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" 3 класс
Цели:Познакомить обучающихся с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;Задачи:формировать коммуникативные умения: выделять главную мысль те...
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.
Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...