Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Евстифеева Ирина Анатольевна

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .

                (Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство

Тема: К. Г. Паустовский « Скрипучие половицы» ( Отрывок из повести « О лесах»). Обобщение.

                                                                                                                     Берегите эту землю, эту воду,

                                                                                                                    Даже малую былиночку любя,

                                                                                                                    Берегите всех зверей природы,

                                                                                                                    Убивайте лишь зверей внутри себя.                                                                                                   

Цели: осознание детьми смысловой, содержательной стороны читаемого текста;

развитие речи учащихся, творческого воображения через слово, музыку, живопись; развитие выразительности чтения и умения формулировать идею произведения, развитие интереса  к чтению и музыке;

 воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: портреты К.Г. Паустовского, П. И. Чайковского, И. И. Шишкина, диск с записями произведений композитора П. Чайковского( « Танец маленьких лебедей» из балета « Лебединое озеро», «Вальс цветов» из балета « Щелкунчик», симфония №4финал), репродукции картин И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем», « Утро в сосновом лесу», выставка книг с произведениями К. Паустовского.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .

                (Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство

Тема: К. Г. Паустовский « Скрипучие половицы» ( Отрывок из повести « О лесах»). Обобщение. 

                                                                                                                     Берегите эту землю, эту воду,

                                                                                                                    Даже малую былиночку любя,

                                                                                                                    Берегите всех зверей природы,

                                                                                                                    Убивайте лишь зверей внутри себя.                                                                                                  

Цели: осознание детьми смысловой, содержательной стороны читаемого текста;

развитие речи учащихся, творческого воображения через слово, музыку, живопись; развитие выразительности чтения и умения формулировать идею произведения, развитие интереса  к чтению и музыке;

 воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: портреты К.Г. Паустовского, П. И. Чайковского, И. И. Шишкина, диск с записями произведений композитора П. Чайковского( « Танец маленьких лебедей» из балета « Лебединое озеро», «Вальс цветов» из балета « Щелкунчик», симфония №4финал), репродукции картин И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем», « Утро в сосновом лесу», выставка книг с произведениями К. Паустовского.,

        Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Создание эмоционального настроя.

Звучит « Танец маленьких лебедей» из балета « Лебединое озеро».

3.Сообщение темы и цели урока.

- Не случайно  урок мы начали с  прослушивания этой необыкновенной по красоте музыки. Вы узнали, наверное, мелодию?

- Правильно, это « Танец маленьких лебедей». Произведение это всем знакомо. Его автором является знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский. Перед нами портреты двух замечательных людей- писателя и композитора. Им мы посвятим наш урок. Но скажите, почему композитор и писатель оказались в центре нашего внимания на уроке литературного чтения? Что объединяет этих людей? ( Произведение К. Г. « Скрипучие половицы», любовь к родине, родной природе.

- Сегодня мы продолжим работу над этим произведением В каком разделе учебника оно помещено?( В разделе « Природа и мы» )Мы – это люди, значит произведения собранные здесь рассказывают о взаимоотношениях людей и окружающей природы. Какая проблема поднимается автором произведения? ( Экологическая проблема, проблема сохранения природы в ее первозданном виде). Давайте вспомним о чем это произведение.

4. Работа над содержанием произведения.

- Давайте обратимся к началу рассказа. итак, мы сказали, что К. Паустовского и П. Чайковского объединяет любовь к природе. Из чего мы сделали такой вывод?( Паустовский посвящал свои художественные произведения природе, П. Чайковский также старался выразить свою любовь к природе , ее обитателям музыкальными произведениями.)

-Найдите в тексте слова, подтверждающие это.( стр. 84)

- Скажите, что помогло Петру Ильичу сочинять прекрасные произведения?( Старый дом, окружавший его лес, деревушки, просеки и даже заброшенная дорога).

- Как называлось любимое место композитора?( Рудый Яр)

- Почему Петр Ильич любил это место посещать?( Оно казалось ему наилучшим выражением русской природы)Как понять эти слова?( стр. 84 Это вдохновляло его на работу)

- Что восхищало П.И. Чайковского в природе этих мест?( стр. 84-85)

- Обратите внимание вот на это произведение искусства – картину И.И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем».Не кажется ли вам, что художник и композитор побывали в одном и том же месте. ( Звучит «Вальс Цветов», на фоне музыки учитель продолжает урок)Петр Ильич Чайковский восхищался увиденным, что вдохновляло его на сочинение прекрасных музыкальных произведений, К.Г. Паустовский написал об этом в своей повести, а И.И. Шишкин изобразил это на картине, помог нам представить то, о чем писал Паустовский и чем восхищался Чайковский. Вот оно, это место, которое является « наилучшим выражением русской природы»

- Петр Ильич Чайковский не просто сочинял музыку, он старался сотворить ее такой, чтобы она была понятной всем. Чего он добивался от своих произведений? ( стр.85,начало 2 части.)

-Здесь же , во второй части отрывка Паустовский противопоставляет прекрасное и ужасное, мы узнаем о страшной вести. Здесь мы знакомимся с  отрицательным героем произведения- купцом Трощенко. Сам он еще не появляется, но о нем говорят те, с кем он знаком. Давайте найдем эти слова, которые характеризуют Трощенко.( стр.87)

-Вот видите, оказывается, не всегда приличные с виду люди бывают добрыми и порядочными.

- Для чего скупал Трощенко лес?

- Какой путь спасения леса видел Василий?

- Во время разговора Василия со слугой Чайковский был занят сочинением музыки, он еще не знает о предстоящей вырубке леса. Он играл, играл, играл. Василий Вслушиваясь в музыку, слышал в ней что-то знакомое, родное. Что же напоминала старому леснику музыка Чайковского?( стр. 88, конец 2 части)

- А сейчас вы послушайте одно из произведений Чайковского и скажите что прослушивается в этом произведении?( Звучит симфония № 4 финал. Прослушивается  мелодия  усской народной песни « Во поле береза стояла…»)

- А сейчас давайте перечитаем 3-ю часть произведения. О чем в ней говорится? (Чтение по ролям)

- Как отреагировал Чайковский на весть о вырубке леса?

- Какими словами называют слуга и Чайковский вырубку леса? ( Палачество, подлость, мерзость чудовищная)

- Помог ли губернатор Чайковскому? Почему? На что решился композитор?

-Как произошла встреча Чайковского и Трощенко?

-Как понимал Трощенко желание Чайковского выкупить лес? Найдем этот отрывок и прочтем.( стр.90-91)

- Пятая часть рассказа самая трагическая.  Почему? Как ее можно озаглавить?

- Как Паустовский описывает вырубку леса?( стр. 91-92. Звучит симфония № 4 , финал. Учитель читает отрывок вслух)

- В каких словах выражается главная мысль рассказа?( Чтение и разбор основной мысли)

( На плакате слова :

 Рыбе вода, птице воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину! М. Пришвин.

- Что понимает автор под словами « калечить и безобразить землю»?

- Как вы думаете, что нельзя оценить деньгами? Что нельзя купить?( Здоровье, счастье, совесть, друзей, любовь, жизнь)

- В чем состоит могущество государства? (« В душе народа»)Как это понять?

_ Что воспитывает широту духа? ( Природа) Каким образом?

- К чему призывает автор?

-Для чего нужно беречь природу?( стр. 93)

- Каким вы представляете этот уголок природы( обращается внимание на картину Шишкина) после вырубки леса?

- Как бы вы поступили на месте Чайковского?

- Какие чувства вызывает этот рассказ?

5. Итог урока.

- Итак, мы подробнее разобрали произведение К.Г. Паустовского « Скрипучие половицы».

Этот рассказ имеет грустный финал. Если бы вы были писателем, какой финал этой истории придумали? Почему?

- Встречались ли вы в своей жизни с подобными ситуациями?

6. Домашнее задание.

Перечитать 4-ую часть рассказа и приготовить слова, которыми бы вы попытались убедить купца Трощенко не вырубать лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница", 3 класс.

Данный цикл уроков литературного чтения является авторской разработкой и направлен в помощь коллегам, использующим в своей работе интегрированные уроки....

Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" 3 класс

Цели:Познакомить обучающихся  с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;Задачи:формировать  коммуникативные умения: выделять главную мысль те...

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...