Урок литературного чтения 2 класс по УМК «Гармония»
план-конспект урока по чтению по теме
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 2 класс по УМК «Гармония»
Тема урока: Авторская сказка. В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
Характеристика персонажа на основе его поступка. (урок 2)
Тип урока: УР (урок рефлексии)
Цель: Проверить знание содержания сказки, учить детей давать характеристику персонажа на основе его поступков;
Задачи:
- Формирование умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание и форму художественного произведения;
- Воспитание негативного отношения к хвастовству, нравственного сознания и эстетического вкуса;
- Обучение умению выделять художественные детали текста, раскрывающие образы героев, определять главную мысль;
- Развитие речи, воображения, умения рассуждать, выражать свою точку зрения, творческих способностей, памяти, внимания, мышления учащихся;
- Совершенствовать навык выразительного, вдумчивого, осознанного чтения, его беглости;
- Воспитание коммуникативных навыков, интереса к чтению литературных сказок и урокам чтения;
Оборудование:
- Портрет В. Гаршина;
- Выставка книг, рисунки к произведению;
- Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» 2 класс;
- Мультимедийная презентация к уроку;
- Тестовая работа по сказке;
- Карточки со словами для характеристики героя;
- Карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы;
Ход урока.
I.МОБИЛИЗАЦИЯ К КОНКРЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (3 мин)
- Снятие напряжения: Громкий слышится звонок,
Начинается урок.
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку пять!
Желаю вам, мои юные читатели,
Чувствовать себя комфортно,
Но быть внимательными, доброжелательными
И, конечно, трудолюбивыми.
- Приветствие гостям. Развитие мимической выразительности.
- Ребята, у нас сегодня гости. Поприветствуем их. Приветливо улыбнитесь. Глубоко вздохните, выдохните. Садитесь.
- Итак, начинаем наш урок речевой разминки.
Слайд- 1
Речевая разминка.
Чьи там крики у пруда:
- Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши,
Надоела нам вода!
- Кто лучше? Прочитать – выразительно; весело; грустно; быстро, как скороговорку;
На доске карточки со словами: Винни-Пух, Незнайка, старик Хоттабыч,
Дюймовочка, Баба-Яга, лягушка, барон Мюнхгаузен;
- Прочитайте слова, записанные на доске.
- Подумайте, что у них общего? (это всё сказочные герои)
- Какое общее действие объединяет этих героев? (летали)
- Какой «транспорт» использовали герои сказок? (воздушный шарик, воздушный шар или ракета, ковёр-самолёт, ласточка, метла или ступа, утки, ядро и утки)
- Кто из сказочных героев, изобрёл новый, необыкновенный способ путешествия на утках? (лягушка)
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (10 мин)
-Какое произведение читали на прошлом уроке? Кто автор? Назовите жанр произведения? (литературная сказка «Лягушка-путешественница», Всеволод Михайлович Гаршин)
Слайд – 2
- Сказка литературная или народная? Докажите. (литературная сказка о животных)
Литературная сказка |
1.Автор – конкретное лицо (писатель) |
2. Создаётся в письменной форме |
3. Внесение изменений не допускается |
4. Время создания сказки известно |
5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной. И сказки о животных, и даже фантастику |
-По каким признакам определили, что это сказка? ( животные разговаривают, зачин сказки похож на начало русских народных сказок «Жила-была», счастливый конец).
- Почему автор назвал её путешественницей? (тот, кто путешествует, т.е. совершает поездки или передвижения по каким-либо местам, странам, обычно для ознакомления или отдыха.)
Слад- 3
- Как путешествовала лягушка? (на прутике, который держали две утки.)
- Давайте вспомним, о чём эта сказка.
Слайд - 4
- Рефлексия (проектирование своей деятельности) – на первом этапе
Карточка самооценка (у каждого ученика)
Что мне нужно делать? | Что я могу сделать? | Что я не смогу сделать? | Оценка действия |
1. Рассказать от лица лягушки о необыкновенном путешествии. | |||
2.Ответить на вопросы теста по сказке. | |||
3. Дать характеристику главному герою сказки. Составить модель описание лягушки. | |||
4. Определить основную мысль сказки. | |||
5. Ответить на вопросы: - Что вам нравиться в характере и поведении лягушки? - Какие недостатки людей осуждаются в сказке? - Какие черты характера лягушки находите у себя? - Чему учит автор на примере лягушки? |
- Проверка домашнего задания.
1. Взаимопроверка домашнего задания. Устный рассказ от лица лягушки – о необыкновенном способе путешествия на утках. (3мин)
- Послушайте образец рассказа. (1 уч-ся у доски)
- Оцените свою деятельность в первой строчке карточки самооценки.
Слайд- 5-11
2. Проверить, как внимательно вы читали сказку и что вы запомнили о лягушке, поможет нам тест.
Тестовая работа по сказке (слайды 10 -16). (Выбери правильный ответ, запиши букву правильного ответа напротив вопроса).
- Оцените свою деятельность во второй строчке карточки самооценки.
III. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ. ( 2 мин)
- Как вы думаете, почему получились разные ответы в карточке самооценке?
- В каких пунктах карточки возникло больше затруднений? Я предлагаю вам самим подумать и предложить свой вариант. Посмотрите у всех разные варианты.
- Вы испытали трудность, почему? (Еще учимся давать характеристику герою, оценивать его поступки)
- Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснить, почему эта трудность возникла.
Затруднение – Причина – Цель
Я не могу?- Я не знаю? – Узнать!
IV. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА КОРРЕКЦИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ( 2 мин)
Слайд - 12
- Кто попробует назвать тему урока? (Авторская сказка. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Характеристика персонажа на основе его поступка. )
- Какую же цель вы перед собой поставите? (научиться давать характеристику персонажа на основе его поступков; умению выделять художественные детали текста, раскрывающие образы героев, определять главную мысль сказки;)
Слайд – 13
- Итак, мы определили цель урока - научиться давать характеристику персонажа на основе его поступков.
- Словарная работа (слова на доске на карточках):
- Прочитайте слова. Как вы понимаете значение этих слов?
Осторожный – крайне осмотрительный в своих действиях.
Любознательный – стремящийся к приобретению новых знаний.
Изобретательный - находчивый, быстрый на выдумку.
Смелый – не поддающийся чувству страха, не боящийся опасностей.
Честолюбивый – стремящийся к славе.
Хвастливый – склонный к восхвалению своих достоинств (часто мнимых)
- Индивидуальная работа. (1 уч-ся)
Используя эти слова, докажите словами из текста, что они подходят к описанию характера лягушки.
V. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА. ( 15 мин)
- Работа над образом лягушки.
Выборочное и поисковое чтение. (Карточки на доску. Составление модели – описания.)
1. - Какой вы увидели лягушку в начале сказки? (тихой, скромной, незаметной)
Слайд - 14
- Какие выражения использует автор для описания первоначального образа лягушки?
Лягушка-квакушка (простая)
Громко квакала вместе со всеми (обыкновенная как все)
Жила благополучно, наслаждалась тёплым дождиком (довольствовалась тем, что есть, она восхищалась и любовалась тем, что видела вокруг).
Чтение с. 101 - 102
- Как автор относится к лягушке? Для ответа на этот вопрос, прочтите начало сказки до слов: “…продолжала нежиться”.
(Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается, умиляется над ней, мол какая хорошенькая).
- Назовите выражения, которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке (наслаждалась, восхитительно приятно, продолжала нежиться).
Слайд - 15
2. - Как меняется характер лягушки с момента знакомства с утками?
Чтение с. 102 - 103
Чтение с места в тексте « И лягушка сейчас же спряталась… Возьмите меня с собой!»
- Какие черты характера лягушки вы увидели? (любопытная, но осторожная; вежливая, тактичная, рассудительная)
Чтение с. 104
3. - Найдите отрывок текста, который рассказывает о том, что лягушка сообразительная. «-Я придумала! Я нашла!...до….всё будет превосходно»
- Почему утки согласились на предложение лягушки? (Она сумела их убедить, говорила решительно, уверенно и утки ей поверили; они удивились её умной головой).
Слайд - 16
Чтение с.104-105
4.- Прочитайте выражения использует автор описывая состояние лягушки в воздухе?
(захватило дух от страшной высоты, бедная лягушка болталась в воздухе, однако скоро привыкла к новому положению, даже радовалась и гордилась).
- Как он относится к ней в данный момент? (Автор жалеет квакушку, одновременно восхищается её мужеством «Нужно было иметь присутствие духа, и она его имела.)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА: Звуковая «4 шага»
5 - Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей. Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.
- Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).
- Так ли это? А вы уверены?
Чтение с.105 - 106
- Давайте обратимся к тексту. « Хотела послушать, что о ней говорят…», «…от высоты кружится голова, и я боюсь, вдруг мне сделается дурно…».
Чтение с.106
- Как изменился характер лягушки с момента, когда её начали хвалить сначала утки, потом люди? Чтение отрывка «-Смотрите, смотрите!... до … Это я! Я! (лягушка необыкновенно хвастливая, нескромная, тщеславная)
- На доске два новых слова. Как понимаете их значение?
ТЩЕСЛАВИЕ - стремление к славе, почестям, почитанию.
ЗАЗНАЙСТВО – возомнить о себе, стать высокомерным, хвастливым.
- Помогло лягушке хвастовство или навредило?
7. - Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?
Слайд- 17
Чтение с.106
- С каким чувством автор описывает падение лягушки? Чтение абзаца « И с эти криком она полетела вверх тормашками…… и бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни». (Чувствуется в словах автора лёгкая ирония, он заранее задумал, что лягушка не разобьётся, останется цела и поэтому улыбался над хвастливой героиней).
- На доске два новых слова. Как понимаете их значение?
ИРОНИЯ – тонкая, скрытая насмешка.
Слайд -18
- У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке. Вот эти словосочетания.
Шлёпнулась с сучка,
выражение морды было самое сияющее,
полетела вверх тормашками,
называет бедной спутницей,
дрыгая всеми четырьмя лапками,
быстро падала,
бултыхнулась в грязный пруд,
боялась уронить лягушачье достоинство,
болталась таким образом целый день.
- За что автор наказал лягушку? (за хвастовство и тщеславие)
- Итак, Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки:
Главным отрицательным качеством её было ХВАСТОВСТВО (ЗАЗНАЙСТВО, ТЩЕСЛАВИЕ), которое её погубило. Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело.
Слайд - 19
8. - Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала).
Слайд- 20
- Проверка индивидуальной работы.
Какое описание характера лягушки, получилось, используя представленные слова…?
VI. ОБОБЩЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ. (2мин)
- Выделение главной мысли произведения.
- Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью поведения лягушки? (хвастовство, нескромность, тщеславие, зазнайство).
Вывод:
- Рассказывая о поведении лягушки, автор видит в ней не только тщеславие и хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. Показывая недостатки лягушки, автор всё же испытывает к ней симпатию, вероятно, поэтому он сохраняет ей жизнь в конце сказки.
Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница».
Слайд -21 - сигналы
- Почему не состоялось путешествие Лягушки? Что погубило мечту главной героини?
а) лягушки не умеют летать;
б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным;
в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ.
- Работа в парах.
Выполнение заданий на карточках.
- Прочитайте выписанные черты характера лягушки. Вычеркните те, которые не подходят к нашей героине.
- Разделите названные качества на положительные (+) и отрицательные (-)
Составляем словесный портрет главной героини.
ЛЯГУШКА | ||
Хвастливая - осторожная + жадная глупая злая обидчивая общительная + грубая нескромная - | любопытная + умная + смелая + несдержанная трусливая молчаливая сообразительная + вежливая + рассудительная + | внимательная лживая добрая + упрямая находчивая + жизнелюбивая + тщеславная - обыкновенная + изобретательная + |
- Прочитайте:
- Все качества, которые помогут описать лягушку
- только положительные качества лягушки
- только отрицательные качества лягушки
Слайд - 22
Проверка по кластеру (основное).
VIII. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ. (2 мин)
- Итог урока
Слайд -23
- К сожалению, время нашего урока закончилось.
- Какую пользу вам принес сегодняшний урок? Давайте подведём итог.
- Давайте вернемся к целям сегодняшнего урока и посмотрим, достигли ли мы их.
(научиться давать характеристику персонажа на основе его поступков; умению выделять художественные детали текста, раскрывающие образы героев, определять главную мысль сказки;)
- Молодцы!
- Чему учит автор на примере лягушки? Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться, т. к. хвастовство мешает совершать хорошие поступки).
Слайд - 23
- Что вам нравиться в характере и поведении лягушки?
- Какие недостатки людей осуждаются в сказке?
- Какие черты характера лягушки находите у себя?
- Что бы вы ей посоветовали при встрече?
- Какие новые знания мы получили сегодня?
- Оцените свою работу в третьем, четвёртом, пятом ряду карточки.
IX. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.
- Положите перед собой карточки. Здесь записаны слова.
Слайд - 24
Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению. Подчеркните их
УРОК БЫЛ ДЛЯ МЕНЯ:
интересный, сложный, занимательный, трудный, занятный, увлекательный, непонятный.
Слайд – 24
- Какую самооценку вы дадите своему труду на уроке?
Определи свою деятельность на уроке по шкале успеха, раскрасьте и покажите выбранный символ.
Слайд – 25
- Над чем я продолжу работать дома (домашнее задание) – по выбору:
Задание на «пятёрку»
1. Разделю сказку на части и составлю план сказки.
2. Подготовлю вопросы для интервью с лягушкой и утками.
3. Составлю кроссворд по сказке.
Задание на «четвёрку»
1. Подготовлю чтение по ролям диалога. От слов «И добрые утки…” до слов: “…Это я!»
2. Придумаю другой конец сказки.
Слайд - 26
- Молодцы! Вы хорошо поработали и самые активные получают оценки за урок.
- Спасибо за работу! Урок окончен!
Я МОГ(ЛА) БЫ РАБОТАТЬ И ЛУЧШЕ! | |
СЕГОДНЯ Я ПОНЯЛ(ЛА), ЧЕГО МНЕ НЕ ХВАТАЕТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ. | |
СЕГОДНЯ Я РАБОТАЛ(ЛА) В ПОЛНУЮ СИЛУ. У МЕНЯ ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ. | |
Я ОЧЕНЬ СТАРАЛСЯ(-АЛЬ), НО У МЕНЯ НЕ ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ. | |
Я СЕГОДНЯ ПЛОХО РАБОТАЛ(ЛА). |
СООБЩЕНИЯ ЗНАТОКОВ.
1.Сказка «Лягушка-путешественница» создана на сюжетной основе рассказа своеобразного индийского учебника, призванного учить человека разумному поведению. Правда, главной героиней древнеиндийского сюжета является водоплавающая черепаха, а её спутниками два гуся. Все герои наделены именами, и сама ситуация путешествия имеет совершенно иную мотивацию: черепаха не хочет остаться умирать в пруду, который высыхает. В.М.Гаршин берёт за основу один только фрагмент: гуси несут на палке черепаху, и она, не удержавшись «от реплики» падает и разбивается.
-Почему Гаршинской лягушке смерть не грозит? Автор изначально задумал не убивать лягушку, а только проучить её за хвастовство. Сказка написана весело, с юмором. Про лягушку-хвастушку можно читать даже маленьким детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/27/picture-79-1601191313.jpg)
Планирование по литературному чтению для 3 класса по программе "Гармония"
Планирование по УМК "Гармония" по литературному чтению для 3 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/09/picture-31497.jpg)
Модифицированная программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Гармония"
Модифицированная программа (по количеству часов) по литературному чтению во 2 классе составлена на основе авторской программы кандидата педагогических наук, доцента О. В. Кубасовой. По пр...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по УМК "Гармония"
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 г., примерной программой начального общего образования, на основе авторс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/12/picture-108344.jpg)
Разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе по системе Гармония.Русская народная сказка "Лисичка со скалочкой"
Конспект урока по литературному чтению по теме РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ» составлен в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127562-1350649101.jpg)
Календарно-тематическое планирование 3 класс по программе "Гармония" (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, кубановедение).
Календарно- тематическое планирование составлено на основе программы "Гармония" для общеобразовательных учреждений. В русском языке и математике соблюдены все требования по колличеству контрольных руб...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127562-1350649101.jpg)
Календарно-тематическое планирование 4 класс по программе "Гармония" (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, кубановедение).
Календарно-тематическое планирование 4 класса составлено по программе "Гармония" для общеобразовательных школ по: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, ИЗО....
уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"
Интегрированный урок с применением ИКТ....