Разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе по системе Гармония.Русская народная сказка "Лисичка со скалочкой"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Лукина Любовь Алексеевна

Конспект урока по литературному чтению по теме РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ» составлен в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_skazka.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению

Тема: Сказки о животных. Русская народная сказка
«Лисичка со скалочкой»

Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой»; формировать навык правильного выразительного чтения; развивать навыки работы с текстом, речевые умения, память, внимание; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Оборудование: выставка книг; иллюстрации сказок, героиней которых является лиса; маска лисы.

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Действия учащихся

I. Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.

 - Посмотрите внимательно на экран, послушайте отрывок из клипа и скажите, о чём будем говорить сегодня на уроке.

- Правильно мы вспомним, что мы знаем о сказках и познакомимся с новой сказкой.

- О сказках.

II. Актуализация знаний.

- Что такое сказка?

- Чем отличается сказка от других жанров литературы?  

- Жанр литературы

- В сказке бывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы,  Кощей Бессмертный и т.д.

III. «Открытие нового знания»

- А сейчас вспомним известные вам сказки. Переверните листочки которые лежат у вас на столах и работая в парах определите о какой сказке идёт речь.            

1) Идёт лисичка-сестричка.

Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт?

                  ТРМК

2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали!

ЗШКН ЗБШК

3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то?

ЛС МДВД

4) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк.

ЛСЧК-ССТРЧК ВЛК

5)»Знают ли они, что это придумала я, а не утки?» - подумала квакушка.

ЛГШК-ПТШСТВНЦ

- Какая из этих сказок лишняя?

-Почему?

- Значит на какие две большие группы можно разделить все сказки?

- Назовите авторские сказки.

- Назовите народные сказки.

- Дополните предложенную схему.

- Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героиней, которой будет лиса. Рассмотрите книгу. Как называется сказка, с которой будем знакомиться?

 Но вначале проведём словарную работу.

- Как вы понимаете слова: «чуть свет»?

-  Найдите  значения слов в словаре:  СКАЛКА, ПОТЕСНИТЬ, ЮРКНУЛА, ТРЕПАТЬ.

- СКАЛКА

- ПОТЕСНИТЬ

ТРЕПАТЬ

ЮРКНУЛА(Юркнуть)

- А сейчас мы с вами послушаем сказку в исполнении  Татьяны Ивановны Пельтцер (1904 - 1992) — советская актриса театра и кино, народная артистка, по характеру сыгранных ролей Пельтцер иногда называют «Заслуженной бабушкой Советского Союза».Снялась в 86 фильмах.

- «Теремок»

 

- «Заюшкина избушка»

 

- «Лиса и медведь»

- «Лисичка-сестричка и волк»

- «Лягушка-путешественница», В Гаршин

- «Лягушка-путешественница»

- Все народные и о лисе, а эта авторская.

- Народные и авторские.

- «Лисичка со скалочкой»

-Очень рано.

Длинный деревянный валик для раскатывания, катания чего-н. Раскатывать тесто скалкой. Катать бельё на скалке (вальком и скалкой).

Стеснить, заставить теснее встать, сесть, расположиться (разг.).

Приводить в беспорядок, колебать, дёргать, тормошить.

Юрким движением скрыться куда н., скользнуть

IV. Первичное закрепление.

Физминутка

– Жалко вам лисичку или нет?

– Давайте подумаем, почему все так получилось.

– С чего начала обмен лисичка. Прочитаем первую часть сказки. Придумайте ей название.

– Как встретили Лисичку хозяева избы?

– Почему же лисичку пустили на ночлег?

 Раз – присядь-ка, два – прыжок.

 Это заячья зарядка.

 А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

 Любят долго потянуться (потянуться)

 Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

 Ну и хвостиком вильнуть

 (движение бедрами в стороны)

 А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

 И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

 Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

 Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

 То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

 Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

 А кому зарядки мало – начинает все сначала.

- Прочитаем вторую часть сказки. Придумайте ей название.

- Прочитаем третью часть сказки. Придумайте ей название.

- Прочитаем четвёртую часть сказки. Придумайте ей название.

Пятую часть нам прочитают и покажут подготовленные ребята.

- Почему хвост так ответил?

– Почему плутовка не поняла шутку своего хвоста?

- Как    назовем пятую часть?

-Отличаются ли сказка, которую мы прослушали от той сказки, которую мы читали?

Нет, она хитрая и обманщица.

«Лисичка со скалочкой».

- Неприветливо

- Она хитрая, просила скромно, «сладким» голоском.

«Лисичка с курочкой»

«Лисичка с гусочкой»;

«Лисичка с девочкой»

Пошутил

Она натерпелась страху, устала от погони, разозлилась.

«Хвост хитрее лисы»

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1. На листочках выберите те пословицы, которые подходят к сказке «Лисичка и скалочка».

-   Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить
-
 Поспешишь – людей насмешишь

 - На чужом горе своего счастья не построить.

-  Сделал дело – гуляй смело.

Проверьте, верно, ли вы отметили. Если всё правильно поставьте «+», если не всё правильно «?».

 2. Поставьте рядом с картинками цифру к какой части текста они относятся.

Проверьте, верно, ли вы отметили. Если всё правильно поставьте «+», если не всё правильно «?».

VI. Итог урока.  Рефлексия деятельности.

– Чем похожа эта сказка на сказку «Мена»? В чем отличие?

– Кто из героев этих сказок больше нравится? Почему?

– Какой лиса показана в русских сказках?

– Чему учит нас сказка «Лисичка со скалочкой»?

- Ребята поднимите руку у кого получилось два плюса, один плюс, один вопрос, два вопроса.

- Ребята, сегодня я хочу похлопать (Ф.И.ученика)  за хорошую работу на уроке. (Имя) , а кому ты похлопаешь?

Плутовка.

На чужом горе своего счастья не построить.

Обманывать нехорошо.

Дети проводят самооценку.

Дети учатся оценивать работу других детей.

VII. Домашнее задание.

Принести книги с любимыми сказками о животных; уметь рассказывать о своей книге.

Прозвенел для нас звонок.

Всем спасибо за урок.

Запись домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100

Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс развивающая система Л.В. Занкова Тема: Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).

Технологическая карта  предназначена для  проведения урока литературного чтения в 3 классе  по развивающей системе Л.В. Занкова  по теме :Творческий почерк писателя П.П. Занкова(ск...

01. Разработка открытого урока по литературному чтению в 4-ом классе

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaУрок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ел...

Методическая разработка открытого урока по литературному чтению в 1 классе по теме С.Я. Маршак " Угомон"

Данный урок рассматривается в разделе уроков послебукварного периода. При планировании урока были учтены все особенности и возможности класса. Содержание урока соответствует возрастным и инд...