Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по УМК "Гармония"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 г., примерной программой начального общего образования, на основе авторской программы О.А. Кубасовой по литературному чтению, по учебнику О.В. Кубасовой "Любимые страницы" 3 класс. Ч. 1, 2, 3, 4. УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_dlya_3_klassa.docx | 75.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основании Закона РФ «Об образовании» (ст. 32 п. 7), в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 г., примерной программой начального общего образования, на основе авторской программы О.В. Кубасовой по литературному чтению, по учебнику О.В. Кубасовой литературное чтение «Любимые страницы» 2 класс. Ч. 1, 2, 3, 4. УМК «Гармония» – Смоленск: «Ассоциация XXI век» 2011.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (в т. ч. 13 ч. внеклассного чтения) в год (3 часа в неделю).
Данный учебный предмет имеет своей целью:
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представления о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Изучение предмета «Литературное чтение» способствует решению следующих задач:
- Формировать устойчивое желание читать доступную возрасту литературу.
- Совершенствовать навык чтения: осмысленность, правильность, беглость, выразительность.
- Формировать способность к полноценному восприятию литературного текста.
- Обучать практическим умениям преобразования текста.
- Обогащать читательский опыт посредством накопления и систематизации литературных впечатлений.
- Обучать пользоваться набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), позволяющих ориентироваться в книге.
В данной программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения в их единстве и взаимодействии.
Итоговый контроль проводится в форме проверки техники чтения вслух в начале и в конце учебного года. Материалы контроля представлены в разделе «Контрольно - измерительные материалы».
Круг чтения и опыт читательской деятельности.
Произведения художественные, научно-популярные. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.А. Крылов, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.
Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей.
Основные темы детского чтения: произведения о родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях.
Первоначальное литературное образование.
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Выделение языковых средств художественной выразительности) без использования терминологии).
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.
Формирование умений читательской деятельности.
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Виды речевой деятельности.
Слушание (аудирование). Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала).
Чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст (к концу учебного года –70-80 слов в минуту). Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.
В результате изучения литературного чтения ученики 3 класса должны знать/понимать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь:
- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
- читать осознанно текст художественного произведения со скоростью 70 – 80 слов в минуту (про себя - без учёта скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объём не более 1,5 страниц);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, с том числе на электронных носителях).
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | В том числе контрольных работ |
1. | Труд человека кормит, а лень портит | 11 | 1 |
2. | Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца | 8 | |
3. | Много хватать - своё потерять | 3 | |
4. | Тайное всегда становится явным | 6 | |
5. | Унылая пора! Очей очарованье! | 6 | |
6. | Ежели вы вежливы… | 2 | |
7. | Каждый своё получил | 13 | |
8. | Жизнь дана на добрые дела | 5 | |
9. | Снег летает и сверкает | 7 | |
10. | За доброе дело стой смело | 5 | |
11. | Кто родителей почитает, тот вовек не погибает | 11 | |
12. | Весна идёт, весне дорогу! | 7 | |
13. | Любовь - волшебная страна | 10 | 1 |
14. | Чудесное - рядом | 8 | |
Итого | 102 | 2 |
Содержание программы (102 часа)
Тема «Труд человека кормит, а лень портит».
11 часов
Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться»*; С.Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; Р. Киплинг «Отчего у
верблюда горб»; африканская сказка «Лентяйка»; грузинская сказка «Голубой ковер»; Р. Сеф «Странное дело».
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- содержание нового учебника;
- название, содержание изученных произведений, их авторов;
- отличие сказок о животных, волшебных и бытовых;
уметь:
- понимать идею произведения;
- находить главную мысль стихотворения;
- составлять картинный план к сказке;
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
- прогнозировать содержание читаемого;
использовать в практической деятельности:
- сознательное и выразительное чтение произведения.
Тема «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца».
8 часов
Итальянская сказка «Новая юбка»; С. Маршак «Не так»; русские народные сказки «Как мужик гусей делил», «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Ш. Перро «Мальчик с пальчик».
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- название, содержание изученных произведений, их авторов;
уметь:
- понимать главную мысль произведения;
- находить в тексте нужные эпизоды, сравнивать и обобщать;
- давать характеристику героям;
- находить в тексте фрагменты, соответствующие иллюстрациям учебника;
- выделять художественные особенности сказки, её структуру;
- составлять план произведения;
использовать в практической деятельности:
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.
Тема «Много хватать - своё потерять»
3 часа
Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат», Дж. Родари «Солнце и туча».
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- название, содержание изученных произведений, их авторов;
уметь:
- прогнозировать содержание произведения;
- определять тему и главную мысль;
- сравнивать волшебные сказки и бытовые;
использовать в практической деятельности:
- читать осознанно текст художественного произведения;
Тема «Тайное всегда становится явным»
6 часов
В. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- название, содержание изученных произведений, их авторов;
уметь:
- повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
- читать по ролям;
- пересказывать текст подробно, частично, выборочно, творчески;
использовать в практической деятельности:
- силу голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста;
Тема «Унылая пора! Очей очарованье!»
6 часов
К. Бальмонт «Oceнь»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»; К. Паустовский «Барсучий нос»; А. Пушкин «Oceнь»*; М. Лермонтов «Осень»; А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный...»; А. Майков «Осень».
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- понятие «логическое ударение»;
уметь:
- с помощью изменения темпа чтения, эмоциональной окраски и силы голоса передавать настроение;
- составлять вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части;
- сравнивать и сопоставлять стихи разных поэтов об осени;
использовать в практической деятельности:
- самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений;
- самостоятельно читать книги.
Тема «Ежели вы вежливы…»
2 часа
С. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- название, содержание изученных произведений, их авторов;
уметь:
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения;
использовать в практической деятельности:
- читать текст самостоятельно.
Тема «Каждый своё получил»
13 часов
Эстонская сказка «Каждый свое получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; индийская сказка «Мак»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звездочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Л. Чарская «Живая перчатка»; Ю. Мориц «Песенка про сказку».
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- народные и литературные сказки;
- отличие басни от сказки;
уметь:
- выделять эпизод из текста;
- подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
- пересказывать сказку по частям;
- читать текст по ролям;
- передавать голосом настроение героя;
использовать в практической деятельности:
- самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.
Тема «Жизнь дана на добрые дела»
5 часов
Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая елка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- название, содержание изученных произведений, их авторов;
уметь:
- находить главную мысль прочитанного;
- использовать приём выборочного чтения;
использовать в практической деятельности:
- самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.
Тема «Снег летает и сверкает…»
7 часов
С. Есенин «Береза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. Пушкин «Зимний вечер»; Х. К. Андерсен «Девочка со спичками»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; А. Александрова «Снежок»*; Саша Черный «На коньках»; В. Драгунский «Кот в сапогах»; Н. Носов «Бенгальские огни»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*; K. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает...».
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- средства выразительности;
уметь:
- работать с поэтическим текстом;
- заучивать стихотворные произведения наизусть и выразительно их читать;
использовать в практической деятельности:
- силу голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста;
- самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений.
Тема «За доброе дело стой смело»
5 часов
Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселева «Мальчик-Огонек»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; С. Баруздин «Страшный клад»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- название, содержание изученных произведений, их авторов;
- художественные особенности сказок, их структуру и лексику;
уметь:
- правильно и осознанно читать художественные произведения;
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения;
использовать в практической деятельности:
- читать текст самостоятельно.
Тема «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»
11 часов
В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; О. Дриз «Книга»; Г. Фаллада «История про мамину сказку»; В. Драгунский «...Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; черно- горская сказка «Милош находит мать»; адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; Л. Петрушевская «Сказка о часах»; русская народная сказка «Подземные царства»; Г. Виеру «Мамин день».
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- название, содержание изученных произведений, их авторов;
- что такое «легенда», её отличие от произведений других жанров;
уметь:
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения;
- давать характеристику героям, их поступкам;
- озаглавливать иллюстрации и тексты;
использовать в практической деятельности:
- самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.
Тема «Весна идёт, весне дорогу!»
7 часов
Ф. Тютчев «Зима недаром злится»*; М. Пришвин «Капля и камень»; В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; В. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»; А. Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи...»), «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась...»; А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...»; А. Чехов «Весной»; Н. Сладков «Ивовый пир»; Я. Аким «Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черемуха».
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- средства выразительности;
уметь:
- работать с поэтическим текстом;
- заучивать стихотворные произведения наизусть и выразительно их читать;
использовать в практической деятельности:
- силу голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста;
- самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений;
- принимать участие в конкурсах чтецов.
Тема «Любовь – волшебная страна»
10 часов
В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка»; Братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и чудовище»; Х. К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Перышко Финиста-ясна сокола»;
польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым...»*; Я. Полонский «Песня»; И. Тургенев «Воробей».
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- название, содержание изученных произведений, их авторов;
уметь:
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения;
- давать характеристику героям, их поступкам;
- ставить вопросы к прочитанному;
- выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и характерную лексику, отличать сказку от рассказа;
- составлять простой план произведения;
использовать в практической деятельности:
- средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила, эмоциональная окраска голоса, темпоримт, логические и психологические паузы, мелодику);
- работу с толковым словарём;
- читать текст самостоятельно.
Тема «Чудесное – рядом»
8 часов
Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю березу русскую...»; К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет...»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б.Заходер «Что красивей всего?»; В. Бианки «Музыкант»; белорусская сказка «Музыкант-чародейник»; И. Пивоварова «Волшебная палочка»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковер».
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- название, содержание изученных произведений, их авторов;
уметь:
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения;
- давать характеристику героям, их поступкам;
- выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
- озаглавливать иллюстрации и тексты;
- развивать способность к прогнозированию жанра и содержания произведений перед чтением и в процессе его;
использовать в практической деятельности:
- средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила, эмоциональная окраска голоса, темпоримт, логические и психологические паузы, мелодику);
- работу с толковым словарём;
- ориентироваться в группе книг.
Литература
Закон РФ «Об образовании».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005.
Кубасова О.В. программа «Литературное чтение» / Программы общеобразовательных учреждений - Смоленск.: Ассоциация XXI век, 2006.
Бобкова Л. Г. Проектирование рабочей программы по учебному предмету: начальная школа / ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2006.
Кубасова О.В. литературное чтение «Любимые страницы» 3 класс. Ч. 1, 2, 3, 4. УМК «Гармония». – Смоленск: «Ассоциация XXI век, 2011.
Кубасова О.В. книга для чтения к учебнику по литературному чтению для 3 класса общеобразовательных учреждений «Я хочу читать». – Смоленск: «Ассоциация XXI век, 2007.
Кубасова О.В. «Любимые страницы» методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 3 класс. – Смоленск: «Ассоциация XXI век, 2006.
Маркова Л.Н. Развёрнутое тематическое планирование по УМК «Гармония». 3 класс.- Волгоград: Учитель, 2009.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Дата проведения | ||||||||
план | факт | |||||||||
«Труд человека кормит, а лень портит» | 11 | |||||||||
1 | Р. Сеф «Лопата». Е. Карганова «Лекарство без рецепта» | 1 | ||||||||
2 | К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» | 1 | ||||||||
3 | Е. Благинина «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться»*; С. Баруздин «Бревно» | 1 | ||||||||
4 | Вн. чт. «Книги о трудолюбивых и ленивых детях» | 1 | ||||||||
5 | Русская народная сказка «Кому горшок мыть». С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» | 1 | ||||||||
6-7 | Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 2 | ||||||||
8 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*. Вн. чт. « Книги И. А. Крылова» | 1 | ||||||||
9 | Р. Киплинг «Отчего у Верблюда горб». Африканская народная сказка «Лентяйка» | 1 | ||||||||
10 | Грузинская сказка «Голубой ковер» | 1 | ||||||||
11 | Р. Сеф «Странное дело». Вн. чт. «Книги о тех, кто любит труд» | 1 | ||||||||
«Мудрец отличен от глупца тем, | 8 | |||||||||
12 | Итальянская сказка «Новая юбка». С. Маршак «Не так» | 1 | ||||||||
13 | Русская народная сказка «Как мужик гусей делил» | 1 | ||||||||
14 | Русская народная сказка «Дочь-семилетка» | 1 | ||||||||
15-16 | Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». | 2 | ||||||||
17 | Армянская сказка «Золотое яблоко» | 1 | ||||||||
18 | Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик». | 1 | ||||||||
19 | Вн. чт. «Сказки Ш. Перро» | 1 | ||||||||
«Много хватать – свое потерять» | 3 | |||||||||
20 | Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке» | 1 | ||||||||
21 | Я. Аким «Жадина». В. Зотов «Бабушкин халат» | 1 | ||||||||
22 | Д. Родари «Солнце и туча». Вн. чт. «Книги о щедрых и жадных людях» | 1 | ||||||||
«Тайное всегда становится явным» | 6 | |||||||||
23 | В. Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | ||||||||
24 | Н. Носов «Огурцы» | 1 | ||||||||
25 | В. Осеева «Почему?» | 1 | ||||||||
26-27 | Шведская сказка «Принцесса-лгунья». | 2 | ||||||||
28 | Л. Пантелеев «Честное слово» | 1 | ||||||||
«Унылая пора! Очей очарованье!» | 6 | |||||||||
29 | К. Бальмонт «Осень».* И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | ||||||||
30 | Ф. Тютчев «Листья». А. Фет «Ласточки пропали» | 1 | ||||||||
31-32 | К. Паустовский «Барсучий нос» | 2 | ||||||||
33 | А. С. Пушкин «Осень» (Отрывок)*. М. Лермонтов «Осень». А. К. Толстой «Осень!..». Н. Некрасов «Славная осень!». А. Майков «Осень» | 1 | ||||||||
34 | Вн. чт. «Стихи об осени» | 1 | ||||||||
«Ежели вы вежливы» | 2 | |||||||||
35 | С. Маршак «Урок вежливости». И. Пивоварова «Вежливый ослик». Б. Заходер (Из Я. Бжехвы) «Очень вежливый индюк» | 1 | ||||||||
36 | В. Осеева «Волшебное слово» | 1 | ||||||||
«Каждый свое получил» | 13 | |||||||||
37 | Эстонская сказка «Каждый свое получил. Латышская сказка «Два брата» | 1 | ||||||||
38 | Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро». Узбекская сказка «Черепаха и скорпион» | 1 | ||||||||
39 | И. Крылов «Чиж и Голубь»*. Л. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев» | 1 | ||||||||
40 | Индийская сказка «Мак» | 1 | ||||||||
41 | Г. Ладонщиков «В старой сказке». Русская народная сказка «Баба Яга» | 1 | ||||||||
42 | Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка». | 1 | ||||||||
43 | Вн. чт. «Народные волшебные сказки о людях хороших и не очень хороших» | 1 | ||||||||
44 | Б. Заходер «Серая Звездочка» | 1 | ||||||||
45 | Английская сказка «Хромая Молли» | 1 | ||||||||
46 | Чешская сказка «Златовласка» | 1 | ||||||||
47- 48 | Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера» | 2 | ||||||||
49 | Л. Чарская «Живая перчатка». Ю. Мориц «Песенка про сказку» | 1 | ||||||||
«Жизнь дана на добрые дела» | 5 | |||||||||
50 | Вн. чт. «Волшебные литературные сказки». Ю. Мориц «Разговаривали вещи» | 1 | ||||||||
51 | Г.-Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка» | 1 | ||||||||
52 | Г.-Х. Андерсен «Ель» | 1 | ||||||||
53 | Е. Пермяк «Некрасивая елка» | 1 | ||||||||
54 | Е. Клюев «Сказки простого карандаша» | 1 | ||||||||
«Снег летает и сверкает» | 7 | |||||||||
55 | С. Есенин «Береза»*. М. Пришвин «Деревья в лесу» | 1 | ||||||||
56 | И. Никитин «Весело сияет…». А. С. Пушкин «Зимний вечер» | 1 | ||||||||
57 | Г.-Х. Андерсен «Девочка со спичками». А. Блок «Ветхая избушка» | 1 | ||||||||
58 | И. Суриков «Детство». З. Александрова «Снежок»*. Саша Черный «На коньках» | 1 | ||||||||
59 | В. Драгунский «Кот в сапогах» | 1 | ||||||||
60 | Н. Носов «Бенгальские огни» | 1 | ||||||||
61 | С. Дрожжин «Снег летает и сверкает...»*. К. Бальмонт «Снежинка». С. Есенин «Пороша». С. Есенин «Поет зима, аукает…». Вн. чт. «Книги о зиме» | 1 | ||||||||
«За доброе дело стой смело» | 5 | |||||||||
62 | Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» | 1 | ||||||||
63 | Н. Артюхова «Трусиха». Э. Киселева «Мальчик-Огонек» | 1 | ||||||||
64 | Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» | 1 | ||||||||
65 | В. Высоцкий «Он не вернулся из боя». С. Баруздин «Страшный клад» | 1 | ||||||||
66 | С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Вн. чт. «Книги о подвигах» | 1 | ||||||||
«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» | 11 | |||||||||
67 | В. Осеева «Печенье», «Лекарство». Б. Емельянов «Мамины руки» | 1 | ||||||||
68 | Л. Яковлев «Альбом фотографий», Л. Квитко «Бабушкины руки»*. О. Дриз «Книга» | 1 | ||||||||
69 | Г. Фаллада «История про мамину сказку». В. Драгунский «…Бы» | 1 | ||||||||
70 | Н. Артюхова «Трудный вечер» | 1 | ||||||||
71 | М. Зощенко «Золотые слова». Черногорская сказка «Милош находит мать» | 1 | ||||||||
72 | Адыгейская сказка «Девочка-птичка» | 1 | ||||||||
73-74 | Испанская сказка «Птица-Правда» | 2 | ||||||||
75 | А. Платонов «Разноцветная бабочка» | 1 | ||||||||
76 | Л. Петрушевская «Сказка о часах» | 1 | ||||||||
77 | Русская народная сказка «Подземные царства». Г. Виеру «Мамин день». Вн. чт. «Книги о семье | 1 | ||||||||
«Весна идет, весне дорогу!» | 7 | |||||||||
78 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»*. М. Пришвин «Капля и камень». В. Железников «Три ветки мимозы» | 1 | ||||||||
79 | И. Северянин «Отчего?». Г. Новицкая «Подснежник». В. Берестов «Мать-и-мачеха» | 1 | ||||||||
80 | Н. Гоголь «Весна…». А. Плещеев «Весна» | 1 | ||||||||
81 | К. Паустовский «Стальное колечко» | 1 | ||||||||
82 | А. Майков «Ласточка примчалась». А. К. Толстой «Звонче жаворонка пенье…»*. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом». А. Чехов «Весной» | 1 | ||||||||
83 | Н. Сладков «Ивовый пир». Я. Аким «Апрель» | 1 | ||||||||
84 | Вн. чт. Книги о весне. А. Блок «Вербочки». Л. Чарская «Дивные звуки». Е. Благинина «Черемуха» (* - по выбору) | 1 | ||||||||
«Любовь – волшебная страна» | 10 | |||||||||
85-86 | В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник…». Н. Вагнер «Сказка» | 2 | ||||||||
87 | Бр. Гримм «Рапунцель» | 1 | ||||||||
88 | Французская сказка «Красавица и чудовище» | 1 | ||||||||
89 | Г.-Х. Андерсен «Ромашка» | 1 | ||||||||
90 | Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево» | 1 | ||||||||
91-92 | Русская народная сказка «Перышко Финиста-ясна сокола» | 2 | ||||||||
93 | Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца» | 1 | ||||||||
94 | А. Фет «Облаком волнистым»*. Я. Полонский «Песня». И. Тургенев «Воробей» | 1 | ||||||||
«Чудесное – рядом» | 8 | |||||||||
95 | Р. Сеф «Чудо». А. Прокофьев «Люблю березку русскую». | 1 | ||||||||
96 | В. Жуковский «Родного неба милый свет»*. С. Маршак «О том, как хороша природа». Н. Абрамцева. «Радуга» | 1 | ||||||||
97 | Ю. Могутин «Берег бродячих камешков». М. Пришвин «Дятел» | 1 | ||||||||
98 | В. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | ||||||||
99 | О. Дриз «Счастье». Б. Заходер «Что красивей всего?» В. Бианки «Музыкант» | 1 | ||||||||
100 | Белорусская сказка «Музыка-чародейник». И. Пивоварова «Волшебная палочка» | 1 | ||||||||
101 | Итальянская сказка «Тайна Флорио» | 1 | ||||||||
102 | Вн. чт. Книги об обыкновенных чудесах. И. Мазнин «Давайте дружить». Ю. Ким «Летучий ковер» | 1 |
Звёздочкой отмечены названия произведений для заучивания наизусть.
Контрольно - измерительные материалы
(Начало учебного года)
Лиса и козёл
(Русская народная сказка)
Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет.
Идёт козёл – умная голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:
– Что ты там, лисонька, поделываешь?
– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.
А козлу давно пить хочется.
– Хороша ли вода-то? – спрашивает козёл.
– Отличная! – отвечает лиса. – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил, она ему:
– Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не сумел – всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, сама вон из колодца.
Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.
(118 слов)
Вопросы и задания
1. Почему лиса попала в колодец?
2. С какой целью она заманила козла к себе?
3. Как можно по-другому озаглавить эту сказку?
(Конец учебного года)
Праздник синиц
Давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник, слетаются пёстрые, нарядные, такие разные синицы. Потому, видимо, в народе в былые времена отмечали 12 ноября праздник – День синицы.
В наших парках, да и лесах, живут семь видов разных синиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек.
Самая крупная и заметная – большая синица. Она отличается от всех других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком. По середине брюшка и горла – чёрная полоса с синеватым отливом, на голове – чёрная шапочка. Большая синица ни от какого угощения не откажется: семена, насекомые, кусочки сала – всё для неё годится...
Вся синичья семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней осенью и зимой от бескормицы и голода приходится им питаться семенами.
(В. Корабельников)
(122 слова)
Вопросы и задания
1. В какое время года синицы слетаются стайками?
2. Сколько видов синиц живут в наших парках?
3. Чем питаются синицы весной и летом?
или
Купание медвежат
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
(В. Бианки)
(122 слова)
Вопросы и задания
1. Почему охотник влез на дерево?
2. Какую картинку из жизни животных удалось увидеть охотнику в лесу?
3. Почему медвежата остались очень довольны купанием?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...