Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Литературное чтение, изучение буквы Е. По новым стандартам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literat.chtenie_urok.docx45.88 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО)  Коробейникова Лариса Петровна 

Предмет                 литературное чтение              Класс    1 «А»

Тема урока            «Гласные буквы  Е, е. Звуки [й’э],  [ э ]»,  УМК «Школа России».

Формирование универсальных учебных действий:

-познавательные ( умение решать проблему, знакомство с гласной буквой е, обозначающей два звука; формирования навыка чтения слов с буквой е;

          -регулятивные (постановка цели урока, определение алгоритма действия, само и взаимоконтроль, умение    оценивать свои знания)

          - коммуникативные  (культурное общения  со сверстниками и учителями,   бесконфликтное решение спорных      ситуаций)

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  1. постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  2. определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  3. описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым  работает  педагог)

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: учащиеся смогут правильно организовать своё рабочее место, подготовиться к продуктивной работе на уроке, эмоционально  настроиться  на  творческую  деятельность.

Цель учителя:  способствовать подготовке обучающихся  к  продуктивной  работе.

Задачи:

- создать положительный   эмоциональный  настрой;

- активизировать  внимание  обучающихся.

Содержание этапа:

взаимные приветствия учителя и учащихся; проверка готовности учащихся к уроку; организация  внимания  и  внутренней  готовности.

Методы:

-  словесные  (диалог с учащимися).

Организационный момент

- Какой сейчас урок?

- Как  будем  работать,  чтобы  урок  прошёл  успешно?

- Давайте  улыбнёмся  друг  другу.  Пусть  сегодняшний урок принесёт нам радость общения.

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками  вам  будут:  внимание,  находчивость,  смекалка.

-  И,  как  всегда,  с  нами  будет  учиться  Незнайка.

2.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  1. постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном  этапе урока);
  2. определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  3. изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
  4. описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  5. описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  6. описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  7. описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

- познакомиться с гласной буквой е,  обозначающей  два  звука  в  начале  слова  и  после  гласного [ э ] в слиянии с  мягким  согласным, читать  слоги,  слова с буквой  е. Проводить слого-звуковой  анализ  слова  ели.

- совершенствовать навыки  целеполагания;  

- продолжить развивать  коммуникативные способности.    

Цели учителя:

- познакомить с гласной буквой е,  обозначающей  два  звука  в  начале  слова  и  после  гласного [ э ] в слиянии с  мягким  согласным, формировать навык  чтения  слов с буквой  е. Провести  слого-звуковой  анализ  слова  ели.

- развитие познавательных интересов учащихся;

- создание ситуации успеха для каждого ученика перед классом.

Формы изложения материала:

работа с учебником,  презентация «Живая  азбука» (Электронный  ресурс), схемы  слов,слоги

Методы: 

словесный,  наглядный,  частично – поисковый,  практический.

Формы организации учебной деятельности:

 фронтальная

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:

- активность обучающихся на уроке;

- заинтересованность;

-сотрудничество;

-правильность ответа;

-полнота ответа;

-правильность употребления терминологии.

Мотивирование (стимулирование) учебной активности учащихся в ходе освоения нового  учебного материала достигается с помощью создания ситуации успеха перед классом, самооценки и коррекции своей деятельности.

Содержание этапа:

-Прежде чем  приступить  к  изучению  нового  материала,  как  всегда  речевая  разминка.

Зачем мы это будем  делать? (Чтобы  подготовить  наш  язычок  для  работы).

- Повторяйте  вместе  со  мной  хором:

Ме-ме-ме -светлячки  видны  во  тьме.

Не-не-не -пляшут рыбки на волне.

Ре-ре-ре -носим воду  мы  в  ведре.

-Ле-ле-ле -стоит  чашка  на  столе.

-Ве-ве-ве -васильки  растут  в  траве.

  1. Целеполагание.

-Ребята,  я сейчас  предлагаю  вам  игру «Дополни  предложение»:

1.Звуки  бывают…(гласные,  согласные;  твердые  и  мягкие; звонкие и глухие)

2.Звуки  слышим,  а  буквы…(пишем)

3.В  слове  столько  слогов,  сколько…(гласных)

4.После  твёрдых  согласных  пишутся  гласные…(А, О, Ы, У)

5.После  мягких  согласных  пишется  гласная…(и).

-  Как  отличить  согласный звук от  гласного? (ответы  детей)

-  Валентин  Берестов  написал  о  гласных  и  согласных  такое  стихотворение:

  Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

С-с-с... – змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш... – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж... – шмели в саду жужжат.
Р-р-р... – моторы тарахтят.

Постановка проблемной  ситуации:

-  Соотнесите  рисунки  и  схемы.

 На  доске картинка   оса   и   ели.

Два  человека  выполняют  задание  у  доски,  остальные  на  местах в тетрадях .

- Проверим и ответим  на  вопрос:  сколько  звуков  и  сколько  букв  в  этих  словах?

 (оса- 3 звука,  3  буквы)

-  У  кого  по-другому?

(ели – 3 буквы и 3 звука)

-  У  кого  по-другому?

(задание  выполнено  по-разному: 4 звука,  4  буквы;  4  звука, 3  буквы)

-  Почему  задание  одно,  а  ответы  разные?

-  Мы  ещё  не  знакомились  с  буквой,  с  которой  начинается  слово  ели.

Открытие  нового  знания.

-  Произнесите  хором  слово  ели  по  слогам. ( е  -  ли)

-  Сколько  слогов  в  слове  ели? (два)

-  Произнесите  первый  слог  протяжно.  ([й’ э] )

-  Что слышите? (слияние,  в  котором  два  звука,  это  слияние  мягкого  согласного  с  гласным  звуком).

  На  доске  выставляется  схема  первого  слога.

-  Произнесите  второй  слог.  Из  чего он  состоит? (из  слияния  мягкого  согласного  с  гласным)

  Выставляется  схема  второго  слога.

- Поставьте  слоги  под  схемами.  Что  мы  поставим  под  первым  слогом? Дети  не  могут  ответить  на  вопрос.

-  Такой  слог-слияние  принято  обозначать  одной  буквой  е.  Мы  слышим  два  звука [й’ э] ,  а  пишем  одну  букву  е.   Где  стоит  буква  е? (в  начале  слова)

-  Почему  эта  буква  особенная? (обозначает  два  звука,  когда  стоит  в  начале  слова)

- Вернёмся  к  схеме  этого  слова.  Сколько  звуков  и  букв  в  слове  ели?  (в  слове  ели  4  звука, 3  буквы)

-  Исправьте  ошибку,  если  вы  её  допустили.

ФИЗМИНУТКА.

-  Какова  тема  нашего  урока? (буква е)

-  Для  чего  мы  изучаем  букву  е ? (чтобы  уметь  читать  и  писать  слова  с  этими  буквами)

-  На  что  похожа  буква  е?  

Выслушиваются  мнения  детей.  Учитель  показывает  на  экране  предметы,  а  дети  находят  в  них  сходство  в  написании  с  новой  буквой.

-  Напечатайте  в  тетради  буквы  Е,е.

Учитель  показывает  образец.

4

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  1. постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  2. определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  3. описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  4. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

  1. Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:  практическое овладение навыком чтения слов с буквой е, формировать навык орфоэпически правильного, слогового, сознательного выразительного чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами.

Цели учителя:

- помочь учащимся в практическом овладении грамматическим материалом;

- развивать навыки самостоятельной работы;

- создание ситуации успеха для каждого ученика перед классом.

Формы  достижения поставленных целей:  индивидуальная, дифференцированная работа – работа со слабоуспевающими и одарёнными детьми, самостоятельная работа.

Методы: самоконтроль, взаимоконтроль.

Формы организации учебной деятельности:  коллективная, индивидуальная, работа в парах

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:

- правильные точные ответы;

- качество выполненной работы;

-самостоятельность в выполнении;

-умение применять полученные знания.

Возможные пути и методы реагирования:

- оказание индивидуальной помощи;

- создание ситуации успеха для слабоуспевающих обучающихся;

-привлечение учащихся, которые правильно и раньше других справились с заданием, к взаимопомощи.

Содержание этапа:

Практическая работа по применению знаний и умений:

  1. РАБОТА В ПАРАХ.

- Ребята,  откройте  учебники  на  странице  73,  прочитаем  слова,  в  которых  встречается  буква  е-слог-слияние,  работать  будете  в  парах.  Сначала  один  ученик  читает  соседу  эти  слова,  затем  меняетесь.

Поясняются  значения  слов  еловые,  сосновые.

- Произнесите  протяжно  слово  роет. Сколько  звуков  слышится  в  этом  слове? (пять)

-  А  сколько  в  нём  букв? (четыре)

-  Почему  так? ( буква  е  обозначает  два  звука)

-  После  какого  звука  следует  е?  (после  гласного)

- Сделайте  вывод. (буква  е  обозначает  два  звука,  если  стоит  в  начале  слова или  после  гласного)

-  Ребята,  когда  Незнайка стал  знакомиться  с  буквой  Е,  он   спросил  ,  что  она  умеет  делать.

- Я  умею  делать  три  работы,-  сказала  Е.

- Три? – удивился  Незнайка.

- Я  знаю  только  одну:  буква  е  обозначает  два  звука,  если  стоит  в  начале  слова  или  после  гласной.  А  больше  не  знаю.

На  доске  три  карточки  со  знаками  вопроса.  

-  Три  вопроса  - это  три  работы  буквы  е.  Так  как  мы  знаем  одну  её  работу,  то  можем  открыть  один  вопросительный  знак.  Буква  е  обозначает  два  звука,  если  стоит  в  начале  слова  или  после  гласной.  А  на  остальные  вопросы,  мы  найдём  ответы  в  конце  урока.  Прочитайте  слоги  на  экране: се,  ре,  ле,  ве,  не  , ке, те.

Дети  читают  хором  за  учителем.

-  Как  произносятся  согласные  в  этих  слогах?  (  мягко)

-  Какой  вывод  можно  сделать?  (буква  е  пишется  после  мягких  согласных).

-  Это  вторая  работа  буквы  е:  е  обозначает  мягкость  согласного в  слиянии.  Переворачиваем  карточку  со  вторым  вопросом.

-  Какой  гласный  звук  слышится  в  этих  слияниях?  [ э ].

-  Звук  [ э ]  -  гласный  или  согласный?  (гласный)

-  Докажите.

-  Какой  делаем  вывод?

-  Это  третья  работа  буквы  е.

-  Переворачиваем  карточку  с  третьим  вопросом.  Е  обозначает  гласный  звук [ э ] в  слиянии с  мягким  согласным.

-  Незнайка,  теперь  ты  всё  знаешь  о  букве  Е?  Какие  три  работы  она  выполняет?  Ребята,  давайте  подскажем  Незнайке  три  работы  буквы  Е.  ( 1.Буква  е  обозначает  два  звука в  начале  слова  и  после  гласного  звука.  2.В слиянии  она  обозначает  гласный  звук  [ э ]. 3.Буква  е  обозначает  мягкость  предшествующего  согласного).

ФИЗМИНУТКА

Первичное  закрепление.

1.-  Теперь  мы  будем  учиться  читать  текст  с  буквой  е.  Отгадайте  загадку:  Рыжая плутовка,  всех  кур  пересчитала.

-  Правильно,  это  лиса.  Найдите  в  учебнике  изображение  лисицы,  прочитайте  текст.

Чтение  жужжанием.

-  Кто  живёт  около  ели?  Что  она  роет?  Зачем  ей  нора?

2.- Прочитаем текст в « Живой азбуке»  .  Чтение за «диктором».

-Про какое время года говорится? Что делает ветер? Покажите как воет ветер.

3.-Поиграем в игру «Любопытный», ответ на вопрос должен начинаться с буквы е.

-На каком дереве растут шишки?( на ели)

- Какие вы знаете имена на букву е?( Елена, Ева, Егор, Елизавета, Ефросинья, Екатерина.)

- Какие вы знаете животных на букву е?( Енот, ехидна)

- Что говорит мама, когда тебя кормит?( «Ешь».)

- Кто ездил на печи?( Емеля.)

- Отметка, которую не любят школьники.( Единица.)

- Ягода, похожая на малину.( Ежевика.)

Подведение итога урока. Рефлексия.

-Мы с вами хорошо потрудились.

-Какую букву вы изучили сегодня?

-Что вы узнали о букве е?

-Понравился ли вам урок?

- Что нового узнали сегодня на уроке?

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

-А есть ли задания,  при выполнении которых вы испытывали трудности?

 - Оцените свою работу при помощи разноцветных смайликов.

-Поднимите руку у кого жёлтый смайлик? Зелёный? Красный? Какие были трудности?

5.

Задание на дом, включающее:

  1. постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  2. определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  3. определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цели, самостоятельной работы для обучающихся:

- закрепить полученные знания о букве е.

Цели учителя:

- организация самостоятельной работы учащихся дома на основе дифференциации, опираясь на уровень усвоения  практических умений, приобретённых на уроке;

- осуществление внутренней мотивации на выполнение домашнего задания;

- развитие познавательного интереса учащихся.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:

- качество выполненной работы;

- правильность выполненной работы.

Содержание этапа:

Задание на дом по желанию.

1.Нарисовать предметы, в названии которых встречается буква е, обозначающая два звука [й’ э]  и один  [ э ].


2. Придумать рифмовку с изученной буквой.


3. Придумать загадку о букве
Е.

Члены экспертной группы:

Эксперт  __________________________ Якименко Нина Ивановна, учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Краснослободская средняя общеобразовательная школа №4»;

Эксперт___________________________Кирилюк Наталья Викторовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Среднеахтубинская средняя общеобразовательная школа №1».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс

Конспектыуроков по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"...

План-конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России"

Конспекты уроков по литературному чтению...

Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:«В. Берестов «путешественник»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о  творчестве В.Д.БерестоваПланируемые  результаты:Предметные:знать биографию авторауметь читать произведение вслух с постепенным увелич...

Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:« Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой»

Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с автором Э. Успенским; ознакомление учащихся с новыми произведениями автора: «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»...

Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:«И.Токмакова «Плим», «В чудной стране».»

Цели деятельности учителя:  формирование представлений  о стихотворений И.П. Токмаковой «Плим», «В чудной стране»Планируемые  результаты:Предметные:Знать: о...

Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:«Б. Заходер. Что красивей всего?»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством Бориса Владимировича Заходера; развитие мышления, речи.Планируемые результаты:Предметные: - уметь понимать эмоциональное состояние персонаж...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс Тема: "Живая шляпа"

Задачи урока:Дидактические:Познакомиться с рассказом Н.Носова  «Живая шляпа»Формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию;Развивающие:...