Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
| -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Анатольевна и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Садитесь на свои места.
-Повернитесь друг другу, улыбнитесь и пожелайте хорошей работы! А мы начинаем наш урок.
-Ребята, прежде чем мы начнем урок, давайте вспомним правила работы на уроке. Какие правила вы знаете?
-Молодцы, ребята! |
- Приветствуют, желают друг другу хорошей работы;
- Вспоминают правила поведения на уроке:
- Не разговаривать, отвечать по поднятой руке, не отвлекаться. | Р: волевая саморегуляция
Л: смыслообразование
К: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками |
Слайд 1
Слайд 2 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности |
| -Давайте мы с вами проведем небольшую речевую разминку! -Посмотрите на слайд. Предлагаю вам сначала прочитать ее про себя.
Вот у тёплой печки кот Песенку свою поёт: День сегодня за окошком Хмур, хмур, хмур… Подремлю в тепле немножко, МУР, МУР, МУР…
-Теперь предлагаю прочитать его вслух. Давайте вместе со мной. Выразительно, в медленном темпе.
-Давайте теперь побыстрее и также с выражением.
-И последний раз быстро все выговаривая. Не забываем про выразительность.
-Молодцы, ребята! А сейчас, перед нашим большим путешествием, предлагаю вам поработать в парах и провести экспресс-опрос.
-Перед вами лежит карточка на которой есть небольшая таблица. В ней 3 колонны: Фраза, главный герой и название произведение. Фразы и главные герои уже прописаны. Ваша задача прочитать фразу, прочитать, кто является главным героем и вспомнить какое это произведение.
Фраза | Главный герой | Название произведения | «Ой вы, бедные сиротки мои, Утюги и сковородки мои! Вы подите-ка, немытые, домой, Я водою вас умою ключевой…» | Федора |
| Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной! — Что ты? — спрашивает. — Меня, — говорю, — кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк? Валя испугалась и бегом из комнаты. Я — за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.
| Петя и Валя |
| Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее …» | Вадик и Вовка |
|
-Ребята, время выполнения задания вышло. Давайте с вами проверим.
-Расскажите мне пожалуйста про первую строчку. Что это за произведение?
-Да, все верно. А второе какое произведение?
-Ребята, вы абсолютно правы! вы знаете, про какое произведение говорится в 3 строчке?
-А хотите узнать?
-Тогда вам нужно внимательно-внимательно меня слушать. |
- Выполняют речевую разминку;
- Проводят экспресс-опрос в парах;
- Выполняют проверку по эталону..
-Федорино горе.
-Затейники.
-Нет.
-Да.
| К: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками. Р: оценка, контроль.
П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. К: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками. Р: оценка, контроль.
П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. |
Слайд 3
Слайд 4
Карточка №1
Слайд 5 |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
| - Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Загадку и стихотворение.
Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. (кошка)
-Да, все верно. А вот послушайте еще стихотворение.
Шляпа – лучший друг на свете Знают взрослые и дети. При ярком солнце выручает И быть модной помогает. От дождя и снега спрячет, Пожелает нам удачи!
-Ребята, а вы знаете, где можно найти значение слова?
-Ну конечно, ребята! Значение любого слова, можно найти в словаре. Значение слова «шляпа» в толковом словаре Ожегова трактуется так: (шляпа-это головной убор с высокими полями).
- Ребята, какие бывают шляпы? (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)
К шляпе дружно подойдем, Ее взглядом обведем! С нами, шляпа, не шути, Ты не прыгай, не скачи! Поскорей открой секрет- Ты живая или нет?
-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
-Ребята, а как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет?
-Да, вы правильно предположили. А какую цель мы можем поставить на наш урок?
-Да, все правильно. А теперь на основе анализа темы и цели урока, составим с вами план урока. Чем мы будем заниматься на нашем уроке?
-Да, все верно ребята.
-А бывают или нет живые шляпы мы узнаем, когда прочитаем рассказ. -Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как и вы. - Мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа”. |
- Разгадывают загадку:
-Кошка
-В словаре.
-Мужские и женские; маленькие и большие.
-Нет
-“Живая шляпа”
-Познакомиться с рассказом “Живая шляпа” -Узнаем факты об авторе; прочитаем “Живую шляпу”; почитаем по ролям; выполним самостоятельную работу.
| П:структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
П: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознано и правильно строить речевые высказывания. Р: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
|
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Изучение детьми свойства противоположных прямоугольников |
| -Ребята, сейчас я вам интересные факты о Николае Николаевиче Носове.
- Николай Николаевич пришел в литературу случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки. “Постепенно я понял, что сочинять для детей - наилучшая работа”
- В раннем возрасте Николай Носов мечтал научиться играть на скрипке. Однако заполучив долгожданный инструмент он понял, что учиться музыке очень сложно. По этой причине он больше никогда не брал в руки скрипку.
- Интересен факт, что первый рассказ Носова под названием «Затейники» был издан в 1938 г.
- Интересен факт, что Носов нередко отправлял по почте свои книги тем людям, которые не имели возможности купить их в магазине.
-Ребята, вот мы сейчас узнали интересные факты про автора. Как вы думаете, каким человеком был Николай Николаевич Носов? Какими качествами он обладал? -Да, действительно. Данные качества ему присуще.
-Ребята, сейчас мы познакомимся с произведением Н. Носова «Живая шляпа».
-Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный?
-Понравился ли вам рассказ?
-Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко?
-Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?
-А вы догадывались?
-А как? (в начале рассказа подсказка автора).
-Ребята, а какой мы можем сделать вывод? |
-Щедрый; добрый; талантливый.
7. Читают рассказ
-Смешной; страшный.
-Да; нет.
-Как вели себя ребята, а жалко было кота.
-Да.
-Да
-В начале рассказа автор дал подсказку. -У автора интересные и смешные рассказы. Что не нужно бояться, когда не знаешь, что происходит. | П: умение осознанно и произвольно строить высказывания, умение структурировать знания, оценка процессв и результатов деятельности.
Р: оценка,контроль.
К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, постановка вопросов. Л: нравственно-эстетическая ориентации |
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
|
Динамическая пауза | И |
| Руки кверху поднимаем, (Руки вверх) А потом их опускаем, (Руки вниз) А потом их разведем (Руки в стороны) И к себе скорей прижмем, (Руки вниз прижать к бедрам) А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей (Хлопки в ладоши) | - Выполняют разминку.
| Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового свойства прямоугольника |
| -Ребята, вы огромные молодцы! А сейчас я вам предлагаю прочитать этот рассказ по цепочке. Не забываем про выражение, четкость, громкость и внятность.
- Как звали кота? - Где сидел Васька? (на полу возле комода) - Кого увидел Васька на шляпе? (муху) - Что Васька делал в начале рассказа? (ловил мух) - Как звали мальчиков, героев рассказа?(Володя и Вадик) - Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой? (кочергу и лыжную палку) - Что происходило со шляпой? (лежала возле стола и не двигалась) - Что предложил сделать Вадик? (спугнуть, стучать по полу кочергой) - Что предложил Вовка? (кидать картошкой в шляпу). - Кто попал картошкой в шляпу? (Вадик) - Кого увидели мальчики? (котенка) - Каким стало настроение ребят? - Как вы думаете, какие чувства испытывал котенок на протяжении всего рассказа? -К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучаем? ( Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Здесь небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.) - Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? (Юмористический рассказ.) -Это веселый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. Все книги Носова наполнены веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.
-Давайте сделаем вывод. Ребята, а в чем заключалась главная мысль рассказа? |
8. Читают рассказ по цепочке.
-Васька. -На полу возле комода. -Муху. -Ловил муху -Володя и Вадик.
-Кочергу и лыжную палку. -Лежала возле стола и не двигалась. -Спугнуть. Стучать по полу кочергой. -Кидать картошкой в шляпу. -Вадик. -Котенка. -Веселым -Страх
-К рассказу.
-Юмористический
-Не нужно бояться чего-либо, если не знаешь что это. | П: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и правильно строить речевые высказывания.
Р: оценка, контроль. П: умение осознанно и произвольно строить высказывания
|
|
Самостоятельная работа (4-5 мин) | Интериоризация нового свойства прямоугольника | Практический: выполнение самостоятельной работы.
| -Сейчас вам нужно взять карточку 2. Ваша задача соотнести слово с его значением.
- Кочерга
- Комод
- Шляпа
- Треснуть
-И так ребята, время вышло. Давайте займемся проверкой. Проверять будем самостоятельно, обмениваться листочками ни с кем не нужно.
-На слайд указаны правильные ответ.ы. | 9. Выполнение самостоятельной работы.
10. Выполнение самопроверки. | К: умение выражать свои мысли… |
Карточка №2
Слайд 18
|
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Интериоризация нового свойства прямоугольника. |
| -Ребята, а давайте мы с вами немного поработаем в с иллюстрацией к данному рассказу. Ваша задача назвать, что вы видите на иллюстрации и подкрепить это фразой из текста.
-Посмотрите на слайд, внимательно посмотрите на нее. Выберете сюжет и подкрепите фразой из текста, например: На иллюстрации изображены мальчики стоящие на диване, а посередине комнаты шляпа. И фраза из текста “— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
-Попробуйте вы. посмотрите на экран |
- Иллюстрация: ребята бегут из комнаты на кухню. Текст: — Ай! Ой! — закричали ребята. Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. -Иллюстрация: мальчики бросают в шляпу картошку. Текст: — Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка. Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
| К: умение выражать свои мысли… |
Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22
|
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
| -Ребята, наш урок близится к завершению.
-Какая тема урока у нас сегодня была?
-Все верно, ребята! А какая цель была? Мы достигли нашу цель?
-А мы поработали над каждым пунктом нашего плана?
-Ребята, мне нужна будет ваша помощь!
Волков бояться – в лес не ходить. Семь раз отмерь – один раз отрежь. У страха глаза велики. - Какая пословица подходит к содержанию рассказа? - Какой пословицей мы можем выразить главную мысль рассказа?
-Ребята, а чему учит нас этот рассказ? -Ну что, ребята. Я предлагаю вам оценить наш урок и свою работу на нем.
-Сейчас вам понадобятся карандаши цветные.
-Поднимите зеленый карандаш, если вы все поняли, у вас все получилось, было интересно и вы активно работали. -Поднимите желтый карандаш, если вы не так активно работали, местами вам было не интересно, есть то, что вы не совсем поняли. -И поднимите красный карандаш, если вы ничего не поняли, у вас ничего не получилось и не работали на уроке. |
-Живая шляпа
-Познакомиться с рассказом “Живая шляпа”; Да,достигли -Да
-Волков бояться - в лес не ходить.
-Не бояться. Сначала разобраться, а потом уже можно бояться.
11. проводят оценку урока | К: оценивание качества своей и общей учебной деятельности
Л: смыслообразование Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности |
Слайд 23
|