Интегрированный урок обучения грамоте и музыки
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Интегрированный урок обучения грамоте и музыке по теме "Обозна чение мягкости согласных" 1 класс УМК под редакцией Н.Ф Виноградовой.
Задачи: обощение и систематизация знаний об обозначении гласными буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока обучение грамоте | 613.5 КБ |
Презентация к уроку обучения грамоте | 249.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока обучения грамоте и музыки
в 1 классе по теме: «Обозначение мягкости согласных звуков».
(использование информационных и здоровьесберегающих технологий).
Конспект урока
Предмет: обучение чтению в 1-м классе
Тема урока: Повторение правил обозначения гласных букв после твёрдых и
мягких согласных звуков
Задачи: обобщение и систематизация знаний об обозначении гласными
буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных.
№ | Ход урока |
I. | Организационный момент (песня) |
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «Добрый день» муз Я.Дубровина , сл. В. Суслова Встало солнце рано-рано: -Добрый день! Плещут волны океана: -Добрый день! Поднимается пшеница, И звенят задорно птицы: -Эй, ребята-малышата, -Добрый день! | |
II. | Активизация слуха (слуховые упражнения) (песенка о гласных) |
Учитель: -Здравствуйте, ребята! Вы сейчас пожелали добра друг другу, пропели хорошие слова для учителей. А скажите, пожалуйста, из чего получилась наша песня? Дети: - Из звуков. Учитель: - Как мы называем человека, сочинившего музыку этой песни? Дети: -Композитор Учитель: - Вот если представить, что музыка на земле пропала, изменилась бы наша жизнь? - Какой бы она стала? Дети: -Скучной, серой, унылой, однообразной Учитель: -Из чего же состоит наша жизнь? Дети: -Из чувств, поступков, звуков, запахов, цвета,… Учитель: -Вот мы сегодня с вами и продолжим разговор о звуках. Давайте послушаем стихотворение в исполнении ребят и подумаем: о чём в нём говорится? (ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ ФРАГМЕНТ УРОКА) То и дело лезут в душу: «Эй, ты, уши надеру! Ты, приятель, видно уши Мыл компотом поутру!» Или «вам надули в уши»? Или «уши навострил»? Или «мишка неуклюжий вам на ухо наступил»? Что за «ушки на макушке»? А «ушастик»? А «лопух»? Эти шутки-говорушки Услаждать не могут слух! Прочь ушей загроможденье! Уши очень нам нужны, Потому что от рожденья- Звуками окружены. Каждый звук- кусочек мира, В каждом звуке – целый мир! В звуках вся моя квартира, В звуках – тысячи квартир! В звуках – улица большая, И огромная страна! Звукам нет конца и краю, В звуках – он, оно, она! Звуки – в радости и в скуке, Звуки – свет и звуки- тень, День заканчивают звуки, Звуки начинают день! (ФРАГМЕНТ АУДИО-СПЕКТАКЛЯ Ю. ГАЛЬЦЕВА « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗВУКАМ» ( обсуждение главной темы стихотворения, как оно исполнено) Учитель: -Какие же звуки нас окружают? Дети: -Шумовые и музыкальные Учитель: -Давайте послушаем, какие звуки живут сегодня в нашем классе? (ИГРА НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛУХА. ГЛАЗА ЗАКРЫТЫ - СЛУХ АКТИВЕН) Учитель: -Что вы слышали? Дети: -Шорох, скрип, топот, говор, стук, треск и т.д. Учитель: - Это музыкальные звуки или шумовые? Дети: -Шумовые Учитель: - Как можно отличить музыкальные звуки? Дети: -Они тянутся Учитель: - Давайте же сейчас и мы «потянем» эти звуки. Дети: -Вокальные упражнения на длинный ровный выдох, певческую позицию Учитель: - Те звуки, что мы сейчас исполняли, были одинаковыми? Чем они отличались? Дети: -Высотой, громкостью, длиной, характером Учитель: -Какими знаками записывает композитор звуки? Дети: -Нотами Учитель: - Давайте послушаем ноту. ( на доске нарисована нота, но звука нет) - Почему же мы не слышим эту нотку? Дети: -Её надо спеть или сыграть Учитель: - Как называется человек, который может сыграть эту нотку на скрипке? -Трубе? -Флейте? -Фортепиано? (ЛЕКСИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ) Дети: – Скрипач, трубач, флейтист, пианист…. - Вот сейчас мы и послушаем, как эти инструменты звучат. (ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ГОЛОСА СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА» ИЗ ПРОГРАММЫ «УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ МУЗЫКУ» Учитель: - Каким образом сейчас исполнялись звуки? Дети: -Их исполняли на музыкальных инструментах Учитель: - А как ещё можно исполнить музыкальные звуки? Дети: -Пропеть Учитель: - Какие именно звуки поются? Давайте исполним песню и ответим на этот вопрос. (ИСПОЛНЕНИЕ «ПЕСЕНКИ ПРО ГЛАСНЫЕ» муз. Л. Абеляна, ст. В. Степанова) Для пения гласные звуки важны- И напевны, и нежны. Летят, как птицы, в синеву- А-Э-И-О-У. Учитель: - Так вот оказывается, какие звуки поются – ГЛАСНЫЕ | |
III. | Актуализация знаний |
Учитель: 1.- Эта песенка поможет нам продолжить путешествие. Из города музыкальных звуков перемещаемся в город речевых звуков. 1 слайд Но нам надо пройти по волшебному мостику. Только ответив на вопросы, мы можем это сделать: а) Что помогает нам общаться? Дети: - Речь б) Какая бывает речь? Дети: - Устная и письменная в) Из чего состоит наша речь? Дети: - Из предложений г) Из чего состоят предложения? Дети: - Из слов д) Из чего состоят слова? Дети: - Из звуков е) На какие две большие группы можно разделить звуки? Дети: - Гласные и согласные ж) Чем отличаются гласные звуки? Дети: з) Сколько гласных звуков в русском языке Дети: - 6 и) Назовите гласные звуки. Дети: - [а], [о], [у], [ы], [и], [э] к) Как обозначаются звуки в письменной речи? Дети: -Буквами (ВЫДАЮТСЯ ЖЕТОНЫ С БУКВАМИ) Учитель: 2. -Мы попали на улицу гласных звуков. Надо заселить домики. В домик с гласным звуком надо заселить буквы, которые обозначают этот звук. (МАГНИТНЫЕ БУКВЫ) | |
IV. | Закрепление изученного материала |
Учитель: -Раз у нас волшебный город, пусть ребята, у которых жетоны с буквами превратятся в буквы. А двух ребят мы превратим в домики. А вместе, используя помощников речи: мимику и жесты, расскажем сказку. | |
Физкультминутка | |
-Была прекрасная погода. Ярко светило солнце. Все гласные буквы вышли погулять. Но вдруг налетел ветер и пошел дождь. Буквам надо было спрятаться, но обязательно в свой домик. Буквы, которые обозначают твердость согласного в свой домик, а мягкость в свой домик. -Молодцы! Поаплодируем актерам-буквам! -Проверим по волшебному экрану 2 слайд
| |
V. | Повторение изученного материала |
Учитель: 1.-Думаю, вы так же хорошо справитесь со следующим заданием, на который указывает этот знак в переулке загадок. -Что нам нужно сделать? -А вот слова нам надо угадать 3 слайд. а) Есть он у всех людей. Есть и у кораблей. Дети: -Нос б) Сидит дед, во сто шуб одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает. Дети: -Лук в) Белый камешек растаял, На доске свой след оставил. Дети: -Мел Учитель: -Проверить – правильно ли мы отгадали, поможет учебник, на странице 58 рисунки – отгадки. (Изд-во «Вентана-Граф», 2010г.,ч.1, с.58) Учитель: 2. -Приготовьте все необходимое для работы: тетрадь, карандаши. Звуковой анализ слова НОС проведем вместе. К доске… -Произносим, считаем, сколько в слове звуков - Первый звук [н] –согласный, твердый; второй звук [о]- гласный; третий звук [с]-согласный твердый; в слове 3 звука Учитель: -А слова «ЛУК» и «МЕЛ» - в парах, один – «работник», другой – «контролер». Затем меняемся ролями. (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА) -Самая быстрая пара к доске. Проверяем с помощью фишек схемы. | |
VI. | Работа с интерактивной доской |
Чтение слов, получившихся при замене гласной буквы. Учитель: - Наши буквы-озорники любят играть в «Менялочки». Попробуем угадать слова, которые у них получились. Меняем буквы в слове НОС. НЁС НАС 4 слайд Учитель: -Как произносим первый звук в слове НОС? НЁС? Почему? Дети: - В слове «нос» первый звук [н] произносим твердо потому, что звук [о] дает твердость предыдущего согласного звука; - В слове «нёс» первый звук [н'] мягкий – буква ё указывает, что предыдущий согласный нужно читать мягко. Учитель: -Поиграем с другими словами: «ЛУК», «МЕЛ» -Назовите слова, где первый звук -мягкий; - твердый. -Проверим. Читаем еще раз. -Кто такой мул? Дети: -Домашнее животное, помесь осла с кобылой | |
Физкультминутка «Мячик» | |
-Наши буквы и звуки, как и мы, любят играть. Любят они игры в мяч. Приготовили свой мячик: -надуваем -показываем -проверьте: какой крепкий ваш мячик | |
VII. | Речевая гимнастика |
Учитель: -Сейчас мы прочитаем веселое стихотворение. Работая четко органами речи – как чеканят «мячиком», -«шариком», -«диктором» | |
Физкультминутка для глаз | |
VIII. | Итог урока. Рефлексия |
Учитель: -Мы хорошо потрудились. Дошли до центра города, улицы согласных, с которыми мы будем знакомиться на следующих уроках. А сейчас подведем итоги. -Назовите гласные буквы, которые указывают на мягкость согласного звука, -на твердость Дети: -я, ё, е, ю, и -а, о, э, у, ы Учитель: -Чему еще учились на уроке? Учитель: -Звуки приготовили подарок – цветные колокольчики. Возьмите на память себе: желтый – радость (было весело) зеленый – удивление синий – спокойствие, комфорт -Спасибо за урок. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
я ё ю е и А О У Э Ы
Переулок «Загадок» Есть всегда он у людей. Есть всегда у кораблей. Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. Белый камешек растаял, на доске следы оставил.
Игра « Менялочки » о ё а нос нёс нас
ю а и у люк лак лик лук
а я о ё и у мал мял мол мёл мил мул
Молодцы !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте.
Интегрированный урок чтения и письма в 1 классе. Форма проведения: урок-путешествие....
Интегрированный урок обучения грамоте "Щелкунчик и Мышиный король"
Урок закрепления написания буквы Щ, знакомство с сочетаниями Ща и Щу, работа над звуко-буквенным анализом слов....
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».
Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...
Интегрированный урок (обучение грамоте и письму). Тема урока: «Звук ч’. Буквы Ч, ч».
познакомить детей с согласным глухим звуком ч’; учить чтению слогов, слов, пословиц; сформировать в памяти первоклассни-ков четкий зрительный образ строчной буквы ч;научить писать её и соединять с дру...
Интегрированный урок ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ и ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 1 классе Тема урока: Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`].
Конспект интегрированного урока обучения грамоте и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России". Тема " Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`]. На уроке учащиес...
Конспект интегрированного урока обучения грамоте и музыки "Сказка в народном творчестве"
Данный урок является связующей нитью двух разных тем, изучаемых в первом классе на уроках музыки и обучения грамоте. Это темы: "Русские народныые музыкальные инструменты" и "Фестиваль русских на...