Интегрированный урок обучения грамоте "Щелкунчик и Мышиный король"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Урок закрепления написания буквы Щ, знакомство с сочетаниями Ща и Щу, работа над звуко-буквенным анализом слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
по чтению и письму.
1 класс.
Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 3
СОЛОПОВА А. А.
2009г
ТЕМА УРОКА:
« Буква «Щ» в сочетании с другими буквами.»
Цели урока:
- Закрепить знания о букве «щ», её правильном написании;
- совершенствовать умения и навыки написания «щ» с гласными «а» и «у»;
- упражняться в чтении слогов и слов с новой буквой;
- продолжать работу над звукобуквенным анализом слов;
- расширять кругозор и словарный запас учащихся;
- воспитывать дружелюбие, чувство взаимопомощи;
- создание здоровье сберегающей среды на уроке.
Оборудование: портреты Э. Т. А. Гофмана и П. И. Чайковского; иллюстрации с изображением Щелкунчика, Мышильды, рощи, чащи, щегла, мышек; набор слов и слогов с буквой «Щ», магнитофонная запись «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили, садитесь!
С усердием трудитесь!
II. Постановка темы урока.
На предыдущем уроке мы учились писать букву «ща». Говорили о том, какой звук обозначает на письме эта буква.
- Итак, что вы знаете об этом звуке?
- Он согласный, шипящий, всегда мягкий, глухой, непарный.
На этом уроке мы будем совершенствовать знания и умения по написанию буквы «ща» с гласными в словах. Но мне пришлось немного изменить ход урока, так как я получила письмо от одного сказочного героя. Послушайте, какая беда с ним приключилась.
(Чтение письма)
Щелкунчик – герой сказки Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, немецкого писателя, художника и музыканта. Однажды королева Мышильда уже превращала принца в безобразную игрушку для разгрызания орехов. Тогда его спасла девочка Мари. И вот опять полчища мышей во главе с Мышиным королём пришли в сказочное королевство. Он снова превратился в деревянную игрушку и просит нас о помощи. Готовы ли вы помочь?
Но что такое? Похоже, мышиный король со своими подданными проник к нам в класс и хочет нам помешать. Но Щелкунчик предупредил, что мыши будут исчезать, если вы будете правильно выполнять все мои задания. Только нужно помнить, что мыши - очень чуткие животные, поэтому нужно сидеть очень тихо, чтобы не спугнуть их.
III. Гимнастика для рук.
У Щелкунчика крепкие челюсти, чтобы разгрызать самые твердые орехи, а вам нужны умелые и подготовленные руки. Давайте, выполним небольшую разминку.
- Дом стоит с трубой и крышей. На балкон гулять я вышел.
- Бабушка очки надела и внучонка разглядела.
- Я в руке флажок держу и ребятам им машу.
- Лодочка плывет по речке, оставляя там колечки.
- Этот пальчик – дедушка,
этот пальчик – бабушка,
этот пальчик – папочка,
этот пальчик – мамочка,
а вот этот пальчик – я –
вот и вся моя семья!
IV. Артикуляционная гимнастика
А теперь нам нужно подготовить губы и язык, чтобы правильно произносить звуки и читать слова.
Давайте произнесём чистоговорку.
Ща – ща – ща – мы несём с собой леща.
Ащ – ащ – ащ – мы наденем плащ.
Щу – щу – щу – я в лесу грибы ищу.
V. Работа по теме урока.
- Игра «Где спрятался звук?»
Посмотрите, мышки хотят помешать вам выполнить 1 задание.
Прочитайте слова и выберите:
1 вариант – слова со звуком в середине;
2 вариант – слова со звуком в начале слова.
Вспомните слова со звуком [щ] на конце слова.
- Запомните: в русском языке нет слов, в которых после буквы «ща» стояли бы буквы Ы, Э, Ю и Я. Эта буква не дружит с этими гласными. Давайте вспомним правило написания буквы «ща» с гласными.
- В каких словах встретилась эта орфограмма?
- В каком слове букв больше, чем звуков? ( Щёголь)
- Кто такой «щёголь» ( Человек, любящий наряжаться. От слова «щегол» - пёстрая птица)
- Работа в тетради.
Закончить слова, вписав ща и щу.
VI. Физминутка.
ВЫШЛИ МЫШКИ КАК – ТО РАЗ
ПОСМОТРЕТЬ КОТОРЫЙ ЧАС.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ –
МЫШИ ДЁРНУЛИ ЗА ГИРИ.
ВДРУГ РАЗДАЛСЯ СТРАШНЫЙ ЗВОН.
УБЕЖАЛИ МЫШКИ ВОН.
- «Живые слова»
Мышки пошалили и утащили у меня все слова с буквой «ща». Посмотрите, может быть они у вас. Давайте их соберём.
ЩЕГОЛ, ЩАВЕЛЬ, РОЩА, ЧАСОВЩИК, КЛЕЩИ, ЛЕЩИ, ЩЁТКА, ПИЩАТ, ЩУРЁНОК, ЩЕЛКУНЧИК, ЩУЧКА.
Назовите слова, родственные слову ЩУКА. Запишите их.
- Какое правило применяем при их написании?
- Звуковой анализ слов со звуком [Щ]. Работа в тетради.
Выбрать и вписать подходящие слова в предложения.
VII. Речевая минутка. Скороговорка. С.32.
ЩЁТКОЙ ЧИЩУ Я ЩЕНКА,
ЩЁКОЧУ ЕМУ БОКА.
- Почему это скороговорка?
- Произнесите медленно, радостно, грустно.
- Запишите в тетради.
VIII. Работа по развитию речи.
- Работа с пословицей.
САМ ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ.
- Как вы её понимаете?
- Лесенка.
Постройте лесенку: Например: ЩИ – ЩИТ – ПЛАЩ – ЩЕНОК – ЩАВЕЛЬ – ЩЕКОТКА.
Наконец - то все мыши исчезли. Мы помогли Щелкунчику. Он снова стал сказочным принцем.
Замечательный русский композитор Пётр Ильич Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик». Послушайте фрагмент из балета, под названием «Вальс цветов», звучащий, когда разрушились колдовские чары злой королевы Мышильды, а потом расскажете, что вы представили себе под звуки этой мелодии.
IX. Итог урока.
- Какие буквы мы научились писать?
- Какое правило должны запомнить?
- Какие задания вам понравились больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте.
Интегрированный урок чтения и письма в 1 классе. Форма проведения: урок-путешествие....
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
Интегрированный урок: обучение грамоте - изобразительное искусство (тема: Зимняя сказка)
Интегрированный урок: обучение грамоте - изо (тема: Зимняя сказка)Цели:1)Закрепить умение характеризовать звуки, составлять слова, умение писать имена собственные с большой буквы.2) Познакомить ...
Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе . Программа 1-4 «Школа России». Тема: Звук [ш]. Письмо строчной буквы ш.
Цели: Познакомить детей с новыми буквами и звуком. Формировать навыки чтения, учить работать с текстом. Развивать мелкую моторику рук, фонематический слух, внимание, память, речь. Воспи...
Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».
Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...
Интегрированный урок (обучение грамоте и письму). Тема урока: «Звук ч’. Буквы Ч, ч».
познакомить детей с согласным глухим звуком ч’; учить чтению слогов, слов, пословиц; сформировать в памяти первоклассни-ков четкий зрительный образ строчной буквы ч;научить писать её и соединять с дру...
Интегрированный урок ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ и ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 1 классе Тема урока: Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`].
Конспект интегрированного урока обучения грамоте и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России". Тема " Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`]. На уроке учащиес...