Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Цель урока:
дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_obucheniya.doc | 58.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 1.64 МБ |
prilozhenie_3.doc | 808 КБ |
Предварительный просмотр:
Тимофеева Галина Николаевна
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия № 1274
им.В.В.Маяковского г.Москвы
Интегрированный урок обучения
грамоте в 1-м классе
Тема урока: «Согласный звук [ч']. Строчная буква ч.
Правописание сочетаний ча, чу».
Цель урока:
дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творческие способности.
Задачи урока:
1) познакомить детей с согласным звуком [ч'] и строчной буквой ч; закреплять знание словарных слов, умение делать звукобуквенный анализ слова;
2) развивать речь учащихся, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать навыки групповой, коллективной работы;
3) повышать мотивацию учения, отрабатывать навыки самооценки и взаимной оценки, способствовать формированию дружного коллектива и разносторонне развитой личности.
Тип урока: групповая работа на уроке.
Оборудование. Плакат: «Мы – самые дружные ребята!», конверты с заданиями, листы самооценки, набор сигнальных кружков.
Ход урока.
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Дети хором произносят:
– Мы очень дружные команды,
Успехов на уроке пожелаем.
Мы пишем, счёт ведём, читаем
И про всё на свете знаем.
Учитель:
– Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам в группе. А я дарю вам свою улыбку…
Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы в группе:
– работать дружно и активно;
– уметь слушать друг друга;
– уважать друг друга;
– внимательно относиться друг к другу;
– выслушивать ответы другой группы;
– работать успешно.
Девизом нашего урока являются слова «Мы – самые дружные ребята!». Прочитаем девиз хором. Какое слово здесь самое главное? Прочитаем, выделяя это слово голосом.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Учитель:
– Я всем на уроке желаю успехов. Но прежде чем двинуться дальше, давайте повторим то, что уже знаем.
– Из чего состоит наша речь?
– На какие группы можно разделить все звуки?
– Покажите на ленте букв все гласные, все звонкие согласные, все изученные глухие согласные звуки. – Что можно составить из звуков и букв?
– Как называются слова, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить?
– Потренируемся в написании словарных слов. Откройте конверт № 1.
Раздайте карточки со словами.
Учащиеся сидят группами. На каждом столе – четыре конверта с заданиями, лист самооценки, набор сигнальных кружков.
1-я и 3-я группы 2-я и 4-я группы
_бед ябл...ня
р_бина л...мон
м_л_ко х...р...шо
_сина п...мидор
в_рона к...пуста
б_ран ст...кан
кро... кла...
ч_й ч...до
(Учащиеся вставляют букву в слово, передают по сигналу-хлопку карточку соседу справа, проверяют предыдущее слово, вставляют букву в следующее слово, передают карточку дальше. Затем собирают карточки, меняются с другой группой.)
(1–2-я, 3–4-я) проверяют, меняются обратно и показывают сигнал «Мы готовы».
Учитель:– Обсудите выполнение задания в группе. Оцените работу: всё правильно – зелёный круг, одна ошибка на карточке – жёлтый, две ошибки на карточке – красный.
Учащиеся в группах обсуждают результаты, закрашивают круг на листе самооценки (см. Приложение 1) выбранным цветом и показывают сигнальный кружок.
Учитель: – Молодцы!
– Ребята, вспомните последнее слово на карточке (чай, чудо).
– Какую новую букву вы встретили? Какую букву вы вставили после неё?
III. Постановка учебной задачи.
Учитель:– У нас появилась проблема! О чём мы сегодня будем говорить на уроке, чтобы её решить?.. Мы должны всё узнать о звуке [ч'] и букве ч, а также о сочетании ча, чу.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие новых знаний).
Учитель:–– Попробуем вместе открыть новые знания о звуке [ч']. Внимание группам! Откройте конверт № 2.
1-я группа.
Откройте азбуку на с. 134 (Р.Н. Бунеев и др. "Моя любимая азбука"). Сделайте схемы-«звуковичка» Ч. Подготовьте рассказ о букве ч.
2-я группа.
Откройте азбуку на с. 134. Проведите анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, дайте характеристику звукам).
Сделайте вывод о звуке [ч'].
3-я группа.
Прочитайте слова. Какой звук в них общий? Где он стоит: в начале, середине или конце слова? Какое слово лишнее и почему?
Черника, крольчонок, кирпич, чайник, стрекочет, чертёж, мяч, целый, трубач, честность.
4-я группа.
Закончите чистоговорку. Научитесь хором произносить её. Какой звук повторяется?
Ча-ча-ча – в комнате горит … (свеча).
Ча-ча-ча – к больному вызову … (врача).
Чу-чу-чу – больного долго я … (лечу).
Чи-чи-чи – меня с ним вместе … (полечи).
Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Мы готовы».
– Послушаем ответы 4-й группы.
Оценим их.
– Послушайте и оцените ответы 3-й группы.
– Молодцы! А теперь послушайте рассказ. Если в словах будет встречаться звук [ч'], поднимайте руку.
Я знаю, что чайки живут в море, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. А ещё в чёрном чулане живёт чёрное чудовище, которое чешется и чихает от сырости.
– Какие слова со звуком [ч'] вы услышали?
Физкультминутка.
– Спасибо. Продолжаем работу.
Откройте азбуку на с. 134.
– Послушаем ответы 1-й группы.
Заполним схему-«звуковичка» Ч. (См.Приложение 2.) Оцените ответы.
– Выслушаем и оценим ответ 2-й группы.
– Найдите слоги вверху. Обозначьте цветом звук [ч'].
– Проверим. Какой слог соответствует схеме, на которой изображены рядом зелёный и красный круги?
(Ча, чу, чи, че, чё, так как [ч'] всегда мягкий.)
– Какой слог соответствует схеме, на которой изображены рядом синий и красный круги? (Звук [ч'] не бывает твёрдым.)
– Итак, расскажите, что мы узнали о букве Ч.
Рассказ в парах. Сигнал «Мы готовы». Рассказ хором.
– Обсудите выполнение задания в группе: все ли приняли участие в работе, всё ли получилось.
Самооценка.
Физкультминутка.
– Продолжим знакомство с буквой Ч. Внимание группам!
Откройте конверт № 3.
1-я группа.
Подберите стихотворения к рисункам «На что похожа буква Ч». (См.Приложение 3.)
Научитесь выразительно читать. Придумайте свой вариант. (Заготовка к рисунку «На что похожа буква Ч».)
2-я группа.
Разрежьте модель строчной буквы ч на элементы. Сколько получилось элементов? Назовите их. Приготовьте объяснение у доски.
3-я группа.
Сравните строчную ч со строчной г.
Что у них общего? Подумайте, как писать букву ч. Потренируйтесь. Проговорите объяснение, расставив название элементов по порядку: петля, крючок, штрих вверх, провисающая линия.
4-я группа.
Подумайте, как соединить букву ч с другими буквами. Соедините. Отметьте красной точкой соединение (чо че чи чу ач еч).
Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Мы готовы».
– Послушаем ответы 1-й группы... 2-й группы...
– Откройте прописи на с. 23. Подготовим руку к письму – «вращение», «курочка», обведение узора в прописи ччччччч.
– Послушаем ответ 3-й группы.
Далее учитель показывает написание буквы ч на доске(См.Приложение 4.), дети пишут в воздухе, тупым концом ручки на ладони и в прописи.
Письмо в прописи: ч ч ч ч ч ч/ч/г ч г ч ч чч ч чч.
Физкультминутка (моторика).
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
– Послушаем ответ 4-й группы.
Письмо в прописи: чо ча че чу чи чё ча ач ич еч ёч уч чк чн.
Взаимопроверка в парах: подчеркнуть простым карандашом самую красивую букву, самый красивый слог.
Итак, с написанием какой буквы вы познакомились? -Обсудите выполнение задания в группе.
Самооценка.
– Откройте азбуку на с. 134. Прочитайте столбики слов.
– На какие две группы можно разделить слова с выделенными слогами? (Группы ча, чу.)
– Почему эти сочетания являются опасными? (Звук [ч'] всегда мягкий, и мы можем по ошибке написать буквы я и ю, которые указывают на мягкость.)
– Вспомните последние слова из словарного диктанта. Какое правило надо запомнить?
(Ча пиши с буквой а. Чу пиши с буквой у.) – Проговорим это правило хором…Вот оно – маленькое чудо. Мы открыли для себя новые знания!
V. Первичное закрепление.
– Откройте прописи на с. 23. Найдите слова с сочетаниями ча, чу.
– Прочитайте их. В прописях девочки пишут слова со слогом ча, мальчики – слова со слогом чу.
– Подчеркните орфограмму простым карандашом.
Взаимопроверка в парах.
– А теперь в группах придумайте коротенькую сказку о том, как буква ч подружилась с буквами а и у:
1-я и 2-я группа – ча, 3-я и 4-я группа – чу.
– Послушаем сказки.
Оценивание групп.
– Итак, с каким правилом вы встретились? (Ча пиши с а, чу пиши с у.)
– Обсудите выполнение задания в группе.
Самооценка.
Физкультминутка.
VI. Повторение. Упражнения в чтении.
– Сегодня мы очень много узнали о букве ч. Но мы ещё не знаем, что буква ч «почемучка». Как вы думаете, почему?
– Откройте азбуку на с. 134. Прочитайте вполголоса рассказ «Буква-почемучка».
– О какой букве идёт речь?
– Как её называют авторы? Почему?
– А теперь вы отправляетесь в этот текст «на разведку», каждая группа со своим заданием. Внимание группам! Откройте конверт № 4.
1-я группа.
Найдите в тексте слова: перевёрнутый, чаепитие, надоедливую, бормочет. Прочитайте слова хором. Зачитайте предложение. Как вы понимаете выделенное слово?
2-я группа.
Найдите однокоренные слова к слову чай. Докажите, что они однокоренные. (Что обозначает каждое слово?)
3-я группа.
Ответьте подробно на вопрос: "Почему букву ч назвали буквой-почемучкой?" Хорошо это – быть почемучкой?
4-я группа.
Найдите предложения с вопросительным знаком. Подчеркните вопросительный знак. Научитесь читать с вопросительной интонацией.
– Слушаем ответы групп, дополняем, оцениваем.
(На этом этапе можно добавить упражнения в выразительном чтении текста, дать образец чтения учителем или сильным учеником.)
– Обсудите выполнение задания в группе: все ли читали текст и участвовали в беседе.
Самооценка.
VII. Рефлексия деятельности.
– Ребята, давайте подведём итог нашей работы. Что нового вы узнали? Что особенно понравилось на уроке? Какая работа вызвала интерес? Что получилось?
– Подведите итог работы в группе.
Самооценка. Листы самооценки вывешиваются на доску.
– Мне очень понравилась: активная работа … группы, безошибочная работа … группы, аккуратная работа… группы, внимательная работа …группы.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 3
На что похожа буква
Буква Ч сказала: "Есть!" Отдала кому-то честь. |
| Ч с четвёрткой так похожи! Буква с цифрой?! Ну и что же?! Удивляешься чему ты? Просто их не надо путать. |
Первой букве в слове "ЧТЕНИЕ", Букве Ч моё почтение! |
В чайной чайка с черепашкой Чаевали чаем с чашки. Чайничек - для черепашки, Чёрный чай для чайки в чашке! |
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. 1 класс. Тема"Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши".
Урок литературного чтения. 1 класс. Тема "Твёрдый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"....
Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"
Урок русского языка в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....
Конспект урока обучения грамоты " Обобщение: непарные по глухости-звонкости звонкие согласные звуки и буквы
Урок построен в соответствии с ФГОС....
Презентация к уроку обучения грамоты " Обобщение: непарные по глухости-звонкости звонкие согласные звуки и буквы"
ПРезентация к уроку обучения грамоты...
Технологическая карта открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».
Тема Гласный звук [ы], буква ы. Педагогическая цель Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи Обучающая: - познакомить с нов...
Урок обучения грамоте «Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука».
Цеели урока :расширить знания о многозначных словах, учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов, развивать речевую и мысл...
Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 «Б» классе Тема урока: «Звуки [р] [р,], обозначение их буквой «Р р» Дата проведения: 14.10.2019г.
Технологическая карта урока по обучению грамоте...