Конспект интегрированного урока обучения грамоте и музыки "Сказка в народном творчестве"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Данный урок является связующей нитью двух разных тем, изучаемых в первом классе на уроках музыки и обучения грамоте. Это темы: "Русские народныые музыкальные инструменты" и "Фестиваль русских народных сказок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_skazka.doc | 49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок обучения
грамоте и музыке в 1 классе
«Сказка в народном творчестве»
( урок- закрепление пройденного материала)
Дата проведения
19 ноября 2013год
Кухина Галина Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №9»
г. Алексина Тульской области
Цели урока следующие:
образовательные: обобщение первоначальных знаний о сказках, знакомство со старинными русскими музыкальными инструментами, формирование у учащихся теоретического знания о связи музыки и литературы;
развивающие: развитие творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить, развитие воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости, способности к открытию;
воспитательные: воспитание музыкальной культуры, чувства уважения к культуре своего народа, формирование умения чувствовать красоту музыки и русской речи.
Ход урока
Постановка задачи
-Ребята, попробуйте определить о чём пойдёт речь сегодня на уроке
( звучит музыка «В гостях у сказки» + картинка с анимацией)
Слайд №1
Слайд №2
- Действительно, ребята, сегодня мы с вами поговорим о сказках. Но урок сегодня необычный. Мы не только обобщим свои знания о сказках, но и поговорим о роли музыки и сказки и познакомимся с некоторыми музыкальными инструментами. Ну, что ж , вперед!
( Щелчок, муз на 2 слайде)
- О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати , подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка
- Любите ли вы сказки, ребята
- какие сказки вам особенно запомнились
- Кто из вас самостоятельно читает сказки
- А любите ли вы, когда сказку вам читает мама или бабушка
- А почему?
- Любите ли вы смотреть сказочные мультфильмы или сказки
- А замечали ли вы, что сказки всегда сопровождаются музыкой
- А для чего
Работа в группах
-Повернитесь друг к другу так, чтобы образовались группы, откройте конверты. И соберите из рассыпавшихся слогов названия сказок
Зо луш ка Дюй мо воч ка Кот в са по гах Сне гу роч ка Ко ло бок Реп ка Те ре мок
- В честь каждой правильно угаданной вами сказки я зажгу на доске огонек. Огоньки будут разного цвета. Догадайтесь, почему ( дети приходят к выводу, что сказки делятся на авторские и народные, называют авторов литературных сказок)
Слайд №3
- У каждого народа есть свои сказки: у французов- французские, у немцев- немецкие, у поляков – польские. В какое государство отправимся мы, вам подскажут музыкальные инструменты
( щелчок на слайд № 3 колокольный звон)
- Вы узнали этот музыкальный инструмент? ( ответы детей)
Слайд №4
- А когда звонят колокола? ( ответы детей)
- Колокол- один из самых старинных музыкальных инструментов. Никто сегодня не может с достоверностью сказать, где и когда появились колокола. Но церковный звон сопровождал человека всю его жизнь. Колокол вещал о радостных и печальных событиях, служил своеобразными часами в старые времена. Колокола предупреждали об опасности, нападениях врагов, пожарах, военных победах, венчаниях. Разговаривает колокол при помощи языка. А как вы думаете, где у него язык? ( ответы детей)
-А в какое государство нас привели колокола ( Россия- Русь)
Слайд №5
- Подумайте, какая звуковая схема соответствует слову Русь. Докажите.
Слайд № 6
- Вот она, красавица Русь, с белокаменными Кремлями, мощными стенами, златоглавыми соборами. Великая Русь, гордая Русь, непобедимая Русь. А еще ее величают колыбелью русских сказок.
- Очень часто на старинных русских площадях можно было встретить человека с музыкальным инструментом в руках. Он с любовью касался его струн и под звук мелодии говорил сказку. Ребята, а какими словами обычно начинается сказка ( Жили- были…, в некотором царстве…)
- Как ребята, одним словом назвать начало сказок? (зачин)
-Ну, а теперь послушайте звучание музыкального инструмента и догадайтесь, что это?
(Щелчок , музыка гуслей, дети угадывают)
- Гусли – струнный музыкальный инструмент. Перед вами щипковые гусли. Позже появились клавишные
Слайд №7 «Садко»
-Узнали ли вы, дети, этого сказочного героя?
- Кем он был? Кто помог ему разбогатеть?
- А почему Садко оказался в плену у морского царя?
- кто помог ему вырваться из плена?
- Что Садко построил в память об этом святом?
- А теперь послушайте фрагмент музыки, который звучит в сказке «Садко». Сумеет ли музыка подсказать вам , что происходит в сказке в этот момент?
Слайд 7 , музыка ( беседа о характере музыки)
Слайд №8 (Отрывок фильма- сказки «Садко»)
- Оказывается, музыка очень красноречива и умеет рассказывать без слов.
Слайд №9 ( фото рожка)
- Знаком ли вам этот музыкальный инструмент? Кто обычно играет на нем в сказках? Из чего сделан рожок? ( ответы детей)
(Музыка по щелчку)
- Удивительное слово рожок. В русском языке его называют многозначным. Почему? Какое еще значение может иметь слово рожок или рожки? ( ответы детей)
Слайд 10 ( Многозначность слова рожок)
- Звучит рожок, звенит рожок, он в сказку нас ведет , дружок.
- Сейчас нам предстоит угадать сразу несколько сказок. А сколько их вам подскажет магическое число в русских сказках. ( три)
Слайд 11 ( текст)
- Прочтите фрагмент сказки и угадайте ее название.
Слайд 12 («Снегурочка»)
Слайд 13 ( текст)
Слайд 14 ( «Маша и медведь»)
Слайд 15 ( текст)
Слайд 16 ( «Царевна- лягушка»)
- Соотнесите названия сказок со схемами
Слайд 17 ( стрелки)
Релаксация
- А сейчас, ребята, я приглашаю вас в чудесное, таинственное местечко. Закройте глаза и представьте себе : вечереет…Затихает природа, ветер пропадает куда-то . Пахнет спелой рожью, сеном, хвоей, рекой. Тишина… Далеко слышно, как брякнуло у колодца ведро, как крякнула утка у реки. В такие минуты невольно чего-то ждешь. И тут в сумерках раздается звук. И до т ого он поражает неожиданностью, что не можешь понять, на чем играют. А может быть, это кто-то поёт?! Откройте глаза и послушайте.
Слайд № 18 ( река)
Слайд №19 ( дудочка)
-А ну-ка, угадайте , кого привела к костру дудочка?
Слайд №20 ( схема слова Леший)
-Что вы можете сказать о слове по этой схеме( ответы детей)
- А я добавлю, что этот персонаж мужского рода. Теперь попробуем открыть буквы
Первый звук в этом слове такой же, как и первый звук в слове лето.
Какой буквой обозначим его. Последний звук в слове такой же, как последний звук в слове рой. Кто же это?
Слайд № 21 ( Леший) Беседа о Лешем
- А вот второй герой, точнее героиня. Первый слог в этом слове такой же как и первый слог в слове кино.
Второй слог точно такой же. Кто это? ( ответы детей)
Слайд 22 ( Кикимора)
Слайд 23 ( герой или героиня)
- Кто же третий? Герой или героиня? ( ответы детей)
- Оставьте только трехсложные слова и вы узнаете, кто это.
Слайд 24 ( Баба- Яга)
- Ну, а теперь задание по рядам. Попробуйте определить лишнюю сказку и докажите это. ( ответы детей)
Слайд № 25 ( бытовые, о животных и волшебные)
- Но вернемся к музыке. Удивительная вещь музыка. В ее звуках можно услышать и писк мышки, и рев медведя, и свист Бабы –Яги. Но музыка способна озвучить даже неживые предметы. Сейчас на слайде появятся три предмета. Догадайтесь, какие.
-Кто знает эту сказку с детства,
Поймет , о чем я говорю.
Какое транспортное средство
Емелю привело к царю ( Ответы детей)
Слайд №26 ( печка)
- Это скатерть знаменита тем,
Что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна ( ответы детей)
(Щелчок, открывается самобранка)
- В чащобе густой , среди мхов и болот
Есть домик, в котором старуха живет,
Ну, плохонький домик, и все б ничего,
Но ноги куриные есть у него
(Щелчок, избушка)
- А теперь послушайте фрагмент музыки и догадайтесь, какой из этих предметов озвучен. ( ответы детей, делятся своими впечатлениями о музыке)
Слайд №27 ( фрагмент мультфильма)
- Ребята, а какими словами обычно заканчивается сказка? Как назвать это одним словом ? ( концовка)
- Ребята, сегодня мы с вами обобщили первоначальные знания о сказках. Познакомились с русскими народными музыкальными инструментами и научились слышать, о чем рассказывает музыка. Я думаю, вы поняли, что эмоции можно выражать по разному. Сказочник выразит свои мысли словами, а композитор - музыкой. Читайте сказки. Вслушивайтесь в музыку. И мир раскроется перед вами в самых ярких красках.
Слайд №» 28 ( Спасибо за работу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока обучения грамоте «Закрепление пройденного материала. Чтение и письмо предложений с изученными буквами»
Конспект интегрированного урока чтение+письмо в период обучения грамоте в 1 классе по теме "Закрепление пройденного материала. Чтение и письмо предложений с изученными буквами". УМК "Школа Росси...
Интегрированный урок по окружающему миру, литературе (устному народному творчеству) и технологии
Ознакломление с русскими народными традициями....
Конспект интегрированного урока обучение грамоте и окружающего мира.
Данный конспект урока разработан с учетом требований ФГОС.УМК "Школа 2100"....
Открытый интегрированный урок "От чистого сердца" ( о русском народном творчестве)
Русская песня, русский танец и русские народные инструменты - герои обобщающего урока....
Конспект интегрированных уроков обучения грамоте в 1 классе. "Знакомство с согласными звуками [д] и [д`]. Буква Дд"
Предмет: обучение грамоте русский язык и литературное чтение(2 урока по 45 минут)Тип урока: открытие новых знанийТема: «Знакомство с согласными звуками [д] и [д`]. Буква Дд» Цели:-Поз...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»
Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т» Цель: формирование понятия о согласных звуках [т] [т’], букве &laqu...
Конспект интегрированного урока обучения грамоте и письму "Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б»"
Цели деятельности учителя: Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими бу...