Интегрированный урок ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ и ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 1 классе Тема урока: Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`].
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России". Тема " Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`]. На уроке учащиеся знакомятся с новыми буквами и звуками, расширяют представления и интерес к окружающему миру. На уроке используется мультимедийная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 имени О.А. Морозова».

Интегрированный урок

ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ и ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

в1 классе

Тема урока: Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки

[г], [г`].

Учитель начальных классов:

Фатьянова Светлана Алексеевна

Ефремов

2009 год

Тема: Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`]. 

Цели урока:  

формировать навыки правильного слогового, выразительного и сознательного чтения; познакомить учащихся с новыми буквами, звуками; способствовать развитию фонематического слуха; прививать интерес и любовь к чтению;

развивать связную речь, мышление, внимание, память;

воспитывать  бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру.

 Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа; медиапроектор, учебник “Русская азбука”,  набор карточек (красный, зелёный, синий цвета).    

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Наш звоночек прозвенел,

Словно песенку запел:

«Вы, ребятки, поспешите,

Урок вовремя начните.

Слушайте внимательно,

Работайте старательно».

– Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей.

– Улыбнитесь им.

Слайд № 4.

-  Посмотрите, как весело улыбается солнышко, и я надеюсь, что такое хорошее настроение вас будет сопровождать на протяжении всего урока. 

2. Постановка целей.

- Сегодня мы изучим новые звуки и обозначим их буквами.

-Научимся читать слова с этими буквами. А вот с какой – пока секрет.

3. Речевая разминка.

-  Чтобы правильно читать и быстро отвечать, давайте мы с вами,  выполним речевую разминку и разучим скороговорку. Слушайте меня внимательно.

- Произносим скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.

До города дорога в гору,

От города с горы.

         1 раз проговариваем четко и медленно все звуки.

2 раз – печально.

3 раз – с радостной интонацией.

4 раз – быстро.

- Какие звуки в скороговорке встретились чаще всего?

  1. Знакомство с темой урока.

- Мы сегодня познакомимся с новыми звуками [г] и [г,] и узнаем, какой буквой они обозначаются.

  1. Слого-звуковой анализ слов «гриб» и «гири».

Слайды № 5, № 6.

- Прочитайте и отгадайте загадку. (Дети читают.) 

  Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы.

- Сколько слогов в слове «гриб»? Почему?

- Назовите 1-ый звук?  Произнесём этот звук вместе.

- Дайте характеристику звуку. (Согласный, твёрдый, звонкий).

- Составьте  схему этого  слова у доски.

Слайд № 7.

   -  Сколько слогов в слове «гири»? Почему?

- Составьте  схему этого  слова у доски.

- Назовите 1-ый звук? Произнесём этот звук вместе.

-  Дайте характеристику звуку. (Согласный, мягкий, звонкий).

- Дайте  общую характеристику звуку характеристику звуку [г] – (согласный, звонкий, бывает твердым или мягким).

- А кто знает, какой буквой могут обозначаться  звуки [г] и [г,]?.

Слайд № 8.

- Эти звуки обозначаются буквой Г (гэ).

  1. Игра «Угадай звук». 

Слайд № 9.

- Запомните и  найдите лишний предмет.

груша                гусеница          градусник

гитара         грузовой  автомобиль    

     

- Какой  предмет оказался лишним? Почему?

  1. Чтение слогов.  

Слайд № 10.

Га – Га – Га  (хором)

Гу – Го – Гу   (1 ряд)

Ге – Гы – Ге   (2 ряд)

Ги – Гя - Ги   (3 ряд)

- А сейчас мы с вами прочитаем слоги, где встречается буква Г.

- Читаем хором, а затем по рядам.

-  Зачитайте слог, где  слышится мягкий звук [г,].

  1. Упражнение в чтении слов на стр. 123.

- Откройте учебник на стр. 123.

- Прочитаем вверху слова по цепочке.

- Чем отличаются слова «Корзина», «Корзинка»?

- Прочитайте слова, в которых  1 слог, 2 слога; 3 слога.

- Прочитайте слова с ударением на 2-ом слоге, на 1-ом слоге.

- Прочитайте слова, в которых слышится мягкий звук [ г,].

Слайды № 11, № 12.

 - Сегодня мы отправляемся с вами в Царство грибов.

-Какие грибы на букву Г вы знаете? (Грузди, горькушка).

 Слайд № 13.

  1. Физминутка «Грибы».

Мы по лесу шли, шли                   (дети маршируют)
Белый гриб нашли.                       (разводят руками)
Раз - грибок, два – грибок            (наклоны)
Вот и полный кузовок.                 (показывают руками)

  1. Упражнение в чтении текста стр. 123.

Чтение рассказа по цепочке.

Задание сильным детям на карточках.

- Сейчас мы будем читать по цепочке текст на стр. 123.

- Внимательно слушайте и придумайте название к этому тексту.

- Как его можно озаглавить?

Анализ  рассказа.

- С чем вернулись дети домой? (С грибами)

- Какие грибы лежали в корзинке у Гали? Прочитайте это предложение. (Боровики.)

-А что набрал Гена? (Поганки.)

- Можно ли Гену назвать горе-грибником? Почему?

- Найдите восклицательные предложения.

- Как по-другому называется боровик?

 Слайд № 14.

- Чтение стихотворения детьми.

  1.  Игра «Собери слово».

- Грибов - очень много. Стоит только присмотреться и открывается удивительный мир грибов. Разной формы и расцветок.

Слайд № 15.

-Угадайте, какой грибок спрятался?  (Подберёзовик.) 

  1.  Работа по книге, составление рассказа.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 122-123  и определите тему нашего будущего рассказа.

-Кто из вас самый наблюдательный, кто живёт в самом маленьком домике?

-Составьте рассказ на тему: «Город Грибов» или «В царстве грибов».

  1.  Работа над деформированным текстом.

Игра «Помоги Буратино».

 Слайд № 16.

- Ребята, Буратино совсем запутался, все слова в предложениях перемешались. Давайте ему поможем.

- Буратино благодарит вас за помощь.

  1.  Знакомство с однокоренными словами.

 

                                                                                                           …риб

                                                                                           …   рибок

                                                                                           …   рибник

                                                                                             …рибной суп

- Как называют людей, которые собирают грибы?

Слайд № 17.

Слайд № 18.

 – Как называют суп с грибами?

- Как называется маленький грибок?

- Грибок, гриб, грибник, грибной  все эти слова образованы от слова гриб и называются родственными или однокоренными. 

Слайд № 19.

- Как называются грибы, которые вы сейчас видите?  

- Да, это съедобные грибы. 

- Эти все грибы растут в наших краях.        

Слайд № 20.

- Как называются эти грибы?

- Да, это ядовитые грибы.

-  Почему их так называют?  

           - И их тоже можно встретить в наших лесах. Поэтому при сборе грибов надо быть очень внимательными, не знаешь грибы лучше не брать. 

          - Чем полезны грибы? (Пища, лекарство, украшение леса.

             Дружат с деревьями)

  - А для чего нужны ядовитые грибы?

 Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь!
Можешь ты помочь живому
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а рекам течь.
Ты на свете самый главный,
Значит, должен всех беречь!

БЕРЕГИТЕ, наряд нашей планеты  - ПРИРОДУ! Бережно относитесь к её богатствам животным, растениям, грибам.

  1. Чтение текстов сильными детьми.

- Некоторые ребята читали другие тексты, послушаем их.

Текст. Грибы – это не только то, что растет под елкой и на поляне. Пушок плесени на кусочке  хлеба – это гриб. Пятна на листьях деревьев – тоже грибы. Разнообразен мир грибов! Всем известные дрожжи для выпечки хлеба – тоже грибы. Серый налет на ягодах крыжовника – это тоже грибы.

Слайд № 21.

Обобщение.

1.     - В старые времена мало кто знал секрет приготовления кефира. Люди сложили легенду, будто в горах, на границе вечных снегов живет чудо-растение. Брось его зерна в кувшин с молоком – молоко превратится в целебный и вкусный напиток. На самом деле, вкусный кефир готовит кефирный грибок.

2.        -  На одном кефире сыт не будешь. Возьмем булочки. Такими пышными их сделал дрожжевой грибок-хлебопек. На пользу человеку работают: грибы-хлебопеки, грибы-сыровары, грибы-пивовары, грибы-маслоделы. А есть грибы, которые человек взял себе в союзники в самом важном: в борьбе за жизнь.

15. Физминутка.

Вы грибочки собирали

И немножечко устали.

А сейчас мы дружно встанем

Отдохнём мы на привале.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поднимись.

Руки вверх и ручки вбок

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку

Молодцы мои детишки.

Замедляйте, дети, шаг.

И на месте стой вот так.

А сейчас мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно.

  1.  Игра: «Угадай, чей это лист».

- Где растут грибы?  (В лесу.)

- В народе говорят: «Лесу нет, и гриб не родится».

Слайд № 22.

-  Я  предлагаю игру: «Угадай, чей это лист?»

- Лист, какого дерева изображён? 

- Как называют грибы, которые растут под осинами? (Подосиновики.)

  1.  Работа над пословицами. 

Слайд № 23.

- Прочитайте пословицу.

-Почему так говорят?

-Объясните смысл пословицы.

 

  1. Упражнение на развитие речи.

Составление рассказа по картинке. 

Игра: «Словесный художник»

Слайд № 24.

- Прочитайте слова.

- Какой одной темой их можно объединить?

- Составьте рассказ на тему: «Зима», используя эти слова.   

 (Примерный текст.  Небо покрыто облаками. Идет снег. Саша и Гена катаются на санках. Наташа и Галя лепят снеговика. На рябине сидят снегири. Они клюют ягоды.)

Рассказ детей.

- Закройте глаза и постарайтесь представить картину, которые «нарисовали» ваши одноклассники.

- Кому картина понравилась.

- Картина получилась красивая, потому что вы работали дружно, были внимательными, старательными. Я думаю, что зрители по достоинству оценят ваше творчество.

  1.  Итог урока. Рефлексия.

Слайды № 25,  № 26.

Быстро пролетел урок,

Подведём быстрей итог!

Чем сегодня занимались,

В чём с охотой упражнялись?

Что узнали и познали,

Почему умней вы стали!?

- Поднимите руки, кто сегодня узнал много нового и остался доволен  своей работой.

- У кого такое же хорошее настроение как у солнышка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок : ознакомление с окружающим миром 1 класс . Тема урока «Растения леса. Деревья, кусты, травы».

Урок : ознакомление с окружающим миром  1 класс .Тема урока  «Растения леса. Деревья, кусты, травы».Цель:  Сформировать понятия: дерево, куст, трава.Задачи :- учить различать дере...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....