Интегрированный урок обучения грамоте.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Интегрированный урок чтения и письма в 1 классе. Форма проведения: урок-путешествие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Integrirovannyy_urok_obucheniya_gramot1.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
обучения грамоте.
Разработала и провела урок
учитель I квалификационной категории Курбатова Г. А.
Интегрированный урок обучения грамоте.
Тема: «Звуки [в] ,[в],буквы В , в»
. «Письмо строчной буквы в»
Цели: 1. Познакомить с новыми согласными звуками [ в ], [ в ] и буквами В, в;
учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах, различать
новые звуки по твёрдости и мягкости, учить писать строчную букву в,
слоги и слова с новой буквой; составлять схему предложения.
2. Развивать фонематический слух , память, мышление, речь, воображение,
мелкую моторику рук;
3. Воспитывать внимание, аккуратность, желание помогать слабым,
доброту.
Тип урока: Изучение новой буквы.
Методы и приёмы:1. Аналитико-синтетический звуковой метод.
2. Практический.
3. Наглядный.
Оборудование: лента букв, « Русская азбука» - учебник, пропись №2 , пособие
« Теремок», « Курочка с цыплятами», сказочные персонажи;
поощрительные призы: « кусочки сыра», медали, « золотой
ключик»; кусочки проволоки, «цветы васильки», «ягоды со
слогами», карточки с ребусами, схемы слов: волк, трава.
Ход урока.
- Организационный момент.
Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну « Мульти – пульти».
И встретим там много героев разных мультфильмов. Но чтобы попасть в эту
Страну мы должны вспомнить какие буквы уже изучили.
2.Повторение. Проверка дом. Задания.
Работа по « ленте букв».Ученики называют изученные буквы, дают характеристики звуков .
-Давайте произнесём волшебные слова « Крибле- крабле-бумс» 3 раза.
( Дети хором произносят слова, на доске появляется « Теремок»)
-Вспомните сказку «Теремок».Кто хотел жить в домике?
-Сейчас мы узнаем кто пришёл в наш «Теремок».
Игра «Теремок».(слайд2)
К доске выходят 3 ученика, в руках у них буквы к, т, о ,выстраиваются друг за другом. Учитель начинает игру.
-Стоит в поле теремок- теремок, он не низок , не высок. Бежала мимо буква ( ученик с буквой к в руках продолжает игру).
-Буква к обозначает согласный, глухой, твёрдый [к], мягкий [к].
-Смотрит никого нет в теремке. Вошла буква к в теремок и стала там жить.
На следующий день шла мимо ещё одна буква ( второй ученик с буквой т продолжает).
-Тук, тук, тук (стучит по доске).Кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?
( Ученик с буквой к повторяет свои слова , ученик с буквой т представляется.
-Буква т обозначает согласный, глухой, твёрдый [т], мягкий [т].
-Заходи будем жить вместе.
На следующий день шла мимо ещё одна буква.(Третий ученик с буквой о продолжает.)
-Тук, тук, тук.
-Кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?(Ученики с буквами к, т повторяют свои слова).
(Ученик с буквой о представляется.)
-Буква о обозначает гласный звук.
-Заходи буква о , будем жить втроём.
Учитель продолжает игру.
-Чтобы буквы в теремке жили дружно, они должны постараться составить слово.( КОТ.)
Дальше проводится работа со словом.
-Сколько слогов в слове кот?
От чего зависит количество слогов в слове?( От количества гласных букв в слове кот- 1 гласная буква , значит 1 слог.)
-Напечатайте слово в тетради для печатания, составьте схему слова
Дальше проводится работа со словом.
-Сколько слогов в слове кот?
-От чего зависит количество слогов в слове? (От количества гласных букв,
в слове кот – 1 гласная буква, значит 1 слог.)
-Напечатайте слово в тетради для печатания, составьте схему слова кот. ( ).
Вот и первый герой.
-Кто это? (Кот Леопольд.)(слайд3)
Он хочет послушать как вы подготовили домашнее задание.
Дети читают текст на стр. 71.
За хорошее чтение кот Леопольд вручает детям медали.
Продолжаем наше путешествие.
3.Выделение новых звуков в , в .
-Чтобы узнать кто же нас встретит следующий нужно отгадать загадки и
выделить из отгадок новые звуки.
- Сказки просят :
- А сейчас вы, друзья, узнайте нас!
Отворили дверь козлята и …пропали все куда-то!
Вот и следующий герой: волк из сказки « Волк и семеро козлят».
-Какой первый звук в слове волк?
-Какой он? (согласный, звонкий, твёрдый.)
-Докажите,что звук к согласный. (При произношении воздух встречает преграду, слышится голос и шум.)
-Слушайте следующую загадку.
-Он весел и незлобен,
Этот милый чудачок,
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх,
Этот плюшевый проказник
Медвежонок…( Винни- Пух) (На доске появляется «медвежонок»).
Он хочет знать какой первый звук в его имени.
-Какой он? (Согласный, звонкий, мягкий.)(слайды 4,5)
А сейчас разделимся на две команды. Одна команда Волка, а другая Винни- Пуха. Поиграем в игру «Камень- вата».( На определение твёрдости и мягкости нового звука.)
Учитель называет слова то с твёрдым в, то с мягким в. У учащихся первой команды сигнальные карточки с синим «глазом», а у другой с зелёным.
Если слово с твёрдым звуком, поднимают синие карточки учащиеся 1 –ой команды, если с мягким, то уч-ся 2-ой команды поднимают зелёные карточки.
Слова для игры: вилка ,варежка ,веник ,ворона ,вьюга ,ворота ,витрина(слайды 6,7)
Отправляемся дальше.
-Давайте вспомним кто же всё время вредил коту Леопольду и не хотел жить с ним дружно?(Мышата).На доске появляются «мышата с кусочками сыра».
Они приготовили для вас сказку «Мыша-водолаз».(В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Стр. 37.)
Ну а теперь можно отдохнуть. Сделаем любимую физкультминутку мышат.(слайд8)
4. Физкультминутка.
Вышли мыши как- то раз
Посмотреть который час.
1, 2, 3, 4.
Мыши дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон.
Убежали мыши вон.
5.Знакомство с буквами В, в.
Звуки в , в обозначаются буквами В, в.
-Кто знает эту букву ? Отыщите её в кассе букв.(Один ученик у доски, другие на местах.)
-Чтобы узнать кого мы встретим дальше, отгадаем ещё одну загадку.
Толстяк живёт на крыше,
Летает он всех выше. ( Карлсон.)
У него беда – сломался пропеллер. Деталь, которая вышла из строя похожа на новую букву В. Надо ему помочь.
У вас на партах лежат кусочки проволоки. Вы должны согнуть из них букву В.
Самую лучшую Карлсон возьмёт себе и наладит пропеллер. (слайд9)
Дети работают.
-Все хорошо поработали. Карлсон возьмёт все ваши буквы, а за это дарит вам «васильки», в которых вы напечатаете новую букву.( Раздаю карточки , на которых нарисованы васильки. Уч-ся внутри цветка печатают букву В.)
-Отправляемся дальше. Вот и следующий житель сказочной страны «Мульти-Пульти»- Незнайка. Он огорчён. Хотел Незнайка написать письмо своей подружке Звёздочке, но в этом слове – имени есть строчная буква в , а он не умеет её писать. Давайте вместе с Незнайкой научимся писать строчную букву в.Но прежде ,чем писать, надо «разогреть» наши пальчики.
6.Упражнения для разминки пальчиков.
1. «Пальчики здороваются.»
2. «Ползёт змея.»
3. «Согреем пальчики.»
4. «Молоточки.»
5. «Человечки пошли гулять.»
Ну вот теперь можно приступить к работе.
7. Письмо строчной буквы в.
( Показ демонстрационной карточки.)(слайды10,11)
-Посмотрите на строчную букву в.
-Назовите элементы из которых состоит эта буква. (Петля и овал.)
-Попробуем написать букву в в воздухе.
-А сейчас каждый из вас сотрёт букву в мокрым пальчиком с доски.( На доске учитель заранее пишет букву в по количеству уч-ся, дети все вместе выходят к доске и выполняют задание.)
-Ну вот теперь можно начинать работу в прописи.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу .
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-Обведите элементы буквы в.
-Нарисуйте узор «волны»
-Напишите букву в по элементам.
-Обведите по точкам букву в у водолаза.
-Напишите букву в в прописи.
-Напишите букву в с верхним соединением.
-Под самой правильной и красивой буквой поставьте точку.
Сами научились и Незнайку научили. Теперь он смело может писать письмо Звёздочке.
8. Чтение слогов.
Сейчас мы будем читать слоги с буквой В. А помогут нам в этом курочка с цыплятами.
Игра « Курочка с цыплятами».(Пособие.) (слайд12)
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки.
- Цып, цып, цып! Сюда! Сюда!
Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А, прочитали дети ВА.
Прибежал задорный О, прочитали дети ВО.
Прибежал упрямый У, прочитали дети ВУ.
Прибежал зазнайка Ы, прочитали дети ВЫ.
Прибежал красавец И, прочитали дети ВИ.
(Учитель говорит стихи и показывает на буквы. Дети хором читают слоги.)
-Вспомните к кому всегда обращались за советом Винни – Пух и его друзья? (К Мудрой Сове.)
-А вот и она.Она тоже хочет с вами поиграть в игру «Слоговой аукцион».В награду получите «вкусные ягоды».
Учитель показывает слоги, написанные на обратной стороне ягоды, дети самостоятельно читают слоги и придумывают слова с этим слогом .Выигрывает и
получает ягоду тот , кто называет последнее слово.(слайд13,14)
-Откройте учебник на стр. 73 и проверьте друг у друга, как научились читать слоги.
Работа в парах.
9. Письмо слогов в прописи стр. 28.
Чтобы узнать кого встретим сейчас , отгадайте загадку.:
У отца был мальчик странный,
Необычный –деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это ? (Буратино.)
Вы знаете , что Мальвина учила писать Буратино, но так и не научила.
Может быть мы сможем увлечь его, научить писать красиво и правильно.
Учитель напоминает правила посадки при письме.
-Прочитайте слоги с верхним соединением. (ви, вы, ву.)
-Напишите их.
-Прочитайте слоги с нижним соединением.(во, ва.)
-Напишите их.
Поработали на славу. Буратино очень понравилось. Он дарит вам «золотой ключик» от
Страны Знаний.(слайд15)
10.Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Влево , право повернулся,
И ещё раз нагнулся.
Руки протянул , шаг шагнул,
Руки в стороны развёл-
Ключик видно не нашёл,
Чтобы ключик нам достать Надо на носочки встать.
Ключик достали , теперь продолжаем наше увлекательное путешествие.
11.Чение слов и текста с новой буквой.
-Подумайте и скажите, кто ещё охотился за золотым ключиком в сказке «Приключение
Буратино»? (Карабас- Барабас.)(слайд16)
А вот и он. Он хочет забрать у нас «золотой ключик» и считает, что мы не достойны иметь его у себя. Чтобы доказать обратное , мы должны показать Карабасу- Барабасу как мы умеем читать и работать с текстом.
-Прочитаем по цепочке слова в столбиках на стр. 73.
-Прочитайте самостоятельно текст.(Чтение вполголоса.)
-Какие слова из столбиков встретились вам в тексте?(Выборочное чтение.)
-Прочитаем рассказ вслух.(По цепочке.)
-Как звали ребят?
-В какую игру они играли?
-Придумайте название рассказа.( Игра в футбол., Интересная игра.)
Чтение пословиц на стр.72 сильным учеником.
-Как вы понимаете смысл пословиц.( Объяснение пословиц уч-ся.)
-Карабас- Барабас остался доволен вашей работой и оставляет вам «золотой ключик». (слайд17)
12.Работа в прописи. Письмо слов и предложений с новой буквой.
-Следующие жители этой сказочной страны появятся если вы отгадаете загадку: (слайд18)
С бородой родится,
Никто не дивится. (Козёл.)
Появляется картинка с изображением 7 козлят. (слайд19)
-Из какой они сказки?
Они приготовили вам ребусы . Отгадайте их.(Волк, трава.)
Смотри презентацию слайд 20.
-Отгадали первое слово. Составьте его в кассе букв.
-Отгадали второе слово . Тоже составьте в кассе букв.
На доске две схемы. Соотнесите слова со схемами. Найдите эти слова в прописи.
Посмотрите как соединяются буквы в словах. Проводится анализ каждого слова.
-Напишите красиво эти слова.
-Прочитайте предложение.
-Сколько слов в предложении?
-Как пишется первое слово в предложении?
-Чем заканчивается предложение?
-Составьте схему этого предложения. Запишите предложение.
13. Развитие речи.
Вот и заканчивается наше путешествие по сказочной стране « Мульти - Пульти».
В благодарность за то, что нас здесь хорошо принимали давайте сочиним рассказ про жителей этой страны.
Уч-ся составляют рассказ по картинке в азбуке на стр.72-73.
14.Итог урока
15.Домашнее задание. Читать слова и текст на стр. 72-73.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте "Щелкунчик и Мышиный король"
Урок закрепления написания буквы Щ, знакомство с сочетаниями Ща и Щу, работа над звуко-буквенным анализом слов....
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
Интегрированный урок: обучение грамоте - изобразительное искусство (тема: Зимняя сказка)
Интегрированный урок: обучение грамоте - изо (тема: Зимняя сказка)Цели:1)Закрепить умение характеризовать звуки, составлять слова, умение писать имена собственные с большой буквы.2) Познакомить ...
Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе . Программа 1-4 «Школа России». Тема: Звук [ш]. Письмо строчной буквы ш.
Цели: Познакомить детей с новыми буквами и звуком. Формировать навыки чтения, учить работать с текстом. Развивать мелкую моторику рук, фонематический слух, внимание, память, речь. Воспи...
Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».
Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...
Интегрированный урок (обучение грамоте и письму). Тема урока: «Звук ч’. Буквы Ч, ч».
познакомить детей с согласным глухим звуком ч’; учить чтению слогов, слов, пословиц; сформировать в памяти первоклассни-ков четкий зрительный образ строчной буквы ч;научить писать её и соединять с дру...
Интегрированный урок ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ и ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 1 классе Тема урока: Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`].
Конспект интегрированного урока обучения грамоте и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России". Тема " Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`]. На уроке учащиес...