Интегрированный урок чтения и письма. Знакомство с буквой Зз.Письмо букв Зз.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Смирнова Светлана Ивановна

Урок по программе "Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_cht_i_pisma.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК   В 1 КЛАССЕ

ТЕМА.

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ З (з).

ПИСЬМО ПИСЬМЕННЫХ БУКВ З (з).

ЦЕЛИ:

Формировать фонемные умения: различать звуки и буквы, гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки.

Познакомить с буквой З (з) и звуками, которые она обозначает.

Формировать графические навыки.

Формировать и совершенствовать способ чтения.

Развивать мышление, память.

Формировать навык самостоятельной работы.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с буквами, рисунки и фишки для

                                                         звукового разбора, карточка с буквой З (з),

                                                         пособие «окошки» у детей, сигналы для обратной

                                                         связи

I. Организация класса

II. Повторение изучаемого

- Ребята, мы отучились с вами два месяца, но уже многое знаем и умеем.

- Давайте вспомним, какая разница между звуками и буквами? (Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем).

- Кто может объяснить, что такое буква?

(Буква – это символ, знак для обозначения звука на письме).

- На какие группы можно разделить все звуки? (Гласные и согласные).

- Как из можно различать?

(Когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит свободно, когда произносим согласные, воздух встречает преграды).

- У меня есть два мешочка со всеми изученными нами буквами, но в них надо навести порядок: проверить, все ли буквы на своем месте.

(У доски работает 1 ученик)

                  гласные              согласные

- А пока …. Наводит порядок в, мы с вами вспомним, на какие группы можно разделить все согласные звуки? (Мягкие и твердые).

- Поиграем в игру «Медведица и медвежата». Они очень любят петь песенки.

- Но у мамы – медведицы в песенке все согласные – твердые, а у медвежат – мягкие. Я буду за медведицу, а вы за медвежат.

                       Учитель:                                                   Ученики:

                  - Ла – ла – ла                                               - Ля – ля – ля

                 - Ду – ду – ду                                               - Дю – дю – дю

                - Нэ – нэ – нэ                                               - Не – не – не

               - То – то – то                                             - Тё – тё – тё

              - Ры – ры – ры                                             - Ри – ри – ри

             - Са - са – са                                                - Ся – ся – ся

- Молодцы!

- А теперь приготовим «сигналы», проверим порядок в мешочках.

                                                                 (Дети сигналят зеленым кругом, если все

                                                                 правильно)

- Какие буквы поменял местами?

(И, Э, Й, Г)

- А теперь поиграем в игру «Найди свой домик». Дети с 1 ряда, возьмите гласные буквы из нашего мешка.

- Итак, был солнечный день, гласные пошли погулять, но вдруг набежала тучка, и пошел дождик. Гласные разбежались по своим домам.

           (Два ученика держат силуэты домиков: зеленого и синего).

      (Дети должны встать за зеленым или синим домиком по принципу правописания

                                  гласных после мягких и твердых согласных).

                                    а  о  у  ы  э

                                                                    я  ё  ю  и  е

                     

- А теперь «домики» пусть проверят, не попал ли к вам чужой жилец?

(Дети, если видят ошибку, сигналят красным кругом).

- Опять выглянуло солнышко, гласные пошли гулять парами. Выберите свою пару. Кто первый? Назовите себя. (а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и).

- Молодцы, вы показали хорошее знание изученного материала.

Ш. Звукобуквенный анализ

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новыми звуками и буквой, которая их обозначает. И начнем со звукобуквенного разбора слова, которое вы должны отгадать. Послушайте загадку:

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть им в прятки

На лугу среди травы.

Разлинованы лошадки,

Будто школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки

От копыт до головы.

- Правильно, мы будем делать разбор слова «зебра». Сколько звуков в этом слове?

- Покажите цифру.

-Верно, 5. Откройте учебник на с. 120.

- К доске выполнять разбор выходит….

                             (На доску вывешивается рисунок зебры над моделью слова

                             после того, как дети определят количество звуков в слове:

рисунок зебры


1 ученик работает у доски, остальные в учебнике выкладывают фишки в схему.

 (Ученик выполняет анализ слова по алгоритму)

1. Медленное произношение слова по модели, чтобы каждый звук попал в свой «домик».

2. Интонационное выделение 1 звука в слове.

3. Изолированное произношение 1 звука.

4. качественная характеристика звука:

([з`] – согласный, мягкий, звонкий).

5. Обозначение звука фишкой и буквой, если она изучена.

 6. Остальные звуки по этому же плану…

7. Прочтение слова целиком по частям, деление на слоги, постановка ударения.

- Молодец, садись!

- Посмотрите на рисунок, что это?

(Замок).

На доске:

рисунок замка

- Разбор этого слова вы сделаете самостоятельно. К доске пойдет….

(Ученик работает под занавеской).

- Проверим разбор. Сигналим.

- Поставили ударение в этом слове, разделим его на слоги. К доске пойдет….

IY. Изменение ударения в слове «замок»,

Работа над лексическим значением слова «замок»

- Посмотрите на схему, расположенную под схемой слова «замок». Чем различаются эти схемы?

(Переставлено ударение).

- Произнесите слово,  которое получится.

(Замок).

- Кто объяснит, что значит это слово?

(Замок – дворец).

- Посмотрите, у нас в классе тоже есть замок, сделанный из картона.

- Мы поменяли ударение, переставили его на другую гласную, и слово поменяло свое значение, смысл. Был замок, приспособление для запирания чего-нибудь, а стал замок-дворец.

Y. Знакомство с буквой З (з)

1. Сравнение звуков [з]  и [з` ]

- Назовите звуки, обозначенные в схемах стрелочками. Дайте им характеристику.

([з ] – согласный, твердый, звонкий,

[з` ] – согласный, мягкий, звонкий).

2. Знакомство с буквой З (з).

- Звуки [ з ]  и [з` ] обозначаются на письме буквой З (зэ). Сколько вариантов написания буквы вы видите? (4).

                                                                    Показ карточки с буквой:

- Я показываю букву, вы называете, какая она?

(З – прописная, письменная;

  з – строчная, печатная;

 З- заглавная печатная;

  з- строчная письменная).

- Посмотрите на рисунок – подсказку, назовите первый звук в слове.

(Зонт, [з ]).

- Найдите букву в классе, положите под фишку.

- В окружающих нас предметах можно заметить очертания букв.

                                                                         На доске:

                                   

- З – не просто завитушка,

  З – пружинка, крендель, стружка.

- На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра…(3)

YI. Физкультминутка 

1. Игра «3, 13, 33».

На «3» - дети хлопают в ладоши,

на «13» - стоят, опустив руки,

на «33» - приседают.

2. Игра «Живые буквы».

- Изобразите букву О, Я, Л, Р, Г, К.

3. Влево, вправо повернись,

Наклонись и поднимись,

Руки кверху, руки вбок

И на месте прыг да скок.

YII. Упражнения в слышании изученных звуков

- Придумайте слова со звуками [з ] и  [з`]

(зубр, забор, зубы, звонок, коза, глаза, звезда).

Если дети затрудняются, предложить им прослушать стихотворение, запомнить слова, назвать, определить место звука в слове.

- В звезде найдешь ты букву З,

И в золоте и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

Скороговорка: У зайки Бубу

                          Заболели зубы.

 -Попробуем повторить скороговорку медленно, а затем быстро.

- Молодцы!

YIII. Чтение слогов, слов, рассказа с буквой З (з).

1. Чтение слогов с буквой З (з) по пособию «окошки»

                                                                                (Вслух читают дети, которые не

                                                                               умели читать, придя в школу)

- Возьмите пособие «окошки», установите в первом окошке букву «з», во втором будем передвигать гласные. Читает….., мы повторяем хором.

- А теперь читаем слоги снизу вверх.

Читает….. Мы повторяем хором.

2. Чтение слогов по учебнику на стр. 120

- Читаем слоги по учебнику по столбикам «по цепочке». Начинает….

- А теперь читаем столбики слогов справа налево «по цепочке», начинает…

- На верхней строке прочитайте слоги, в которых буква «з» обозначает твердый согласный звук.

(за, зо, зу, зы, зэ)

- На второй строке прочитайте слоги, в которых буква «з» обозначает мягкий согласный звук.

(зе, зю, зи, зё, зя)

3. Чтение слов с буквой «з» на стр.120

- Прочитаем слова по столбикам.

             Зина                   знал                           глаз                      зайка

             зима                  знак                            глаза                   знай

- Какие различия в написании слов 1 столбика заметили? (З-з, н-м)

- Какое различие в написании слов 2 столбика? (последние буквы разные)

- Какая разница в значении слов 3 столбика (в количестве; один – много)

- Найдите слова, состоящие из 1 слога, среди слов верхней строки.

(Знал, глаз)

- На второй строке прочитайте слова из 2 слогов.

(Зима, глаза)

4. Чтение слов по стрелкам на стр. 121

- Составим и прочитаем слова 1 столбика сверху вниз.

                           

- Прочитаем слова 2 столбика снизу вверх.

- Какое слово встретилось дважды?

- Сколько в нем слогов? (Заноза- 3 слога).

5. Чтение слов на стр. 121 (внизу). Самостоятельная работа.

                                              (Во время самостоятельной работы учитель оказывает

                                              индивидуальную помощь)

- Прочитайте «про себя» слова в нижней части страницы. Соедините слово с соответствующей картинкой.

- Прочитайте название верхней левой картинки. (Заколка)

- Прочитайте название правой верхней картинки. (Змея)

- Прочитайте название нижней средней картинки. (Мимоза)

- Какие слова мы не прочитали? Где находятся рисунки к ним?

(Язык – в правом нижнем ряду,

  Зеркало – внизу слева).

6. Чтение рассказа на стр. 121

- Прочитайте рассказ «про себя».

- Сколько в нем предложений? (3)

- Прочитайте 1 предложение…. 2 предложение ….3 предложение….

- Прочитайте весь текст….

- Найдите слово из рассказа, которое подходит к данной модели.

(Модель к слову-на доске).

(Если дети затрудняются, предложить им обратить внимание на 1 звук (гласный) в слове).

- А почему не подходит слово «озёра?».

(В нем 2 звук – согласный мягкий, а не твердый).

IX Письмо букв Зз.

- Откройте тетрадь на стр. 16. Посмотрите на верхнюю строку, сравним печатные и письменные буквы.

                                                            (На доску перенесена странички из тетради)

(Письменные пишутся с наклоном).

- Сколько элементов в букве «З»? (2)

- Как называются? (2 правых полуовала).

- А почему буквы две? Для чего нужна заглавная?

- Придумайте имена на букву «З»?

(Зина, Зоя, Захар)

- У нас в классе есть дети, у которых в именах в середине слова есть буква «з»? (Лиза)

- А у кого в середине фамилии буква «з»?

- На следующей строке рассмотрите заглавную букву «З». Найдите точку начала движения. Покажите ее ручкой.

- Где она находится? (На 1  ниже верхней линии рабочей строки).

                                       3

- Что показывает синяя стрелка?

(Направление движения).

- Смотрим на доску, я объясню, как писать заглавную букву «З».

- Поставим точку начала движения на 1 ниже верхней линии рабочей строки.

                                                           3

                                                                (Учитель объясняет по плакату с буквой).

Закругляя, ведем вверх, касаемся верхней линии рабочей строки, закругляя, ведем вниз к пунктирной линии. Пишем нижний полуовал, закругляя, ведем вниз,  касаемся нижней линии рабочей строки, поднимаемся на 1 над ней.

                                                                                        3

- Букву пишем в воздухе на счет – раз, два.

- Приготовились, вместе со мной попробуем написать букву в воздухе.

- Выполним правила посадки под счет: 1, 2, 3, 4, 5. 6.

- Обведите букву по черточкам, напишите 1 букву сами. Сравните ее с образцом, напишите еще две буквы, не допуская ошибок. Найдите лучшую, поставьте под ней карандашом +.

- Какое различие в написании маленькой  буквы «з»?

(Она занимает расстояние от пунктирной до нижней линии рабочей строки).

- Точка начала движения находится на 1 ниже пунктирной линии, а верхний

                                                            4

полуовал заканчивается в середине расстояния от пунктирной до нижней линии рабочей строки. Нижний полуовал заканчивается на 1 выше линии рабочей строки.

                                                                                4

                                                                 (Учитель показывает образец написания

                                                                 на доске)

- Пишем 1 букву по черточкам и 3 буквы, соблюдая расстояние между ними. Сравниваем с образцом, под лучшей буквой ставим +.

                                       Физкультминутка

1. «Веселый человечек».

- Смотрим на картинки и делаем движения вместе с веселым человечком.

2. А теперь поиграем в упрямых человечков. Я называю движение, а вы делаете наоборот.

- Поднять руки вверх! Вниз, вверх, вниз.

- Встали! Сели!

- Наклонились влево, вправо!

- Голову вверх, вниз.

- Поднимите левую руку, правую!

                 X.Письмо слов с буквой З.

1. Дописывание заглавной или строчной  букв З (з)

                                                                (К доске вызывается ученик, который

                                                                 вставляет буквы в слова)

- Догадайтесь, какое задание будем выполнять дальше?

(Дописывать в слова З или з)

- Какое слово будем писать первое?

(Зима – с маленькой печатной буквы «з»?)

- Как будем писать 2 слово?

(Зоя – с заглавной буквы, это имя девочки).

- Как напишем 3 слово?

(Змея – с маленькой буквы «з»).

- Поставим ударение в словах.

К доске пойдет…..

2. Составление слов из наборов букв и запись их.

- Посмотрите на стрелки, какая буква будет первой в слове? Второй? Кто составил слово? (коза)

(Аналогично с другими словами проводится работа).

- Поставим точки под гласными, разделим слова на слоги.

                         XI.Итог урока

- С какой буквой мы сегодня познакомились на уроке? Какие звуки она обозначает?

л    и      р

м  к   н   э

ы   ю   е

о   а   я    г

ё       й   у


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.

Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»

Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»   Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [т] [т’], букве &laqu...

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и письму "Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б»"

Цели деятельности учителя: Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими бу...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ЧТЕНИЕ/ПИСЬМО В 1 КЛАССЕ ТЕМА: «Звуки [к], [к\']. Буквы К,к. Письмо строчной и и заглавной букв К,к»

Технологическая карта  интегрированного урока чтение/письмо   в 1 классеТема: «Звуки [к], [к']. Буквы К,к. Письмо строчной и и заглавной букв К,к»...