Интегрированный урок чтения и письма. Знакомство с буквой Зз.Письмо букв Зз.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 1 КЛАССЕ
ТЕМА.
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ З (з).
ПИСЬМО ПИСЬМЕННЫХ БУКВ З (з).
ЦЕЛИ:
Формировать фонемные умения: различать звуки и буквы, гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки.
Познакомить с буквой З (з) и звуками, которые она обозначает.
Формировать графические навыки.
Формировать и совершенствовать способ чтения.
Развивать мышление, память.
Формировать навык самостоятельной работы.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с буквами, рисунки и фишки для
звукового разбора, карточка с буквой З (з),
пособие «окошки» у детей, сигналы для обратной
связи
I. Организация класса
II. Повторение изучаемого
- Ребята, мы отучились с вами два месяца, но уже многое знаем и умеем.
- Давайте вспомним, какая разница между звуками и буквами? (Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем).
- Кто может объяснить, что такое буква?
(Буква – это символ, знак для обозначения звука на письме).
- На какие группы можно разделить все звуки? (Гласные и согласные).
- Как из можно различать?
(Когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит свободно, когда произносим согласные, воздух встречает преграды).
- У меня есть два мешочка со всеми изученными нами буквами, но в них надо навести порядок: проверить, все ли буквы на своем месте.
(У доски работает 1 ученик)
гласные согласные
- А пока …. Наводит порядок в, мы с вами вспомним, на какие группы можно разделить все согласные звуки? (Мягкие и твердые).
- Поиграем в игру «Медведица и медвежата». Они очень любят петь песенки.
- Но у мамы – медведицы в песенке все согласные – твердые, а у медвежат – мягкие. Я буду за медведицу, а вы за медвежат.
Учитель: Ученики:
- Ла – ла – ла - Ля – ля – ля
- Ду – ду – ду - Дю – дю – дю
- Нэ – нэ – нэ - Не – не – не
- То – то – то - Тё – тё – тё
- Ры – ры – ры - Ри – ри – ри
- Са - са – са - Ся – ся – ся
- Молодцы!
- А теперь приготовим «сигналы», проверим порядок в мешочках.
(Дети сигналят зеленым кругом, если все
правильно)
- Какие буквы поменял местами?
(И, Э, Й, Г)
- А теперь поиграем в игру «Найди свой домик». Дети с 1 ряда, возьмите гласные буквы из нашего мешка.
- Итак, был солнечный день, гласные пошли погулять, но вдруг набежала тучка, и пошел дождик. Гласные разбежались по своим домам.
(Два ученика держат силуэты домиков: зеленого и синего).
(Дети должны встать за зеленым или синим домиком по принципу правописания
гласных после мягких и твердых согласных).
а о у ы э
я ё ю и е
- А теперь «домики» пусть проверят, не попал ли к вам чужой жилец?
(Дети, если видят ошибку, сигналят красным кругом).
- Опять выглянуло солнышко, гласные пошли гулять парами. Выберите свою пару. Кто первый? Назовите себя. (а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и).
- Молодцы, вы показали хорошее знание изученного материала.
Ш. Звукобуквенный анализ
- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новыми звуками и буквой, которая их обозначает. И начнем со звукобуквенного разбора слова, которое вы должны отгадать. Послушайте загадку:
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть им в прятки
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки
От копыт до головы.
- Правильно, мы будем делать разбор слова «зебра». Сколько звуков в этом слове?
- Покажите цифру.
-Верно, 5. Откройте учебник на с. 120.
- К доске выполнять разбор выходит….
(На доску вывешивается рисунок зебры над моделью слова
после того, как дети определят количество звуков в слове:
рисунок зебры |
1 ученик работает у доски, остальные в учебнике выкладывают фишки в схему.
(Ученик выполняет анализ слова по алгоритму)
1. Медленное произношение слова по модели, чтобы каждый звук попал в свой «домик».
2. Интонационное выделение 1 звука в слове.
3. Изолированное произношение 1 звука.
4. качественная характеристика звука:
([з`] – согласный, мягкий, звонкий).
5. Обозначение звука фишкой и буквой, если она изучена.
6. Остальные звуки по этому же плану…
7. Прочтение слова целиком по частям, деление на слоги, постановка ударения.
- Молодец, садись!
- Посмотрите на рисунок, что это?
(Замок).
На доске:
рисунок замка |
- Разбор этого слова вы сделаете самостоятельно. К доске пойдет….
(Ученик работает под занавеской).
- Проверим разбор. Сигналим.
- Поставили ударение в этом слове, разделим его на слоги. К доске пойдет….
IY. Изменение ударения в слове «замок»,
Работа над лексическим значением слова «замок»
- Посмотрите на схему, расположенную под схемой слова «замок». Чем различаются эти схемы?
(Переставлено ударение).
- Произнесите слово, которое получится.
(Замок).
- Кто объяснит, что значит это слово?
(Замок – дворец).
- Посмотрите, у нас в классе тоже есть замок, сделанный из картона.
- Мы поменяли ударение, переставили его на другую гласную, и слово поменяло свое значение, смысл. Был замок, приспособление для запирания чего-нибудь, а стал замок-дворец.
Y. Знакомство с буквой З (з)
1. Сравнение звуков [з] и [з` ]
- Назовите звуки, обозначенные в схемах стрелочками. Дайте им характеристику.
([з ] – согласный, твердый, звонкий,
[з` ] – согласный, мягкий, звонкий).
2. Знакомство с буквой З (з).
- Звуки [ з ] и [з` ] обозначаются на письме буквой З (зэ). Сколько вариантов написания буквы вы видите? (4).
Показ карточки с буквой:
- Я показываю букву, вы называете, какая она?
(З – прописная, письменная;
з – строчная, печатная;
З- заглавная печатная;
з- строчная письменная).
- Посмотрите на рисунок – подсказку, назовите первый звук в слове.
(Зонт, [з ]).
- Найдите букву в классе, положите под фишку.
- В окружающих нас предметах можно заметить очертания букв.
На доске:
- З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
- На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра…(3)
YI. Физкультминутка
1. Игра «3, 13, 33».
На «3» - дети хлопают в ладоши,
на «13» - стоят, опустив руки,
на «33» - приседают.
2. Игра «Живые буквы».
- Изобразите букву О, Я, Л, Р, Г, К.
3. Влево, вправо повернись,
Наклонись и поднимись,
Руки кверху, руки вбок
И на месте прыг да скок.
YII. Упражнения в слышании изученных звуков
- Придумайте слова со звуками [з ] и [з`]
(зубр, забор, зубы, звонок, коза, глаза, звезда).
Если дети затрудняются, предложить им прослушать стихотворение, запомнить слова, назвать, определить место звука в слове.
- В звезде найдешь ты букву З,
И в золоте и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
Скороговорка: У зайки Бубу
Заболели зубы.
-Попробуем повторить скороговорку медленно, а затем быстро.
- Молодцы!
YIII. Чтение слогов, слов, рассказа с буквой З (з).
1. Чтение слогов с буквой З (з) по пособию «окошки»
(Вслух читают дети, которые не
умели читать, придя в школу)
- Возьмите пособие «окошки», установите в первом окошке букву «з», во втором будем передвигать гласные. Читает….., мы повторяем хором.
- А теперь читаем слоги снизу вверх.
Читает….. Мы повторяем хором.
2. Чтение слогов по учебнику на стр. 120
- Читаем слоги по учебнику по столбикам «по цепочке». Начинает….
- А теперь читаем столбики слогов справа налево «по цепочке», начинает…
- На верхней строке прочитайте слоги, в которых буква «з» обозначает твердый согласный звук.
(за, зо, зу, зы, зэ)
- На второй строке прочитайте слоги, в которых буква «з» обозначает мягкий согласный звук.
(зе, зю, зи, зё, зя)
3. Чтение слов с буквой «з» на стр.120
- Прочитаем слова по столбикам.
Зина знал глаз зайка
зима знак глаза знай
- Какие различия в написании слов 1 столбика заметили? (З-з, н-м)
- Какое различие в написании слов 2 столбика? (последние буквы разные)
- Какая разница в значении слов 3 столбика (в количестве; один – много)
- Найдите слова, состоящие из 1 слога, среди слов верхней строки.
(Знал, глаз)
- На второй строке прочитайте слова из 2 слогов.
(Зима, глаза)
4. Чтение слов по стрелкам на стр. 121
- Составим и прочитаем слова 1 столбика сверху вниз.
- Прочитаем слова 2 столбика снизу вверх.
- Какое слово встретилось дважды?
- Сколько в нем слогов? (Заноза- 3 слога).
5. Чтение слов на стр. 121 (внизу). Самостоятельная работа.
(Во время самостоятельной работы учитель оказывает
индивидуальную помощь)
- Прочитайте «про себя» слова в нижней части страницы. Соедините слово с соответствующей картинкой.
- Прочитайте название верхней левой картинки. (Заколка)
- Прочитайте название правой верхней картинки. (Змея)
- Прочитайте название нижней средней картинки. (Мимоза)
- Какие слова мы не прочитали? Где находятся рисунки к ним?
(Язык – в правом нижнем ряду,
Зеркало – внизу слева).
6. Чтение рассказа на стр. 121
- Прочитайте рассказ «про себя».
- Сколько в нем предложений? (3)
- Прочитайте 1 предложение…. 2 предложение ….3 предложение….
- Прочитайте весь текст….
- Найдите слово из рассказа, которое подходит к данной модели.
(Модель к слову-на доске).
(Если дети затрудняются, предложить им обратить внимание на 1 звук (гласный) в слове).
- А почему не подходит слово «озёра?».
(В нем 2 звук – согласный мягкий, а не твердый).
IX Письмо букв Зз.
- Откройте тетрадь на стр. 16. Посмотрите на верхнюю строку, сравним печатные и письменные буквы.
(На доску перенесена странички из тетради)
(Письменные пишутся с наклоном).
- Сколько элементов в букве «З»? (2)
- Как называются? (2 правых полуовала).
- А почему буквы две? Для чего нужна заглавная?
- Придумайте имена на букву «З»?
(Зина, Зоя, Захар)
- У нас в классе есть дети, у которых в именах в середине слова есть буква «з»? (Лиза)
- А у кого в середине фамилии буква «з»?
- На следующей строке рассмотрите заглавную букву «З». Найдите точку начала движения. Покажите ее ручкой.
- Где она находится? (На 1 ниже верхней линии рабочей строки).
3
- Что показывает синяя стрелка?
(Направление движения).
- Смотрим на доску, я объясню, как писать заглавную букву «З».
- Поставим точку начала движения на 1 ниже верхней линии рабочей строки.
3
(Учитель объясняет по плакату с буквой).
Закругляя, ведем вверх, касаемся верхней линии рабочей строки, закругляя, ведем вниз к пунктирной линии. Пишем нижний полуовал, закругляя, ведем вниз, касаемся нижней линии рабочей строки, поднимаемся на 1 над ней.
3
- Букву пишем в воздухе на счет – раз, два.
- Приготовились, вместе со мной попробуем написать букву в воздухе.
- Выполним правила посадки под счет: 1, 2, 3, 4, 5. 6.
- Обведите букву по черточкам, напишите 1 букву сами. Сравните ее с образцом, напишите еще две буквы, не допуская ошибок. Найдите лучшую, поставьте под ней карандашом +.
- Какое различие в написании маленькой буквы «з»?
(Она занимает расстояние от пунктирной до нижней линии рабочей строки).
- Точка начала движения находится на 1 ниже пунктирной линии, а верхний
4
полуовал заканчивается в середине расстояния от пунктирной до нижней линии рабочей строки. Нижний полуовал заканчивается на 1 выше линии рабочей строки.
4
(Учитель показывает образец написания
на доске)
- Пишем 1 букву по черточкам и 3 буквы, соблюдая расстояние между ними. Сравниваем с образцом, под лучшей буквой ставим +.
Физкультминутка
1. «Веселый человечек».
- Смотрим на картинки и делаем движения вместе с веселым человечком.
2. А теперь поиграем в упрямых человечков. Я называю движение, а вы делаете наоборот.
- Поднять руки вверх! Вниз, вверх, вниз.
- Встали! Сели!
- Наклонились влево, вправо!
- Голову вверх, вниз.
- Поднимите левую руку, правую!
X.Письмо слов с буквой З.
1. Дописывание заглавной или строчной букв З (з)
(К доске вызывается ученик, который
вставляет буквы в слова)
- Догадайтесь, какое задание будем выполнять дальше?
(Дописывать в слова З или з)
- Какое слово будем писать первое?
(Зима – с маленькой печатной буквы «з»?)
- Как будем писать 2 слово?
(Зоя – с заглавной буквы, это имя девочки).
- Как напишем 3 слово?
(Змея – с маленькой буквы «з»).
- Поставим ударение в словах.
К доске пойдет…..
2. Составление слов из наборов букв и запись их.
- Посмотрите на стрелки, какая буква будет первой в слове? Второй? Кто составил слово? (коза)
(Аналогично с другими словами проводится работа).
- Поставим точки под гласными, разделим слова на слоги.
XI.Итог урока
- С какой буквой мы сегодня познакомились на уроке? Какие звуки она обозначает?
л и р
м к н э
ы ю е
о а я г
ё й у
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок чтения и обучения грамоте "Буквы Ю,ю, звуки (у, йу). Письмо буквы Ю".
Данный урок является интегрированным. ...
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.
Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...
Конспект открытого интегрированного урока «Чтение слов и текстов с буквой З. Письмо букв З,з»
Интегрированный урок письма и обучения грамоте в 1 классе....
Конспект открытого интегрированного урока «Чтение слов и текстов с буквой З. Письмо букв З,з»
Дать открытый урок для родителей? Очень просто и интересно!...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»
Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т» Цель: формирование понятия о согласных звуках [т] [т’], букве &laqu...
Конспект интегрированного урока обучения грамоте и письму "Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б»"
Цели деятельности учителя: Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими бу...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ЧТЕНИЕ/ПИСЬМО В 1 КЛАССЕ ТЕМА: «Звуки [к], [к\']. Буквы К,к. Письмо строчной и и заглавной букв К,к»
Технологическая карта интегрированного урока чтение/письмо в 1 классеТема: «Звуки [к], [к']. Буквы К,к. Письмо строчной и и заглавной букв К,к»...