урок обучения грамоте " Новая работа знакомых букв"
план-конспект урока по чтению по теме

Исенова Мария Калбаевна

Урок на основе деятельностного подхода. Разработан для учителей работающих по программе "Гармония" ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.Мотивация к учебной деятельности

Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть на своем уроке.

-Вспомним, какие буквы гласных звуков вы знаете?

Слайд 1 «лента букв»

- Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. Как вы это будете делать?(выясним , что мы не знаем и сами откроем новое знание)

- какой еще эталон вы видите на доске?(эталон «терпение»)

-О чем говорит этот эталон?

-Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности?

-Желаю вам успешной работы!

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

- Что в начале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?(надо повторить все , что будет необходимо для открытия нового знания)

- Вспомним как произносятся гласные звуки?

-как обозначаем на схеме гласные звуки?

- Какие бывают гласные звуки?(ударные и безударные)

- А теперь поговорим о гласных звуках, о которых мы говорим, но задание для вас будет новое.

Задание. «Кто  лучше знает гласные звуки?»

1)[йа]

2)[  р]            

3)[  н]

- Подумайте и скажите, какие из перечисленных звуков относятся к буквам гласных звуков?

Обоснуйте свой ответ.

У вас на парте лежит карточка со схемой (Р1), закрасьте кружочек под тем номером, который соответствует правильномуответу.

1)[йа]         2)[  р]             3)[  н]

Самостоятельная работа.

-Кто не нашел букву гласного звука?

-кто может доказать?

Познавательные:

Общеучебные:умение структурировать знания,контроль о оценка процесса и результатов деятельности;

Логические: анализ,синтез, выбор оснований для  сравнения.

Регулятивные: контроль, коррекция;

Прогнозирование(при анализе пробного действия перед его выполнением).

3.Выявление места и причины затруднения

- Какое задание вы должны были выполнить?

-Почему вы испытали затруднения?

(мы не знаем всех секретов букв гласных звуков)

- Какой шаг учебной деятельности выполнили?

(мы выяснили  что знаем, что не знаем)

-Что будем делать дальше?)

Физминутка.

Вика называет буквы, если буква гласного звука, то хлопаете, если согласного, то приседаете.

Познавательные:

Умение структурировать знания;

Постановка и формулирование проблемы;

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

4.Построение проекта выхода из затруднения

-прочитаем тему нашего урока. «Новая работа знакомых букв».

Какова же цель нашей деятельности? Что же мы сегодня должны узнать?

(секреты букв гласных звуков)

Домысливание

-правильно. Мы должны узнать секреты букв гласных звуков, уметь их находить, развивать фонематический слух,

Определим план наших действий. Предлагаю вам заполнить таблицу (р2), ОНА НА ПАРТЕ У ВАС.

Вопросы

1Какие звуки обозначают буквы гласных звуков е,ё, ю,я?

2. Для чего они служат?

3. - буква е обозначает звук [    ],после букв обозначающих согласные звуки

- буква ё обозначает звук [    ],после букв обозначающих согласные звуки

- буква ю обозначает звук [    ],после букв обозначающих согласные звуки

- буква я обозначает звук [    ],после букв обозначающих согласные звуки

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи,планирование, прогнозирование.

Познавательные:

Общеучебные: знаково-символические-моделирование;

Выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

5.Реализация построенного проекта

- Какие звуки обозначают эти буквы?

1 пара

2 пара

- для чего они служат?

-буква е обозначает звук [ э]

- буква ё обозначает звук [ о]

- буква ю обозначает звук [ у]

- буква  я обозначает звук [ а]

Давайте вместе откроем первый секрет этих букв. Назовем еще раз букву ю, а теперь назовем букву у. они звучат по-разному

-В чем же отличие?

На этот вопрос вы ответите, проводя исследовательскую работу в парах.

1 пара сравнивают название букв а и я;

2 пара – е и э.

Один из вас называет букву, которая служит для обозначения мягкости,а в другой- для обозначения твердости.

Вместе вы вслуживаетесь в звучание их названий и находите отличие.

Исследовательская работа в парах

- как только закончите, дайте об этом знать.

Проверка

1 пара[ а ],[ йа ] 1 звук, 2 звука

2 пара[ э ],[ йэ ]1 звук, 2 звука

А теперь вместе произнесем.

О – [ о ], 1 звук

 ё- [ йо ] 2 звука

у-[ у ] 1 звук

ю- [ йу ] 2 звука

-какой же вывод можно сделать?

Вывод: в названии букв е,ё, ю, я мы слышим 2 звука и обозначаем следующим образом:

Слайд

Открыть второй секрет нам поможет игра «Превращение слов».Вы должны читать хором слова, появляющиеся на экране.(слайд  ). Пел, мел, сел

- прочитайте и определите сколько звуков обозначает буква е?

- что обозначает слово ел?(действие)

- какой звук обозначает буква е в слове ел? (в этом слове буква е обозначает не один, а два звука [йэ ].

- итак , открываем 2 секрет: не только в названии буквы е – 2 звука, но (и в словах эта буква может обозначать 2 звука)

- а третий секрет мы должны раскрыть, наблюдая в какой позиции слова буквы е, ё, я, ю обозначают 2 звука.

- откроем букварь на стр 94.

- прочитайте слова, которые предлагает девочка-резвушка.(слайд )

Обозначьте карандашом те слова, в которых буквы е,ё, ю,я обозначают 2 звука.

Взаимопроверка

-встаньте те, у которых возникли разногласия.

- с чем вы не согласны?

- что нужно, чтобы определить количество звуков?

(внимательно вслуживаться в слово, развивать фонематический слух)

Юбочка     ямка        юра

Итак , когда же буквы е,ё,ю,я обозначают в словах 2 звука?

Вывод: буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука в начале слова(это 3 секрет)

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем:

 Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

6. Первичное закрепление во внешней речи

-ребята, что вы узнали? (секреты букв гласных звуков е,ё,ю,я)

- чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться.

- рассмотрите слова, которые начинаются на буквы е,ё,ю,я.(ёжик, ели)

- в тетрадях выполните звуковой анализ слова ёжик

Коммунитивные: управление поведением партнера;

Умение выражать свои мысли.

7. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная  работа

Проверка  на  слайде

- сколько звуков в слове? (5)

- называем каждый звук хором, а характеристику звуку даете по очереди.

- каждый звук обозначаем буквой. (4)

- почему? (ё- обозначает 2 звука)

- а схему слова ели дополните в букваре карандашом.

Проверка

- внимание на следующую картинку.(слайд  )

-строим в тетради звуковую схему слова яхта.

Проверка

- сколько звуков в слове? (5)

- называем каждый звук хором, а характеристику звуку даете по очереди.

- каждый звук обозначаем буквой. (4)

- почему? (я- обозначает 2 звука)

- а схему слова юг дополните в букваре карандашом

-проверка

- кто считает, что уже хорошо может определить количество звуков, которые обозначают буквы е,ё,ю,я?

- следующая работа поможет нам проверить это пока с помощью игры.

Игра «Сколько звуков?»

- прочитаем пары слов в букваре на стр 94.

Под звуковыми схемами зачеркните слова, в которых изучаемые буквы обозначают 1 звук. А теперь поиграем. (Слайд    )

Если изучаемые буквы обозначают 1 звук, то встает Алмат, если 2 звука, то – девочки.

Регулятивные:контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Коррекция;

Познавательные:

Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

8. Включение в систему знаний и повторение

Работа над лексическим значением слов.

- а теперь мы будем читать слова, которые начинаются на буквы е,ё,ю,я и познакомимся с их лексическим значением.

- читаем первую группу слов.(слайд  ) ел, ела,ели

- чем похожи данные слова?(начинаются на букву е,обозначают действие)

- какое из данных слов может обозначать название дерева?(ели)

- читаем 2 группу слов.(слайд  )

- в каком слове опасное место- парный согласный на конце?

(ястреб)

- кто такой ястреб?(птица)

- посмотрите на эту птицу.

- в каком слове букв столько же, сколько и звуков?(якорь)

- читаем 3 группу слов.(слайд  )

- назовите слова, в которых один слог?(еж,ерш)

- чем эти слова похожи?(начинаются на букву ё, на конце слышим парный согласный звук [ ш ] – это опасное место)

-чем отличаются данные слова?(количеством букв и звуков, лексическое значением)

- на экране вы видите данную рыбу, и я думаю вы сможете объяснить, почему ее так назвали.

- читаем 4 группу слов. (слайд  )

- назовите слово, обозначающее жилище.(юрта )

- какое слово для вас еще непонятно?

Кто сможет объяснить значение слова юнга?

Молодцы. А теперь каждый составит предложение с одним из этих слов.

Проверяем

Отгадаем и прочитаем загадки. Стр 95

Читаем и отгадываем

Регулятивные: прогнозирование

9. Рефлексия учебной деятельности

Что нового вы узнали на уроке?

- какую цель мы поставили в начале урока?

Вы достигли поставленной цели?

У вас на партах лежат цветные карточки.

Зеленый- означает- положительный ответ –да

Желтый – сомнение

Красный- отрицательный ответ – нет

Я буду говорить утверждения, а вы поднимаете карточки согласия, сомнения или несогласия.

- я знаю 3 секрета букв гласных звуков е,ё,ю,я.

-в самостоятельной работе у меня все получалось.

- я сегодня доволен своей работой на уроке. Молодцы!

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания;оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:умение выражать свои мысли.

Регулятивные:волевая саморегуляция; оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку обучения грамоте по теме « Новая работа знакомых букв.» 1 класс, программа «Гармония»

Слайд 2

а я о ё у ю э е ы и

Слайд 3

Что я не знаю?

Слайд 4

Сам найду способ

Слайд 5

Терпение- т рудно,но в работе делаю и пол учаю результат - к другим слушаю д о конца

Слайд 7

Тема урока : Новая работа знакомых букв

Слайд 8

Повторим – буквы гласных звуков Узнаем- секреты букв гласных звуков

Слайд 9

Ы а О У Э И ё я ю е

Слайд 10

е ё ю я

Слайд 11

м ел п с

Слайд 12

л я мка я мка Л ю бочка Н ю ра ю бочка Ю ра

Слайд 13

я мка ю бочка Ю ра

Слайд 14

ё ж и к

Слайд 15

я х т а

Слайд 16

м я ч я блоко ё лочка кл ё н ю бка бр ю ки Л е на - Е лена

Слайд 17

е л ла ли

Слайд 18

я корь стреб ма

Слайд 19

ё лка ж рш

Слайд 20

ю бка нга рта

Слайд 21

В презентации использованы материалы сайтов: http://www.goabroad.ru/memo_editor3/assets/algarina_e.jpg http://sovetskiymultik.at.ua/_ph/22/2/728311962.jpg http://www.vacancespratiques.info/SELECTOUR/ouzbekistan/yourte.jpg http://blekmagik.narod.ru/22/EHnciklopedija_talismanov/totemy/JAstreb.jpg http://i029.radikal.ru/1007/d5/421ae1dcc04b.jpg http://images02.olx.ru/ui/9/17/45/1288170935_132431245_2----1288170935.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/3/portupey.1b/0_11a9e_e37cfecf_XL http://www.zateevo.ru/userfiles/image/Otveti_kosheya/100909/koshc12.jpg



Предварительный просмотр:

МБОУ «Цветочная основная общеобразовательная школа»

                                           Конспект

открытого урока обучения грамоте (чтение),

проведенного в 1 классе по программе «Гармония»

по теме: «Новая работа знакомых букв.»

Учитель начальных классов: Исенова Мария Калбаевна

                                          2012 г

Тема урока:  Новая работа знакомых букв.

Цель урока:

-познакомить с буквами е, ё, я, ю, обозначающими два звука в начале слова

Задачи урока

Образовательная:

- Помочь детям открыть новые знания о буквах е, ё. ю, я:  буквы е, ё ,я, ю могут обозначать два звука  , когда мы их называем и  когда они находятся в начале слова;

- Формировать навык правильного осознанного чтения

Развивающая:

-Развивать  фонематический слух, внимание, речь, память

-расширять словарный запас, кругозор.

- учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к родному языку, чтению, любознательность

Оборудование:        

  Компьютер, проектор, таблица №2 ( Буквы, обозначающие гласные звуки и служащие для обозначения мягкости согласных),презентация, карточки

     Литература:

Учебник «Букварь» М.С.Соловейчик, методические рекомендации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Новая работа знакомых букв"

Урок организован в соответствии  с образовательной системой  УМК «Гармония» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Урок получения нового знан...

Урок обучения грамоте "Новая работа знакомых букв"

УМК "Гармония". Урок "открытие новых знаний". В основе системно-деятельностный подход. Исследуя, дети получают новые знания о буквах Е,Ё, Ю и Я. Технологическая карта урока с УУД+презентация и опорные...

Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

проект урока "Новая работа знакомых букв" Обучение грамоте УМК Гармония

проект урока "Новая работа знакомых букв" обучение грамоте УМК Гармония...

1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"

На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования  навыков техники письма,- отработки навыков письма  с изученными б...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."

Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....

Конспект урока обучения грамоте "Знакомство со строчной буквой г, письмо строчной, письменной и печатной буквы г" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках г,г  и  букве г, первоначального графического навыка: обучение написанию  буквы  г, строчных и письменных соединений, слов, ...