1.Мотивация к учебной деятельности | Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть на своем уроке. -Вспомним, какие буквы гласных звуков вы знаете? Слайд 1 «лента букв» - Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. Как вы это будете делать?(выясним , что мы не знаем и сами откроем новое знание) - какой еще эталон вы видите на доске?(эталон «терпение») -О чем говорит этот эталон? -Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? -Желаю вам успешной работы!
| Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | - Что в начале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?(надо повторить все , что будет необходимо для открытия нового знания) - Вспомним как произносятся гласные звуки? -как обозначаем на схеме гласные звуки? - Какие бывают гласные звуки?(ударные и безударные) - А теперь поговорим о гласных звуках, о которых мы говорим, но задание для вас будет новое. Задание. «Кто лучше знает гласные звуки?» - Подумайте и скажите, какие из перечисленных звуков относятся к буквам гласных звуков? Обоснуйте свой ответ. У вас на парте лежит карточка со схемой (Р1), закрасьте кружочек под тем номером, который соответствует правильномуответу. 1)[йа] 2)[ р] 3)[ н] Самостоятельная работа. -Кто не нашел букву гласного звука? -кто может доказать?
| Познавательные: Общеучебные:умение структурировать знания,контроль о оценка процесса и результатов деятельности; Логические: анализ,синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; Прогнозирование(при анализе пробного действия перед его выполнением). |
3.Выявление места и причины затруднения | - Какое задание вы должны были выполнить? -Почему вы испытали затруднения? (мы не знаем всех секретов букв гласных звуков) - Какой шаг учебной деятельности выполнили? (мы выяснили что знаем, что не знаем) -Что будем делать дальше?) Физминутка. Вика называет буквы, если буква гласного звука, то хлопаете, если согласного, то приседаете.
| Познавательные: Умение структурировать знания; Постановка и формулирование проблемы; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
4.Построение проекта выхода из затруднения | -прочитаем тему нашего урока. «Новая работа знакомых букв». Какова же цель нашей деятельности? Что же мы сегодня должны узнать? (секреты букв гласных звуков) Домысливание -правильно. Мы должны узнать секреты букв гласных звуков, уметь их находить, развивать фонематический слух, Определим план наших действий. Предлагаю вам заполнить таблицу (р2), ОНА НА ПАРТЕ У ВАС.
Вопросы 1Какие звуки обозначают буквы гласных звуков е,ё, ю,я? 2. Для чего они служат? 3. - буква е обозначает звук [ ],после букв обозначающих согласные звуки - буква ё обозначает звук [ ],после букв обозначающих согласные звуки - буква ю обозначает звук [ ],после букв обозначающих согласные звуки - буква я обозначает звук [ ],после букв обозначающих согласные звуки
| Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи,планирование, прогнозирование. Познавательные: Общеучебные: знаково-символические-моделирование; Выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. |
5.Реализация построенного проекта | - Какие звуки обозначают эти буквы? 1 пара 2 пара - для чего они служат? -буква е обозначает звук [ э] - буква ё обозначает звук [ о] - буква ю обозначает звук [ у] - буква я обозначает звук [ а] Давайте вместе откроем первый секрет этих букв. Назовем еще раз букву ю, а теперь назовем букву у. они звучат по-разному -В чем же отличие? На этот вопрос вы ответите, проводя исследовательскую работу в парах. 1 пара сравнивают название букв а и я; 2 пара – е и э. Один из вас называет букву, которая служит для обозначения мягкости,а в другой- для обозначения твердости. Вместе вы вслуживаетесь в звучание их названий и находите отличие. Исследовательская работа в парах - как только закончите, дайте об этом знать. Проверка 1 пара[ а ],[ йа ] 1 звук, 2 звука 2 пара[ э ],[ йэ ]1 звук, 2 звука А теперь вместе произнесем. О – [ о ], 1 звук ё- [ йо ] 2 звука у-[ у ] 1 звук ю- [ йу ] 2 звука -какой же вывод можно сделать? Вывод: в названии букв е,ё, ю, я мы слышим 2 звука и обозначаем следующим образом: Слайд Открыть второй секрет нам поможет игра «Превращение слов».Вы должны читать хором слова, появляющиеся на экране.(слайд ). Пел, мел, сел - прочитайте и определите сколько звуков обозначает буква е? - что обозначает слово ел?(действие) - какой звук обозначает буква е в слове ел? (в этом слове буква е обозначает не один, а два звука [йэ ]. - итак , открываем 2 секрет: не только в названии буквы е – 2 звука, но (и в словах эта буква может обозначать 2 звука) - а третий секрет мы должны раскрыть, наблюдая в какой позиции слова буквы е, ё, я, ю обозначают 2 звука. - откроем букварь на стр 94. - прочитайте слова, которые предлагает девочка-резвушка.(слайд ) Обозначьте карандашом те слова, в которых буквы е,ё, ю,я обозначают 2 звука. Взаимопроверка -встаньте те, у которых возникли разногласия. - с чем вы не согласны? - что нужно, чтобы определить количество звуков? (внимательно вслуживаться в слово, развивать фонематический слух) Юбочка ямка юра
Итак , когда же буквы е,ё,ю,я обозначают в словах 2 звука? Вывод: буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука в начале слова(это 3 секрет)
| Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; Смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
6. Первичное закрепление во внешней речи | -ребята, что вы узнали? (секреты букв гласных звуков е,ё,ю,я) - чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться. - рассмотрите слова, которые начинаются на буквы е,ё,ю,я.(ёжик, ели) - в тетрадях выполните звуковой анализ слова ёжик
| Коммунитивные: управление поведением партнера; Умение выражать свои мысли. |
7. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Самостоятельная работа Проверка на слайде - сколько звуков в слове? (5) - называем каждый звук хором, а характеристику звуку даете по очереди. - каждый звук обозначаем буквой. (4) - почему? (ё- обозначает 2 звука) - а схему слова ели дополните в букваре карандашом. Проверка - внимание на следующую картинку.(слайд ) -строим в тетради звуковую схему слова яхта. Проверка - сколько звуков в слове? (5) - называем каждый звук хором, а характеристику звуку даете по очереди. - каждый звук обозначаем буквой. (4) - почему? (я- обозначает 2 звука) - а схему слова юг дополните в букваре карандашом -проверка - кто считает, что уже хорошо может определить количество звуков, которые обозначают буквы е,ё,ю,я? - следующая работа поможет нам проверить это пока с помощью игры. Игра «Сколько звуков?» - прочитаем пары слов в букваре на стр 94. Под звуковыми схемами зачеркните слова, в которых изучаемые буквы обозначают 1 звук. А теперь поиграем. (Слайд ) Если изучаемые буквы обозначают 1 звук, то встает Алмат, если 2 звука, то – девочки. | Регулятивные:контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; Коррекция; Познавательные: Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
8. Включение в систему знаний и повторение | Работа над лексическим значением слов. - а теперь мы будем читать слова, которые начинаются на буквы е,ё,ю,я и познакомимся с их лексическим значением. - читаем первую группу слов.(слайд ) ел, ела,ели - чем похожи данные слова?(начинаются на букву е,обозначают действие) - какое из данных слов может обозначать название дерева?(ели) - читаем 2 группу слов.(слайд ) - в каком слове опасное место- парный согласный на конце? (ястреб) - кто такой ястреб?(птица) - посмотрите на эту птицу. - в каком слове букв столько же, сколько и звуков?(якорь) - читаем 3 группу слов.(слайд ) - назовите слова, в которых один слог?(еж,ерш) - чем эти слова похожи?(начинаются на букву ё, на конце слышим парный согласный звук [ ш ] – это опасное место) -чем отличаются данные слова?(количеством букв и звуков, лексическое значением) - на экране вы видите данную рыбу, и я думаю вы сможете объяснить, почему ее так назвали. - читаем 4 группу слов. (слайд ) - назовите слово, обозначающее жилище.(юрта ) - какое слово для вас еще непонятно? Кто сможет объяснить значение слова юнга? Молодцы. А теперь каждый составит предложение с одним из этих слов. Проверяем Отгадаем и прочитаем загадки. Стр 95 Читаем и отгадываем | Регулятивные: прогнозирование |
9. Рефлексия учебной деятельности | Что нового вы узнали на уроке? - какую цель мы поставили в начале урока? Вы достигли поставленной цели? У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленый- означает- положительный ответ –да Желтый – сомнение Красный- отрицательный ответ – нет Я буду говорить утверждения, а вы поднимаете карточки согласия, сомнения или несогласия. - я знаю 3 секрета букв гласных звуков е,ё,ю,я. -в самостоятельной работе у меня все получалось. - я сегодня доволен своей работой на уроке. Молодцы! | Познавательные: Общеучебные: умение структурировать знания;оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные:умение выражать свои мысли. Регулятивные:волевая саморегуляция; оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |