проект урока "Новая работа знакомых букв" Обучение грамоте УМК Гармония
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
проект урока "Новая работа знакомых букв" обучение грамоте УМК Гармония
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_barinova_m.v.docx | 40.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока
Учебный предмет УМК | Обучение грамоте «Гармония» |
Тема урока | Новая работа знакомых букв |
Тип урока | Объяснение нового материала |
Задачи урока | Отрабатывать умения учащихся определять функцию букв е, ё, ю, я в начале слова Развивать память, внимание, устную речь на каждом этапе урока Повышать эффективность освоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности Развивать умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; |
Ожидаемые результаты
Предметные
- иметь представление о новой работе букв е,ё,ю, я, как обозначающие два звука;
- уметь определять в слове количество звуков букв е,ё,ю я .
Метапредметные
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оборудование: интерактивная доска, схемы, карточки с заданиями ( приложение к уроку), звуковые схемы у каждого ученика.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: соотнесение звуков и букв, различение гласных и согласных звуков, Выделение в слове гласных звуков, навыки чтения по слогам и целыми словами.
Этапы урока и хронометраж
Формирование учебных мотивов – 3 мин
Актуализация знаний. – 5 мин.
Постановка учебной задачи. – 3 мин.
Открытие новых знаний . – 8 мин.
Первичное закрепление знаний – 7 мин.
Работа над лексическим значением слов. – 7 мин.
Рефлексия – 2 мин.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1 | Формирование учебных мотивов | Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы – отлично учимся! Всё у нас получится! - Но для начала давайте определим, с каким настроением вы пришли сегодня на урок.(характеристика цветов по Люшеру) - Выберите для себя снежинку, которая пригодится нам в конце урока.
-Ну, ребята, чур, молчок! Начинается урок. Чтобы стать учеником, Нужно знать вам вот о чем. На уроках ты сидишь Тихо-тихо, словно мышь, Спинка прямо у тебя, Это делайте, как я. Руки мы вот так кладем И заданий дальше ждем. -Скажите мне, пожалуйста, а для чего на уроках нужно «сидеть тихо»? - А помогать мне сегодня будет Снежинка. | Дети совместно с учителем стоят в кругу у доски и держатся за руки. Психологическая поддержка. Дети выбирают снежинку в шапочках разного цвета Дети занимают свои места | Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; -эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
2 | Актуализация знаний. | (На доске по щелчку выходят буквы А, О, У, Ы, Э) - Послушай сказку, мой дружок. Жил-был на свете голосок. Он утром с солнышком вставал И песни-звуки напевал. Широко откроет рот, Песню первую споет - А. Как откроет рот колечком, Встанет солнце за крылечком - О. Сдвинет губы трубочкой, Пропоет он дудочкой - У. Если вдруг ворчать начнет, Тут уж каждый запоет - Ы. Любит голосок резвиться, Любит голосок дразниться. Он тогда кричит тебе: «Ну-ка, спой мне песню - Э». -Какие звуки мы произнесли? -Что мы можете сказать об этих буквах? Учитель прикрепляет схему твердого согласного звука. - Какие же буквы живут в одном домике с данными буквами в городе «Буквоград»? Назовите звуки этих букв. - Я открываю букву , а вы хором её называйте и приветствуйте дружными аплодисментами . - Внимание на экран. На экране последовательно появляются буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я. И,и. -Какая же работа у этих букв? - Давайте проследим работу букв, которые придают мягкость и твердость согласным. Всем ответить поспешу, Букву рядом напишу. Только гласный даст ответ, Как читается сосед. | Дети произносят звуки гласных букв А,О,У,Ы,Э. -Звуки гласных букв -Придают твердость согласным звукам. -Если они стоят после согласного, то согласный произносится твердо. Дети читают слоги по заданию. Мальчики читают слоги с гласными придающими твердость ,а девочки с гласными придающими мягкость. | Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; - освоение клавиатурного набора текста коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли |
3 | Постановка учебной задачи. | -Давайте ещё раз вернемся к буквам, которым мы аплодировали. Расскажите всё, что вы уже знаете о буквах е, ё, ю, я. -Как вы думаете, а все ли вы сказали об этих буквах? -Прочитайте тему урока( на доске). Сначала дети читают самостоятельно, потом один хорошо читающий ученик читает тему урока вслух : «Новая работа знакомых букв». Ставим цель урока. - Чему будем учиться сегодня на уроке? (Высказывания детей учитель корректирует) - Итак , сегодня мы познакомимся с новой работой уже знакомых нам букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я и новыми словами с данными буквами. | Предполагаемые ответы учеников: 1. Данные буквы обозначают гласные звуки. 2. Буквы е , ё , ю, я служат для обозначения мягкости согласных. (На доске появляется таблица №2) 3. Буква е обозначает звук [э], буква ё – звук [о], буква ю –звук [у], буква я – звук [а] после букв , обозначающих согласный звук. Дети формулируют цель с опорой на опорные карточки. | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. |
4 | Открытие новых знаний . | - Посмотрите, какая история случилась с этими буквами.(Приложение №1) На доске – картинка с ежом -А что вы знаете о ежах? Физкультминутка Дождик вылился из тучки, Вымыл ежику колючки. Еж доволен - сыт, умыт, На кроватке сладко спит! - Давайте вместе откроем первый секрет этих букв. Назовите ещё раз букву ю , а теперь назовите букву у. -Вы сказали, что буква ю после согласного обозначает звук [у], но когда мы называем буквы ю и у , то они звучат по-разному. -В чём же отличие? На этот вопрос вы ответите , проводя исследовательскую работу в парах. Пары первого ряда сравнивают название букв а и я, пары второго ряда – е и э, третьего ряда- ё и о. Один из вас называет букву , которая служит для обозначения мягкости , а другой –для обозначения твёрдости. Вместе вы вслушиваетесь в звучание их названий и находите отличие. Вывод: В названии букв е,ё.ю,я мы слышим 2 звука и обозначаем их следующим образом: Схема (Приложение №2) -Открыть второй секрет нам поможет игра « Превращение слов» . Вы должны читать хором слова , появляющиеся на экране. Пел-мел-сел-ел - Что обозначает слово ел? ( Действие). - Какой звук обозначает буква е в слове ел? ( В этом слове буква е обозначает не один звук , а два звука [ й’ э ] - Итак, открываем второй секрет: не только в названии буквы е 2 звука , но и ….. (в словах эта буква может обозначать 2 звука). Докажем: составьте звуковую схему слова ЁЖИК. - А третий секрет мы должны раскрыть , наблюдая в каком месте слова буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука. - Работа в парах. Прочитайте слова (приложение к уроку) и разделите их на 2 группы: слова , в которых буквы е, ё. я, ю обозначают 2 звука и 1 звук. Встаньте те пары, у которых возникли разногласия. -С чем вы не согласны? - Что нужно ,чтобы определить количество звуков? ( Внимательно вслушиваться в слово, развивать фонематический слух) -Проверим ( с помощью интерактивной доски) -Итак, когда же буквы е,ё, я,ю обозначают в словах 2 звука? Вывод: Буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука в начале слова. ( Это третий секрет). Молодцы! Помогли ежу помирить сестер. | Варианты ответов детей Хорошо читающий ученик читает информацию «Справочного бюро» От первых морозов до наступления весенней теплоты еж спит. Пищу отыскивает себе по ночам и полезен тем, что истребляет слизней, разных насекомых, мышей. Обитает во всей Европе. Обучающиеся высказывают свои предположения. Один ученик выполняет схему с обратной стороны доски. Затем взаимопроверка-сравнение с эталоном Работа в парах: на партах лежат разрезные слова-нужно разделить на 2 группы 1 вариант - буква, обозначающая один звук, второй вариант - буква, обозначающая 2 звука | Личностные: - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в парах; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
5 | Первичное закрепление знаний | Дифференцированные задания. (Приложение к уроку) Задание: прочитайте и над буквами, которые обозначают 2 звука поставьте знак +. Физкультминутка Гимнастика для глаз. | Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Уровень сложности отмечают цветом: красный - самый сложный, синий - средней степени сложности, зеленый - самый лёгкий. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его. Самопроверка. | Предметные: - уметь в словах находить буквы, обозначающие два звука. Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
6 | Работа над лексическим значением слов. Повторение. | - А теперь мы будет читать слова , которые начинаются на буквы е,ё,ю,я, и познакомимся с их лексическим значением . -Читаем первую группу слов. Ехали – Ели -Ехал - Чем похожи данные слова? ( начинаются на букву е. обозначают действие предметов). - Какое из данных слов может обозначать предмет? ( Ели-деревья). -Читаем вторую группу слов. Ястреб – Якорь - Яхта - В каком слове опасное место –парная согласна на конце? (Ястреб) -Кто такой ястреб? ( Птица) -Посмотрите на эту птицу. - В каком слове букв столько же , сколько и звуков? ( В слове якорь буква я обозначает 2 звука, а буква ь не обозначает звука.) Читаем третью группу слова. Юнга – Юрта - Юла -Назовите слово, обозначающее жилище. ( Юрта). -Кто объяснит , как выглядит юрта? - Какое слово для вас ещё непонятно? (Юнга) Кто-то сможет объяснить его значение? -Читаем четвёртую группу слов. Ёлка – Ёж - Ёрш -Назовите односложные слова.( Ёж, ёрш). - Чем эти слова ещё похожи ( Начинаются на букву ё, на конце слышим парный согласный звук [ш] – это опасное место). - Чем отличаются данные слова ? ( Количеством букв и звуков, лексическим значением) -Вы видите данную рыбу ,и я думаю вы сможете объяснить, почему её так назвали. - С чем ассоциируется слово ёлка? | Коллективная работа | Метапредметные (УУД) коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
7 | Рефлексия | Итог урока подводится с опорой на ключевые слова: Я узнал … Я понял….. Мне интересно … Я хочу узнать …. -Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели? Молодцы! Буквы из замка очень благодарны, что вы помогли раскрыть их секреты и послали вам подарок-сюрприз. Учитель выносит искусственную ёлочку. «Ёлочка настроения» | Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях. Обучающиеся на снежинках рисуют «своё настроение» - улыбающееся, нейтральное ли грустное лицо и наряжают ёлочку. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Ф.И.О. учителя: Баринова Марина Васильевна | ||
Класс: 1 Учебный предмет: Литературное чтение Обучение грамоте Дата: Дата: | ||
Тема урока: Новая работа знакомых букв | ||
Параметры оценки | Балл | |
Самооценка учителя | Оценка преподавателя | |
1. Содержательность, соответствие содержания возможностям учащихся | 4 | |
2. Реализация компетентностного подхода | 4 | |
3. Творческий или репродуктивный характер учебных заданий | 4 | |
4. Развивающая направленность заданий | 5 | |
5. Структура урока и логика его построения | 5 | |
6. Формы организации деятельности учащихся | 5 | |
7. Методы обучения и методические приемы | 4 | |
8. Соответствие наглядности требованиям ФГОС НОО | 5 | |
9. Целесообразность и функциональность используемых средств обучения | 4 | |
10. Организация оперативной обратной связи | 4 | |
11. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей | 5 | |
12. Формирование мотивационного компонента учебной деятельности | 4 | |
13. Постановка учебных задач. Организация целеполагания | 4 | |
14. Формирование личностных УУД | 4 | |
15.Формирование познавательных УУД | 5 | |
16. Формирование регулятивных УУД | 4 | |
17. Формирование коммуникативных УУД | 5 | |
18. Психологический климат урока | 5 |
Литература:
- М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова «Букварь: Мой первый учебник» в двух частях. Смоленск «Ассоциация ХХI век», 2011.
- Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4)
Обучение письму. Смоленск , Ассоциация ХХI век, 2011г. Автор М.С. Соловейчик.
- М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» для 1 класса общеобразоват. Учрежд.. Пособие для учителя. Смоленск , Ассоциация ХХI век, 2011г
- Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие / под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Новая работа знакомых букв"
Урок организован в соответствии с образовательной системой УМК «Гармония» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Урок получения нового знан...
Урок обучения грамоте "Новая работа знакомых букв"
УМК "Гармония". Урок "открытие новых знаний". В основе системно-деятельностный подход. Исследуя, дети получают новые знания о буквах Е,Ё, Ю и Я. Технологическая карта урока с УУД+презентация и опорные...
урок обучения грамоте " Новая работа знакомых букв"
Урок на основе деятельностного подхода. Разработан для учителей работающих по программе "Гармония" ФГОС....
Контрольные работы по обучению грамоте к УМК "Гармония"
В букварный период для осуществления мониторинга в 1 классе вы можете воспользоваться моими авторскими разработками. Это несколько контрольных работ, которые предлагаются первоклассникам уже в октябре...
Контрольная работа по обучению грамоте за 1 четверть по программе Гармония
Лист самооценки по русскому языку, 1 класс, 1 четверть, программа Гармония...
Проект "природный газ - знакомый незнакомец"
В работе представлен материал по проектной деятельности ДЮП "Огонек"...
Проект "Шагающий автобус". Знакомим младших школьников с правилами дорожного движения.
Акция "Шагающий автобус" проводится в целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; ориентирована на обучающихся начальных классов. Данная статья будет полезна учителям...