Урок обучения грамоте "Новая работа знакомых букв"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Урок организован в соответствии  с образовательной системой  УМК «Гармония» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Урок получения нового знания о буквах Е, Ё, Ю, Я: буквы е, ё, я, ю могут обозначать два звука , когда мы их называем и когда они находятся в начале слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx36.98 КБ
Файл novaya_rabota_bukv_e_yo_yu_ya.rar2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Ершова Надежда Ивановна, учитель Акбулакской СОШ №3 Акбулакского района Оренбургской области

Тема: Новая работа знакомых букв  Е Ё Ю Я

Цели:

образовательные:

  1. помочь детям открыть новые знания о буквах е,ё.ю,я: буквы е, ё, я, ю могут обозначать два звука, когда мы их называем и когда они находятся в начале слова; формировать навык звуко-слогового анализа;
  2. формировать навык правильного, сознательного, выразительного чтения слов и предложений

развивающие:

  1. развивать фонематический слух учащихся;
  2. развивать познавательные процессы (мышление, воображение, внимание);
  3. расширять кругозор учащихся;

воспитывающие:

  1. формировать интерес к чтению, к получению новой информации об окружающем мире.
  2. создавать благожелательную творческую атмосферу при работе в коллективе, воспитывать положительные качества.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы организации урока:

  1. коллективная
  2. индивидуальная;
  3. парная  
  4. фронтальная;

 Методы:

  1. репродуктивный;
  2. частично-поисковый

Технология построения урока: проблемно-диалогическая 

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран для проецирования, сигнальные карточки-кружки, лента букв, раздаточные карточки с текстом

Формирование универсальных учебных действий учащихся (УУД)

Личностные:

Л1 Обладать мотивационной основой учебной деятельности

Л2 Обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение

Л3 Проявлять интерес к изучаемой теме

Л4 Слушать и слышать собеседника

Л5 Использовать адекватную самооценку

Л6 Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Л7 Определять и выполнять общие для всех правила поведения

Регулятивные:

Р1 Управлять своим настроением

Р2 Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и учениками

Р3 Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Р4 Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме

Р5 Оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, стремиться их преодолеть

Р6 Адекватно воспринимать оценку  учителя, сверстника

Р7  Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Познавательные:

П1    Осознавать познавательную задачу, принимать ее и сохранять

П2    Понимать информацию, представленную в знаково-символической форме

П3    Осуществлять поиск необходимой информации

П4   Проводить сравнение и классификацию букв и звуков

П5   Осуществлять звуковой анализ слов с выделением существенных признаков

П6    Наблюдать, сравнивать и делать обобщение о «работе» букв «е, ё, ю, я»

П7     Делать выводы

П8  Читать тексты, выявлять их смысл

П9  Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные:

К1 Строить понятные для партнёра высказывания

К2 Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность

К3 Участвовать в коллективном обсуждении прочитанного

Этапы

урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Электронное

сопрвожд.

I.Органи-

зационный (мотиваци-онный)

Психологический настрой

Какое у вас настроение, покажите.

От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с хорошего настроения. И поможет вам ваша улыбка, добрые слова. Улыбнитесь друг другу. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.

Эмоционально настраиваются на урок

Проверяют готовность. Включаются в деятельность

Р1

II.Артику-ляционная зарядка

Ягод нет кислее клюквы,

Я на память знаю буквы.

Дети проговаривают скороговорку

Фото клюквы

III.Поста-новка учебной задачи урока

-Вы все буквы на память хорошо знаете?

- Давайте проверим.

Посмотрите на экран.

- О каких же буквах сегодня будет идти речь? Я открываю букву, а вы хором её называйте и приветствуйте дружными аплодисментами .

Нам знакомы эти буквы?

- Какие же вы думаете, какие задачи мы сегодня будем решать?

- Эти буквы принесли нам сегодня 3 секрета.  ?   ?   ?

- Давайте прочитаем тему урока  «Новая работа знакомых букв»

  О какой работе нам расскажут эти буквы?

- Хотите вы узнать эти секреты?

Высказывают своё мнение,

озвучивают тему урока,

ставят задачу.

Р2

Л2

Л3

Слайд 1

На экране буквы Е Ё Ю Я

Тема урока

«Новая работа знакомых букв»

На доске

    ?  ?  ?

IV.Актуа-лизация  знаний учащихся

- Давайте вспомним, что мы знаем об этих буквах.

 - Назовите буквы первого ряда.

 

- Какую работу они выполняют, если стоят после букв согласных звуков?

- Назовите буквы второго ряда.

Какую работу выполняют эти буквы)

Сколько сил у этих букв?

- Почему у них две силы? –

- Понаблюдайте за словами и скажите, какую работу выполняют буквы гласных звуков

      зяблик                 клёст    

- Сколько звуков обозначает одна буква гласного звука?

- Какие звуки обозначают?

- Сделайте вывод, что мы знаем  о буквах гласных звуков Е Ё Ю Я

Отвечают на восставленные вопросы

- Показывают, что буквы согласных звуков произносятся твёрдо)

- Показывают, что буквы согласных звуков произносятся мягко.

Две

Одну силу они отдают на смягчение согласных звуков,

а другую оставляют себе.

- Указывают, что согласные звуки перед ними произносятся мягко

Одну букву

зя - [а]     лё - [о]  

1. Данные буквы обозначают гласные звуки.
2. Буквы е , ё , ю, я служат для обозначения мягкости согласных.
Буква е после букв согласных звуков.
   обозначает звук [э], буква ё – звук [о], буква ю –звук [у], буква я – звук [а]

П3

Р4

П4

К1

П2

П4

П6

К1

П5

Лента букв гласных звуков

Слайд 2

Рисунки птиц зяблика и клеста

Звуковые схемы, выделение отдельных звуков

V. Откры-тие нового знания

1секрет

- Давайте вместе откроем первый секрет этих букв. Назовите ещё раз букву ю, а теперь назовите букву у.
-Вы сказали, что буква ю после согласного обозначает звук [у], но когда мы называем буквы ю и у , то они звучат по-разному.
-В чём же отличие? На этот вопрос вы ответите, проводя исследовательскую работу в парах. Вместе вы вслушиваетесь в звучание их названий и находите отличие.
-  Правильно, в названии букв
е,ё.ю,я мы слышим два звука и обозначаем их следующим образом.

Теперь мы можем убрать один вопрос. ?

Работают в парах

Наблюдают, сравнивают, делают вывод:

В названии букв е,ё.ю,я    мы слышим два звука

П5

К1

К2

П6  

Слайд 3

На экране и в учебнике

2 секрет

Открыть второй секрет нам поможет игра « Превращение слов» .
Вы должны читать хором слова, появляющиеся на экране.

- Сколько звуков обозначает буква Е?

- Как звучали согласные  звуки перед ними? (мягко)

- Сколько звуков было в словах?

- ел

- Что изменилось? (буква исчезла)

- Сколько букв осталось? (две)

- Как вы думаете, звуков тоже меньше стало?

- Давайте проверим.

Слушаем и выделяем звуки

 - Сколько звуков?                                           

- Почему так получилось?

- Да, буква  е стала обозначать два звука? Почему? –

Проверим еще раз

Тёлочка (один звук)           ёлочка    (два звука)

- Итак, открываем второй секрет: не только в названии буквы е два звука , но и …..

Убираем второй вопрос ?

Дети читают слова, наблюдают за работой буквы Е, определяют количество звуков в словах (три)

- Буква Е обозначает два звука

(Буква стоит в начале слова, её некому отдавать силу, у нее так и осталось две силы – два звука)

Но и в словах эта буква тоже имеет два звука

П5

П4

П2

П5

К1

П6  

К1

П5

Слайд 4 

На экране появляются, сменяя друг друга,  слова:

пел

мел

сел

звуковая схема слов

ел

звуковая схема слова

Секрет 3

-Открываем третий секрет
-Откройте букварь на стр. 94.
Прочитайте слова, которые предлагает девочка-резвушка.

- Что нужно, чтобы определить количество звуков

-Итак, когда же буквы е, ё, я, ю обозначают в словах два звука?

 Это третий секрет.

Дети читают слова:

Любочка – юбочка

лямка – ямка Нюра Юра

Внимательно вслушиваться в слово.

Вывод: Буквы е,ё,я,ю обозначают два звука в начале слова.

К3

П5

К1

Слайд 5

Любочка- юбочка

лямка – ямка Нюра- Юра

(после анализа слов, пары с экрана исчезают)

Физминутка

Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой (приседаем),

И на елке (встаем, руки в стороны),

И под елкой (обхватываем себя руками),

А под снегом спит медведь (пальчик к губам)

Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)

VI.Первич-ное закрепле-ние знаний

1.Определение количества звуках в буквах ЕЁЮЯ

- Кто считает, что уже хорошо может определять количество звуков, которые обозначают буквы е,ё,ю,я?

-Рассмотрите иллюстрацию на экране и назовите слова, которые начинаются на буквы е, ё, я, ю.

Если буквы Е Ё Ю Я имеют один звук в слове- поднимаете один кружок, если два звука – показываете два кружка

2.Звуковой анализ слова ЁЖИК 

-Определим, сколько звуков в слове?

- Называем каждый звук хором, а характеристику звуку даёт один ученик.

-Сколько звуков в слове?
-Каждый звук обозначаем буквой. Сколько букв? (4)
-Почему букв меньше?

Белка – один звук

Тетерев – один звук

Ехидна – два звука

Ястреб – два звука

Дятел –один звук

Ящерица- 1 звук

Еноты – 2 звука

Ёжик – 2 звука

Учащиеся выделяют звуки и характеризуют их.

Дети с помощью блок-сигналов показывают, согласны с ответом или нет

Р1

Л5

Л3

П4

К2

П2

Слайды

    5-15

На экране появляются картинки созвучиванием, дети называют слова, определяют количество звуков в буквах Е Ё Ю Я

Слайд 16

На экране появляются 5 квадратов (звуков)

VII.Приме-нение нового материала

1.Работа над лексическим значением слов.
- Сколько еще новых слов мы узнаем, в которых буквы обозначают два звука!

- Прочитаем слова и познакомимся с их лексическим значением.

- Объясните значение слов.

- Найдите рисунок юрты в букваре.

- Дома узнаете еще новые слова. Постарайтесь объяснить их значение. Если нужна будет помощь, обратитесь к взрослым.

Читают слова

юбка

юнга

юрта

Объясняют значение слов

Л3

К1

П3

П8

Слайд 17

       бка

ю    нга

       рта

Появляются рисунки – юнги, юрты

физминутка

По сухой лесной дорожке -

Топ-топ-топ - топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадется волк -

Превратится еж в клубок

2.Работа с текстом 

а)Чтение текста

- Прочитайте названия текста.

- Назовите тему текста.

- Прочитайте текст самостоятельно. Старайтесь соблюдать правила, чтобы не мешать другим одноклассникам.

б).Беседа по прочитанному

- Что делает ёжик сейчас, когда в лесу всё завалено снегом?

-Хорошо ли ёжику в своем гнездышке?

-Почему ему сладко спится в зимние холода?

-Как же ёжик готовился к зиме?

-

—Назовите слова, в которых буква Ё обозначает один звук.

-А в каком слове буква имеет два звука?

Давайте посмотрим фильм. Какую новую информацию вы узнаете?

- Какие новые сведения из жизни ежика вы узнали?

Можно ли ёжика назвать умным, сообразительным?

- Об этом  вы узнаете, если прочитаете стихотворение в букваре дома.

Работа с карточками

Самостоятельное чтение текста

Ответы на поставленные вопросы

Пенёк, живёт, гнёздышко, тёплым, найдёт, у берёзки, клена, желтые, несёт, придёт, уснёт.

Ёжик

Просматривают видеофильм, сообщают о новой информации

К2

П7

П3

Л3

Просмотр озвученной презентации «Ёжик» из серии «Лесные сказки»

VIII.Рефлексия учебной деятель-ности 

-Какие задачи поставили мы в начале урока? О каких буквах говорили?

- Какие задачи решили?

-Какие три секрета об этих буквах узнали?

-Кто хорошо понял тему и может научить других?

- Кто понял?

- Кто понял, но боится ошибиться?

- Кто не понял?

- Я не понял.

- Я понял, но …..

- Я понял.

-Какое настроение у вас в конце урока?

-Довольны вы своей работой на уроке? (Зеленые кружки)

Обобщают, делают выводы, оценивают свою работу и настроение

Л6

П1

П6

Л5

Р7

Слайд

Я не понял

Понял,но..

Я понял.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте "Новая работа знакомых букв"

УМК "Гармония". Урок "открытие новых знаний". В основе системно-деятельностный подход. Исследуя, дети получают новые знания о буквах Е,Ё, Ю и Я. Технологическая карта урока с УУД+презентация и опорные...

урок обучения грамоте " Новая работа знакомых букв"

Урок на основе деятельностного подхода. Разработан для учителей работающих по программе "Гармония" ФГОС....

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...

проект урока "Новая работа знакомых букв" Обучение грамоте УМК Гармония

проект урока "Новая работа знакомых букв" обучение грамоте УМК Гармония...

Урок обучения грамоте 1 класс«Буква В, её работа»

    Цель:  открытие детьми работы новой буквы В.      Задачи: 1. Сформировать представление о  работе буквы В;2. Обучить умению обоснованно выбирать...