Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте.
Учитель: Богданова Юлия Николаевна
Тема: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Цель: формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей
буквой
- Личностные УУД
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Регулятивные УУД
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Познавательные УУД
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
- Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Ход урока
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
I.Организация учащихся на урок. | Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке – книжка, ручка и тетрадка? | Самоорганизация |
II.Актуализация необходимых знаний. III.Постановка учебной проблемы. IV.Открытие нового знания. | Это сказочный сверкающий шатер. Это кольцами играющий жонглер. Это тигров полосатых дружный рев. Это музыка и свет прожекторов. Где мы можем это все увидеть? Сегодня с нами на уроке будут работать артисты цирка. На арене изученные нами буквы: а и о ы у г р н л м п т к с Назовем их Попробуем к каждой букве подобрать артистов цирка Назовите, какие звуки обозначают эти буквы. На доске схема человечка- звуковичка Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? Таинственный гость у нас сегодня. Чтобы узнать его тайну, нам надо сначала узнать его имя. Вспомним, по какому плану мы работаем с новым звуком и буквой. Как называют передвижное цирковое здание? Произнесем первый звук Кто или что могут издавать такой звук? Кто заметил особенность в произношении-звучании этого звука? Звук произносится с шумом, шипением. Какой пункт плана выполнили? Чему учились? Какой пункт плана следующий? Звук [ш] обозначается буквой ша. (на звуковичке появляется буква) О каком звуке мы сегодня будем говорить? Это и будет тема нашего урока.
Какой пункт плана следующий? Какой источник информации нам поможет в этом? Работа в «Букваре». – Посмотрите на знакомые нам схемы -«человечки» в «Букваре» на с. 80, которые держатся за руки. Что мы можем про них сказать? Расскажем все, что знаем про эти звуки. Нарисуйте им башмачки и шляпки. Как вы справились с этим заданием? Раскрашиваем шарик, характеризующий вашу работу при выполнении задания. – А почему один «человечек» стоит в стороне и держит восклицательный знак? Звуковичок хочет нас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Вот на этот вопрос нам и надо будет найти ответ на уроке. | Цирк Ребята получают на листах клоуна-жонглера (шары будут раскрашивать, оценивая свою работу) а-акробаты, атлеты, у-укротители, г-гимнасты, маг-фокусник, к-клоун, канатоходец, с-силач Мы сегодня будем работать с новым звуком и новой буквой Урок «открытия» новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы. 1.Выделяем звук 2.Знакомимся с буквой 3.Читаем слоги слова предложение текст 4.Пишем букву слоги слова предложения текст Шапито Звук [ш] змея вода листья Выделили звук. Знакомство с буквой.
Звук [ш], буква ш. Читаем слоги. Букварь Эти буквы обозначают глухие согласные звуки [т], [т’], [к], [к’], [с], [c’], [п], [п’] Раскрашивают шарик на листе-оценки. Чем новый звук отличается от других звуков? |
Что вы видите на картинке? (уши, шуруп, шалаш, шапка) Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? В чем же особенность нового звука? А как показать на схеме, что этот звук всегда твердый? Закрашиваем тапочки синим цветом - Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других согласных звуков на с.80 | Звук [ш] Звук произносится с шумом, шипением. Нарисуем на голове звуковичка черную шляпу. Этот звук произносится с шумом и голосом. Он глухой. Всегда твердый. | |
Физминутка | Шагает кошка не спеша Коготки, как буква Ша… Шустро мышь под печку – Шасть! Как бы в лапы Не попасть. (Повторяем 3 раза) В каких словах услышали новый звук? | |
Знакомство с буквой Звук [ Ш] обозначается на письме буквами Ш ш. Рассмотрим печатную букву. Из каких элементов она состоит. Составьте из карандашей букву. Сравним с образцом. Сейчас поучимся работать в паре. Будем стараться слушать соседа внимательно. Прочитаем слоги соседу по парте. Когда выполните задание, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. У кого получилось похожее чтение? Кто также выполнил задание?
Какой пункт плана выполняли сейчас? | Дети моделируют букву из карандашей. Читают слоги соседу по парте. Одна пара читает вслух. Читаем слоги | |
Как вы справились с этим заданием? Раскрашиваем шарик, характеризующий вашу работу при выполнении задания Какой пункт плана следующий? | Раскрашивают шарик на листе-оценки. Пишем букву. | |
V. Применение нового знания. Физминутка | Работа в прописи. Откройте с. 26 в прописи, посмотрите на рисунок. – Кто изображён на картинке? – Как называют того, кто любит пошутить? – Назовите, глядя на рисунок, как можно больше слов со звуком [ш]. Дома заштрихуйте предметы, в которых есть звук [ш]. Сравним печатную и письменную буквы. Чем они похожи? Чем отличаются? Написание в воздухе буквы Обведем на табло. Какой звук обозначает эта буква? Раскрасим звуковичка. а) Запишем элементы буквы Ш. (Счёт: раз-и-два-и-три-и.) б) Обведем букву Ш в) С написанием какой письменной буквы у буквы ш есть сходство? В чем? Запишем эти буквы. (с.27 в прописи) Какой пункт плана выполнили? Чему учились? Как вы справились с этим заданием? Выполнили точно, правильно, аккуратно? Сравните с образцом. Раскрашиваем шарик, характеризующий вашу работу при выполнении задания Если звук Ш в слове стоит первым - подпрыгнем, стоит в конце слова – приседаем, в середине слова – сделаем оборот вокруг себя. | Шары, шутит, шутник, ширма, воздушные, шатер Три одинаковых элемента. В письменной букве элементы наклонные, плавные. Пишем букву. Раскрашивают шарик на листе-оценки. |
Какой пункт плана следующий? Работа в «Букваре». Чтение 1-го столбика слов про себя, затем вслух по заданиям. – Что общего у этих слов? – Выделите цветной точкой первый звук. Какой цвет взяли? (Синий.) – Почему? След на теле от зажившей раны. Тот, кто кривляется на потеху другим. Сильная буря на море. Чтение слов 2-го столбика. – Чем интересны пары слов?
Чтение 3-го и 4-го столбиков слов про себя. – Как называют маленького ребёнка, малыша или детёныша животного? – Говорят: крошка хлеба, то есть маленький, даже малюсенький кусочек. – Есть ли в этом столбике однокоренные слова? – Отличаются ли оттенками значений эти слова? Холодное кушанье из кваса с раной зеленью и мелко нарубленным мясом или рыбой. Чтение следующего столбика слов про себя. – Что можно сказать про эти слова? Выделите корень специальным значком – дугой. – Когда говорят шалун, а когда шалунишка? – Да, слово шалунишка имеет уменьшительно-ласкательное значение. – Есть ли разница в оттенках значений слов шут, шутник? (Шут – это клоун, а шутник – это человек, который любит пошутить.) Всегда ли шутки доставляют нам радость, может ли шутка обидеть человека? Какой пункт плана выполнили? Чему учились? Как вы справились с этим заданием? Раскрашиваем шарик, характеризующий вашу работу при выполнении задания Какой пункт плана следующий? Работа в прописи. Обводим слоги ша, шу. Записываем слова шут, шутник, шутит. | Читаем слова
Шрам Шут шторм Называют большой и маленький предметы. Крошка. Да, крыша, крышка – корень -крыш Да, крыша – большая, а крышка – маленькая, например, для закрывания банок. окрошка Они однокоренные, родственные корень -шут-. Когда ребёнок разбалуется, про него говорят: шалун. А можно сказать ласково: шалунишка. Читаем слова Раскрашивают шарик на листе-оценки. Пишем слоги, слова | |
VI.Итог. | Вернемся к нашему плану. Посмотрите на шарики у своего клоуна. Оцените свою работа на уроке. Что нового узнали? Что удалось? Над чем еще поработать? | Листы сомооценки |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".
Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...
Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".
Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....
Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".
Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...
Методическая разработка урока обучения грамоте Звук [а] и его обозначение буквами А, Я
УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)Тема: Звук [а] и его обозначение буквами А, Я.Тип урока: урок введения нового знания. Цель урока: познакомить учащихся с гласным звуко...
Методическая разработка урока обучения грамоте "Письмо строчной буквы т"
Методическую разработку можно использовать при подготовке и проведении урока русского языка в период обучения грамоте....
Методическая разработка урока обучения грамоте "Письмо строчной буквы я", 1 класс
Методическая разработка...
Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".
В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....