Урок обучения грамоте "Новая работа знакомых букв"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
УМК "Гармония". Урок "открытие новых знаний". В основе системно-деятельностный подход. Исследуя, дети получают новые знания о буквах Е,Ё, Ю и Я. Технологическая карта урока с УУД+презентация и опорные схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozheniya_k_uroku.doc | 58.5 КБ |
prezentaciya_k_uroku.pptx | 2.82 МБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 36.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Е е
Ё ё
Юю
Я я
Приложение №1
Очень интересная сказка
Однажды, давным-давно жили-были буквы-сестрички е ё ю я и Е Ё Ю Я в одном прекрасном замке. За порядком в замке следил – …. Угадайте кто? (учитель читает загадку)
-ёжик.
К буквам приезжали знатные гости Согласные звуки. И буквы встречали их с особой мягкостью.
И вот, как-то раз в замок заехали очень важные твердые согласные звуки. Они сказали, что их должны встретить самые главные буквы, проживающие в этом замке. Но мы же знаем ,что в замке живут только сестрички е ё ю я и ЕЁЮЯ, кто же самый главный? Вот
тут-то и начался спор между сёстрами большими и
малыми.
Большие говорят, что они самые главные: «Мы начинаем предложение»
«А мы - ответили маленькие сестрички - указываем на мягкость согласного звука.
«Имена людей, их фамилии, клички животных, название улиц, городов пишутся с большой буквы»
«А мы, а мы…» Вспоминали маленькие буквы, вспоминали, какую работу они ещё умеют выполнять,
но ничего не смогли вспомнить. Разобиделись буквы
друг на друга. А ёж решили им помочь.
А вы, ребята, хотите тоже присоединиться к ёжику и помочь буквам открыть их секреты и помирить сестёр?.
е (Е)
ё (Ё)
ю (Ю)
я (Я)
Е Л И
Ё ЖИК
Характеристика цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Дифференцированные задания (карточки разного цвета)
Красная карточка:
Ребята были в лесу.
Вдруг слышат: возле ёлочки кто-то шуршит Там ёжик!
Напала Жучка на ёжика. Да не тут-то было! Наколола она нос и отбежала в сторону.
Синяя карточка:
Я и мой брат Юра копаем ямки.
Мы посадим сливы и яблони.
Будут у нас сливы и яблоки.
Зеленая карточка:
Мяч, яблоко, ёлочка клён, юбка, брюки. Лена, Елена.
лес | еда |
Юля | Нюра |
лямка | ямка |
тёлочка | ёлочка |
лес | еда |
Юля | Нюра |
лямка | ямка |
тёлочка | ёлочка |
лес | еда |
Юля | Нюра |
лямка | ямка |
тёлочка | ёлочка |
лес | еда |
Юля | Нюра |
лямка | ямка |
тёлочка | ёлочка |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЁ КУ ПИ МИ ЛЕ ТУ ПА ВЁ ЗЯ НА
Новая работа знакомых букв.
1 секрет Исследуем! 1 ряд – А –Я 2 ряд – Э – Е 3 ряд – О - Ё
м ел п с 2 секрет
лес е да Нюра Ю ра лямка я мка тёлочка ё лочка 3 секрет
Проверяем! 1 . Ребята были в лесу. Вдруг слышат: возле ё лочки кто-то шуршит Там ё жик! Напала Жучка на ё жика. Да не тут-то было! Наколола она нос и отбежала в сторону. 2. Я и мой брат Ю ра копаем я мки. Мы посадим сливы и я блони. Будут у нас сливы и я блоки. 3.Мяч, я блоко, ё лочка клён, ю бка, брюки. Лена, Е лена.
Ехали Ели Ехал Ёлка Ёж Ёрш Юнга Юрта Юла Ястреб Якорь Яхта Молодцы!
Я узнал… Я хочу узнать… Я понял…
Плакат правильная посадка- http://gooddesks.com/img/school-desk.png Ястреб- http://www.dmcquestion.com/images/00_Commissions/Red-tailed_Hawk_commissioned_1.jpg Ёрш- http://www.sportfishing.ua/img/forall/users/11954/1302222247.jpg Юрта- http://s60.radikal.ru/i170/1009/b9/8b27bd287adf.jpg Фон - http://pictar.ru/data/media/1/3d-kartinki__322_.jpg Ёлка - http://www.freechristmaswallpapers.net/images/wallpapers/decorated-christmas-tree-widescreen-765740.jpeg Снеженика - http://news.kuz.ru/storage/images/48/25/00/00001/600x400.jpg
Предварительный просмотр:
Кусова Людмила Анатольевна
Учитель начальных классов, высшая категория
МБОУ «Октябрьская СОШ №1», Пермский край, Октябрьский район
Технологическая карта урока
Предмет | Обучение грамоте УМК «Гармония» |
Класс | 1 |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология построения урока | Проблемно-диалогическая |
Тема | Новая работа знакомых букв |
Цель | создание условий для овладения обучающимися знаниями об обозначении букв ё,е,я,ю двумя звуками |
Планируемый результат | |
Предметные умения - иметь представление о новой работе букв е,ё,ю и я, как обозначающие два звука; - уметь определят в слове количество звуков букв е,ё,ю и я . | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Формирование учебных мотивов. | ||
№1 Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы – отлично учимся! Всё у нас получится! - Но для начала давайте определим, с каким настроением вы прибыли сегодня на урок.(характеристика цветов по Люшеру) - Выберите для себя снежинку, которая пригодиться нам в конце урока. Учитель делает краткий анализ теста. №2 -Ну, ребята, чур, молчок! Начинается урок. Чтобы стать учеником, Нужно знать вам вот о чем. На уроках ты сидишь Тихо-тихо, словно мышь, Спинка прямо у тебя, Это делайте, как я. Руки мы вот так кладем И заданий дальше ждем. -Скажите мне, пожалуйста, а для чего на уроках нужно «сидеть тихо»? - А помогать мне сегодня будет Снеженика. | Дети совместно с учителем стоят в кругу у доски и держаться за руки. Психологическая поддержка. Дети выбирают снежинку в шапочках разного цвета Дети занимают свои места | Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; -эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
2. Актуализация знаний. | ||
№3(по щелчку выходит буква) - Послушай сказку, мой дружок. Жил-был на свете голосок. Он утром с солнышком вставал И песни-звуки напевал. Широко откроет рот, Песню первую споет - А. Как откроет рот колечком, Встанет солнце за крылечком - О. Сдвинет губы трубочкой, Пропоет он дудочкой - У. Если вдруг ворчать начнет, Тут уж каждый запоет - Ы. Любит голосок резвиться, Любит голосок дразниться. Он тогда кричит тебе: «Ну-ка, спой мне песню - Э». -Какие звуки мы произнесли? -Что мы можете сказать об этих буквах? Учитель прикрепляет схему твердого согласного звука. - Какие же буквы живут в одном домике с данными буквами в городе «Буквоград»? Назовите звуки этих букв. - Я открываю букву , а вы хором её называйте и приветствуйте дружными аплодисментами . - Внимание на экран. №4 На экране последовательно появляются буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я. И,и. -Какая же работа у этих букв? - Давайте проследим работу букв, которые придают мягкость и твердость согласным. №5 Всем ответить поспешу, Букву рядом напишу. Только гласный даст ответ, Как читается сосед. | Дети произносят звуки гласных букв А,О,У,Ы,Э. Один из учеников набирает буквы названных звуков на клавиатуре на дополнительном ноутбуке -Звуки гласных букв -Придают твердость согласным звукам. -Если они стоят после согласного, то согласный произноситься твердо. Дети читают слоги по заданию. Мальчики читают слоги с гласными придающими твердость,а девочки с гласными придающими мягкость. | Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; - освоение клавиатурного набора текста коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли |
2.Постановка учебной задачи. Пробное действие. | ||
-Давайте ещё раз вернемся к буквам, которым мы аплодировали. Расскажите всё, что вы уже знаете о буквах е, ё, ю, я. -Как вы думаете, а все ли вы сказали об этих буквах? №6 -Прочитайте тему урока. Сначала дети читают самостоятельно, потом один хорошо читающий ученик читает тему урока вслух : «Новая работа знакомых букв». - Ставим цель урока. Чему будем учиться сегодня на уроке? (Высказывания детей учитель корректирует) - Итак , сегодня мы познакомимся с новой работой уже знакомых нам букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я и новыми словами с данными буквами. | Предполагаемые ответы учеников: 1. Данные буквы обозначают гласные звуки. 2. Буквы е , ё , ю, я служат для обозначения мягкости согласных. (На доске появляется таблица №2) 3. Буква е обозначает звук [э], буква ё – звук [о], буква ю –звук [у], буква я – звук [а] после букв , обозначающих согласный звук. Дети формулируют цель с опорой на опорные карточки. | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. |
3.«Открытие» новых знаний . | ||
- Посмотрите, какая история случилась с этими буквами.(Приложение №1) (кукольный театр) -А что вы знаете о ежах? №7 Физкультминутка Дождик вылился из тучки, Вымыл ежику колючки. Еж доволен - сыт, умыт, На кроватке сладко спит! №8 - Давайте вместе откроем первый секрет этих букв. Назовите ещё раз букву ю , а теперь назовите букву у. -Вы сказали, что буква ю после согласного обозначает звук [у], но когда мы называем буквы ю и у , то они звучат по-разному. -В чём же отличие? На этот вопрос вы ответите , проводя исследовательскую работу в парах. Пары первого ряда сравнивают название букв а и я, пары второго ряда – е и э, третьего ряда- ё и о. Один из вас называет букву , которая служит для обозначения мягкости , а другой –для обозначения твёрдости. Вместе вы вслушиваетесь в звучание их названий и находите отличие. Вывод: В названии букв е,ё.ю,я мы слышим 2 звука и обозначаем их следующим образом: Схема (Приложение №2) №9 -Открыть второй секрет нам поможет игра « Превращение слов» . Вы должны читать хором слова , появляющиеся на экране. Пел-мел-сел-ел - Что обозначает слово ел? ( Действие). - Какой звук обозначает буква е в слове ел? ( В этом слове буква е обозначает не один звук , а два звука [ й’ э ] - Итак , открываем второй секрет: не только в названии буквы е 2 звука , но и ….. (в словах эта буква может обозначать 2 звука). Докажем: составьте звуковую схему слова ЁЖИК. - А третий секрет мы должны раскрыть , наблюдая в каком месте слова буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука. - Работа в парах. Прочитайте слова и и разделите их на 2 группы: слова , в которых буквы е, ё. я, ю обозначают 2 звука и 1 звук. Встаньте те пары, у которых возникли разногласия. -С чем вы не согласны? - Что нужно ,чтобы определить количество звуков? ( Внимательно вслушиваться в слово, развивать фонематический слух) -Проверим на слайде. №10 -Итак, когда же буквы е,ё, я,ю обозначают в словах 2 звука? Вывод: Буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука в начале слова. ( Это третий секрет). Молодцы! Помогли ежу помирить сестер. | Варианты ответов детей Хорошо читающий ученик читает информацию «Справочного бюро» От первых морозов до наступления весенней теплоты еж спит. Пищу отыскивает себе по ночам и полезен тем, что истребляет слизней, разных насекомых, мышей. Обитает во всей Европе. Обучающиеся высказывают свои предположения. Один ученик выполняет схему с обратной стороны доски. Затем взаимопроверка-сравнение с эталоном Работа в парах: на партах лежат разрезные слова-нужно разделить на 2 группы 1 вариант - буква, обозначающая один звук, второй вариант - буква, обозначающая 2 звука | Личностные: - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в парах; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
4.Первичное закрепление знаний | ||
Стихотворение с.6 Работа в парах. 1 вариант - ищет слова с 1 звуком, второй вариант-2 звука. Сравните свои работы. У кого есть разногласия? -Кто считает, что уже хорошо может определять количество звуков, которые обозначают буквы е,ё,ю,я? - Вот сейчас мы это проверим. Самостоятельная работа. Дефферинцированные задания. Задание: прочитайте и над буквами, которые обозначают 2 звука поставьте знак +. №11 Физкультминутка Гимнастика для глаз. №12 | Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Уровень сложности отмечают цветом: красный - самый сложный, синий - средней степени сложности, зеленый - самый лёгкий. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его. Самопроверка. Самооценка по шкале правильности. (Методика «Волшебные линеечки») | Предметные: - уметь в словах находить буквы, обозначающие два звука. Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5.Работа над лексическим значением слов. Повторение. | ||
№13 - А теперь мы будет читать слова , которые начинаются на буквы е,ё,ю,я, и познакомимся с их лексическим значением . -Читаем первую группу слов. Ехали – Ели -Ехал - Чем похожи данные слова? ( начинаются на букву е. обозначают действие предметов). - Какое из данных слов может обозначать предмет? ( Ели-деревья). -Читаем вторую группу слов. Ястреб – Якорь - Яхта - В каком слове опасное место –парная согласна на конце? (Ястреб) -Кто такой ястреб? ( Птица) -Посмотрите на эту птицу. - В каком слове букв столько же , сколько и звуков? ( В слове якорь буква я обозначает 2 звука, а буква ь не обозначает звука.) Читаем третью группу слова. Юнга – Юрта - Юла -Назовите слово, обозначающее жилище. ( Юрта). -Кто объяснит , как выглядит юрта? - Какое слово для вас ещё непонятно? (Юнга) Кто-то сможет объяснить его значение? -Читаем четвёртую группу слов. Ёлка – Ёж - Ёрш -Назовите односложные слова.( Ёж, ёрш). - Чем эти слова ещё похожи ( Начинаются на букву ё, на конце слышим парный согласный звук [ш] – это опасное место). - Чем отличаются данные слова ? ( Количеством букв и звуков, лексическим значением) -Вы видите данную рыбу ,и я думаю вы сможете объяснить, почему её так назвали. - С чем ассоциируется слово ёлка? | Коллективная работа | Метапредметные (УУД) коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
6.Рефлексия | ||
Итог урока подводится с опорой на ключевые слова: № 14 Я узнал … Я понял….. Мне интересно … Я хочу узнать …. -Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели? (по щелчку учитель включает песню) Молодцы! Буквы из замка очень благодарны, что вы помогли раскрыть их секреты и послали вам подарок-сюрприз. Учитель выносит искусственную ёлочку. «Ёлочка настроения» | Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях. Обучающиеся на снежинках рисуют «своё настроение» - улыбающее, нейтральное ли грустное лицо и наряжают ёлочку. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; величина или форма? - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Урок обучения грамоте "Новая работа знакомых букв"
Урок организован в соответствии с образовательной системой УМК «Гармония» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Урок получения нового знан...
урок обучения грамоте " Новая работа знакомых букв"
Урок на основе деятельностного подхода. Разработан для учителей работающих по программе "Гармония" ФГОС....
Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.
Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...
Конспект урока обучения грамоте "Письмо заглавной буквы Д. Формирование дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв"
Конспект составлен с учётом требований ФГОС...
проект урока "Новая работа знакомых букв" Обучение грамоте УМК Гармония
проект урока "Новая работа знакомых букв" обучение грамоте УМК Гармония...
Урок обучения грамоте 1 класс«Буква В, её работа»
Цель: открытие детьми работы новой буквы В. Задачи: 1. Сформировать представление о работе буквы В;2. Обучить умению обоснованно выбирать...