Урок литературного чтения "Басни Эзопа и Крылова И.А."
методическая разработка (чтение, 3 класс) по теме
Связь с современностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentachia_zolotoe_kolcho_rossii_-_kopiya.ppt | 1.74 МБ |
krylov.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Литературное чтение. 3 класс
Тема: И. А. Крылов «Ворона и лисица»
Цели урока:
Образовательные:
- продолжить знакомство с художественным жанром–басней;
- обобщить знания детей о творчестве Эзопа и Крылова И.А.;
- добиться понимания содержания басен, умения сравнивать басни; находить общее и различие, воздействия содержания на чувства, мысли и поведение детей;
- научить выделять мораль басни; объяснять ее смысл; предлагать свой вариант морали(поучения)
Развивающие:
- развивать логическое мышление учащихся: операцию сравнения; умения находить общие и отличительные свойства басен; творческое воображение, навык выразительной речи с помощью интонации;
- умения и навыки анализа басен: поиск главного, определение стиля речи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету; –использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации,а именно моральных норм.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням, иллюстрации по басням, выставка книг, толковый словарь русского языка. Использование на уроке ИКТ с целью:
- предоставление наглядности;
- самопроверки;
- сообщения информации.
ПК:
- мультимедийный проектор;
- слайды к уроку;
- учебник «Литературное чтение», авт. Чуракова Н.А.
Ход урока.
1. Организация внимания учащихся
Эмоциональный настрой на урок.
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для работы.
То и буду выполнять.
У меня получится,
И у тебя тоже.
2. Актуализация знаний, сообщение цели урока.
Ход урока.
-Сегодня на уроке мы будем изучать новое произведении, но вначале проведем небольшую литературную разминку.
Коллективная работа (слайд №1)
- Определите, какому жанру литературы принадлежат эти строки? Докажите. (рассказ, сказка, стихотворение, №4–?)
- Что можно сказать о 4 отрывке? (проблемный вопрос)
- Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: «Чем являются строчки данного отрывка и кто его автор.»
- Но вначале давайте вспомним, о чем говорили на предыдущих уроках? (разбирали басни Эзопа)
3. Проверка домашнего задания (выразительное чтение 1 басни. Объяснение выбора)
- Какую закономерность вы заметили в названиях всех басен Эзопа?(названия прямо указывают на действующие лица)
- Что объединяет все басни Эзопа? (написаны в прозе)
4. – Давайте вспомним, что же такое басня, проведя для этого тест (работа в паре)
На листке отметить букву правильного ответа.
1.БАСНЯ – это:
А) краткий рассказ;
Б) поучительный рассказ;
В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.*
2. ГЕРОИ БАСНИ:
А) люди
Б) животные, птицы, растения*
В) люди, животные
3. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:
А) высмеять пороки людей*
Б) научить правильному поведению
В) показать пример для подражания
Г) рассмешить
4. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:
А) прямое значение
Б) иносказательное значение*
5. В БАСНЕ:
А) есть вывод*
Б) вывода нет, каждый придумывает его сам.
В) вывод не нужен.
СЛАЙД №3 Вывод (слайд №3)
• Чему учат нас басни Эзопа?
• Как называются строки, содержащие поучение?
• Нужны ли басни в наше время? Почему?
5.Введение в тему.
- Сегодня мы познакомимся еще с одним видом басни, но сначала узнаем, о ком пойдет речь в произведении и узнаем название басни и ее автора, говорившего: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» .
(Cлайд №4)
* Носит серенький жилет.
Но у крыльев – черный цвет,
Видишь, кружат 20 пар
И кричат – карр, карр. (появляется ворона)
Слайд №4 – а
*Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (появляется лиса)
Слайд №4
- Так о ком пойдет речь в басне?
- Можно ли предположить ее название?
3. Работа над темой урока.
-Послушайте ее (чтение учителем).
-Какие мысли у вас возникли? Чем бы вам хотелось поделиться?
4. Работа с учебником.
- Откройте учебники на стр. 66.
- Прочитайте и разделите текст на смысловые части.
5. Сл. работа ( слайд № 5)
-Какие слова вам непонятны?
7. Анализ басни.
- Понравилась ли басня? Чем именно?
- О ком эта басня?
- На сколько частей разделили весь текст? (на 3 части)
- Почему?
- О ком (чем) говорится в 1 части? (зачитайте – это завязка, то есть начало действия)
- Какие события развиваются во 2 части? (разговор Лисы с Вороной)
- Прочитайте.
- И что же говорится в 3 части? (в конце – развязка)
- Что же является основным стержнем в развитии басни? (льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)
- Докажите, что лесть Лисицы все больше и больше возрастала, а ворона все больше и больше поддавалась льстивой похвале. (зачитать льстивую речь «Голубушка…»)
- Почему же Лисица так хвалит Ворону? (хочет ее обмануть)
- Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса? («На ель ворона ВЗГРомаздясь...)
8. Работа в группах.
-Поработаем в группах. Откройте толковые словари и най дите значения значение слов лесть, коварство, искренность, хитрость, доверчивость . Подумайте, какими качествами наделены герои басни.
Лесть - похвала не соответствующая истине. Коварство - злой умысел, скрывающийся под показной доброжелательностью. Искренность – правдивость, откровенность. Хитрость – 1)изобретательность, мастерство; 2)лукавство, изворотливость, коварство. Доверчивость - уверенность в чьей-либо добросовестности, порядочности.
(Дети зачитывают из словаря значения слов и определяют кому принадлежат эти качества.)
- Какой вы представляете себе Лисицу. Опишите. Слайд№9
- В чем проявилось мастерство Крылова в изображении Лисы в басне? (передал не только содержание ее похвальных речей, но и интонацию ее голоса, ее движение.)
- Найдите это описание.
- Для какой цели старалась Лиса?
- Удалось ли ей достичь своей цели?
- Так в чем же искусство льстеца, то есть Лисицы? (любым путем обмануть)
- Удалось ли ей это сделать?
- Какова же главная мысль басни? (Что того ,кто любит лесть, легко обмануть льстивыми словами)
- Так кого же осуждает Крылов? (и того, кто льстит, и того, кто любит лесть)
- Встречались ли вам похожие ситуации?
- Происходили ли они с вами?
- Как вы себя чувствовали?
- Согласитесь ли вы с утверждением, что для достижения цели «любые средства хороши»? Почему?
- Какой вывод вы сделаете из этой истории?
- Что мы сейчас вывели? (мораль) Слайд№8
- Как еще можно сказать? (поучение)?
- Найдите мораль в тексте басни и зачитайте ее. Слайд№7
9. Работа над моралью.
- Найдите первые 4 строчки басни по учебнику.
-Как понимаете смысл 1 строчки?
- Замените другими словами словосочетание «лесть гнусна», «но только все не впрок»
- Что означают слова «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
- Где написана мораль?
- В каком еще жанре литературы можно встретить поучение, совет, осуждение. ( устное народное творчество)
- Верно в пословицах. Прочитайте пословицы, подумайте какие из них можно отнести к Лисе, а какие к Вороне?
Слайд №9
10. Работа над выразительным чтением.
-Расставьте логическое ударение, паузы, ускорение и замедление темпа.
Чтение вслух.
11. Д/з. наизусть, для инсценировки.
12. Итог урока, рефлексия.
- Что нового вы узнали о басне?
- Чему учит нас мораль басни?
- Так что же такое мораль? (слайд №11,10)
- Оценивание работы детей
Литература:
1. Захарова В.В. Серова М.В. Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс. – М.:ВАКО.– 2009
2. Интернет сайты:
- http://hyaenidae.narod.ru/
- http://www.rusedu.ru/
- http://selezneva-lichnost.ru/
- http://viki.rdf.ru/
4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: в 4т.– Издательский центр.: ТЕРРА.– 1996
5. Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник для 3 класса.– Самара.: Корпорация Федоров.– Издательство Учебная литература.– 2008
6. Фрид М.Е. 1000 и одна загадка. – сборник загадок.– М.: Пилигрим.– 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"
План - конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....
Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова
Обобщение знаний о жанре литературы - басне;сравнительный анализ басен по плану, чтение басен в лицах, работа по информационно - рабочим картам....
Урок литературного чтения Эзоп «Лиса и виноград», Крылов «Лисица и виноград»
Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»УУДПознавательные:·...
Урок по литературному чтению "Басни Эзопа и Крылова"
Урок в з классе по УМК "Начальная школа 21 века"....
Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"
Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...
Урок по литературному чтению "Памятник «дедушке» Крылову в Москве и композиция на тему "Басни Крылова".
Цель: Обобщение знаний обучающихся о творчестве И.А.Крылова. ...