Урок литературного чтения Эзоп «Лиса и виноград», Крылов «Лисица и виноград»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Недодева Ольга Николаевна

Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа  «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»

УУД

Познавательные:

·        работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль;

·        выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

·        работать с несколькими источниками информации, текстами;

·        проводить сравнительный анализ двух произведений;

·        свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.

Коммуникативные:

·        понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

·        работать в паре.

Регулятивные:

·        осуществлять самоконтроль  за ходом выполнения работы и полученного результата;

·        читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya2.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Школа: №8 п.Спирово

Класс: 3

Учитель: Недодева Ольга Николаевна

Тема: Эзоп «Лиса и виноград», Крылов «Лисица и виноград».

Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа  «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»

УУД

Познавательные:

  • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль;
  • выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
  • работать с несколькими источниками информации, текстами;
  • проводить сравнительный анализ двух произведений;
  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.

Коммуникативные:

  • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
  • работать в паре.

Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль  за ходом выполнения работы и полученного результата;
  • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Оборудование:  учебник «Литературное чтение 3 класс 2 часть», учебник «Русский язык 3 класс 2 часть», тетрадь на печатной основе, презентация, карточки для общей таблицы.

Ход урока:

  1. Орг. Момент

- Ребята,  сейчас у нас урок литературного чтения.

- Мне хочется пожелать, чтобы в связи с нашим уроком у вас проявлялись только положительные эмоции, чтобы вы на протяжении всего урока были внимательными и наблюдательными. А в голову приходили отличные идеи, мудрые мысли. От этого было прекрасное настроение!

2.Актуализация знаний

- Как называется раздел, над которым  мы сейчас работаем на уроках литературного чтения? (слайд 1)

- Что значит «набираться житейской мудрости»?

- С каким новым литературным жанром мы познакомились? (слайд 2)

- Что такое басня?

- От какого слова произошло слово «басня»?

- С какими баснописцами познакомились? (слайд 3)

- Что вы можете о них рассказать? (лента времени)

- Чем отличаются басни Эзопа от басен И.А. Крылова?

- Что общего в их построении?

3. Проверка домашнего задания

- С какими баснями вы познакомились на прошлом уроке?

- История, рассказанная Иваном Крыловым, — та же самая, что и в басне Эзопа?

- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов? (Бродячие сюжеты.)

 - Дома вам нужно было выучить наизусть басню «Ворона и лисица».

- Давайте послушаем, как вы подготовились к уроку.

- Мы с вами прослушаем, а затем с помощью критериев, которые лежат у вас на столах, проанализируем чтение ребят.

КРИТЕРИИ ЧТЕНИЯ НАИЗУСТЬ

1 .Указана ли фамилия автора и название стихотворения

2. Безошибочность чтения.

3. Выразительность чтения (правильно ли расставлено логическое ударение, паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения и сила голоса.)

4. Эффективное использование мимики и жестов.

4. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

- Сегодня ребята, мы с вами продолжим «набираться житейской мудрости» и познакомимся еще с двумя баснями.

-Кто догадался с какими? (слайд 5)

-Назовите тему нашего урока

- У нас два произведения с одинаковым названием. Авторы разные. Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?

Цель: исследовать и сравнить басни (слайд6)

5. Работа по теме урока. Чтение и анализ басен.

Откройте учебник на с. 21 и прочитайте басню Эзопа про себя.

 

- Прочитаем басню вслух.

- Какое слово не понятно? (слайд 7)

(Лоза - длинный тонкий гибкий стебель некоторых  кустарников …обычно винограда и корзиночной ивы)

- Кто герой? (Лисица.)

- Какая история с ней произошла?

- Кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелен?

- Найдите мораль. Где она находится?  Прочитайте.

- Как вы её понимаете?

- Что значит «винить обстоятельства»? (слайд 8)

- Прочитайте на плакате Летучей Мыши объяснение значения слова «обстоятельства».

- А теперь попробуйте объяснить значение выражения «винить обстоятельства».

- На какие обстоятельства лиса свалила свою неудачу?

- Были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы винили обстоятельства?

- А вот Миша тоже вспомнил такой случай. Прочитаем его на с. 22.

- На какие обстоятельства Миша свалил свою неудачу?

- А вы можете так же честно и бесстрашно, как Миша, рассказать подобную историю о себе?

- Чему же учит нас басня Эзопа «Лисица и виноград»?

Физкультминутка для глаз (Слайд 9,10)

- Прочитаем еще одну басню с таким же названием. Кто ее автор?

- Послушайте басню.

(Слайд11, аудиозапись басни)

- Понравилась вам басня?

-  Прочитайте басню еще раз про себя.

- Какие слова требуют объяснения? (Слайд 11)

- Где можно найти значение этих слов?

- Найдите и прочитайте их значение.

Рделись  - выделялись красным цветом, краснели

Яхонты – старинное название рубина и сапфира

- Вы узнали в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом? Сюжет в них одинаковый или разный?

- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов?

-  Поработайте в парах. Перечитайте басню Эзопа, а затем басню Крылова друг другу.

- В какой форме написана басня Эзопа?

- А Крылова?

- Какую басню вам интереснее читать: написанную в прозе или в стихах? Почему?

- Давайте разделимся на две группы «Знатоки басен Эзопа», «Любители басен Крылова».

Будем читать их и сравнивать?

- Какая из басен помогает вам лучше представить виноградные кисти? Прочитайте и сравните.  (Слайд 12)

- В какой из басен в сюжете только факта, а в какой  сюжет более подробный и выразительный?

- А  поведение лисицы? Прочитайте и сравните. (Слайд 13)

- В какой из басен в сюжете только факта, а в какой  сюжет более подробный и выразительный?

-  Где выразительнее речь лисицы? Прочитайте и сравните. (слайд 14)

- В какой из басен в сюжете только факта, а в какой  сюжет более подробный и выразительный?

 - Что означает выражение «оскомину набьёшь»?

(Оскомина – боль на зубах от обильного жевания кислого).

- Так почему же басню Крылова читать интереснее?

- Вернемся к басне И.А.Крылова?

- Можно ли сказать, что лиса в басне Крылова тоже винит обстоятельства? Какие?

- Если в басне мораль?

- Все согласны, что у Крылова нет морали?

-Найдите пословицу в басне Крылова. Она может служить моралью? (слайд 15)

- Как вы ее понимаете?

- Такая мораль называется скрытой.  

 - Чему учит эта басня?

- Сравним две басни, работая в парах, по плану:  (слайд 11)

  1. Форма изложения ( в прозе или в стихах).
  2. Сюжет (разный или одинаковый, только факты или подробный, выразительный).
  3. Герой.
  4. Построение басни (повествование, мораль)

6. Рефлексия

- Итак, ребята, какие мы с вами цели ставили в начале урока?  Достигли ли мы их?

- Как вы поняли основной нравоучительный смысл этих двух басен? Чему нас учат эти басни?

7.  Дом задание

у. с.21,23, выр. чит, т. с.7 задание 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"

План - конспект   урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....

Конспект и презентация к уроку литературного чтения по теме: И.А.Крылов «Ворона и лисица»

Конспект и презентация к уроку литературного чтения по теме И.А.Крылов «Ворона и лисица» в 3 классе по программе «Начальная школа 21 века». Но может использоваться учителями, работающими и по другим п...

Урок литературного чтения 3 класс И.А.Крылов "Ворона и Лисица"

- Кто из вас знает, что такое басня? (ответы детей)- Найдите в толковых словарях,  какое определение дает Ожегов и В.Даль.(Басня (по С.И.Ожегову) –  краткое иносказательное, нравоучительное ...

Проблемно - диалогический урок. Литературное чтение. 3 класс. И.А. Крылов "Ворона и лисица".

Конспект проблемно - диалогического урока по литературному чтению для 3 класса по ФГОС....

конспект урока литературного чтения "И.А.КРЫЛОВ. ВОРОНА И ЛИСИЦА"

Конспект урока в 3 классе, составленный в соответствии со всеми требованиями ФГОС...

Конспект урока литературного чтения по теме: И. А. Крылов «Ворона и лисица»

Класс: 3 Тип урока: урок изучения нового материала     Цель урока: познакомить обучающихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»Задачи урокаОбучающие:-знать...

Урок литературного чтения И.А.Крылов "Ворона и лисица"

Урок литературного чтения в 3 классе....