Урок литературного чтения Эзоп «Лиса и виноград», Крылов «Лисица и виноград»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»
УУД
Познавательные:
· работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль;
· выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
· работать с несколькими источниками информации, текстами;
· проводить сравнительный анализ двух произведений;
· свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.
Коммуникативные:
· понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
· работать в паре.
Регулятивные:
· осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
· читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya2.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Школа: №8 п.Спирово
Класс: 3
Учитель: Недодева Ольга Николаевна
Тема: Эзоп «Лиса и виноград», Крылов «Лисица и виноград».
Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»
УУД
Познавательные:
- работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль;
- выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
- работать с несколькими источниками информации, текстами;
- проводить сравнительный анализ двух произведений;
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.
Коммуникативные:
- понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
- работать в паре.
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
- читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение 3 класс 2 часть», учебник «Русский язык 3 класс 2 часть», тетрадь на печатной основе, презентация, карточки для общей таблицы.
Ход урока:
- Орг. Момент
- Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения.
- Мне хочется пожелать, чтобы в связи с нашим уроком у вас проявлялись только положительные эмоции, чтобы вы на протяжении всего урока были внимательными и наблюдательными. А в голову приходили отличные идеи, мудрые мысли. От этого было прекрасное настроение!
2.Актуализация знаний
- Как называется раздел, над которым мы сейчас работаем на уроках литературного чтения? (слайд 1)
- Что значит «набираться житейской мудрости»?
- С каким новым литературным жанром мы познакомились? (слайд 2)
- Что такое басня?
- От какого слова произошло слово «басня»?
- С какими баснописцами познакомились? (слайд 3)
- Что вы можете о них рассказать? (лента времени)
- Чем отличаются басни Эзопа от басен И.А. Крылова?
- Что общего в их построении?
3. Проверка домашнего задания
- С какими баснями вы познакомились на прошлом уроке?
- История, рассказанная Иваном Крыловым, — та же самая, что и в басне Эзопа?
- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов? (Бродячие сюжеты.)
- Дома вам нужно было выучить наизусть басню «Ворона и лисица».
- Давайте послушаем, как вы подготовились к уроку.
- Мы с вами прослушаем, а затем с помощью критериев, которые лежат у вас на столах, проанализируем чтение ребят.
КРИТЕРИИ ЧТЕНИЯ НАИЗУСТЬ
1 .Указана ли фамилия автора и название стихотворения
2. Безошибочность чтения.
3. Выразительность чтения (правильно ли расставлено логическое ударение, паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения и сила голоса.)
4. Эффективное использование мимики и жестов.
4. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
- Сегодня ребята, мы с вами продолжим «набираться житейской мудрости» и познакомимся еще с двумя баснями.
-Кто догадался с какими? (слайд 5)
-Назовите тему нашего урока
- У нас два произведения с одинаковым названием. Авторы разные. Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?
Цель: исследовать и сравнить басни (слайд6)
5. Работа по теме урока. Чтение и анализ басен.
Откройте учебник на с. 21 и прочитайте басню Эзопа про себя.
- Прочитаем басню вслух.
- Какое слово не понятно? (слайд 7)
(Лоза - длинный тонкий гибкий стебель некоторых кустарников …обычно винограда и корзиночной ивы)
- Кто герой? (Лисица.)
- Какая история с ней произошла?
- Кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелен?
- Найдите мораль. Где она находится? Прочитайте.
- Как вы её понимаете?
- Что значит «винить обстоятельства»? (слайд 8)
- Прочитайте на плакате Летучей Мыши объяснение значения слова «обстоятельства».
- А теперь попробуйте объяснить значение выражения «винить обстоятельства».
- На какие обстоятельства лиса свалила свою неудачу?
- Были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы винили обстоятельства?
- А вот Миша тоже вспомнил такой случай. Прочитаем его на с. 22.
- На какие обстоятельства Миша свалил свою неудачу?
- А вы можете так же честно и бесстрашно, как Миша, рассказать подобную историю о себе?
- Чему же учит нас басня Эзопа «Лисица и виноград»?
Физкультминутка для глаз (Слайд 9,10)
- Прочитаем еще одну басню с таким же названием. Кто ее автор?
- Послушайте басню.
(Слайд11, аудиозапись басни)
- Понравилась вам басня?
- Прочитайте басню еще раз про себя.
- Какие слова требуют объяснения? (Слайд 11)
- Где можно найти значение этих слов?
- Найдите и прочитайте их значение.
Рделись - выделялись красным цветом, краснели
Яхонты – старинное название рубина и сапфира
- Вы узнали в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом? Сюжет в них одинаковый или разный?
- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов?
- Поработайте в парах. Перечитайте басню Эзопа, а затем басню Крылова друг другу.
- В какой форме написана басня Эзопа?
- А Крылова?
- Какую басню вам интереснее читать: написанную в прозе или в стихах? Почему?
- Давайте разделимся на две группы «Знатоки басен Эзопа», «Любители басен Крылова».
Будем читать их и сравнивать?
- Какая из басен помогает вам лучше представить виноградные кисти? Прочитайте и сравните. (Слайд 12)
- В какой из басен в сюжете только факта, а в какой сюжет более подробный и выразительный?
- А поведение лисицы? Прочитайте и сравните. (Слайд 13)
- В какой из басен в сюжете только факта, а в какой сюжет более подробный и выразительный?
- Где выразительнее речь лисицы? Прочитайте и сравните. (слайд 14)
- В какой из басен в сюжете только факта, а в какой сюжет более подробный и выразительный?
- Что означает выражение «оскомину набьёшь»?
(Оскомина – боль на зубах от обильного жевания кислого).
- Так почему же басню Крылова читать интереснее?
- Вернемся к басне И.А.Крылова?
- Можно ли сказать, что лиса в басне Крылова тоже винит обстоятельства? Какие?
- Если в басне мораль?
- Все согласны, что у Крылова нет морали?
-Найдите пословицу в басне Крылова. Она может служить моралью? (слайд 15)
- Как вы ее понимаете?
- Такая мораль называется скрытой.
- Чему учит эта басня?
- Сравним две басни, работая в парах, по плану: (слайд 11)
- Форма изложения ( в прозе или в стихах).
- Сюжет (разный или одинаковый, только факты или подробный, выразительный).
- Герой.
- Построение басни (повествование, мораль)
6. Рефлексия
- Итак, ребята, какие мы с вами цели ставили в начале урока? Достигли ли мы их?
- Как вы поняли основной нравоучительный смысл этих двух басен? Чему нас учат эти басни?
7. Дом задание
у. с.21,23, выр. чит, т. с.7 задание 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"
План - конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....
Конспект и презентация к уроку литературного чтения по теме: И.А.Крылов «Ворона и лисица»
Конспект и презентация к уроку литературного чтения по теме И.А.Крылов «Ворона и лисица» в 3 классе по программе «Начальная школа 21 века». Но может использоваться учителями, работающими и по другим п...
Урок литературного чтения 3 класс И.А.Крылов "Ворона и Лисица"
- Кто из вас знает, что такое басня? (ответы детей)- Найдите в толковых словарях, какое определение дает Ожегов и В.Даль.(Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное, нравоучительное ...
Проблемно - диалогический урок. Литературное чтение. 3 класс. И.А. Крылов "Ворона и лисица".
Конспект проблемно - диалогического урока по литературному чтению для 3 класса по ФГОС....
конспект урока литературного чтения "И.А.КРЫЛОВ. ВОРОНА И ЛИСИЦА"
Конспект урока в 3 классе, составленный в соответствии со всеми требованиями ФГОС...
Конспект урока литературного чтения по теме: И. А. Крылов «Ворона и лисица»
Класс: 3 Тип урока: урок изучения нового материала Цель урока: познакомить обучающихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»Задачи урокаОбучающие:-знать...
Урок литературного чтения И.А.Крылов "Ворона и лисица"
Урок литературного чтения в 3 классе....