Конспект урока "Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, смысла, структуры, различие композиций".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Пичугина Наталья Александровна

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basni_ezopa_i_krylova.doc76 КБ
Office presentation icon 2_marta.ppt218.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №22                                                                                                                                       Студентки:  Кулешова Н.,              

Учитель: Валькеева Н. А.        Группа: 45

Класс: 3 «а»        Методист: Зубарева Н.С.

Кабинет: 311

Дата: 04.03.2015        

        

Тема:  «Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, смысла, структуры, различие композиций».

Тип  урока: урок обобщения
Цели:
обобщить знания уч-ся, полученные о басне, её особенностях; учить детей  исследовать, наблюдать, сравнивать; развивать творческие способности уч-ся;
Планируемые результаты:

Предметные: читать правильно и выразительно вслух, учиться навыкам выразительного и выборочного чтения; учитывать индивидуальный темп чтения; анализировать содержание басни; анализировать смысл названия басни. развивать творческие способности уч-ся; обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом; воспитывать высокие моральные качества.

Личностные: создание условий для положительной мотивации к учению; оценки собственной деятельности; знакомиться с культурно-историческими  и  общечеловеческими ценностями.
Оборудование: Литературное чтение : 3 кл.: В 2ч./ В. Ю. Свиридова; презентация, карточки для работы в группах;

Этапы

Хронометраж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент
 Словесный метод.

10 :30

10:32

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

Приветствовать, слушать учителя.

Положительное отношение к урокам  литературного чтения, формирование ценностных ориентаций.

2.   Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: задание

Наглядный: демонстрация

Словесный: беседа

10:32

10: 35

10:40

10: 40

10:45

- Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться  равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.

- Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке – Эзоп и И. А. Крылов. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. В чем заключается тайна их бессмертия?  На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»

- Сегодня мы с вами на волшебной машине времени перенесемся  в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова. На предыдущих уроках мы знакомились с биографией этих людей. Проверим,  насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале.

- У вас на столах лежат информационно-рабочие  карты.

Приступаем к его выполнению.

I вариант   находит сведения, относящиеся к Эзопу,

II вариант – о  И. А. Крылову

(Слайды  теста  – презентация)

1. Жил:

а) в 13- 14 веках    б) в 18 – 19 веках    в) в 6 веке до н. э .

2. Родился:

а)  в Москве      б) во Фригии     в)  в Астрахани

3. В жизни  был:

а)  раб     б)  рабочий    в)  сын бедного армейского капитана

4. Внешний вид:

а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб

б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами

в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами

-Давайте проверим вашу работу:

I вариант:  1в,   2б,   3а,  4а  (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб.  Был он «урод  уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб.  )

II вариант: 1б,  2а,  3в,   4б ( И. А. Крылов жил в 18-19 веках.  Родился в Москве. Был  сыном  бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)

- Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?

- Да, ребята, оба эти человека были великими баснописцами (слово баснописец выносится на доску)

- Что же  вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)

- Предположите какова тема нашего урока?

- Сформулируйте цели нашего урока.

- Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож  на предыдущие.  Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить  и сравнить басни Эзопа и Крылова.

- Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)

Слушают учителя

Анализируют информацию

 Работают с карточками

Отвечают на вопросы

Формулируют тему ицели урока.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Л: Положительное отношение к урокам литературного чтения, учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Р:  принимают и сохраняют учебную задачу.

П: воспринимают информацию.

3. Решение частных задач

 Словесный метод: беседа

Практический: работа по плану

Словесный метод: беседа

Физминутка

Практический: карточки 2

Словесный : беседа

Словесный:

Беседа

Практический: картоски 3

Словесный: беседа

10:45

10:47

10:47

10:53

10:53

10:59

11:00

11:01

11:03

11:04

11:07

11:07

11:12

-Поможет нам в этом план сравнения басен.

План сравнения басен:

  • Название басни.
  • Время написания.
  • Форма написания (стихотворная, прозаическая)
  • Композиция ( сюжет, мораль)
  • Характеры героев.

- Вы говорили, что героями басен являются животные. Именно с ними мы знакомимся в басне Эзопа «Ворон и лисица».

-Давайте прочитаем, что о них нам рассказал Эзоп. (Чтение басни)

-Ну,  а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню И. А. Крылова «Ворона и лисица» в исполнении по ролям.  (Чтение басни детьми по ролям)

- Приступим к исследованию. (на слайде)

- Сопоставьте название басен. (название одинаковое)

- А время написания? (первая басня- 6 в. до н. э., а вторая басня -18 век)

- Форма изложения? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)

- Говоря о басне, мы отмечаем, что в ней есть мораль, которая находится в начале или концовке. Мы можем сравнить композиции этих басен?

- Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни),

а у Крылова? ( в начале басни)

- Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение?

- Ребята, я вам сейчас покажу рисунок художника Рачова. Как вы считаете, художник иллюстрировал басню Эзопа или Крылова? (Крылова.  Потому что у Крылова животные больше похожи на человека)

Физминутка.

- За пороками  животных мы видим человеческие пороки.  

Посмотрите на карточки 2.

Расчётливость,  властолюбие,  высокомерие,  льстивость,  грубость,  хамство, жестокость,  хитрость

- Подчеркните красным карандашом слова, обозначающие людские пороки, которые высмеяны обоими баснописцами в образе лисы.

(расчётливость,  льстивость, хитрость)

- Прочитаем басню Эзопа «Лисица и виноград» .(чтение басни Эзопа)

- А теперь послушаем басню И. А. Крылова «Лисица и виноград» в лицах. (исполнение басни по ролям)

- Продолжим нашу исследовательскую  работу.

  1. - Что вы скажите о названии басен? (одинаковые)
  2. -Время написания? ( разное:  6 век до н. э. ,  18 век)
  3. - Форма написания? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
  4. - Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни).

            А в басне Крылова? (в начале басни)

- Совпадают ли детали сюжета? (детали не совпадают).

  1. А характеры героев? (совпадают. Аллегория в изображении героев).

- Итак, ребята, басни Эзопа и Крылова имеют много общего, хотя и отличаются деталями.  Но для чего к этому жанру обращался в своей далёкой Греции раб Эзоп и русский писатель И. А. Крылов, которого мы с благодарностью называем «дедушкой  Крыловым»?

- Они оба хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны. Поняли насколько это пошло, гадко и  стремились избавляться от тех пороков, которые у них есть.

- Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы. Подчеркните  зелёным карандашом в  рабочих  карточках слова, обозначающие положительные черты характера человека.

(жадность, воспитанность, глупость, доброта, справедливость,  отзывчивость, лень, вежливость, правдивость, трусость)

- Прочитайте слова, которые вы подчеркнули.

- Ребята, Эзоп писал свои басни в 6 веке до нашей эры,  И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в 21 в.)

- Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)

- К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны?  Может быть один из путей – написать басню? (Да)

Слушют и воспринимают информацию.

Читают басни

Работают по плану

Работают по плану

Повторяют движения

Работают по карточкам 2

Читают басни

Сравнивают басни

Анализируют информацию

Отвечают на вопросы

Работвают с карточками 3

Делают вывод

К: Развивать умение слушать и понимать речь других.

К: Строить речевые высказывания

К.: Развивать умение слушать и понимать речь других.

Р: Контролировать свою деятельность

по алгоритму

П: строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

П: Воспринимать информацию.

Р: Контролировать свою деятельность

по алгоритму

П: строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

4. Итог урока.

Рефлексия

Словесный: беседа

11:12-10:15

- Итак, ребята, почему же  безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и  И. А. Крылова?  

- Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим?

-  Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.

- С  каким настроением, ребята,  вы покидаете урок?

- Д/з читать выразительно понравившиюся басню, нарисовать иллюстрацию к этой басни.

Подводить итоги, делать нравственный выбор, оценивать свои достижения.

 Отслеживать цель учебной деятельности, строить речевые высказывания и рассуждения, осуществлять итоговый контроль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1. Жил: а) в 13 – 14 веках б) в 18 – 19 веках в) в 6 веке до н. э.

Слайд 3

2. Родился: а) В Москве б) Во Фригии в) В Астрахани

Слайд 4

3. В жизни был: а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана

Слайд 5

4. Внешний вид: а) Брюхо вспученное, голова, как котёл, губы толстые, на спине горб б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами

Слайд 6

I вариант 1в 2б 3а 4а Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котел, губы толстые, на спине горб.

Слайд 7

II вариант 1б 2а 3в 4б И. А. Крылов жил в 18 – 19 веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грустный, с большими бакенбардами.

Слайд 8

Басня – это короткий ___________, героями которого являются __ ________________ , а подразумеваются _ _____________ _, их ___________________________. В баснях высмеиваются __________________ людей: ____________________________________ _________________________________________ В начале или конце басни содержится нравоучение - рассказ животные люди поступки, поведение недостатки злоба, грубость, жестокость, зависть, жадность, лень и др. мораль

Слайд 9

Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, смысла, структуры, различие композиций . Цель: обобщить знания полученные о басне, её особенностях

Слайд 10

План сравнения басен: Название басни. Время написания. Форма написания (стихотворная, прозаическая) Композиция ( сюжет, мораль) Характеры героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова

Обобщение знаний о жанре литературы -  басне;сравнительный анализ басен по плану, чтение басен в лицах, работа по информационно - рабочим картам....

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Открытый урок по теме "Корень.Чередование согласной буквы в корне" 3 класс, УМК "Перспектива" с использованием ИКТ и сингапурских структур.

На уроке ученики работают по созданному ранее алгоритму и появляется проблема. Дети эту проблему выявляют и находят пути ее решения. Вариантом выхода из положения является новый шаг в алгоритме. Акцен...

Использование кинезиологических технологий в структуре логопедических занятий

Данная прецентация рассказывает о возможности использования  кинезиологических технологий в структуре логопедических занятий в качестве динамической паузы....

Урок по литературному чтению "Басни Эзопа и Крылова"

Урок в з классе по УМК "Начальная школа 21 века"....