А. Л. Барто . В школу - конспект интегрированного урока чтения
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Шальнова Елена Владимировна

Урок был подготовлен и проведён в рамках  окружного  конкурса "Учитель года - 2009"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon A._Barto._V_shkolu.zip1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №8

городского округа Октябрьск

Самарской области

КОНСПЕКТ

 урока литературного  чтения

 во   2  классе на тему:

А. Л. Барто.   В школу.

                                                                                                                           

Подготовила

                                                                                                         Учитель начальных  классов

ОУ СОШ №8

                                                                                                Шальнова Елена Владимировна

 

 2009  год


Тема: А.Л. Барто. В школу.

Тип урока: интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.

Цели:

  1. Образовательная:  познакомить с новым стихотворением А. Барто;

                                        формирование представления о здоровом образе жизни, о роли режима дня в жизни школьников.

  1. Развивающая:        развивать навык выразительного чтения; учить сравнивать и сопоставлять.

                                         развитие бережного отношения к своему здоровью.

  1. Воспитательная:     воспитание уважения и  к творчеству А.Л. Барто;

                                         воспитание чувства ответственности у учащихся,  умения ценить время и рационально его использовать.

План урока:

1.Организационный момент  (1 мин)

2. Работа над произношением. (3 мин)

3. Проверка домашнего задания. (5-7мин)

4. Работа над новым материалом.

    а.) Работа над стихами с помощью иллюстраций. (5 мин)

    б.) Беседа о творчестве А. Л. Барто. (3 мин)

    в.) Работа в парах «Собери портфель в школу»  (3 мин)

5. Физминутка  (1 мин)

    г)   Чтение стихотворения «В школу» и его анализ. (7-8 мин)

6. Продолжение изучения нового материала.

    а.)  Беседа о режиме дня. (7-8мин)

7. Рефлексия. Итог урока. (3  мин)

Ход урока.

1

. Здравствуйте, ребята. Меня зовут…

      А теперь садитесь, начнём урок чтения. Если будете внимательно меня слушать, то вы сегодня узнаете много интересного.

2.

Для начала давайте поучимся говорить чётко, красиво. Для этого выучим скороговорку. Прочитайте скороговорку с экрана про себя. Теперь будем читать вслух несколько раз, увеличивая скорость произношения. (3 раза)

3.

 — Ребята, с произведениями какой писательницы вы знакомились на прошлом уроке?   (А. Барто)

- Какие  стихи вы прочитали? (Верёвочка, Мы не заметили жука)

- Посмотрите на экран, как вы считаете к какому стихотворению эта иллюстрация?   (Мы не заметили жука)

- рёбята, кому посвящено это стихотворение? (девочке Наташе)

- от чьего имени написано стихотворение? (от имени девочки)

- поднимите руку, кто подготовил это стихотворение выразительно наизусть?

- хорошо, к сожалению всех на уроке мы выслушать не сможем.

(к доске  приглашаются несколько человек, читают стихотворение)

Анализ стихотворений:

-  Что вам понравилось в чтении учащихся? Отметьте хорошее. (Прочитала без запинки,  с выражением, передали чувства, эмоции.)

- какие рекомендации дадите чтецам? На что необходимо обратить внимание?  (соблюдать интонацию, например, видеть знаки препинания….)

- Могла ли история, которая описана  в стихотворении произойти на самом деле?

- Что тогда случилось бы?

-  Что можно сказать о девочке Наташе? Какая она?

4.

а)- Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением известной поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто. Но сначала немного поговорим о её творчестве. Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи. Вспомним некоторые из них.

- посмотрите на экран.  Постарайтесь  вспомнить, из каких стихов Агнии Барто эти слова. Прочитайте  стихотворение

Бычок

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Зайка

Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

Мячик

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Мишка

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший



- Что высмеивает поэтесса  в стихах «Зайка», «Мишка»? (Недостатки).
-   Для чего?
(Чтобы стали лучше)

- кто написал эти стишки? (А.Барто)

б) – ребята, что вы знаете о творчестве Агнии Барто? (ответы детей)

-  Нет в нашей стране человека старше 5 лет, который не знает наизусть хотя бы одного стихотворения замечательной писательницы. Агния Львовна родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлекалась поэзией и решила сменить профессию. В годы ВОВ  А. Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. Конец войны связан с горем в семье   А.Барто – в мае 1945 года погиб её сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей.  А.Барто  стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Шла она в течение 9 лет и соединила  за это время 927 семей! А.Барто очень верила в «человечность» детей, и в их доброту, душевную чуткость.  В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.

в) – Ребята, если вы отгадаете загадку. То узнаете как называется стихотворение с которым мы будем знакомиться.

Стоит дом,
Кто в него войдет -
Тот ум приобретет.

- Кто ходит в школу? (ученики)

- Что ученик берёт собой? (портфель)

- Предлагаю  поработать в паре. Сейчас на экране появятся предметы, вы внимательно их просматриваете, запоминаете. Из множества предметов напишите на листочках те,  которые ученик должен положить в портфель.

- портфель собрали, молодцы! Вот теперь можно в школу!

5. Физминутка

Стали мы учениками (шаг на месте)

Соблюдать режим мы стали

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись. Потянулись (потягивание)

Для здоровья, настроенья, (повороты туловища)

Делаем мы упражненья.

Руки верх и руки вниз (вверх, вниз)

На носочки поднялись. (Поднялись на носки)

То присели, то нагнулись (Присел,  нагнулись)

А потом мы умывались

Аккуратно одевались.

Завтракали, не торопясь,

В школу,  к знаниям,  стремясь. (шаг на месте)

 г)   - Открываем учебник на стр. 45.

- Посмотрите на стихотворение. Сколько четверостиший оно содержит? (5)

- Прочитаем стихотворение «В школу». Читать будем по 4 строчки цепочкой.

(Чтение стихотворения)


- Хорошо. Знакомо вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днем учебы в школе?

- Как можно назвать это чувство? (волнение, тревога)

-  о чем говорится  в 1 четверостишие? (Петя плохо спал ночью)

- о чем говорится  в 2 четверостишие? (он стал учеником)

- Какие чувства нужно передать голосом при чтении  первых 2  четверостиший? (гордость)

- о чем говорится  в  3 четверостишие? (он проснулся и испугался)

- Какие чувства выражает 3 четверостишие? (ужас)

- о чем говорится  в 4  четверостишие? (оделся быстро и побежал в школу)

- о чем говорится  в 5 четверостишие? (всех разбудил)

- Как нужно прочитать  4, 5 четверостишия? (С юмором)

- Интересно, а кто-нибудь из вас  боялся опоздать в школу 1 сентября?

- Почему?

- Кто вас  разбудил?

- Прочитаем стихотворение ещё раз, постарайтесь предать чувства, которые испытывал мальчик – гордость, ужас, юмор.

(повторное выразительное чтение детьми)

6.

- Что должен соблюдать каждый школьник? (режим дня)

Стали мы учениками,

Соблюдать режим мы стали.

- Вы соблюдаете режим дня? Сейчас проверим!

-  Зачем человек придумал часы?

  1. Для того, чтобы не опаздывать.
  2. Чтобы все свои дела делать вовремя.
  3. Чтобы следить за тем, чтобы время не пропало даром.

- Молодцы, ребята!

- Назовите по порядку четыре времени суток. (Утро. День. Вечер. Ночь).

- С  чего должно начинаться утро? (подъем,  зарядка, водные процедуры)

- Верно, идем умываться, принимать водные процедуры.

-   Ребята, скажите, что вы делаете после того, как умылись? (Ответы детей).

Учитель:

Заправляем кровать

Завтракаем

Аккуратно одеваемся

И идем в школу.

- Наступил день. А что же мы делаем днем?

В руках у меня воздушный шарик.

Я его передам кому то из вас.

Кто получает шарик,

Тот продолжает мой рассказ.      Итак, я начинаю:

Закончились занятия в школе.

В столовой вкусный ждет обед,

Приятный запах от котлет.

Передаю мяч дальше. (Ученик продолжает).

  1. После обеда мы идем из школы в домой – передает шарик  следующему игроку, который продолжает рассказ:
  2. После того, как пришли   - отдыхаем (спим) – передает шарик дальше, следующий ученик продолжает:
  3. После тихого часа мы идем на прогулку и играем.
  1. После прогулки – полдник – самоподготовка (выполнение домашних заданий).

- Наступил вечер. А что же вы делаете вечером? Я предлагаю вам изобразить свои занятия жестами, движениями без слов, например…. (имитирует чтение книги)

(Учитель показывает одно движение, а дети угадывают).

Один ребёнок показывает, остальные угадывают.

Учитель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Ваша задача слушать внимательно и ответить на мои вопросы.

«Я ненавижу слово «спать»!

Я ежусь каждый раз,

Когда я слышу: «Марш в кровать!»

Уже десятый час!

Как хорошо иметь права

Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!

В четыре! Или в пять!

А иногда, а иногда

(И в этом, право, нет вреда»!)

Всю ночь совсем не спать!

- Согласны ли вы с героем этого стихотворения? Почему?

- А зачем человеку нужен сон? (Ответы детей).

- Чтобы проснуться с хорошим настроением и прекрасным самочувствием, надо выспаться. Недаром говорят: «Утро вечера мудренее». Во сне мозг отдыхает, возвращаются силы. Поэтому ребенок должен спать не менее 10 часов. Значит, к 21 часу (к 9 часам вечера) он должен уже спать.

- Поиграем с вами в игру «Плохо-хорошо пред сном».  Я буду вам вслух читать высказывания, а вы, если согласны, должны хлопнуть в ладоши, а если не согласны – потопать ногами».

Хорошо:                                        Плохо:

-Мыть ноги, руки,                        - Много есть и пить перед

принимать душ.                                Сном.

-Чистить зубы.                                Ложится спать в грязной одежде

- Проветривать комнату.                Смотреть страшные фильмы.

- Гулять на свежем воздухе.                Слушать громкую музыку.

 - Заниматься спортом.

- Молодцы!

Стать здоровым ты решил

Значит, выполняй … (режим)

- Так что же такое режим? (Ответы детей).

- Молодцы! Режим – это правильное распределение времени, при котором разумно чередуются труд и отдых. У человека, который соблюдает режим дня, всегда хватает времени и на дела, и на развлечения, сохраняются силы и здоровье. Ваш труд – это учение. Надо так организовать этот труд, чтобы меньше уставать и лучше учиться.

7.

  1. Рефлексия (закрепление знаний), д/з

- Какое стихотворение мы с вами читали? (В школу)

- Кто написал его?

- Что вы нового узнали из творчества и жизни А. Барто?

- Что должен соблюдать каждый школьник? (Режим дня)

- дома подготовить выразительное чтение стихотворения «В школу», по желанию выучить наизусть.

-У вас у каждого есть на есть пиктограммы.  Если вам занятие понравилось, у вас хорошее настроение, вы довольны, то покажите пиктограмму улыбающегося человечка. Если же вам что-то не по душе, покажите человечка грустного.  (Пример на экране)

- Ну вот и все, мои друзья, я очень рада была с вами познакомиться. До свидания.

Приложение

А. Барто.

                                             В ШКОЛУ

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок.

У него на новой куртке

Отложной воротничок.

Он проснулся ночью темной,

Было только три часа.

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,

Со стола схватил пенал.

Папа бросился вдогонку,

У дверей его догнал.

Разбудил он всю квартиру,

До утра заснуть не мог.

Даже бабушке приснилось,

Что твердит она урок.

Презентация 

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока чтение\русский язык. 3 класс

Интегрированный урок (чтение/русский язык) В. Астафьев "Капалуха"...

Конспект интегрированного урока чтения и письма в период обучения грамоте.

Конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Культура общения.Этика письма" пригодиться учителям 1 класса в период обучения грамоте. Развивать коммуникативные способности и информационную ...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по УМК «Перспективная начальная школа»

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по УМК «Перспективная начальная школа» Яруллина Г.Г. Учитель высшей квалификационной категории МБОУ”Дубъязская ...

Конспект интегрированного урока чтения в 1 классе « Любимые игрушки»

Конспект интегрированного урока чтения. Интеграция предметов: чтение - музыка....


 

Комментарии

Никитина Наталья Борисовна

Елена Владимировна большое спасибо за такой замечательный урок. Отличная презентация, разные виды работ на уроке. Буду ждать Ваших новых работ!

Урок Ваш очень интересный. Спасибо за работу.