Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по УМК «Перспективная начальная школа»
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по УМК «Перспективная начальная школа»
Яруллина Г.Г. Учитель высшей квалификационной категории МБОУ”Дубъязская средняя общеобразовательная школа” Высокогорского муниципального района РТ.
Тема. Учимся обнаруживать красоту природы и искусства. Учимся находить ответы на вопросы.
УМК. «Перспективная начальная школа»
Цель . 1.Создать условия для первоначального ознакомления с картиной Клод Моне «Прогулка».
2.Обобщить , систематизировать знания и навыки учащихся по теме «Учимся обнаруживать красоту искусства и природы»
3. Путём эксперимента найти ответ на вопрос «почему в жаркий солнечный день нужно носить светлый головной убор.
Задачи урока.
Образовательные.
1. Познакомить с картиной Клод Моне «Прогулка»
2. Совершенствовать умение работать с художественными особенностями текста.
3. Осуществлять взаимосвязь предметов: окружающего мира и литературного чтения.
Развивающие.
- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей , их фантазию и любознательность.
- Способствовать развитию связной речи и осознанного чтения.
- Помочь в становлении самосознания , самооценки и самоконтроля.
Воспитательные.
- Воспитывать вкус и чувства детей, интерес к художественному слову , к произведениям искусства, к творчеству художников разных стран.
- Воспитывать умение найти и увидеть красоту , тягу к прекрасному.
Материал. Репродукция картины Клод Моне «Прогулка». Отрывки из произведений . Учебник литературного чтения Н. А. Чураковой для 3 класса. По УМК»Перспективная начальная школа» Стр. 7-63 .С.Козлов . «Июль»., «Мимо белого яблока луны» , «Сентябрь»; С.Есенин. «Нивы сжаты…»; В. Шефнер. «Середина марта»; И. Бунин. «Листопад» и другие.)
Оборудование. Компьютер с установленным программным обеспечением Logger Lite; датчик температуры Go! Temp; вода комнатной температуры; две большие химические пробирки; один лист белой и чёрной бумаги; рабочая карточка ученика; записные книжки, проектор, репродукции картин.
Ход урока.
- Организационный момент. Мотивация.
-Учитель. Приходилось ли вам ребята удивляться чему то обычному? Видеть в этом что –то чудесное , поразительное, красивое? А чудес на свете очень много. Нужно только суметь увидеть их, не пропустить мимо себя.
У нас сегодня очередное заседание клуба «Ключ и заря». Я вас всех приглашаю участвовать на заседании нашего клуба. Кто может сказать на какую тему по - вашему мы его проведём?
-Ученик. Учимся обнаруживать красоту природы и искусства. Потому что мы завершаем эту тему.
2. Постановка цели урока.
-Учитель. Я приготовила для вас интересный тест . Приглашаю вас в «Музейный дом». Нужно вспомнить названия и авторов знакомых картин с которыми мы встретились в «Музейном доме». ( репродукции картин вразброс:
Игорь Грабарь «Первый снег», «Мартовский снег». «Утренний натюрморт»;
Винсент Ван Гог «Комната в Орле», «Подсолнухи», «Церковь в Овере»;
Александр Герасимов «После дождя»;
Марк Шагал «Окно в сад»
Клод Моне «Прогулка»
-Учитель. Все ли картины вам знакомы?.
- Нет. Здесь есть новая картина с которой мы встречаемся впервые.
- Определите цель нашего урока.
_ Найдите репродукцию этой картины в «Музейном доме»
Ученик. Это репродукция картины Клода Моне «Прогулка»
-Ученик. Цель нашего урока . Знакомство с новой картиной. Определить ,что хотел сказать художник своей картиной художник с какими переживаниями он хотел с нами поделиться.
3. Открытие нового. Работа в группах.
Учитель. Вы уже достаточно хорошо умеете анализировать картины. В своих группах сделайте анализ картины , опираясь на задания .
(Заранее подготовленные вопросы и задания к картине.)
1.).Кто изображена на переднем плане? Почему?( На переднем плане художник всегда изображает то , что для него самое важное на этой картине…..)
2.)Что ещё кроме женщины занимает главное место?
3.) Небо , облака. Для чего они занимают так много места?
4.)Что ещё чувствуется на картине? Как вы определили наличие ветра.?( развевается- җилдә җилферди).
5).Почему женщина и мальчик изображены именно в белой одежде?
Подсказка.
(День : летний, тёплый , ясный, солнечный, дождливый, хмурый.
Небо: яркое, серое, мрачное, голубое, ясное.
Ветер: ласковый, резкий, порывистый, холодный, пронзительный.)
3.Выступления учащихся. Составление связного рассказа, анализ картины.
1 группа. На картине мы видим даму с ребёнком. Дама стоит на пригорке.На женщине лёгкое белое платье. По небу тоже плывут белые лёгкие облака. Такие облака называются высоко- кучевые облака. Они появляются в жаркий летний день. Высоко-кучевые облака находятся в постоянном движении. Это мы изучили на уроке окружающего мира.
Женщина в руках держит зонтик. Тоже белого цвета. Светит солнце. Погода ветреная. Потому что развеваются волосы и платье дамы. Жарко. Дама защищается от от палящих лучей солнца зонтом.
Мы думаем , что художника не интересует природа. Он нарисовал только луг. Но женщину поместил на первый план. Даже ребёнок стоит чуть подальше. Дама сама как будто светится. Видно художник любит её.
2 группа.
Мы хотим дополнить. Художник нарисовал картину только яркими светлыми красками. От этого картина такая светлая и радостная. Картина это излучает счастье. На фоне безграничного неба , облаков художник нарисовал эту женщину. Наверно хотел нам сказать ,что она – это самое дорогое , что у него имеется .
3 группа. Ещё надо сказать, что эта женщина как то удивлённо смотрит на художника. Она, наверное, не ждала увидеть его здесь. Рядом сней стоит маленький мальчик. Он тоже внимательно смотрит на кого-то. Мы думаем, что они смамой гуляли где-то поблизости, поднялись на горку и увидели художника.
Учитель.-Ребята, вы правильно всё заметили и высказались.. Прогулка, Женщина с зонтиком" (Национальная галерея искусства, Вашингтон), так же известная как "Камилла Моне с сыном Жаном", самая известная из работ Моне. Голубые , зеленые, коричневые, другие, только натуральные цвета используются в живописи для создания солнечного утра, воздушного, свежего, чистого. Изображение Камиллы Моне занимает большую часть места на холсте . Зонтик и мальчик (сын Моне Жан) с правой стороны .
, Как замечательно Моне кистью описывает обширное, безграничное пространство неба. Он как будто пытается рассказать о тех бесконечных проявлениях света и воздуха . Земля, объединенная с небом, празднует торжество природы.
Это жена художника - Камилла Моне с сыном Жаном. После этой самой прогулки она прожила только 3 года. Заболела и умерла. А на картине она осталась такая молодая, светлая, счастливая .
Учитель. Ребята вы наверное заметили ,что летом почему- то люди очень часто одевают белые кофты, футболки, панамки и фуражки . Как вы думаете? Почему ?
Ответы, предположения учащихся.
-Учитель. Вспомните тему нашего проекта.
Учащиеся. «Исследуем температуру».
-Учитель. Мне стало интересно , почему в жаркий солнечный день нужно носить светлый головной убор? Как можно найти ответ на этот вопрос.
Ученик. Провести опыт или эксперимент.
- Учитель. Ставим вторую цель нашего урока.
Учащиеся . Путём эксперимента определить почему летом в жаркий солнечный день нужно носить светлый головной убор?
Эксперимент. Учитель наливает в две пробирки одинаковое количество воды комнатной температуры. Учащиеся с помощью датчика температуры измеряют температуру воды в начале эксперимента . Заносят данные в таблицу. Одну пробирку оборачиваем бумагой белого цвета, другую- бумагой чёрного цвета. И используя настольную электрическую лампу мощностью 75 Вт, нагреваем их.
( В этом месте продолжается работа над темой около 10 минут)
Продолжение эксперимента.
Затем измеряем температуру в пробирках, и через 10 минут, через 15 минут. Фиксируем результаты эксперимента в тетрадях учащихся. Делаем вывод.
Гипотеза (учащегося): я думаю что летом в жаркий солнечный день нужно носить----------
------------- головной убор, потому что---------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сосуды | Температура воды в начале эксперимента | Температура воды через 10 минут | Температура воды через 15 минут |
Пробирка, обёрнутая чёрной бумагой | |||
Пробирка, обёрнутая белой бумагой |
| ||
Разница температур |
Вывод . До начала опыта вода в обеих пробирках имела температуру------------градусов.
Через 15 минут вода в пробирке ,обёрнутой белой бумагой имела температуру -------------
- градусов., а вода в пробирке обёрнутой чёрной бумаге , имела температуру------градусов.
Разница температур воды в пробирках составила ------ градусов. Значит тела -----------------
цвета нагреваются на солнце быстрее, чем тела ----------------- цвета. Значит летом в
жаркий солнечный день нужно носить---------------------- головной убор.
Физкультминутка.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Наши глазки отдыхают, Упражнения выполняют. А теперь мы их откроем, Через речку мост построим. Нарисуем букву о, получается легко. Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем, Заниматься вновь начнем. | Закрывают оба глаза. Продолжают стоять с закрытыми глазами. Открывают глаза, взглядом рисуют мост. Глазами рисуют букву о. Глаза поднимают вверх, опускают вниз. Глаза смотрят вправо- влево. Глазами смотрят вверх, вниз. |
4.Закрепление и обобщение пройденного. Продолжение заседания клуба.
Учитель..Вернёмся к теме нашего заседания. Художники стараются показать красоту различными красками . А какими приёмами могут воспользоваться поэты и писатели чтобы показать красоту, которую они заметили и хотят довести до нас ?
Учащиеся. Это такие литературные приёмы как контраст, олицетворение и сравнение.
Учитель. Подтвердите это примерами. К картинам «Золотая осень» «Прогулка» , «После дождя» подберите стихотворные строчки. (Если понадобится можете воспользоваться своими записными книжками).
Учащиеся зачитывают отрывки из разных произведений или рассказывают их наизусть. (Отрывки из произведений . Учебник литературного чтения Н.А.Чураковой для 3 класса. По УМК»Перспективная начальная школа»Стр 7-63
Учитель. Можно и мне присоединяться. К картине Клода Моне «Прогулка» я бы подобрала вот это стихотворение Сергея Козлова «Мимо белого яблока луны, мимо красного яблока заката…….. .
Ребята вы нашли очень много красивых отрывков из произведений. Найти , это самое малое, давайте постараемся построить красивые отношения со своими близкими и одноклассниками . Это можно делать по разному . Я хочу вам показать свои цветы. Их я выращиваю ,чтобы порадовать своих близких. Я думаю, что многие поступают также.
5.Завершение эксперимента. Вывод.
6.Рефлексия.
1.Я узнал……
2.Я бы хотел похвалить ……………. , потому что
3. Больше всего мне понравилось……
4. На других уроках я бы хотела……….
5. Моё отношение к опытам и экспериментам……
6. Я научился…….
7. Я доволен своей работой, потому что …..
8. Я допустил ошибку, когда…… Мне нужно……..
7.Домашнее задание . Попробуйте самостоятельно анализировать репродукцию картины Ван Гога «Ботинки» по вопросам и заданиям учебника . Стр. 50-51
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"
Предлагаю технологическую карту урока окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...
1 класс, урок по окружающему миру, УМК "Перспективная начальная школа"
Тема урока: " Про больших и маленьких."...
Конспект урока литературного чтения «А.Усачёв «Бинокль» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством А.А. Усачёва, с художественным произведением «Бинокль»; формирование навыка осознанного и выразительного чт...
Конспект урока литературного чтения "Михаил Лермонтов «Осень»"(УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Лермонтова, со стихотворением «Осень»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, уме...
Технологическая карта урока литературного чтения "А. Пушкин "Цветок"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихотворением А. Пушкина «Цветок». Задач...
Конспект по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс Тема: "Озеро байкал"
Задачи урокаДидактические:формирование знаний природных объектах всемирного наследия нашей Страны.формирование знаний о нашей стране.Развивающие:1)содействовать развитию воли и настойчивости пос...
Конспект по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс Тема: "Московский Кремль"
Задачи урокаДидактические:Формирование знаний о истории нашей страны;Формирование знаний о истории Московского КремляРазвивающие:1)содействовать развитию воли и настойчивости посредством работы с элем...