Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по УМК «Перспективная начальная школа»
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по УМК «Перспективная начальная школа» Яруллина Г.Г. Учитель высшей квалификационной категории МБОУ”Дубъязская средняя общеобразовательная школа” Высокогорского муниципального района РТ. Тема. Учимся обнаруживать красоту природы и искусства. Учимся находить ответы на вопросы. УМК. «Перспективная начальная школа»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по  УМК «Перспективная начальная школа»

Яруллина Г.Г. Учитель высшей квалификационной категории МБОУ”Дубъязская средняя общеобразовательная школа” Высокогорского муниципального  района РТ.

Тема. Учимся обнаруживать красоту природы и искусства. Учимся находить ответы на вопросы.

УМК. «Перспективная начальная школа»

Цель . 1.Создать условия для первоначального  ознакомления с картиной Клод Моне  «Прогулка».

2.Обобщить , систематизировать знания и навыки  учащихся по теме  «Учимся  обнаруживать красоту искусства и природы»

 3. Путём эксперимента найти ответ на вопрос «почему  в жаркий солнечный день нужно носить светлый головной убор.

Задачи урока.

 Образовательные.

1. Познакомить с картиной Клод Моне «Прогулка»

2. Совершенствовать  умение работать с  художественными особенностями текста.

3. Осуществлять  взаимосвязь  предметов: окружающего мира и литературного чтения.

Развивающие.

  1. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей , их фантазию и любознательность.
  2.  Способствовать развитию связной речи и  осознанного чтения.
  3.  Помочь в становлении самосознания , самооценки  и самоконтроля.

Воспитательные.

  1. Воспитывать вкус и чувства детей, интерес к художественному слову , к произведениям искусства, к творчеству  художников разных стран.
  2.  Воспитывать умение найти и увидеть красоту , тягу к прекрасному.

Материал. Репродукция картины Клод Моне «Прогулка». Отрывки из произведений  . Учебник литературного чтения  Н. А. Чураковой для 3 класса. По УМК»Перспективная начальная школа» Стр. 7-63    .С.Козлов . «Июль»., «Мимо белого яблока луны» , «Сентябрь»;  С.Есенин. «Нивы сжаты…»;  В. Шефнер. «Середина марта»;  И. Бунин. «Листопад»  и другие.)

Оборудование. Компьютер с установленным программным обеспечением  Logger  Lite; датчик температуры Go! Temp;  вода комнатной температуры; две большие химические пробирки; один лист белой и чёрной бумаги; рабочая карточка ученика; записные книжки, проектор, репродукции картин.

 Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация.

-Учитель.   Приходилось ли вам ребята удивляться чему то обычному? Видеть в этом  что –то чудесное , поразительное, красивое? А чудес на свете очень  много. Нужно только суметь увидеть их, не пропустить мимо себя.

 У нас сегодня очередное заседание клуба «Ключ и заря».  Я вас всех  приглашаю участвовать  на заседании нашего клуба. Кто может сказать на какую тему по - вашему мы его проведём?

-Ученик.  Учимся обнаруживать красоту природы и искусства. Потому что мы завершаем эту тему.

2. Постановка цели урока.

-Учитель.  Я приготовила для вас интересный тест . Приглашаю вас в «Музейный дом».  Нужно вспомнить  названия и авторов знакомых картин с которыми мы встретились в «Музейном доме».  ( репродукции картин   вразброс:

Игорь Грабарь «Первый снег»,  «Мартовский снег».  «Утренний натюрморт»;

Винсент Ван Гог «Комната в Орле», «Подсолнухи», «Церковь в Овере»;

Александр Герасимов «После дождя»;

Марк Шагал «Окно в сад»

Клод Моне  «Прогулка»

-Учитель. Все ли картины вам знакомы?.

- Нет. Здесь есть новая картина с которой мы встречаемся впервые.

- Определите цель нашего урока.

 _  Найдите репродукцию этой картины в «Музейном доме»

Ученик. Это репродукция картины Клода Моне «Прогулка»

-Ученик. Цель нашего урока . Знакомство с новой картиной.   Определить ,что хотел сказать  художник своей картиной художник с какими переживаниями он хотел с нами поделиться.

3.  Открытие нового. Работа в группах.

Учитель. Вы уже  достаточно хорошо умеете анализировать картины. В своих группах сделайте анализ картины , опираясь на задания .

(Заранее подготовленные вопросы и задания к картине.)

1.).Кто изображена на переднем плане?  Почему?( На переднем плане художник всегда изображает то , что для него самое важное на этой картине…..)

2.)Что ещё кроме женщины  занимает главное место?

3.) Небо , облака. Для чего они занимают так много места?

4.)Что ещё  чувствуется на картине? Как вы определили наличие ветра.?( развевается- җилдә җилферди).

5).Почему женщина и мальчик изображены именно в белой одежде?

Подсказка.

(День :  летний, тёплый , ясный, солнечный,  дождливый, хмурый.

Небо: яркое, серое, мрачное, голубое, ясное.

Ветер: ласковый, резкий, порывистый, холодный, пронзительный.)

3.Выступления учащихся. Составление связного рассказа, анализ картины.

1 группа. На картине мы видим даму с ребёнком. Дама стоит на пригорке.На женщине лёгкое белое платье. По небу тоже плывут белые лёгкие облака. Такие облака называются высоко- кучевые облака. Они появляются в жаркий летний день. Высоко-кучевые облака находятся в постоянном движении. Это мы  изучили на уроке окружающего мира.

       Женщина в руках держит зонтик. Тоже белого цвета. Светит солнце. Погода ветреная. Потому что развеваются волосы и платье дамы. Жарко. Дама защищается от от палящих лучей солнца зонтом.

    Мы думаем , что художника  не интересует природа. Он нарисовал только луг. Но женщину поместил на первый план. Даже ребёнок стоит  чуть подальше. Дама  сама как будто светится. Видно художник любит её.

   2 группа.

 Мы хотим дополнить. Художник нарисовал картину только яркими светлыми красками. От этого картина такая светлая и радостная. Картина это излучает счастье. На фоне безграничного неба , облаков художник нарисовал эту женщину. Наверно хотел нам сказать ,что она – это самое дорогое , что у него имеется .

  3 группа. Ещё надо сказать, что  эта женщина как то удивлённо смотрит на художника. Она, наверное, не ждала увидеть его здесь. Рядом сней стоит маленький мальчик. Он тоже внимательно смотрит на кого-то. Мы думаем, что они смамой гуляли где-то поблизости, поднялись на горку и увидели художника.

 Учитель.-Ребята,   вы правильно всё заметили и высказались.. Прогулка, Женщина с зонтиком" (Национальная галерея искусства, Вашингтон), так же известная как "Камилла Моне с сыном Жаном", самая известная из  работ Моне. Голубые , зеленые, коричневые, другие, только натуральные цвета используются в живописи для создания солнечного  утра, воздушного, свежего, чистого. Изображение Камиллы Моне занимает большую часть места на холсте . Зонтик и мальчик (сын Моне Жан) с правой стороны .
, Как замечательно Моне кистью описывает обширное, безграничное пространство неба.  Он как будто пытается рассказать о тех бесконечных проявлениях света и воздуха . Земля, объединенная с небом, празднует торжество природы.

 Это жена художника - Камилла Моне с сыном Жаном. После этой самой прогулки она прожила только 3 года. Заболела и умерла. А на картине она осталась такая молодая, светлая, счастливая .

Учитель.  Ребята вы наверное заметили ,что летом почему- то люди очень часто одевают белые кофты, футболки, панамки и фуражки . Как вы думаете?  Почему ?

Ответы, предположения учащихся.

-Учитель. Вспомните тему нашего проекта.

 Учащиеся. «Исследуем температуру».

-Учитель. Мне стало интересно , почему  в жаркий солнечный день нужно носить светлый головной убор?     Как можно найти ответ на этот вопрос.

Ученик. Провести опыт или эксперимент.

- Учитель. Ставим вторую цель нашего урока.

Учащиеся . Путём эксперимента определить почему летом в жаркий солнечный день нужно носить светлый головной убор?

Эксперимент. Учитель наливает в две пробирки одинаковое количество воды комнатной температуры.  Учащиеся с помощью датчика температуры измеряют температуру воды в начале эксперимента . Заносят данные в таблицу. Одну пробирку оборачиваем бумагой белого цвета, другую- бумагой чёрного цвета. И используя настольную электрическую лампу мощностью 75 Вт, нагреваем их.

 ( В этом месте  продолжается  работа над темой  около 10 минут)

 Продолжение эксперимента.

  Затем измеряем  температуру в пробирках, и через 10 минут, через 15 минут. Фиксируем результаты эксперимента в тетрадях учащихся. Делаем вывод.

Гипотеза (учащегося): я думаю  что летом в жаркий солнечный день нужно носить----------

------------- головной убор, потому что---------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сосуды

Температура воды в начале эксперимента

 Температура воды через 10 минут

 Температура воды через 15 минут

Пробирка, обёрнутая чёрной бумагой

Пробирка, обёрнутая белой бумагой

 

Разница температур

 Вывод . До начала опыта  вода в обеих пробирках  имела температуру------------градусов.

Через 15  минут  вода в пробирке ,обёрнутой белой бумагой имела температуру -------------

- градусов., а вода в пробирке обёрнутой чёрной бумаге , имела температуру------градусов.

Разница температур воды в пробирках составила ------ градусов. Значит тела -----------------

цвета нагреваются на солнце быстрее, чем тела  ----------------- цвета.  Значит летом в

жаркий      солнечный день нужно носить---------------------- головной убор.

Физкультминутка.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Закрывают оба глаза.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву о.

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Глаза смотрят вправо- влево.

Глазами смотрят вверх, вниз.

4.Закрепление и обобщение пройденного.   Продолжение заседания клуба.

Учитель..Вернёмся к теме нашего заседания.  Художники стараются показать красоту различными красками . А  какими приёмами могут воспользоваться поэты и писатели чтобы показать красоту,  которую они заметили и хотят довести до нас ?

Учащиеся. Это такие литературные приёмы как контраст, олицетворение и сравнение.

Учитель. Подтвердите это примерами.  К картинам     «Золотая осень»  «Прогулка» , «После дождя»  подберите стихотворные строчки.  (Если понадобится можете воспользоваться  своими записными книжками).

 Учащиеся зачитывают отрывки из разных произведений  или рассказывают их наизусть. (Отрывки из произведений  . Учебник литературного чтения  Н.А.Чураковой для 3 класса. По УМК»Перспективная начальная школа»Стр 7-63

Учитель. Можно и мне присоединяться. К картине Клода Моне «Прогулка» я бы подобрала вот это стихотворение   Сергея Козлова «Мимо белого яблока луны, мимо красного яблока заката…….. .

Ребята вы нашли очень много красивых отрывков из произведений.  Найти , это самое малое, давайте постараемся построить  красивые отношения со своими близкими и одноклассниками . Это можно делать по разному . Я хочу вам показать свои цветы.  Их я выращиваю ,чтобы порадовать своих близких.  Я думаю, что многие поступают также.

5.Завершение эксперимента. Вывод.

6.Рефлексия.

 1.Я узнал……

2.Я бы хотел похвалить  ……………. , потому что

3. Больше всего мне понравилось……

4. На других уроках я бы хотела……….

5.  Моё отношение к опытам и экспериментам……

6. Я научился…….

7. Я доволен своей работой, потому что …..

8.  Я допустил ошибку, когда…… Мне нужно……..

7.Домашнее задание . Попробуйте самостоятельно анализировать репродукцию картины Ван  Гога «Ботинки» по вопросам и заданиям учебника . Стр.  50-51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"

Предлагаю технологическую карту урока   окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...

Конспект урока литературного чтения «А.Усачёв «Бинокль» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цель деятельности учителя:  ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством А.А. Усачёва, с художественным произведением «Бинокль»; формирование навыка осознанного и выразительного чт...

Конспект урока литературного чтения "Михаил Лермонтов «Осень»"(УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Лермонтова, со стихотворением «Осень»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, уме...

Технологическая карта урока литературного чтения "А. Пушкин "Цветок"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихотворением А. Пушкина «Цветок». Задач...

Конспект по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс Тема: "Озеро байкал"

Задачи урокаДидактические:формирование знаний  природных объектах всемирного наследия нашей Страны.формирование знаний о нашей стране.Развивающие:1)содействовать развитию воли и настойчивости пос...

Конспект по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс Тема: "Московский Кремль"

Задачи урокаДидактические:Формирование знаний о истории нашей страны;Формирование знаний о истории Московского КремляРазвивающие:1)содействовать развитию воли и настойчивости посредством работы с элем...