Конспект интегрированного урока чтения в 1 классе « Любимые игрушки»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Конспект интегрированного урока чтения. Интеграция предметов: чтение - музыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubimaya_igrushka.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока чтения в 1 классе
« Любимые игрушки»
Интеграция предметов: чтение – музыка.
Педагогическая цель урока: создать условия для освоения умения пересказывать текст с опорой на план, условия для развития речи, творческого воображения и памяти.
Планируемые результаты ( предметные): познакомить с «Детским альбомом» П.И. Чайковского.
Личностные результаты: иметь познавательные интересы, учебные мотивы, навыки самоконтроля и самооценки; воспитывать в себе ответственное, бережное отношение к вещам.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей, намечать пути их устранения.
Познавательные: общеучебные – осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.
Коммуникативные: умение формулировать своё мнение и позицию, понимать и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, уметь работать в паре.
Тип урока: открытие новых знаний.
В уроке использованы элементы современных педагогических технологий:
-Игровая
-Личностно-ориентированная
-Проблемное обучение (частично - поисковый)
-ИКТ
-Здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ.минутки)
Принципы обучения: наглядность, доступность. Принципы систематичности и доступности реализуются через переходы от простого к сложному.
Ресурсное обеспечение: компьютер, экран, демонстрационные картинки, учебник, дидактический материал, аудиозапись «Детского альбома» П.И. Чайковского; игрушки (на усмотрение учителя), для каждого ребенка: любимая игрушка.
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.
II
3. Определение целей и темы урока.
- Посмотрите, какие замечательные игрушки вы принесли в класс. Куклы, мячи, самолеты…Как бы вы предложили назвать наш урок?
- А чему мы сможем научиться на нашем уроке?
– Сегодня мы отправляемся в мир игрушек.
– Отгадайте загадки.
Вот игра теперь для вас –
Стихи-загадки прочту сейчас.
- начну, а вы кончайте –
Хором дружно отвечайте.
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его... (Петрушка).
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Уложили... Глянь-ка!
Встал уж... (ванька-встанька).
Серый байковый зверушка,
Косоглазый длинноушка,
Ты морковку ему дай-ка!
Вот обрадуется... (зайка).
Красные щечки,
Пестрые платочки,
Хлопают в ладошки
Веселые… (матрешки).
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела
- пестрой юбке танцовщица
Музыкальная… (юла).
Он и стройный, и красивый,
- него есть хвост и грива.
Но скакать не может... Жалко.
Лишь качает… (конь-качалка).
4. Работа по теме урока.
- Беседа об истории игрушки.
– Как выдумаете, ваши дедушки и бабушки играли с игрушками? А какие были игрушки?
– Да, действительно, ваши дедушки и бабушки тоже играли в свои любимые игрушки, и их бабушки и дедушки тоже играли. Только игрушки у них были сделаны из других материалов. Вот, например, одну из первых игрушек делали из бересты.
– Что такое береста? (Верхний слой березовой коры.)
– Бересту резали на полоски, кипятили, высушивали и прочно соединяли. Внутрь помещали камешки или горох.
– Вы догадались, какая это игрушка? (Погремушка.)
- сейчас, ребятки,
Для вас загадка.
Кто без свирели
Выводит трели? (Птица.)
– Вот следующая игрушка.
(Учитель показывает глиняную птичку-свистульку.)
Ох ты, свисты-пересвисты,
Здесь свистульки голосисты!
Дунул наш Петрушка в птичку –
Соловейка и скворец
Спели песню наконец.
– Из какого материала сделана эта игрушка? (Из глины.)
– Глина – чудесный материал. Люди издавна знали замечательные свойства глины. И не случайно игрушки, сделанные из глины, – самые древние, самые старые.
В старину верили, что различные свистульки, погремушки своим свистом и шумом отгоняли злых духов.
Игрушка – самая веселая вещь в доме. Не зря в старину их называли «потехами», «балясами», «таратушками».
(Учитель читает загадку.)
Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь о стенку – не стонет,
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать. (Мяч.)
– У детей, которые жили 2 тысячи лет тому назад, мячи были из кожи, и набивали их травой. Также мячи шили из тряпок, плели из веревок, вытачивали из дерева. Конечно, если такой мяч попадет по лицу, только мужественный человек найдет в себе силы засмеяться,
- не заплакать.
(Учитель читает загадку.)
Что все это значит?
Дочка, а не плачет.
Спать уложишь – будет спать
День, и два, и даже пять! (Кукла.)
– Куклы появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам 4 тысячи лет. Их вырезали из дощечек, украшали геометрическим узором, а головы – шариками из деревянных и глиняных бус.
На Руси кукол делали из соломы, из деревянных чурбачков, к которым приделывали руки и ноги из тонких палочек. Только очень долго куклы оставались без лица, потому что считалось, что через лицо в куклу может вселиться нечистая сила, и тогда в дом придут разные несчастья.
2. Устные рассказы детей. Работа по группам. Постановка проблемы.
– А у вас, ребята, есть любимые игрушки? (Ответы детей.)
– Разделитесь на группы. Приготовьте рассказ про любимую игрушку по плану:
- Как называется игрушка.
- Как она выглядит.
- Как ты в нее играешь.
5. Физкультминутка
– Как живешь?
– Вот так! (Показывают большой палец.)
– А плывешь?
– Вот так! (Имитируют плавание.)
– Как бежишь?
– Вот так! (Имитируют бег.)
– Вдаль глядишь?
– Вот так! (Глядят, приставив ладонь ко лбу.)
– Ждешь обед?
– Вот так! (Ждут, подперев рукой щеку.)
– Машешь вслед?
– Вот так! (Машут рукой.)
– Ночью спишь?
– Вот так! (Показывают, как спят ночью.)
– А шалишь?
– Вот так! (Надувают щеки, хлопают по ним кулачками.)
6.Продолжение работы по теме урока
- Прослушивание музыки.
– Если ваша кукла заболела, что делаете? (Лечим ее.)
– Покажите, как вы это делаете? (Укладываем в постель, даем лекарство.)
– Послушайте пьесу П.И. Чайковского «Кукла заболела». (Дети слушают музыку.)
– Какая мелодия прозвучала? (Грустная, печальная.)
– Какие чувства вы испытываете, слушая пьесу? (Жалко куклу.)
– А теперь прослушайте другую пьесу. (Дети слушают пьесу «Марш оловянных солдатиков».)
– Какие чувства вызывает эта мелодия? (Радость, так и хочется встать и идти куда-то.)
– Эта пьеса так и называется – «Марш оловянных солдатиков».
– Послушайте, какое стихотворение написал о солдатиках поэт. (Учитель читает стихотворение.)
Солдатик оловянный,
Мой неизменный друг,
Ты стал какой-то странный, Что приключилось вдруг? Поведал воин славный:
– Признаться, старшина,
Мой повелитель главный,
Противна мне война!
- с нею танки, пушки, В расплавку их пора… Я вижу – то игрушки, И знаю – то игра.
Но повторяю снова
И снова, старина: Претит само мне слово Зловещее – «война»!
Патронов спрячь обоймы,
Мой убери мундир.
Давай играть с тобою
Не в войны – в добрый мир!
В. Кремнев
– О чем мечтает солдатик? (Он мечтает о мире.)
2. Рассказ учителя о П.И. Чайковском.
Петр Ильич Чайковский весной 1878 года гостил у своей сестры
Александры Ильиничны. Почти все свободное время Петр Ильич проводил в кругу молодежи и детей – своих племянников и племянниц. Он очень любил детей. «Цветы, музыка и дети, – говорил композитор, – составляют лучшее украшение жизни».
- что только не придумывал он для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле – за цветами и грибами, пикники, костры, музыкальные спектакли, вечера с танцами, когда за роялем сидел «дядя Петя».
Любил Петр Ильич слушать, как ребята – их было семеро – занимаются музыкой. Слушая игру детей, композитор не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей, не так уж много.
Тогда-то и задумал он создать альбом пьес для ребят. 30 апреля он сообщал в письме к своему другу, Надежде Филаретовне фон Мекк: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей.
- хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана…»
«Детский альбом» был закончен в мае 1878 года и в том же году напечатан.
«Детский альбом» – это 24 пьесы. По ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время.
Словно догоняют острые стремительные мотивы в пьесе «Игра в лошадки». Отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско в «Марше деревянных солдатиков». Это игры мальчиков.
А девочки, конечно, играют в куклы. Грустная музыка говорит о болезни куклы. И мы забываем, что это кукла, кажется, будто композитор рассказывает о больной девочке, которую очень жаль. Напротив – сколько искрящейся радости, восторга в пьесе «О новой кукле» с ее взлетающей мелодией.
3. Рассказ учителя об истории создания плюшевого медведя.
– Посмотрите, многие дети принесли сегодня медведей. А вы знаете, сколько лет этой игрушке?
– Тогда слушайте мой рассказ.
Мишка появился на свет в Германии в декабре 1901 года. Его мамой стала мастерица игрушек Маргарет Штайф. Ребенком Маргарет перенесла тяжелую болезнь и стала инвалидом. Она не могла участвовать в шумных играх детей, поэтому любимым занятием стало шитье. Родители девочки владели небольшим ателье, и им нравилось увлечение дочери. Как-то раз мама принесла ей разноцветные лоскутки, и Маргарет сшила маленького тряпичного слоника. Он был такой симпатичный, что мама решила выставить игрушку в витрине ателье. Симпатичный слоненок привлекал внимание всех прохожих. А дети не хотели отходить от витрины и со слезами на глазах требовали у родителей такую же игрушку. Увидев такой интерес, родители Маргарет решили наладить пошив мягких игрушек.
- вскоре за стеклом витрины появились симпатичные зайчики, котята, щенята – кого там только не было! Но медвежата почему-то еще не появились. Плюшевого медвежонка придумал двоюродный брат Маргарет – Ричард. Он закончил художественную школу и целыми днями пропадал в зоопарке, делал рисунки разных животных, искал персонажей для новых игрушек. Однажды он увидел маленького медвежонка. По его рисунку и сшили первого игрушечного медвежонка из лоскутков плюша.
Но на этом история не закончилась. Оказалось, что примерно в это же время в Америке тоже сшили игрушечного медвежонка, причем в Америке ничего не знали про немецкого. Но вот что интересно: обоим мишкам дали одинаковые имена. Обе игрушки назвали Тедди в честь тогдашнего американского президента Теодора Рузвельта.
- это не шутка. Дело в том, что в один из своих выходных президент США Теодор Рузвельт отправился на охоту. А местные власти, желая угодить президенту, накануне поймали медвежонка и привязали его к дереву прямо на пути Рузвельта. Но американский президент возмутился такой жестокостью и не стал стрелять в беззащитного медвежонка. Об этом случае узнали во всем мире. Поэтому плюшевых медвежат, не сговариваясь, и в Америке, и в Германии назвали в честь Теодора Рузвельта – Тедди.
Таким образом, нашему медвежонку исполнилось 106 лет.
– Интересно, за что вы любите мягкие игрушки? (Они яркие,
нарядные, дарят хорошее настроение, радость. Мы любим спать с ними, потому что с ними тепло, уютно, спокойно.)
4. Устные рассказы детей о своих любимых игрушках.
5. Рассказ учителя о кукле Барби.
«Родилась» Барби в Калифорнии в 1959 году, в мае. У Рут Хендлер была дочь по имени Барбара – хорошенькая, как кукла. Это и подсказало Рут идею, которой она тут же поделилась со своим мужем, владельцем игрушечной фирмы. Почему бы не выпустить куклу-девушку, веселую и современную?
Разрабатывал образ новой куклы дизайнер Джек Райан. Он подарил ей привлекательную внешность и дал имя Барби. Модельеры фирмы тут же разработали для нее гардероб в соответствии с последней парижской модой, и стала она работать манекенщицей.
- том же году Барби отправилась на ярмарку игрушек в Нью-Йорке, но... не имела там особого успеха. Создатели куклы поняли, что перестарались. Уж слишком она была шикарная. Сшили ей новые платья – точно такие же, какие носили американские девочки. Сделали кукле рекламу, и о ней узнала вся Америка.
Со дня рождения Барби прошло почти полвека. Барби знают во всем мире, и каждые 2 секунды ее где-нибудь кто-нибудь покупает.
– А почему вы любите Барби? (Она, как настоящая девушка, может менять наряды.)
(Девочки читают стихотворение по четверостишиям.) Барби – куколка-милашка,
Золотистый завиток,
Платье в белую ромашку –
Ах, как ей оно идет!
Мне тебя на день рожденья Подарили той зимой.
Сразу стали мы друзьями, Ты теперь всегда со мной. Мы в свободные минуты Говорим с ней обо всем, Делим радости мы вместе
- грустим всегда вдвоем. Кукле я сошью наряды, Бусы, серьги смастерю. Станет Барби первой дамой, Средь игрушек на виду.
Дни идут за месяцами,
Но у детства краткий путь. Барби, куколка, подружка, Наши игры не забудь! Налетят метели злые
- с ручьями убегут,
Станут сверстники большими,
Наши дети подрастут.
- однажды в день рожденья Я в коробку посмотрю… Барби, куколку-красотку Своей дочке подарю.
Ж. Карпова
6. Итог урока
– Сегодня на уроке мы узнали историю некоторых игрушек.
– Что вам показалось интересным на уроке? (Ответы детей.)
– Что вас удивило? (Ответы детей.)
– Как хорошо будет, если вы сохраните любовь к своим игрушкам, о которых вы сейчас рассказывали, на всю жизнь. И даже когда игрушка станет старой и сломается, хороший хозяин никогда ее не обидит и не выбросит. Игрушка счастлива с любящим хозяином, она чувствует себя в безопасности. Игрушки – друзья, которые любят вас и никогда не обманут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А. Л. Барто . В школу - конспект интегрированного урока чтения
Урок был подготовлен и проведён в рамках окружного конкурса "Учитель года - 2009"...
Конспект интегрированного урока в 3 классе. Русский язык, внеклассное чтение.
Конспект составлен на материале сказки Н.Носова "Приключения Незнайки"....
Конспект интегрированного урока чтение\русский язык. 3 класс
Интегрированный урок (чтение/русский язык) В. Астафьев "Капалуха"...
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по УМК «Перспективная начальная школа»
Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по УМК «Перспективная начальная школа» Яруллина Г.Г. Учитель высшей квалификационной категории МБОУ”Дубъязская ...
конспект открытого интегрированного урока чтения 1 класс
конспект интегрированного урока чтения (окр.мир)1 класс...
Конспект интегрированного урока(чтение, устная речь,письмо" для 1 класса. Тема: "Звук и буква Л"
Материал предназначен для учителей коррекционных школ...